Дипломная работа: Основы правовой культуры
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия и
основных элементов правовой культуры. Правовая культура как элемент правовой
системы
§
1. Основные подходы к пониманию правовой культуры
§ 2.
Структура и функции правовой культуры
§ 3. Виды
и типы правовой культуры
Глава 2. Правовая культура общества и
гражданина в современной России
§ 1. Правовой нигилизм как черта российской правовой культуры
§ 2. Правомерное поведение как основная форма и критерий
выражения правовой культуры
§ 3. Соотношение правосознания и правовой культуры
Глава 3. Совершенствование правовой
культуры российского общества
§ 1. Современное развитие прав и свобод человека
§ 2. Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой
культуры
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
правовая
культура
Актуальность темы исследования.
Среди правовых явлений правовая культура безусловно представляет наиболее многостороннее
и многослойное явление. Правовая культура — один из аспектов общечеловеческой
культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных
элементов гражданского общества, правового государства. Она включает в себя и
правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов
власти, государства в целом. Правовая культура составляет внутреннюю,
ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает
правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок,
правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность,
регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими
особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной
стабильности. Состояние правовой культуры любого государства является важным
показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы. Это в
полной мере относится и к современной России. В ее правовой системе как в
зеркале отражается достигнутый на рубеже веков и тысячелетии уровень
прогрессивно-правового развития общества. Правовая культура опосредует все
основные сферы правовой жизни общества: правотворчество и законодательство,
правосознание и реализацию права, субъективные права, свободы и обязанности
граждан, политико-юридические институты, учреждения общества и государства,
определяя их особое качественное состояние, которое можно выразить понятием
правокультурность.
Формирование
правовой государственности России, укрепление системы государственной» власти
немыслимы без соответствующего уровня правовой культуры. России необходим
быстрый и решительный прорыв в правокультурное пространство, нужна своеобразная
ассимиляция национальных и мировых достижений в сфере права. Отсюда вытекает
актуальность исследования и заслуженное внимание к этой проблеме юридической
науки.
Степень
разработанности темы исследования. Характеризуя
состояние научной разработанности данной проблемы, необходимо отметить, что
исследованию отдельных ее аспектов придавалось часто больше внимания, чем
рассмотрению ее в качестве целостности. Вызывает необходимость более глубокое
изучение: понятийная характеристика, субъект и объект правовой культуры, ее
цель, задачи и функции, принципы, система законодательного регулирования организации
правовой культуры в обществе, вопросы совершенствования данного направления.
Перечисленные
проблемы являются актуальными, так как их теоретическое, правовое и
практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к
закону; создать условия для развития гражданской и правовой активности в
обществе; организовать изучение права на всех уровнях
воспитательно-образовательных учреждений; расширить информирование населения о
действующем законодательстве и обеспечить доступ всех слоев населения к
юридической информации.
В
этих условиях необходимы глубокие исследования, способные содействовать решению
назревших задач совершенствования и повышения правовой культуры.
Значительное
место занимает эта проблематика в трудах русских ученых: Н.А. Бердяева, В.И.
Вернадского, Л.Н. Гумилева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, П.А. Кропоткина,
Д.С. Лихачева, СМ. Соловьева, Г.В. Плеханова, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского,
А.Л. Чижевского»и др.
Концептуальные
аспекты данной проблемы разработаны в трудах отечественных юристов-правоведов С.С.
Алексеева, Е.В. Аграновской, В.М. Баранова, П.П. Баранова, П.К. Блажко, Г.И.
Балкж, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, В.В. Головченко, Г.А. Голубева, В.И.
Гоймана, Н.Л. Гранат, Б.Л. Железнова, В.П: Казимирчука, Д.А. Керимова, Н.М.
Кейзерова, B.C. Каптарь, В.И. Каминской, С.Н. Кожевникова, Б.А. Кистяковского,
В.Н. Кудрявцева.
Объектом
исследования является правовая культура как
специфическое, сложное и развивающиеся общественное явление, имеющее большое
значение для функционирования демократического, правового государства.
Предметом
исследования является состояние, особенности и
тенденции развития правовой культуры в современном российском обществе и ее
роль в формировании и развитии гражданского общества, правовой системы и правового
государства.
Цель
исследования. Целью дипломной работы является
комплексное изучение сущности, структуры, видов и типов правовой культуры,
анализ ее взаимодействия с другими правовыми явлениями общества, выявление роли
и значения правовой культуры для обеспечения прав и свобод человека и
гражданина и правовой системы России, определение основных путей повышения ее
уровня.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-выделить теоретические основы
понятия и основных элементов правовой культуры;
-рассмотреть ее сущность, содержание, структуру и
функции;
-провести е исследование историко-правовых
предпосылок развития правового статуса человека и гражданина;
-проанализировать правовую культуру
общества и гражданина в современной России;
-исследовать основные принципы правового статуса человека и гражданина;
-разработать рекомендации по совершенствованию
правовой культуры.
Методологическую
и теоретическую основу исследования составили общенаучный
и частнонаучные методы изучения правовой системы как общественного явления.
Общенаучным методом исследования является диалектический метод, который
предполагает изучение правовых явлений с точки зрения законов диалектики.
Диалектический метод позволяет проникнуть в сущность государства и права,
выяснить их природу, особенности, механизм деятельности государства,
правотворчества и правоприменения. К числу использованных частнонаучных методов
следует отнести исторический, сравнительный, социологический,
формально-юридический, нормативный, логический, системный,
структурно-функциональный, посредством которых проводится анализ существующего
законодательства и практики его применения.
Теоретическую
основу исследования составили положения, идеи, выводы,
содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам
правовой культуры, проблемам совершенствования и развития правовой культуры.
Нормативная
основа. Юридической базой исследования являлись
международные нормативно-правовые акты, Конституция Российской Федерации,
федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты.
Теоретическая
и практическая значимость исследования. В дипломной работе
разработана комплексная проблема, которая может служить основой для дальнейшего
научно-теоретического исследования правовой культуры. Результаты работы
позволяют проследить тенденции развития правовой культуры на современном этапе,
выявить ее особенности.
Практическое
значение исследования состоит в том, что сформулированные в ней выводы и
предложения могут быть использованы в ходе дальнейшего совершенствования
правовой культуры, конкретизации структурных элементов правовой культуры, при
разработке и совершенствовании текущего законодательства, а также
государственно-правовых форм и методов обеспечения и защиты прав и свобод
граждан, в подготовке профессиональных специалистов в учебных заведениях.
Структура
и содержание работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих
6 параграфов, заключения, списка литературы.
правовая
культура
Глава 1. Теоретические
основы понятия и основных элементов правовой культуры. Правовая культура как
элемент правовой системы
§
1. Основные подходы к пониманию правовой культуры
В течение длительного времени в
российском обществе не существовало благоприятных предпосылок для развития
правовой культуры, это объяснялось, прежде всего, различными объективными и
субъективными факторами. Итак, отечественной правовой системе были свойственны
не развитые институты конституционализма, характерные для западноевропейской
правовой системы, а неуважительное отношение к личности, к ее правам и
свободам, низкая роль судебной власти, господство тоталитарного режима
советской власти в течение 70 лет и т. д.
Правовая культура — чрезвычайно емкое
явление. Ее общественная значимость во многом превосходит границы нормативного
воздействия права на социальные отношения, так как, являясь составной частью
общечеловеческой культуры, правовая культура прямо и косвенно влияет на
формирование сознания и деятельность личности в самых различных сферах жизни
общества. Не случайно, поэтому к подавляющему большинству проблем построения
правового государства и гражданского общества вопросы формирования правовой
культуры имеют самое прямое отношение.[1]
Формулировка понятия правовой культуры
связана с определенными теоретическими и методологическими трудностями, которые
вызваны многогранностью данного феномена.[2]
В настоящее время в юридической науке
сложился ряд методологических подходов к исследованию правовой культуры.
Аксиологический подход имеет много
сторонников. В данном подходе правовая культура понимается как развивающаяся
система правовых ценностей (правосознание, правовая наука, законодательство,
правопорядок, правовая деятельность), созданных и создаваемых в ходе развития
общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры
человечества. Такой подход обеспечивает характеристику правовой культуры как
меры гуманизации человека и общества.[3] Это позволяет четко
отграничить правовую культуру от других близких и взаимосвязанных с нею
правовых категорий, обосновать ее преемственность и подчеркнуть, что к ней относятся
лишь процессы и явления, которые отражают сущность правового государства и
гражданского общества, его основные устои и принципы.[4]
Аксиологическое направление в
исследовании правовой культуры основывается на философском изучении именно
ценностного аспекта культуры и дает возможность определить социальные основы
правовой культуры, объективные свойства ее нормативности, духовные и нравственные
аспекты. В данном случае «прослеживается связь правовой культуры и
нравственности членов общества, без которой правовая культура невозможна».[5]
Определенное значение в юридической
науке имеет функциональное исследование правовой культуры. Основное содержание
данного подхода состоит в уяснении роли правовой культуры под углом зрения
деятельности субъектов права, критерием которой является соответствие ее высшим
ценностным критериям права. В данном случае под правовой культурой следует
понимать совокупность всех элементов юридической надстройки, рассматриваемых в
динамике.[6] Используя функциональное
определение правовой культуры, можно говорить о связи ее содержательной стороны
со степенью развитости социальных качеств субъектов права, активной
преобразующей роли человеческого мышления в сфере правовой культуры.
Существует также деятельностный подход к
определению правовой культуры, который акцентирует внимание на различных
сторонах или характеристиках человеческой деятельности. В этом аспекте культура
понимается как синоним творческой деятельности, как воплощение творческих сил
общества, как специфический способ человеческой деятельности. Сторонники
данного подхода подчеркивают, что правовая культура возникает, развивается и
преобразуется с помощью деятельности. Причем речь идет именно о творческой
деятельности.
Процесс деятельности и составляет ее
содержание, а также результативную сторону. Одним из направлений
деятельностного подхода является технологический. Его представители[7]
особо отмечают, что систематизирующим принципом выступает специфический способ организации
и развития общественно-человеческой деятельности.
Культура рассматривается как
определенная система социальных норм и учреждений, регулирующих взаимоотношения
между людьми и их отношение к природе.
В рамках деятельностного подхода
правовая культура определяется как деятельность «такого качества, при котором
наступает ее соответствие выработанным в правовой сфере ценностям, согласованность
поведения с правовыми нормами, включая в себя использование, соблюдение и
исполнение предписаний правовых норм, в результате чего происходит постоянное
обогащение системы правовых культурных ценностей и дальнейшее гармоническое
развитие самого человека».[8]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|