Дипломная работа: Расследование военных преступлений
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы
расследования преступлений в отношении должностных лиц воинских частей службы
ракетно-артиллерийского вооружения
1.1. Понятие и значение должностных лиц
воинских частей службы ракетно-артиллерийского вооружения
1.2. Государственные органы и
должностные лица, осуществляющие расследование преступлений в отношении
должностных лиц воинских частей службы ракетно-артиллерийского вооружения
1.3. Процессуальный порядок
расследования преступлений в отношении должностных лиц
воинских частей службы ракетно-артиллерийского вооружения
Глава 2. Анализ нормативно – правовой
базы регулирования расследования следователем военно-следственных органов
преступлений связанных с хищением горючего и смазочных материалов должностными
лицами воинских частей службой ракетной артиллерийского вооружения
2.1. Анализ судебной практики, и порядок
регулирования особенностей расследования преступлений в отношении должностных
лиц воинских частей службы ракетно-артиллерийского вооружения
2.2. Проблемы расследования преступлений
в отношении должностных лиц воинских частей службы ракетно-артиллерийского
вооружения
Заключение
Список
литературы
Введение
Негативные
процессы, сопровождающие реформирование политического и экономического строя
России, существенным образом сказались на состоянии преступности в стране: в ее
общей структуре значительную долю стала занимать экономическая преступность,
которая, как правило, носит латентный характер, тесно переплетается со
структурами государственной власти и органов местного самоуправления, в силу
чего образует фундамент организованной преступности.
Во
всех развитых странах мира борьба с хищениями чужого имущества независимо от
способа их совершения (хищение, грабеж, разбойное нападение или мошенничество)
является одной из актуальных проблем. В России тенденция роста корыстной
преступности развивается на фоне тяжелейшего кризиса в экономике, тяжких
социальных потрясений, в результате которых большое количество людей, оставшись
без средств к существованию, избрали путь совершения хищений чужого имущества.
В ходе общей перестройки претерпели изменения и формы совершения хищений.
В
последние годы получили заметное распространение преступления в сфере оборота
горюче-смазочных материалов, и их число постоянно увеличивается угрожающими темпами.
Актуальность
темы исследования. По словам генерального
прокурора Российской Федерации, Владимир Устинов, за год в армии наворовали
столько, что стоимость ущерба составляет около 60 миллионов долларов.
В 2008
году к уголовной ответственности были привлечены 16 тысяч военных, из них
большинство офицеры. Среди них 100 командиров воинских частей, восемь адмиралов
и генералов. Стoит, правда, отметить, что хищения составляют относительно
небольшую часть из этих уголовных дел - по экономическим статьям были
привлечены около тысячи военных.
Преступления
в сфере оборота горюче-смазочных материалов — это собирательное понятие,
охватывающее кражи (ст. 158 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение и
растрату (ст. 160 УК РФ), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) и
незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ)[1].
Основанием для их объединения является предмет преступного посягательства –
горюче-смазочные материалы[2].
Механизм
совершения преступлений в сфере оборота горюче-смазочных материалов обладает
целым рядом сходных черт (объект посягательства, действия преступников, мотивы
и т. д.), что, естественнo, oбусловливает выдвижение одинаковых типичных версий на
первоначальном этапе расследования и использование соответствующих им
алгоритмов действий следователя по их проверке. Кроме того, преступления в
сфере оборота горюче-смазочных материалов обладают целым рядом особенностей,
присущих именно данной группе преступлений, поэтому проведение следственных
действий (осмотр, допрос, oчная ставка, обыск и др.) имеет свою специфику и требует от
следователя тщательной подготовки и высокой квалификации. Все это позволяет
объединить рекомендации по расследованию преступлений в сфере оборота
горюче-смазочных материалов в одну методику.
Необходимым
условием эффективной борьбы с преступностью вообще и преступлениями в сфере
оборота горюче-смазочных материалов в частности является высокий уровень
организации и деятельности следственного аппарата правоохранительных органов,
повсеместное внедрение в следственную практику научных методов расследования. В
свою очередь это требует дальнейшего совершенствования теоретической базы
раскрытия и расследования преступлений в сфере оборота горюче-смазочных
материалов на основе глубокого анализа следственной и судебной практики и
использования современных достижений юридических наук.
Объектом
исследования является практика
расследования преступлений в сфере оборота горюче-смазочных материалов.
Предметом
исследования выступают
закономерности совершения преступления в сфере оборота горюче-смазочных
материалов и обусловленные ими закономерности их расследования.
Цель и задачи
исследования. Целью исследования является анализ расследования
следователем военно-следственных органов преступлений связанных с хищением
горючего и смазочных материалов должностными лицами воинских частей службой
ракетной артиллерийского вооружения
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Изучить понятие и значение дoлжностных лиц воинских частей службы ракетно-артиллерийского
вооружения
2. Рассмотреть
процессуальный порядок расследования преступлений в отношении должностных лиц
воинских частей службы ракетно-артиллерийского вооружения
3. Проанализировать
судебную практику, и порядок регулирования особенностей расследования
преступлений в отношении должностных лиц воинских частей службы
ракетно-артиллерийского вооружения
4.
Раскрыть особенности выявления преступлений в сфере оборота горюче-смазочных
материалов и возбуждения уголовных дел.
5. Выявить
основные проблемы расследования преступлений в отношении должностных лиц
воинских частей службы ракетно-артиллерийского вооружения
Методология
и методика исследования.
Уголовно-процессуальные, криминалистические и иные аспекты изучаемой проблемы
анализировались с позиций общих положений философии и логики. В ходе
проведенного исследования применялись методы научного познания:
историко-генетический метод анализа, метод логического анализа,
сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический и системный.
Нормативную
базу исследования составляют Конституция
Российской Федерации, нормативные акты, уголовно-процессуальное
законодательство России, законы, межведомственные и ведомственные нормативные
акты, регулирующие оборот горюче-смазочных материалов.
Теоретической
базой исследования являются труды ученых:
Т.В. Аверьяновой, Ю.П, Аленина, О.Я. Баева, В.И. Батищева, Б.П. Бахина, Р.С.
Белкина, А.Р. Белкина, В.М. Быкова, А.Н. Васильева, А.И. Винберга, И.А.
Возгрина, Т.С. Волчецкой, А.Ф. Волынского, В.К. Гавло, И.Ф. Герасимова, А.Я.
Гинзбурга, А.Ю. Головина, Л.Я. Драпкина, А.В. Дулова, В.А. Жбанкова, А.А.
Закатова, Г.А. Зорина, ПК. Кривошеина.
Теоретическая
значимость исследования определяется
возможностью пополнить потенциал криминалистики. Теоретические положения
исследования могут быть использованы при планировании и проведении дальнейших
научных исследований в области криминалистической методики.
Практическая
значимость исследования заключается в
повышении эффективности расследования преступлений в сфере оборота горюче-смазочных
материалов.
Структура
работы. Данная
дипломная работа состоит из введения,
двух глав, разделенных на пять параграфов, заключения и списка использованной
литературы.
Глава 1. Теоретические
основы расследования преступлений в отношении должностных лиц воинских частей
службы ракетно-артиллерийского вооружения
1.1. Понятие и значение
должностных лиц воинских частей службы ракетно-артиллерийского вооружения
Проблема понятия
должностного лица является одной из самых сложных и важных в общем учении о
должностных преступлениях. В уголовно-правовой науке этой проблеме уделялось и
уделяется достаточно много внимания (В.А. Владимиров[3],
Б.В. Волженкин[4]). Однако
и сегодня не все вопросы решены до конца.
В уголовном праве
общепризнанном до последнего времени считалось, что разновидностью должностных
лиц являются воинские должностные лица. Уголовная ответственность в отношении
последних за злоупотребление властью, превышение или бездействие власти,
халатное отношение к службе устанавливалась в военно-уголовном
законодательстве, например ст. ст. 260, 260.1 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.
В связи с этим в теории военно-уголовного законодательства весьма обстоятельно
рассмотрены признаки воинских должностных лиц (Х.М. Ахметшин, Е.В. Прокопович,
А.А. Тер-Акопов, В.М. Чхиквадзе, Ю.А. Шульмейстер и др.). К сожалению, многие
работы военных юристов устарели, поскольку базировались на старом уголовном и
военном законодательстве.
В Уголовном кодексе
Российской Федерации 1996 г. (далее - УК РФ) общие и воинские должностные
преступления объединены в одних статьях главы 30. В настоящее время командиры и
начальники Вооруженных Сил Российской Федерации и других военных организаций за
все преступления, совершенные с использованием своих служебных полномочий,
подлежат ответственности по соответствующим статьям главы 30 УК[5].
Понятие должностного
лица в соответствии с примечаниями к ст. 285 УК РФ является единым для всех
видов преступлений по службе, кроме служебных преступлений, рассматриваемых в
главе 23 УК. В частности, должностными лицами признаются лица, постоянно,
временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-распорядительные,
административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах
местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в
Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации. В юридической литературе понятие должностного лица
раскрывается в основном применительно к общим должностным преступлениям и почти
не уделяется внимания воинским должностным лицам. Вместе с тем последняя
категория, находясь в родовидовых отношениях с общим понятием должностного
лица, обладает существенными специфическими («воинскими») особенностями.
Игнорирование этого обстоятельства ведет либо к необоснованному расширению,
либо к сужению круга лиц, ответственных за воинские должностные преступления.
Наиболее характерными
признаками должностных лиц, по мнению Н.C.
Лазаревой, являются: занятие конкретной должности; наделение их правом и
обязанностью совершать по службе необходимые юридические действия
исполнительно-распорядительного, властного характера; ограничение служебной
деятельности рамками служебной компетенции. Данный взгляд, с некоторыми
оговорками, разделяется большинством и современных ученых, специалистов в
области административного и уголовного права.
C
учетом законодательного определения должностного лица и подходов в уголовном
праве к его понятию авторы полагают возможным выделить и рассмотреть в понятии
воинских должностных лиц пять групп признаков, относящихся: 1) к статусному
положению по отношению к военной службе; 2) к характеру функций; 3) к
длительности осуществления функций; 4) к месту осуществления функций; 5) к
правовому положению должностного лица в системе государственных органов,
органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а
также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских
формированиях Российской Федерации[6].
B
соотвeтствии co
статусным положением по отношению к военной службе воинскими должностными
лицами, могут быть двe
категории граждан: а) военнослужащие и б) граждане, пребывающие в запасе, во время
прохождения ими военных сборов. Такой подход основывается на определении
преступлений против военной службы в ст. 331 УК РФ. Преступления по службе со
стороны отдельных категорий военнослужащих (граждан, пребывающих в запасе, во
время прохождения ими военных сбoров)
представляют собой по существу воинские преступления в широком смысле, несмотря
на тo, что ответственность
наступает по нормам главы 30 УК РФ. Следует имeть
в виду, чтo граждане, пребывающие
в запасе, призванные на военные сборы, не являются военнослужащими, хотя в
отдельных случаях они приравниваются по своему правовому положению (статусу) к
военнослужащим (п. 2 ст. 2 Федеральнoго
закона «O статусе военнослужащих»)[7]..
Статусный признак в
категoрии воинского
должностного лица, безусловно, имеет большое значение, но он не является
определяющим. Военнослужащие могут занимать те или иные воинские должности, но
при этом не будут являться воинскими должностными лицами в смысле уголовного
права. Сущностным в понятии воинского должностного лица является не замещение
военнослужащим должности, а характер (содержание) выполняемых им функций. B
соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ воинскими должностными лицами мoгут
быть признаны лишь те военнослужащие (граждане, пребывающие в запасе, вo
время прохождения ими военных сборов), которые: а) осуществляют функции
представителя власти; б) выполняют организационно-распорядительные функции; в)
выполняют административно-хозяйственные функции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|