на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Структура и полномочия Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации

Дипломная работа: Структура и полномочия Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие и значение представительной (законодательной) власти

1.1 Законодательная (представительная) власть в системе органов государственной власти Российской Федерации

1.2 Правовое регулирование организации и деятельности парламента РФ

1.3 Субъекты права законодательной инициативы

Глава 2. Порядок формирования и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ

2.1 Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

2.2 Внутреннее устройство Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Глава 3. Законодательная деятельность депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ
3.1 Рассмотрение и принятие законов депутатами Государственной Думы

3.2 Согласительные комиссии депутатов Государственной Думы Федерального Собрания

3.3 Контрольная функция депутатов Государственной Думы

Заключение

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников и литературы:

Приложение 1. Виды законов

Приложение 2. Особенности законодательного процесса в РФ.


ВВЕДЕНИЕ

Как представительный орган Государственная Дума Федерального Собрания выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т.е. граждан Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом. Поскольку, в правовом государстве выборы носят свободный характер, и не подчинены иллюзорной цели добиться участия в деятельности парламента всех социальных групп и слоев населения, в Государственной Думе Федерального Собрания представлены профессиональные политики безотносительно их национальности или социальному положению. Максимум представительности, которая может быть обеспечена демократической избирательной системой, это избрание в парламент депутатов от всех географических регионов страны и от всех политических партий, пользующихся достаточной поддержкой населения.

Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Наряду с этим, парламент обладает и многими другими функциями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и др.

Представительная власть в России столетиями неизменно преследовалась и подминалась исполнительной властью. И в этом главная причина зачаточного состояния нынешней российской демократии. Боярские думы неоднократно разгонялись князьями и царями, хотя именно они помогали им прийти к власти и укрепить ее. Царизм прикрывал свое фактическое самодержавие институтами формально-представительной власти - от Земского Собора до Государственной Думы и Государственного Совета. И при первой же их попытке обозначить свою власть - распускал и разгонял. Большевики встали у кормила государства благодаря Съезду Советов, но как только укрепили свою власть, превратили его в политическую формальность. Верховный Совет Союза и Советы на местах фактически обслуживали исполнительную власть, а таковой была на деле власть ВКП(б) и КПСС.

Созданию первого русского парламента долгое время препятствовали и рассуждения о том, что парламентаризм якобы сущностно чужд нашей стране, являет собой нечто непонятно-инородное и посему отвергаемое населением. Однако всем, кто хоть мало-мальски знаком с историей нашей Родины, кто понимает и любит свой народ, очевидно, что парламентаризм как социально-культурный феномен имманентно присущ российской государственности. Совместное принятие важнейших решений, вырабатываемых усилиями коллективного разума в ходе открытых и откровенных дискуссий, в полной мере соответствует общинному русскому менталитету. В свете современных исследований совершенно ясно, что четыре века поисков российской формы народного представительства - от земских соборов XVI-XVII до Государственной Думы Федерального Собрания образца 1993 года - являются специфической, но неотъемлемой частью общеевропейской истории становления парламента, формы согласования интересов различных общественных групп и их превращения в государственную волю. Эта история не прямолинейна. Ее пути и взаимосвязи порой причудливы и не видны при поверхностном взгляде.

В этом смысле в формах и структурах нынешнего российского парламента живет весь - как удачный, так и трагичный - отечественный и европейский опыт представительного народоправства. Это и опыт первого русского парламента 1906-1917 годов, и опыт Советов 1917-1993 годов, опыт классических парламентов в старых демократиях, и опыт стран, совершающих переход к демократии одновременно с Россией.

Совершенно очевидно, что разветвленные, хорошо организованные и эффективно функционирующие представительные структуры, как на федеральном, так и на региональном уровнях необходимы нам именно сегодня, когда мы вступили на путь строительства правового государства, создания цивилизованного и демократического общества. Именно Государственная Дума Федерального Собрания РФ выступает как собиратель и выразитель интересов групп и структур, образующих гражданское общество, переплавляя эти интересы в государственную волю. Эффективное государственное управление в условиях рыночной экономики не только не исключает, а, напротив, предполагает развитие и совершенствование парламентаризма. Только при этом условии можно рассчитывать на формирование на федеральном и региональном уровнях мощной законодательной базы, адекватной новым историческим условиям. Само собой разумеется, что без такой базы немыслимо дальнейшее проведение реформ в экономической, финансовой, социальной, политической и других областях.

Наконец, нельзя не отметить, что депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, как известно, осуществляют не только законодательные полномочия, но также выполняют и контрольную функцию. Она-то и приобретает особое, в определенном смысле первостепенное значение в те исторические периоды, когда исполнительная власть совершенно обоснованно наделяется огромными правами и возможностями с целью преодоления кризисных явлений в стране, оздоровления всего общественного организма. Широкий и гласный контроль со стороны представительных органов всех уровней за деятельностью органов исполнительной власти, за работой должностных лиц - важнейшая предпосылка решения той задачи, которую президент в Послании Федеральному Собранию РФ назвал "ключевым вопросом любой власти", - речь идет о восстановлении доверия граждан к государству.

Статья 105 Конституции РСФСР, гласящая, что Съезд народных депутатов полномочен, решить любой вопрос государственной жизни, очень нужна была демократам для прихода к власти. Именно законодательная, представительная власть в федеральном Центре на своих плечах, на своем горбу протащила демократов к вершинам власти. Народные депутаты России 1990 г., ориентированные на внедрение демократических традиций путем развития законодательства, оказались заложниками крайних сил, рвавшихся к раздельной власти, независимо от "веточки", на которой они сидели. Эти силы дискредитировали государственную власть как таковую, зачатки демократического авторитета России.

Принятие в декабре 1993 г. новой Конституции РФ фактически ознаменовало становление в России нового парламента. Что бы ни говорили и ни писали о значительных полномочиях депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, ее огромной роли. В соответствии со скоропалительно принятой новой Конституцией РФ однозначно свидетельствуют: никакой действенной системы сдержек и противовесов, никакого баланса ветвей власти не сложилось и вряд ли сложится в ближайшее время. Нарушен в корне принцип разделения власти - правоведы, политологи подсчитали, что президентский объем полномочий в четыре раза превышает парламентский. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ не обладает эффективными рычагами контроля за институтами исполнительной власти. Последняя явно доминирует в механизме государственной власти на всех уровнях - федеральном, в республиках, краях, областях, автономиях.

Жизнь показала и другое: неограниченная президентская власть внутренне противоречива и потому стратегически недееспособна. Срабатывает известный правоведам и политологам "парадокс всесилия" или "безответственной ответственности": когда какой-либо властный институт, какой-либо государственный пост наделен фактически неограниченными правами, за этим следует беспредельная безответственность. Тем самым блокируются, парализуются полномочия и ответственность всех других государственных институтов и органов власти, сковывая любые инициативы и творчество, теряется чувствительность к критике и совершенствованию. Всевластие одного института или должностного лица оборачивается, как правило, бессилием всей государственной власти.

Говоря об актуальности данной темы, нужно отметить, что структура и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ происходит, по сути, заново, и с использованием в большей степени опыта парламентской деятельности, накопленного в других странах.

Целью дипломной работы является изучение компетенции Государственной Думы Федерального Собрания в сфере законодательной деятельности по Конституции Российской Федерации и развивающему ее законодательству.

Задачи дипломного исследования следующие:

¨  проанализировать современное состояние и значение представительной (законодательной) власти в России;

¨  охарактеризовать порядок формирования и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

¨  раскрыть внутреннее устройство Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

¨  исследовать законодательную деятельность депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

При подготовке работы использован и изучен значительный законодательный материал, рассмотрена и проанализирована специфика деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, изучены труды отечественных ученых.

Огромный научный вклад в теорию вопроса внесен Мицкевичем А.В., Полениной С.В., Баглай М.В., Самощенко И.С., Ковачевым Д.А., Тихомировым Ю.А., Горобец В.Д., Пиголкиным А.С., Казьминым И.Ф., Кутафиным О.Е., Авакьян А.С., Хабриевой Т.Я. и другими учеными. Долгие годы они являлись бесменными энтузиастами и пропагандистами «закона о законах», вывод о необходимости принятия которого представлял собой безусловный и закономерные результат серьезнейших и кропотливых научных исследований. И вот, не прошло и полвека, как «лед тронулся».

Значение законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ в современном российском обществе огромно. Она являются выразителями интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. Хотя, в ряде случаев, в деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ доминируют мелкие интересы и личные амбиции.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.


Глава 1. Понятие и значение законодательной (представительной) власти

1.1 Законодательная (представительная) власть в системе органов государственной власти Российской Федерации

В XVII—XVIII вв. в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к убеждению, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ. Народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободу и права человека и обеспечивающие решение общественных проблем в интересах всех граждан. Такая цепь рассуждений приводила к выводу о необходимости создания в каждом государстве суверенного органа народного представительства с подлинной выборностью и широкими правами. Народное представительство, таким образом, выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер.

Исторически предшественниками органов, олицетворяющих идею народного представительства, можно считать представительные учреждения в демократических государствах Древней Греции и в Древнем Риме. С XII века начали развиваться парламентские учреждения в Англии, а затем и в ряде других европейских стран, где, однако, они сначала были только сословно-представительными учреждениями, выполнявшими функцию ограничения власти монарха. Именно в Англии укоренился термин "парламент", который произошел от французского слова "говорить". В XVIII и XIX веках парламенты были конституционно учреждены и стали избираться на основе всеобщего избирательного права (хотя и с большими отклонениями) в США и большинстве европейских стран. В России этот орган (Государственная Дума) появился намного позже — после издания царского Манифеста 17 октября 1905 г. и в результате длительной борьбы с самодержавием.

Идея народного представительства, выдвинутая и разработанная Д. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другими выдающимися мыслителями, повсеместно воспринималась как антипод абсолютизма и единственная разумная основа организации подлинно демократической власти. Однако в разных странах в зависимости от конкретных условий она воплощалась в различных конституционно-правовых формах. В Англии, например, был признан принцип верховенства парламента, вследствие чего вся система власти стала называться "парламентским правлением" (формально она трактуется таким образом и по сей день). В США, которые сразу и наиболее последовательно восприняли концепцию разделения властей, парламентское учреждение (Конгресс) оказалось в равном положении с независимым Президентом и Верховным Судом. И в Англии, и в США парламенту отводились законодательная власть и принятие бюджета, но принцип верховенства парламента признавал за парламентом Англии также функцию контроля над правительством. Постепенно все страны мира — как монархии, так и республики — с различными модификациями в основном восприняли одну из этих основных моделей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.