на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Взаимосвязь мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников

Дипломная работа: Взаимосвязь мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты исследования мотивации трудовой деятельности и направленности личности

1.1 Психологическая сущность мотивационной сферы человека

1.2 Мотивация трудовой деятельности

1.3 Направленность в психологической структуре личности

2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона39

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Описание полученных данных

2.3 Анализ результатов исследования

Выводы

Заключение

Список Литературы


ВВЕДЕНИЕ

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора.

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

Актуальность и важность проблем мотивации персонала заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут более эффективно управлять персоналом.

Вопросы отношения к труду, удовлетворенности трудом в последние годы стали предметом исследования ученых во многих странах. На наш взгляд, это связано с тем, что современное производство определяется не только вещественными факторами, но и резко возросшими влиянием и ролью человеческого фактора.

Мотивы трудового поведения у разных людей различны, но нет сомнений, что каждый человек обладает некой системой индивидуальных потребностей, интересов, ценностей, удовлетворение которых осуществляется или должно осуществляться в труде.

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности.

Направленность личности является обобщенной характеристикой человека с точки зрения того, к чему он стремится, что он ценит. Знание содержания и структуры направленности субъекта дает представления о преобладающей ориентации его мыслей и стремлений, позволяет оценить и прогнозировать его поступки и их мотивы.

Е.П. Ильин, рассматривая направленность личности, как устойчиво доминирующую систему мотивов, делает вывод, что направленность личности выполняет роль магнита, притягивающего активность человека и направляющего ее в определенном направлении. [18, с.132].

Актуальность и важность проблем мотивации трудовой деятельности заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, личностных качеств взаимосвязанных с ней (в данном случае мотивации), руководители смогут более эффективно управлять персоналом, повышая тем самым производительность труда и конкурентоспособность предприятия.

Проблемы мотивации и направленности личности освещены в трудах отечественных ученых: С.Л. Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Здравомыслова, К.К. Платонова, В.Н. Мясищева, Л.И. Божович, Б.И. Додонова, Б.А. Сосновского, П.М. Якобсон, Е.П. Ильина, В.Д. Шадрикова и др.

Среди зарубежных авторов весомый вклад в разработку проблемы внесли: Э. Мейо, А. Маслоу, Р. Коуз, А. Анчиан, П. Хейне, М. Вебер, К. Менгер, X. Хекхаузен и др.

Однако многие вопросы направленности и трудовой мотивации так и остаются нерешенными. В связи с этим целью исследования является изучение взаимосвязи мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона.

Объект исследования: мотивационная сфера сотрудников автосалона.

Предмет исследования: взаимосвязь мотивации трудовой деятельности сотрудников автосалона с их направленностью личности.

Гипотеза: мы предполагаем, что

¾  для сотрудников автосалона с внутренней мотивации трудовой деятельности характерна направленность личности на общение, на взаимодействие и сотрудничество;

¾  для сотрудников автосалона с внешней мотивацией трудовой характерна направленность личности на себя, на собственные интересы.

Задачи:

1.  Проанализировать литературу по проблеме психологической характеристики мотивационной сферы личности, мотивации трудовой деятельности и направленности личности;

2.  Изучить мотивацию трудовой деятельности у сотрудников автосалона;

3.  Изучить общую направленность личности у сотрудников автосалона:

4.  Изучить интерактивную направленность личности у сотрудников автосалона;

5.  Изучить эмоциональную направленность личности у сотрудников автосалона;

6.  Выявить взаимосвязь между мотивацией трудовой деятельности и направленности личности у сотрудников автосалона;

Методики исследования:

1.  Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)

2.  Методика «Направленность личности» Б. Басса

3.  Диагностика интерактивной направленности личности (Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина)

4.  Диагностика эмоциональной направленности личности (Б. И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой)

Выборку составили сотрудники автосалона в количестве 48 человек (21 женщин и 27 мужчин) в возрасте от 20 до 40 лет (Период ранней взрослости по А.А Реану [39]) со стажем работы от 3 до 5 лет. http://vsetesti.ru/203/


1. Теоретические аспекты исследования мотивации трудовой деятельности и направленности личности

1.1   Психологическая сущность мотивационной сферы человека

Среди исследователей распространено мнение, согласно которому вскрыть механизм чего-либо - это значит проникнуть в его внутреннее устройство, уяснить взаимосвязь, взаимозависимость частей или элементов целого и через это понять и объяснить сущность предмета, его необходимый закономерный ход и его неизбежное возникновение в тех или иных условиях.[18, с. 10].

Выдающийся отечественный психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% — от мотивов, которые у этого человека есть, и которые побуждают его определенным образом вести себя [33, с. 83]. По этому высказыванию мы можем судить о значимости понятий «мотив», «мотивация» в системе психологических категорий и о необходимости изучения проблем, связанных с мотивацией личности.

Как отмечает Д.А. Леонтьев, понятие «мотив» занимает особое место в ряду ключевых психологических категорий. Оно выполняет важную объяснительную функцию, являясь вместе с тем одним из наиболее многозначных и «растяжимых» [24].

В литературе можно столкнуться с использованием этого термина для обозначения практически любых как устойчивых, так и преходящих психологических образований, вносящих какой-либо вклад в порождение и побуждение активности субъекта и определяющих ее направленность [18, с. 73].

Категория мотива тесным образом связана с такими базовыми психологическими понятиями, как деятельность, активность, поведение, и входит в структуру мотивации, мотивационной сферы - основных категорий, характеризующих личность.

В работах П.М. Якобсона [52] мы неоднократно встречаем идею о значимости мотива и его месте в системе психологических понятий. Понятие мотива действия (поступка) выступает значимой категорией среди тех психологических понятий, которые нужны для того, чтобы раскрыть, в чем заключается сущность сложного человеческого действия, поскольку мотив является реальным компонентом прогресса, приводящего к осуществлению человеком целенаправленного действия, и без понятия мотива нельзя раскрыть психологическую природу человеческих действий. Это наглядно подтверждает то, в какой мере существенно данное понятие для психологического анализа отдельных форм психической жизни [52, с. 176 - 177].

В мотиве, по мнению А.Н. Леонтьева, объединяются побудительная, регуляторная, селективная и смыслообразующая функции, которые совместно обеспечивают высший уровень саморегуляции личности [23].

В современной психологии, отмечает А.А. Реан, при сходности общего подхода к пониманию мотива существуют значительные расхождения в некоторых деталях определения этого понятия. «Можно даже сказать, что само определение понятия «мотив» представляет самостоятельную научную проблему» [38, с. 108]. О роли данного понятия в системе психологического знания и, кроме того, о неоднозначности толкования свидетельствует большое число определений термина «мотив». Приведем лишь некоторые из них. Мотив — устойчивая внутренняя психологическая причина поведения или поступка человека, полагает Р.С. Немов. По мнению Ж. Годфруа, мотив- это соображение, по которому субъект должен действовать. Ю.М. Орлов отмечает, что мотив—это, ради чего осуществляется поведение, мотив — это потенциальное поведение [35].

Мотивы—побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности; в современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. С точки зрения А.А. Реана, мотив — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием); внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности [38].

На наш взгляд, наиболее полно отражающим истинную природу мотива является определение, данное Е.П. Ильиным: мотив (от лат. movere— приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием) [18].

Таким образом, «мотив» — понятие центральное в теориях мотивации, но содержание его неоднозначно. В психологии мотив связывают не только с функцией побуждения, но и с направленностью деятельности, регуляционной, смыслообразующей ее составляющей. Он служит основанием для выбора целей, средств и способов действий, «энергизирует» поведение, выступает как конечная цель поведения или его повод

Наряду с понятием мотива в психологии используется понятие мотивации. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных[18].

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас) [18].

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова [49], мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В. А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности [23], т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ) [18].

Однако при таком подходе остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность — ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. Высказывания авторов о соотношении мотива и мотивации не проясняют этого вопроса. Так, Р.А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив — взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т. е. мотивы вторичны). И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом (т. е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). Кроме того, автор считает, что мотивы относятся к действиям, а мотивация — к деятельности, не давая этому какого-либо обоснования[18].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.