Дипломная работа: Взаимосвязь мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические
аспекты исследования мотивации трудовой деятельности и направленности личности
1.1 Психологическая сущность мотивационной сферы человека
1.2 Мотивация трудовой деятельности
1.3 Направленность в психологической структуре личности
2. Эмпирическое
исследование взаимосвязи мотивации трудовой
деятельности и направленности личности сотрудников автосалона39
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Описание полученных данных
2.3 Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список Литературы
ВВЕДЕНИЕ
В условиях формирования
новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед
промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с
законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения,
приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации.
В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты
деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм
собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих
активизации человеческого фактора.
Решающим причинным
фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Актуальность и важность проблем
мотивации персонала заключается в том, что, поняв механизм формирования
мотивационной сферы человека, руководители смогут более эффективно управлять
персоналом.
Вопросы отношения к
труду, удовлетворенности трудом в последние годы стали предметом исследования
ученых во многих странах. На наш взгляд, это связано с тем, что современное
производство определяется не только вещественными факторами, но и резко
возросшими влиянием и ролью человеческого фактора.
Мотивы трудового
поведения у разных людей различны, но нет сомнений, что каждый человек обладает
некой системой индивидуальных потребностей, интересов, ценностей,
удовлетворение которых осуществляется или должно осуществляться в труде.
Совокупность устойчивых
мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека и
относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью
личности.
Направленность личности
является обобщенной характеристикой человека с точки зрения того, к чему он
стремится, что он ценит. Знание содержания и структуры направленности субъекта
дает представления о преобладающей ориентации его мыслей и стремлений,
позволяет оценить и прогнозировать его поступки и их мотивы.
Е.П. Ильин, рассматривая
направленность личности, как устойчиво доминирующую систему мотивов, делает
вывод, что направленность личности выполняет роль магнита, притягивающего
активность человека и направляющего ее в определенном направлении. [18, с.132].
Актуальность и важность проблем мотивации трудовой
деятельности заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной
сферы человека, личностных качеств взаимосвязанных с ней (в данном случае
мотивации), руководители смогут более эффективно управлять персоналом, повышая
тем самым производительность труда и конкурентоспособность предприятия.
Проблемы мотивации и
направленности личности освещены в трудах отечественных ученых: С.Л.
Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Здравомыслова, К.К. Платонова,
В.Н. Мясищева, Л.И. Божович, Б.И. Додонова, Б.А. Сосновского, П.М. Якобсон, Е.П.
Ильина, В.Д. Шадрикова и др.
Среди зарубежных авторов
весомый вклад в разработку проблемы внесли: Э. Мейо, А. Маслоу, Р. Коуз, А.
Анчиан, П. Хейне, М. Вебер, К. Менгер, X. Хекхаузен и др.
Однако многие вопросы направленности
и трудовой мотивации так и остаются нерешенными. В связи с этим целью исследования является изучение взаимосвязи
мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона.
Объект исследования: мотивационная
сфера сотрудников автосалона.
Предмет исследования: взаимосвязь
мотивации трудовой
деятельности сотрудников автосалона с их направленностью личности.
Гипотеза: мы
предполагаем, что
¾
для сотрудников
автосалона с внутренней мотивации трудовой деятельности характерна направленность
личности на общение, на взаимодействие и сотрудничество;
¾
для сотрудников автосалона
с внешней мотивацией трудовой характерна направленность личности на себя, на собственные
интересы.
Задачи:
1.
Проанализировать
литературу по проблеме психологической характеристики мотивационной сферы
личности, мотивации трудовой деятельности и направленности личности;
2.
Изучить мотивацию
трудовой деятельности у сотрудников автосалона;
3.
Изучить общую направленность
личности у сотрудников автосалона:
4.
Изучить интерактивную
направленность личности у сотрудников автосалона;
5.
Изучить
эмоциональную направленность личности у сотрудников автосалона;
6.
Выявить
взаимосвязь между мотивацией трудовой деятельности и направленности личности у
сотрудников автосалона;
Методики исследования:
1.
Мотивация трудовой
деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
2.
Методика
«Направленность личности» Б. Басса
3.
Диагностика
интерактивной направленности личности (Н. Е. Щуркова в модификации Н. П.
Фетискина)
4.
Диагностика
эмоциональной направленности личности (Б. И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой)
Выборку составили
сотрудники автосалона в количестве 48 человек (21 женщин и 27 мужчин) в
возрасте от 20 до 40 лет (Период ранней взрослости по А.А Реану [39]) со стажем работы от 3 до 5 лет. http://vsetesti.ru/203/
1. Теоретические
аспекты исследования мотивации трудовой деятельности и направленности личности
1.1
Психологическая
сущность мотивационной
сферы человека
Среди исследователей
распространено мнение, согласно которому вскрыть механизм чего-либо - это
значит проникнуть в его внутреннее устройство, уяснить взаимосвязь,
взаимозависимость частей или элементов целого и через это понять и объяснить
сущность предмета, его необходимый закономерный ход и его неизбежное возникновение
в тех или иных условиях.[18, с. 10].
Выдающийся отечественный
психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых
достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на
70-80% — от мотивов, которые у этого человека есть, и которые побуждают его
определенным образом вести себя [33, с. 83]. По этому высказыванию мы можем
судить о значимости понятий «мотив», «мотивация» в системе психологических
категорий и о необходимости изучения проблем, связанных с мотивацией личности.
Как отмечает Д.А.
Леонтьев, понятие «мотив» занимает особое место в ряду ключевых психологических
категорий. Оно выполняет важную объяснительную функцию, являясь вместе с тем
одним из наиболее многозначных и «растяжимых» [24].
В литературе можно
столкнуться с использованием этого термина для обозначения практически любых
как устойчивых, так и преходящих психологических образований, вносящих
какой-либо вклад в порождение и побуждение активности субъекта и определяющих
ее направленность [18, с. 73].
Категория мотива тесным
образом связана с такими базовыми психологическими понятиями, как деятельность,
активность, поведение, и входит в структуру мотивации, мотивационной сферы -
основных категорий, характеризующих личность.
В работах П.М. Якобсона [52] мы неоднократно встречаем идею о значимости мотива и его
месте в системе психологических понятий. Понятие мотива действия (поступка)
выступает значимой категорией среди тех психологических понятий, которые нужны
для того, чтобы раскрыть, в чем заключается сущность сложного человеческого
действия, поскольку мотив является реальным компонентом прогресса, приводящего
к осуществлению человеком целенаправленного действия, и без понятия мотива
нельзя раскрыть психологическую природу человеческих действий. Это наглядно
подтверждает то, в какой мере существенно данное понятие для психологического
анализа отдельных форм психической жизни [52, с. 176 - 177].
В мотиве, по мнению А.Н.
Леонтьева, объединяются побудительная, регуляторная, селективная и
смыслообразующая функции, которые совместно обеспечивают высший уровень
саморегуляции личности [23].
В современной психологии,
отмечает А.А. Реан, при сходности общего подхода к пониманию мотива существуют
значительные расхождения в некоторых деталях определения этого понятия. «Можно
даже сказать, что само определение понятия «мотив» представляет самостоятельную
научную проблему» [38, с. 108]. О роли данного понятия в системе
психологического знания и, кроме того, о неоднозначности толкования
свидетельствует большое число определений термина «мотив». Приведем лишь
некоторые из них. Мотив — устойчивая внутренняя психологическая причина поведения
или поступка человека, полагает Р.С. Немов. По мнению Ж. Годфруа, мотив- это
соображение, по которому субъект должен действовать. Ю.М. Орлов отмечает, что
мотив—это, ради чего осуществляется поведение, мотив — это потенциальное
поведение [35].
Мотивы—побудители
деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие
направленность его активности; в современной психологии термин «мотив»
применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих
активность субъекта. С точки зрения А.А. Реана, мотив — сложное психологическое
образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для
них основанием (обоснованием); внутреннее побуждение личности к тому или иному
виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности [38].
На наш взгляд, наиболее
полно отражающим истинную природу мотива является определение, данное Е.П.
Ильиным: мотив (от лат. movere— приводить в движение, толкать) — сложное
психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и
служащее для них основанием (обоснованием) [18].
Таким образом, «мотив» —
понятие центральное в теориях мотивации, но содержание его неоднозначно. В
психологии мотив связывают не только с функцией побуждения, но и с направленностью
деятельности, регуляционной, смыслообразующей ее составляющей. Он служит
основанием для выбора целей, средств и способов действий, «энергизирует»
поведение, выступает как конечная цель поведения или его повод
Наряду с понятием мотива
в психологии используется понятие мотивации. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре
принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в
психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных[18].
В настоящее время мотивация как психическое явление
трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих
и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа, 1992), в
другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем —
как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее
направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической
регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия
мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы
осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная
система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас) [18].
Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум
направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как
совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова [49], мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний
и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и
субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и
мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих
факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление
рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как
процесс, механизм.
Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов
выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше
того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации
уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся
мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива.
Например, В. А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с
актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив
понимается как предмет удовлетворения потребности [23], т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а
надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ) [18].
Однако при таком подходе остается непонятным, во-первых,
что же придает побудительность — ситуация или мотив, во-вторых, каким образом
возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. Высказывания авторов
о соотношении мотива и мотивации не проясняют этого вопроса. Так, Р.А. Пилоян
пишет, что мотивация и мотив — взаимосвязанные, взаимообусловленные психические
категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т.
е. мотивы вторичны). И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных
мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом (т. е. уже мотивация зависит от
мотивов, которые становятся первичными). Кроме того, автор считает, что мотивы
относятся к действиям, а мотивация — к деятельности, не давая этому какого-либо
обоснования[18].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|