Контрольная работа: Прокурорский надзор
ПЛАН
1. Система органов прокуратуры
2. Уголовно-процессуальный кодекс и его значение в области
деятельности органов прокуратуры
3. Роль и полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве
4. Библиографический список
1.
Система органов прокуратуры
Прокуратура
Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную
систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за
соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов,
иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения
верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод
человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и
государства (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от
17 января 1992 г. № 2202-1 в редакции от 28.11.2009 N 303-ФЗ).
Систему
прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов
Федерации; приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры,
а также прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные
специализированные прокуратуры. В систему прокуратуры РФ входят также научные и
образовательные учреждения[1].
В ряде
республик - субъектов Федерации органы прокуратуры созданы в соответствии со
спецификой их административно-территориального деления (так,
административно-территориальными единицами в Якутии являются улусы, в Тыве -
кожууны, но прокуратуры в них создаются на правах районных (городских).
В
основной части субъектов Федерации созданы только прокуратуры городов и
районов. В некоторых из них действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие
свои полномочия на территории ряда районов. В Москве и в ряде крупных городов в
соответствии с установленным административно-территориальным делением созданы
муниципальные районы и административные округа. С учетом специфики такого
деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на
территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов.
Приказом Генерального прокурора РФ им придан статус прокуратуры города с районным
делением.
Характерным
признаком прокуратуры РФ как единой федеральной централизованной системы
является то, что в соответствии с требованиями Закона образование,
реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их
статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.
Законом
не допускаются создание и деятельность на территории Российской Федерации
органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ.
Важным
свойством прокурорской системы является ее централизация. В соответствии с
Конституцией РФ (п. 1 ст. 129) органы прокуратуры действуют на основе
подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору
Российской Федерации.
Территориальные
органы прокуратуры организуются в соответствии с административно-территориальным
устройством Федерации. В субъектах Федерации действуют прокуратуры
соответствующих республик, краев, областей, автономной области, автономных
округов и городов федерального значения. Прокуроры субъектов Федерации
назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами
власти субъектов Федерации, определенными их конституциями (уставами).
Прокуроры субъектов Федерации имеют первых заместителей и заместителей,
назначаемых Генеральным прокурором РФ.
Системным
признаком прокуратуры Российской Федерации является то, что прокуроры субъектов
Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и им
освобождаются от занимаемой должности.
Прокуроры
городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и
освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и
подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
Прокуроры
субъектов Федерации руководят
деятельностью прокуратур городов, районов и иных административно-территориальных
единиц (территориальных округов и областей), входящих в состав соответствующего
субъекта Федерации. При этом они издают приказы, указания, распоряжения,
обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Они могут вносить
изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в
пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором
РФ.
Прокуроры
городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур.
Все территориальные
прокуроры различных уровней осуществляют свои полномочия в соответствии с их
компетенцией, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской
Федерации», а также нормами уголовно-процессуального, арбитражного, уголовно-исполнительного,
административного и иного федерального законодательства.
Организация
и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях
предопределяется объективной необходимостью обеспечения законности в
специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения
общества и государства. Административно-территориальный принцип построения
федеральных структур власти не выполняет своей организующей роли в ряде
специфических сфер деятельности государства. В настоящее время функционируют
следующие специализированные прокуратуры: военные, транспортные, на особо
режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях -
ЗАТО (до 2001 г. были прокуратуры войсковых частей), которые осуществляют
возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах
правовых отношений.
Специализированные
природоохранные прокуратуры и прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях
уголовно-исполнительной системы выполняют задачи и функции прокуратуры наряду с
территориальными. При этом общие принципы организации и деятельности
прокуратуры распространяются на них в полной мере.
Специализированные
прокуратуры не подменяют деятельность территориальных прокуратур как основного
элемента прокурорской системы, но существенно их дополняют.
Организация
и деятельность различных видов специализированных прокуратур имеют особенности,
обусловленные характером организационных, правовых и иных отношений в
соответствующих сферах.
Создание
военных, транспортных и природоохранных прокуратур обусловлено необходимостью
осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не
зависящих от территориального деления страны. В этих сферах организуются и
действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности
формирования и функционирования которых непосредственно не связаны с
федеративным устройством и административно-территориальным делением.
Организация
специализированных прокуратур должна отвечать требованиям системного подхода.
Все они - элементы единой системы органов прокуратуры. Соответственно на каждую
из них распространяются общие принципы организации и деятельности прокуратуры.
Вооруженные
силы РФ строятся не по административно-территориальному принципу. Поэтому
территориальные прокуратуры не могут заменить подсистему военной прокуратуры.
Военные
прокуратуры возглавляет
Главная военная прокуратура (ГВП), которая является структурным подразделением
Генеральной прокуратуры РФ. Органы военной прокуратуры организуются в соответствии
с принципами строительства Вооруженных Сил РФ и Военно-Морского Флота и
включают: Главную военную прокуратуру; военные прокуратуры военных округов,
флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной
службы Российской Федерации; Московскую городскую военную прокуратуру и другие
военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской
Федерации; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие
военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Все
органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ -
Главный военный прокурор, который, как и иные заместители, назначается на
должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания
РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Главный военный прокурор
руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор,
расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и
следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми
военными прокуратурами.
Свои
полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах,
созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами (п. 4 ст. 46 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части,
учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия,
организации, подразделения Министерства обороны, Федеральную службу охраны,
Федеральную пограничную службу, Службу внешней разведки, Федеральное агентство
правительственной связи и информации, Федеральную службу железнодорожных войск
РФ, Главное командование внутренних войск МВД России, на органы и подразделения
Федеральной службы безопасности, а также воинские формирования других
министерств и ведомств.
Прокуратура
ЗАТО является
специализированной прокуратурой, осуществляющей в закрытых административно-территориальных
образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях
надзор за исполнением законов, иные возложенные на прокуратуру функции.
Структура оборонного промышленного комплекса в силу его общефедерального
характера не соответствует административно-территориальному делению страны, что
предопределяет необходимость создания и функционирования соответствующих
специализированных прокуратур. Производственная инфраструктура и обслуживающие
ее войсковые части нередко расположены на территории нескольких субъектов
Федерации. Применительно к структуре оборонного комплекса организуются
подразделения ФСБ и милиции, поднадзорные прокуратуре. При организации
прокуратур на особо режимных объектах и в ЗАТО учитывается также, что управление
оборонным комплексом и обслуживающими его структурами ФСБ, МВД, воинских частей
строится по принципам, не совпадающим с принципом
административно-территориального деления. Прокурор ЗАТО, осуществляющий надзор
за исполнением законов указанными органами, подчиняется прокурору
соответствующего субъекта Федерации, на территории которого дислоцирован.
В
соответствии с приказом Генерального прокурора РФ названные прокуроры
осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления,
предприятиями, организациями, учреждениями в закрытых
административно-территориальных образованиях; на особо важных и особо режимных
объектах; органами военного управления; специализированными
военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве,
в охране и эксплуатации названных объектов; ведающими ими территориальными
органами соответствующих министерств и ведомств.
Специализированные
прокуратуры расследуют все преступления, совершенные на особо важных и особо
режимных объектах и за их пределами, если они непосредственно связаны с
деятельностью этих объектов, а также преступления, совершенные военными
строителями и военнослужащими войсковых частей, прикомандированных к этим
объектам.
Специализированные
природоохранные прокуратуры создаются, когда территориальные прокуратуры не в
состоянии по объективным причинам обеспечить в полном объеме выполнение
возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии. Действуют природоохранные
прокуратуры на правах областных (Волжская природоохранная прокуратура). В
субъектах Федерации созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных.
Перечень объектов, поднадзорных Волжской природоохранной прокуратуре,
определяется Волжским природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами
республик и областей. В состав Волжской природоохранной прокуратуры,
действующей на правах областной, входит 15 межрайонных прокуратур, которые
осуществляют: надзор за исполнением законов на территории всего Волжского
бассейна; расследование преступлений, совершенных на объектах, отнесенных к их
ведению; иные функции прокуратуры.
Специализированные
прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных
наказаний созданы в
целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного
наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера,
назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с
подчинением прокурорам соответствующих субъектов Федерации. На них возложен
надзор за соблюдением законов администрацией исправительных учреждений
уголовно-исполнительной системы, а также специальных подразделений по
обеспечению безопасности объектов этой системы в соответствии со ст. 32
Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Специализированные
прокуратуры в сравнении с территориальными в большей степени ограждены от
местных влияний, обеспечивают более тесное взаимодействие со
специализированными контролирующими органами, целенаправленную деятельность по
обеспечению законности в соответствующих сферах правовых отношений, более
высокую специализацию прокурорских работников и результативность их работы.
Генеральный
прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской
Федерации. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на
должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной
прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ
(председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других
прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
Страницы: 1, 2
|