Курсовая работа: Личные права и свободы
Академия МВД Республики
Беларусь
Кафедра конституционного
и международного права
Курсовая работа
Тема: Личные
права и свободы
г. Минск 2008
г.
План
Введение
1.Понятие личных прав и свобод.
2. Характеристика личных прав и
свобод в соответствии с законодательством Республики Беларусь
3.Судебные гарантии обеспечения
личных прав и свобод
Заключение
Литература
Введение
Характер взаимоотношений государства
и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив
его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без
изучения многообразных отношений людей с государством.
Личность - это индивидуально
определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях
между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически
связаны с обществом, его особенностями. Общество - это исторически развивающаяся
система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной
жизнедеятельности. Общество и личность взаимообусловливающие друг друга явления,
существующие лишь в неразрывном единстве.
Фактическое положение человека,
масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях
и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную
характеристику состояния конкретной личности. Возможности и обязанности практически
возникают у человека лишь как результат сложного взаимодействия конкретных людей,
личности и общества. Именно этим предопределены серьезные различия в правовом, материальном,
социальном положении в целом между людьми. В зависимости от времени, исторического,
географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов
общественной жизни существенно разнятся между собой основные показатели состояния
личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на
жизнь и право на свободу, в условиях современной Европы по своему содержанию принципиально
отличаются от тех же прав периода Второй мировой войны или же эпохи диктатуры пролетариата
в России.
В государственно-организованном
обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству
принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной
независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу,
теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.
Государственная организация
выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого
отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой
характер, поскольку от имени общества выступает государство.
В силу принципа суверенности
государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает
под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства общеобязательных
предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно находит
свое выражение в институте гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях).
Суть гражданства и подданства, несмотря на некоторые различия между ними, едина
(формально подданство означает личную преданность человека монарху). Она выражается
в наличии устойчивой политико-правовой связи между отдельной личностью и государством.
Эта связь означает юридическую принадлежность лица конкретному государству, приобретение
личностью человека специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных
прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством
внутри страны и за ее пределами. Гражданин это личность в ее отношении к государству
и праву. Качества гражданина становятся важной чертой, характеризующей положение
человека в обществе. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим
основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и
свободами, установленными государством для своих граждан.
Целью работы является обобщение
результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых
актов и авторских исследований, а также выявление особенностей конституционного
института личных прав и свобод человека и гражданина.
Задачей исследования является
обобщение результатов исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные
общественные отношения, исследование работы, посвященной данной тематике, найти
общие закономерности путем обработки данных практики.
Объектом исследования являются
авторские работы и нормативно-правовые акты, которые в той или иной степени затрагивают
вопросы личных прав и свобод человека и гражданина. Предметом исследования являются
развитие и современное состояние правовых основ регулирования личных прав и свобод
человека и гражданина в Республике Беларусь.
личная
право свобода
1.Понятие личных прав и
свобод
Учение о правах человека признается
одной из фундаментальных концепций человеческой цивилизации. Законодательное закрепление
и обеспечение прав человека является принципиальным требованием правового государства.
Однако существует множество теорий и взглядов, касающихся природы прав человека
и их юридического выражения, которые значительно различаются между собой. Один из
них состоит в том, права человека принадлежат ему от рождения и неотъемлемы от него.
Задача же государства и общества состоит в том, чтобы закреплять эти права юридически,
обеспечивать их, не допускать их нарушения. Такой подход характерен для демократического
общества, социального правового государства.
Впервые законодательное выражение
представления о естественных правах человека получили в Конституции американского
штата Вирджиния (Вирджинская декларация 1776 г.), в Декларации независимости США
(1776 г.), а затем в Билле о правах 1796г. В 1789 г. была принята французская Декларация
прав человека и гражданина, которая оказала огромное влияние на политическое и правовое
развитие многих стран.
Принципиальной особенностью
названных документов явилось разграничение закрепленных в них прав на две категории
– права человека, присущие ему от рождения и рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые
и не зависящие от государства, и права гражданина, которые устанавливаются государственной
властью, то есть зависят от законодателя.
Государство, следовательно,
должно признавать естественные права человека в качестве высшей ценности, ни при
каких обстоятельствах не посягать на них и не препятствовать их осуществлению главным
образом путем собственного невмешательства или ограничения своей активности в отношении
каждой отдельной личности, ее автономии, ее свободы. И более того, государство обязано
обеспечить соответствие прав гражданина правам человека, поскольку именно в последних
заключены истинная справедливость и подлинная гуманность, обусловленные самой природой.
В современном обществе высшей
формой юридического выражения прав человека является их закрепление в международно-правовых
актах. 10 декабря 1948 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию
прав человека, в которой эти права изложены в наиболее обобщенном виде.
Сам факт, права человека являются
предметом международно-правового регулирования, служит юридическим подтверждением
того, что они существуют независимо от закрепления в законодательных актах конкретных
государств и могут быть объектом международно-правовой защиты. Но и это обстоятельство
свидетельствует о необходимости придания юридической формы так называемым «естественным»
правам. Без этого невозможны ни надлежащая их реализации, ни должная защита как
на международном, так и на государственном уровнях. Так в статье 2 Конституции Республики
Беларусь установлено, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются
высшей ценностью и целью общества и государства. Права и свободы человека в виде
гражданских прав и свобод закрепляются в разделе II Конституции «Личность, общество, государство».
Личные (гражданские) права
и свободы – это возможности индивида, позволяющие ему оградиться от нежелательного
и незаконного вмешательства кого бы то ни было в его личную жизнь и способные обеспечить
свободное, своеобразное и автономное существование личности.
К ним относятся права:
ü на жизнь;
ü на личную свободу, неприкосновенность
и достоинство личности;
ü на неприкосновенность жилища и иных законных
владений;
ü на свободное передвижение и выбор места
жительства в пределах Республики Беларусь, право покидать ее и беспрепятственно
возвращаться обратно;
ü на свободу совести и вероисповедания;
ü на тайну личной корреспонденции, телефонных
и иных сообщений;
ü равноправие супругов в семейных отношениях;
ü на создание семьи и заключение брака и
др.
Содержание различных прав
и свобод раскрывается в многообразных юридических гарантиях их обеспечения и защиты.
Так, право на неприкосновенность личности обеспечивается путем установления исключительных
условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы, строжайшего запрещения
насилия, пыток, унижающего человеческое достоинство обращения, проведения над людьми
без их согласия медицинских и иных опытов, провозглашения и гарантирования презумпции
невиновности и др.
В основе национальной политики
должен преобладать базовый принцип – принцип приоритета прав и свободу человека. Если
в большинстве экономических преступлений в качестве побудительных мотивов выступает
стремление к извлечению прибыли – деятельности, которая до определенных пределов
признается людьми не только, но и вполне допустимой, то посягательство на личность,
на человеческую жизнь преступно и аморально в любых проявлениях.
Конституция Республики Беларусь
определяет контуры прав человека, которые увязываются с его этнической принадлежностью.
Во-первых, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Во-вторых, каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка
общения, воспитания, обучения и творчества. В Конституции Республики Беларусь говорится
о недопущении дискриминации по национальному признаку. Итак, права человека и право
народа – это отсутствие дискриминации.
Среди правопритязаний личности,
представляющей человечество на рубеже третьего тысячелетия, можно выделить и обособить
группу таких, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности
в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его «модернизацию»,
«реставрацию», и даже «фундаментальную реконструкцию», изменять функциональные возможности
организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами. Сюда
же можно отнести право на смерть, изменения пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию
органов, употребление наркотиков или психотропных средств, право на искусственное
репродуктирование, стерилизацию, аборт, и (в уже зримой перспективе) на клонирование,
а затем – и на виртуальное моделирование, в смысле полноправного утверждения (дублирования)
себя в неметрической форме объективного существования. Права эти, имеющие сугубо
личностный характер, предлагается определить как «соматические» (от греч. soma – тело).[1]
«Соматические» права и свободы
вряд ли могут быть размещены в традиционной (конституционной) классификации прав
и свобод, поскольку институциональность здесь задается качественно особыми и при
том существенными параметрами. Их нельзя поставить в один ряд с позитивными социальными
(в широком значении) притязаниями индивида: экономическими, политическими, корпоративными,
культурными. Историческое утверждение соответствующих прав и свобод «второго поколения»,
как известно, было обусловлено объективными изменениями в отношении исключительно
общественной жизнедеятельности человека. Комплекс «соматических» прав не является
элементом негативного статуса личности и не направлен только на защиту ее телесной
и духовной целостности от любого, не «санкционированного» самой личностью внешнего
вторжения.
2.Характеристика личных
прав и свобод в соответствии с законодательством Республики Беларусь
С позиции
оценки конституционного текста есть основания утверждать, что государственная власть
в Республике Беларусь подчинена интересам служения народу, человеку. Безусловно,
что в зависимости от взглядов можно высказывать критические замечания и пожелания
относительно функционирования коллегиальных представительных органов власти, их
статуса, взаимодействия с иными ветвями власти.
Эффективность
правового регулирования в условиях постоянно меняющейся действительности предполагает,
что даже самое совершенное законодательство со временем претерпевает изменения.
Это объективный процесс. Тем более потребность в таких изменениях может возникать
в связи с несовершенством национального законодательства, необходимостью устранения
противоречий и пробелов, учета новых явлений, неизвестных на момент принятия акта,
а в некоторых случаях - с изменениями политического курса, концепции развития и
т.д.
Если обеспечение
неотъемлемых (личных) прав и свобод зависит в большей мере от воли государства -
государственных органов, должностных лиц (хотя эта воля и должна быть ориентирована
на сложившиеся стандарты в цивилизованном государстве), а также развития гражданского
общества, то права социальные, экономические, культурные практически полностью обусловлены
не только юридическими, но и материальными гарантиями. Право на жизнь является главным,
основным правом каждого человека. Это право относится к категории неотчуждаемых
прав. Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств
содержат нормы, касающиеся данного права. Не является исключением и Конституция
Республики Беларусь.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|