на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Право на фирменное наименование

Курсовая работа: Право на фирменное наименование

Московский университет МВД России

Тульский филиал

Кафедра гражданского права

Курсовая работа

по Гражданскому праву

тема: Право на фирменное наименование

Выполнил: студентка

031-Д учебной группы

3 курса

Радаева Г. О.

Научный руководитель:

к. ю. н. ПУСТОМОЛОТОВ И. И,

Тула 2008


Введение

Специализированное производство и использование особого рода информации о круге реализуемых товаров, работ, услуг и их производителях, предназначенной для потребительского сообщества, является одним из важнейших направлений в деятельности хозяйствующих субъектов, особенно в условиях рыночной экономики. Указанное направление деятельности хозяйствующих субъектов нуждается в отвечающих его специфике специальных средствах и правовых механизмах их применения, способных обеспечить интересы всех участников рыночного процесса, включая государство, предпринимателей и потребителей продукции.

Роль таких средств выполняет исторически сложившаяся группа объектов промышленной собственности, получившая название средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Эта группа состоит из двух родственных по выполняемым функциям подгрупп - подгруппы средств индивидуализации продукции и подгруппы средств индивидуализации участников гражданского оборота. Эти подгруппы характеризуются особым набором конкретных средств индивидуализации, играющих специфическую роль в общественных отношениях, складывающихся в связи с применением к индивидуализируемому объекту.

Подгруппа средств индивидуализации продукции включает в себя товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, указания происхождения товаров.

Подгруппа средств индивидуализации участников гражданского оборота состоит из таких средств индивидуализации, как фирменные наименования и коммерческие обозначения.

Правовые механизмы, положенные в основу регулирования отношений, складывающихся в связи с правовой охраной и использованием указанных средств индивидуализации, аналогичны правовым механизмам, применяемым для целей регламентации отношений, возникающих по поводу правовой охраны и использования иных нематериальных результатов интеллектуальной деятельности. Вместе с тем специфические свойства средств индивидуализации как носителей образной информации о производителе конкретного товара, работы или услуги либо о самом предлагаемом товаре, работе или услуге, выступающих в качестве объектов правовой охраны не позволяют в полной мере отождествлять средства индивидуализации с иными охраняемыми объектами не только интеллектуальной, но и промышленной собственности. Поэтому правовой инструментарий, задействованный в целях установления системы охраны средств индивидуализации, отличается своеобразием приемов правового регулирования и способов защиты прав и охраняемых законом интересов их владельцев.

Сами средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции как объекты гражданских прав, а равно и система их правовой охраны всегда являлись актуальным предметом исследования для юридической науки. Вместе с тем в советский период эта сфера научных знаний находилась в стороне от проблематики изобретательского права в его широком понимании, а на современном этапе развития системы правовой охраны средств индивидуализации, несмотря на обилие публикаций учебного и научного характера, посвященных отдельным видам средств индивидуализации, она входит в проблематику права интеллектуальной собственности.


Понятие права на средства индивидуализации

Индивидуализация участников гражданского оборота и производимой ими продукции осуществляется с помощью системы специальных обозначений, признанных в установленном порядке и служащих своеобразными сигналами, привлекающими потребителей на определенные сегменты рынков товаров, работ и услуг.

Область общественных отношений, складывающихся в связи с созданием, признанием, использованием и защитой указанных обозначений, имеет весьма сложную и неодномерную конфигурацию, которая проявляется в том, что средства индивидуализации одновременно являются объектами как гражданских прав, так и интеллектуальной и промышленной собственности.

Принадлежность отношений, возникающих в связи с правовой охраной средств индивидуализации, к группе отношений имущественно-стоимостного характера, регулируемых нормами гражданского права, вытекает из совокупного анализа правил, закрепленных в ст. 2, 128 и 138 ГК РФ.

В п. 1 ст. 2 ГК РФ определены основания возникновения и порядок осуществления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности).[1]

Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), отнесены по смыслу ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав.

Согласно ст. 138 ГК РФ исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) признается в случаях и в порядке, установленных ГК РФ и другими законами. Принадлежность отношений, возникающих в связи с правовой охраной средств индивидуализации, к группе отношений, регулируемых нормами права интеллектуальной собственности, образующими "особую подотрасль российского гражданского права", следует из Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, согласно которому "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся, в частности, к товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям.

Принадлежность отношений, возникающих в связи с правовой охраной средств индивидуализации, к группе отношений, регулируемых нормами права промышленной собственности, образующими часть норм права интеллектуальной собственности, следует из Парижской конвенции по охране промышленной собственности согласно которому объектами охраны промышленной собственности являются, в частности, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товаров.[2]

Область общественных отношений, возникающих в связи с правовой охраной и использованием средств индивидуализации, опосредуется специальными нормами, образующими в совокупности субинститут гражданского права, именуемый правом на средства индивидуализации. В объективном смысле право на средства индивидуализации представляет собой качественно своеобразную и внутренне упорядоченную совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с признанием, использованием и защитой приравненных к результатам интеллектуальной деятельности обозначений, индивидуализирующих юридических лиц, производимую участниками гражданского оборота продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги.

Нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в связи с признанием, использованием и защитой приравненных к результатам интеллектуальной деятельности обозначений, сосредоточены главным образом в гражданском законодательстве, систему которого образуют ГК РФ, специальные законы и подзаконные акты, регулирующие общественные отношения, объектами которых выступают фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, а также международные соглашения с участием РФ, входящие в предметную сферу гражданского права.

В юридической литературе институт права на средства индивидуализации с позиций его определения как структурного элемента системы гражданского права рассматривают, как правило, в качестве одного из основных институтов права интеллектуальной собственности, в число которых помимо самого института средств индивидуализации входят институт смежных прав и авторское право, патентное право и институт охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. При этом право интеллектуальной собственности предлагается считать особой подотраслью российского права [3].

Возможен и другой вариант определения права на средства индивидуализации в качестве структурного элемента отрасли гражданского права, учитывающий объективное существование такого комплексного нормативного образования, как промышленная собственность. Такой учет необходим и представляется оправданным, поскольку средства индивидуализации являются объектами отношений, участниками которых выступают, как правило, предприниматели, действующие в промышленности и торговли.

Согласно этому варианту подотрасль гражданского права, именуемую правом интеллектуальной собственности, образуют три относительно самостоятельных института:

- институт авторского и смежных прав;

- институт права промышленной собственности;

- институт охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.

Институт права промышленной собственности выступает в качестве комплексного института, имеющего в своем составе более мелкие, но тем не менее обособленные образования.

К указанным образованиям относятся:

- субинститут патентного права;

- субинститут права на средства индивидуализации;

- субинститут пресечения недобросовестной конкуренции.

Субинститут права на средства индивидуализации включает в себя нормы, которые регулируют две тесно связанные группы общественных отношений, которые складываются в связи с правовой охраной и использованием:

- фирменных наименований и коммерческих обозначений;

- товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.

Деление института права промышленной собственности на ряд самостоятельных субинститутов, прежде всего, обусловлено сущностью подлежащих правовой охране объектов, спецификой признания их охраняемыми и выполняемыми ими функциями.[4]

В отличие от объектов патентного права, являющихся техническими, художественно-конструкторскими или биологическими решениями, средства индивидуализации представляют собой не решения как таковые, а различного рода искусственные символы, служащие неким обозначением коллективных субъектов гражданских правоотношений или производимой ими продукции. Целью существования указанных символов служит индивидуализация лица или производимой лицом продукции (товаров, работ, услуг), а не придание уже существующему продукту новых, главным образом полезных свойств, позволяющих удовлетворить некую практическую потребность.

Для признания объекта патентного права (изобретения, полезной модели, промышленного образца, селекционного достижения) охраняемым необходима презумпция творческого начала в деятельности создавшего его лица, в то время как творческие усилия создателя обозначения, служащего средством индивидуализации, являются юридически безразличным актом. Отсюда следует непризнание законодателем за автором обозначения каких-либо специальных прав.

Что касается субинститута пресечения недобросовестной конкуренции, то он как в структуре права интеллектуальной собственности, так и в структуре права промышленной собственности занимает особое место, поскольку заложенные в его основу механизмы дополняют возможности режима исключительных прав, который обеспечивает юридическую монополию на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации.

Структура фирменного наименования

Требования, предъявляемые к фирменному наименованию и именуемые принципами фирмы, предопределяют структуру последней. Модель указанной структуры была предложена В.В. Розенбергом в 1914 г. и до последнего времени не претерпела каких-либо существенных изменений [5]. В структуре фирменного наименования выделяются две части: основная и необходимая. Основная часть именуется корпусом фирмы, а необходимая - добавлениями.

В литературе встречаются различные точки зрения на состав этих частей. Так, В.В. Розенберг полагал, что содержанием корпуса фирмы является указание на владельца предприятия, а "эти прочие отношения находят свое отражение в добавлениях к корпусу фирмы. К числу таких именно отношений предприятия относятся: 1) юридическая форма владения торгово-промышленным предприятием (единоличное, полное товарищество, коммандита, акционерная компания); 2) указания, служащие для отличия личности владельца или предприятия (например, "преемник", "вдова", "братья", обозначение предмета предприятия и т.п.); 3) рекламные прибавки ("центральный", "единственный", "старейший" и т.п.)" При этом акционерная компания по общему правилу имеет фирму не именную, а предметную. Название акционерного общества заимствуется или от предмета его деятельности, или представляет специально придуманное наименование

А.П. Сергеев считает, что корпус фирмы содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях и на другие его характеристики. К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Другие добавления, например "универсальный", "специальный" и т.п., в том числе сокращенные наименования фирмы, относятся к числу факультативных и могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца[6]. .Положением о фирме устанавливалась структура фирменного наименования без деления его на корпус и добавления, но содержались указания на обязательные для включения в фирму элементы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.