Курсовая работа: Причины негативного отношения людей к сотрудникам правоохранительных органов
Содержание
Введение
1. Профессионально-нравственная деформация сотрудника
правоохранительных органов
2. Профилактика профессионально-нравственной деформации
юристов
3. Проблемы морально-этического характера и нравственного
выбора в профессиональной деятельности сотрудника – работника
правоохранительных органов
4. Сущность и факторы профессионально-нравственной
деформации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Причины негативного отношения людей
к сотрудникам правоохранительных органов» – одна из важных и актуальных тем на
сегодняшний день.
Тема исследования становится сегодня
крайне актуальной. В последнее время в обществе много
разговоров о "плохих" милиционерах. Даже руководитель МВД Рашид
Нургалиев то предлагает принять очередные антикоррупционные меры к сотрудникам
своего ведомства, то призывает простых граждан "давать сдачи"
милиционерам, если они не правы.
Всероссийский центр изучения
общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие впечатления имеют
наши сограждане от контактов с работниками правоохранительных органов, каков
портрет типичного милиционера в глазах наших сограждан, как россияне относятся
к сотрудникам милиции, насколько доверяют им и как оценивают работу
правоохранительных органов в своем регионе.
Чаще всего наши сограждане относятся
к сотрудникам милиции с недоверием (28%). 21% испытывают к ним надежду, 15% – уважение,
12% – разочарование, 11% – доверие. 8% относятся к милиционерам с антипатией,
7% – с осуждением, 6% – со скепсисом. Только 5% ощущают к сотрудникам
правоохранительных органов симпатию, 1% – восхищение. Наконец, каждому пятому
они безразличны (20%).
Россияне, имеющие противоположные
впечатления от контактов с сотрудниками милиции, склонны испытывать и разные
чувства к людям этой профессии. Так, респонденты, обладающие негативным опытом
общения с милиционерами, чаще относятся с ним с недоверием (47%), безразличием
(20%), разочарованием (19%), антипатией (19%), осуждением (16%), ненавистью
(9%). Те, кто имеет положительные впечатления от контактов с сотрудниками
правоохранительных органов, более склонны испытывать к ним такие чувства, как
уважение (37%), надежда (35%), доверие (30% против 1% среди тех, у кого
негативные впечатления), симпатия (12% против 1%).
Образ типичного милиционера в глазах
россиян весьма противоречив. Несмотря на то, что чаще всего сотрудники органов
внутренних дел кажутся нашим согражданам некоррумпированными, честными (14%) и
добросовестными (12%), по 11% россиян, в свою очередь, считают их продажными и
наглыми. По 6% описывают типичного милиционера словами «грамотный», «добрый»,
«справедливый». В числе прочих мнений – «вежливый» (5%), «дисциплинированны» и
«отважный» (по 4%). По 3% россиян добавляют в портрет типичного сотрудника
милиции негативные оттенки: «равнодушный, жестокий», «превышающий полномочия».
Далее следуют такие эпитеты, как «выносливый» (3%), «человек в форме, при
исполнении» (3%). По 2% склонны давать как негативные, так и положительные
оценки: с одной стороны, «глупый», «некомпетентный», «плохой», «беспринципный»,
с другой стороны – «красивый», «доброжелательный», «нормальный человек».
Более половины россиян (53%), как и
прежде, чаще не доверяют сотрудникам милиции (35% – скорее не доверяют, 18% – определенно
не доверяют). Об этом сообщает подавляющее большинство тех, кто имеет отрицательный
опыт общения с представителями этой профессии (88%), наиболее склонны сообщать
об этом и южане (63%). С доверием к милиционерам относятся 38%, это, как
правило, уральцы, сибиряки и респонденты проживающие на Дальнем Востоке
(43-44%) и те, у кого общение с представителями правоохранительных органов
оставило положительные впечатления (77%).
На протяжении последних лет, работа
милиции, как правило, получает от россиян среднюю оценку (50%). Плохие оценки
деятельности правоохранительных органов россияне дают чаще, чем хорошие: 27%
(21% – плохо, 6% – очень плохо) против 14% (13% – хорошо, 1% – очень хорошо).
Между тем, в 2005 году негативно работу милиции оценивали 33%. Сибиряки и
уральцы, как правило, ставят работникам милиции оценку «средне» (63% и 60% соответственно).
Негативно отзываются о деятельности работников правоохранительных органов, как
правило, южане (40%), положительно – жители Центрального округа (19%).
Давать положительную оценку работе
милиции в своем регионе склонны те, у кого остались позитивные впечатления от
личных контактов с её сотрудниками (41% – втрое чаще, чем в среднем по
выборке). Те же, кто имеет негативный опыт общения со стражами порядка, как
правило, не удовлетворены работой милиционеров (43% – почти вдвое чаще, чем в
среднем по выборке). А респонденты, которым не приходилось иметь дело с
сотрудниками милиции, как правило, оценивают их деятельность на среднем уровне
(53%).
Актуальность моего исследования
определила цель и задачи работы:
Цель исследования – рассмотреть
причины негативного отношения людей к сотрудникам правоохранительных органов
Объект исследования – негативное отношение людей к
сотрудникам правоохранительных органов.
Предмет исследования – сотрудники правоохранительных
органов.
Для раскрытия поставленной цели и задач
определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, основной
части, заключения, списка использованной литературы. Название основной части
отображает их содержание.
1. Профессионально-нравственная
деформация сотрудника
правоохранительных
органов
Профессиональная деформация –
явление, объективно сопутствующее развитию человека в его профессиональной
деятельности, если он повседневно не работает над собой. В отличие от других
профессий, где деформация одного сотрудника не «бросает тень» на его коллег и
не нивелирует социальную ценность их труда, в деятельности сотрудника
правоохранительных органов такое явление имеет более тяжкие последствия. Здесь
ошибки одного персонифицируются в общественном сознании как недостаток(и) всех
сотрудников, порождая соответствующий стереотип – «там все такие». А.Ф. Кони в
связи с этим подчеркивал: «Как бы хороши не были правила деятельности, они
могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых и недобросовестных
руках».
В современных рыночных условиях в
обществе имеется множество различных отрицательных явлений и в экономике, и в
политической сфере, и в правоохранительной деятельности они порождают те
негативные явления, которые видны невооруженным взглядом. Профессионально-нравственные
качества юристов критикуются многими слоями общества, так как для этого есть
определенные основания.
Среди причин негативного отношения
граждан к сотрудникам правопорядка эксперты выделяют:
·
равнодушие,
низкая культура сотрудников;
·
отсутствие
профессионализма, некомпетентность;
·
использование
служебного положения в личных, корыстных целях, поборы, взяточничество,
коррумпированность;
·
применение
насильственных действий, необоснованное задержание.
Эти негативные проявления у некоторой
части сотрудников и составляют такое явление, как профессионально-нравственная
деформация сотрудников правоохранительных органов.
По данным исследований, становление
специалиста, в частности следователя, осуществляется в два этапа:
1) в течение первых 5-7 лет, в одной
и той же должности сотрудник овладевает профессией;
2) через 7-10 лет, при неизменном профиле и характере работы могут происходить отрицательные, негативные,
нежелательные изменения сознания и личности сотрудника, которые принято считать
профессиональной деформацией.
Структурно профессиональная
деформация юристов происходит на основе:
• деформации профессиональной
деятельности;
• деформации служебных и внеслужебных
отношений;
• деформации морального сознания.
При этом деформация происходит в тех
элементах, которые составляют структуру профессиональной морали (нравственная
деятельность, нравственные отношения, нравственное сознание).
С этой точки зрения основными
причинами профессионально-нравственной деформации, как правило, становятся
низкая профессиональная культура, деформирование чувств, потребностей, мотивов,
т. е. как объективные, так и субъективные факторы.
К объективным факторам относят:
·
негативные
явления в жизни общества (коррупция, безответственность, халатность, невежество,
нигилизм и бездушие);
·
противоречия,
трудности и недостатки в деятельности правоохранительных органов.
Можно выделить такие трудности,
недостатки и противоречия: специфичность профессиональной деятельности, тяжелые
физические и психические нагрузки, участие сотрудников в конфликтных регионах в
деятельности по наведению конституционного порядка, которое таит в себе
опасность для здоровья и жизни сотрудников;
·
преимущественные
контакты с преступной средой, негативное, порой тлетворное влияние криминала;
·
недостатки в
организации и управлении всей системы правоохранительных органов (суд,
прокуратура, ОВД, адвокатура и т. д.);
·
отрицательное
влияние коллег по работе, допускающих злоупотребления, формализм, равнодушие к
людям, халатность при выполнении своих обязанностей;
·
неудовлетворительное
оперативно-техническое оснащение, недостаток специальной техники и т. п.;
·
ошибки в подборе
кадров.
Безусловно, существенное влияние
оказывают и субъективные факторы, в особенности такие, как:
• низкий профессиональный уровень и
нежелание совершенствовать профессиональные качества;
• недостаточная развитость
морально-деловых и волевых качеств;
• неумение отделять интересы дела от
интересов карьеры;
• неорганизованность, отсутствие
навыков и умений контролировать свое поведение, желание любым путем снять
психологическую нагрузку (пьянство, разгильдяйство, расхлябанность и т. д.).
Однако деление причин на объективные
и субъективные относительно, так как они переходят друг в друга.
Недостаточный уровень внимательности
в отношении к нравственности, общей культуре поведения, к морально-психологическому
состоянию служебного коллектива может быть источником понижения качественных
характеристик профессиональной деятельности, и даже привести к его деградации,
разрушению.
Поэтому важно в условиях реформы
правоохранительной системы в современных условиях учитывать, что никакие
знания, умения и навыки не могут быть гарантом предупреждения нарушения
законности без профессионального отношения к праву, к правовым принципам и нормам,
с одной стороны, и совершенствования таких моральных качеств юристов, как
совесть, долг, честь, ответственность, достоинство – с другой.
2.
Профилактика профессионально-нравственной деформации
юристов
милиционер нравственный деформация
правоохранительный
Проблема недопущения, профилактики
деформации сложна и недостаточно исследована. Учитывая причины возникновения
профессиональной деформации, ее открытую и скрытую формы проявления следует
осуществлять целенаправленное профилактическое воздействие по определенным
направлениям, которые включают:
• общие меры, подразумевающие
осознание того, что все правоохранительные органы подчинены исключительно
закону и несут высокую ответственность перед законом;
• непосредственные меры (качественное
улучшение профессиональной подготовки, совершенствование организации и
управления, создание здорового морально-психологического климата в коллективах
ОВД).
В обобщенном виде эти меры
предполагают такие направления профилактики профессионально-нравственной
деформации сотрудников правоохранительных структур:
• совершенствование системы
воспитания и обучения, создание реальной перспективы продвижения по службе,
формирование и поддержание чувства защищенности, уверенности в полезности и
справедливости своей работы;
• необходимость уделять внимание
такому фактору, как состояние здоровья и физическая подготовленность
сотрудников, поскольку многие юридические профессии, особенно когда речь идет о
правоохранительных органах, связаны с большими эмоциональными,
интеллектуальными и физическими напряжениями;
• тщательный отбор кадров с учетом
деловых и особенно нравственных качеств сотрудника. При этом нравственный облик
сотрудника формируется в результате эффективной работы руководства всех уровней
и рангов, когда нравственное воспитание прочно создает барьер профессиональной
деформации;
• создание благоприятных, оптимальных
условий жизни сотрудников (материальное и моральное стимулирование),
совершенствование организации и управления всей правоохранительной системой;
выработка психологической закалки к действиям в условиях постоянного
напряжения, в экстремальных условиях, а также профилактика конфликтов в
служебных коллективах;
• нормальная организация труда,
рабочего времени сотрудников, чтобы исключить усталость, физическое и
психологическое переутомление.
Все сказанное позволяет утверждать,
что морально-психологическая атмосфера, климат, служебная подготовка юристов
является важнейшей защитной мерой от их профессионально-нравственной
деформации. Иными словами, если есть правила и принципы правоохранительной
деятельности, то они должны быть незыблемыми. А это возможно лишь при наличии
людей безупречных и профессионально пригодных с твердыми нравственными устоями,
жизненными убеждениями и твердым характером, ибо предательства совершаются чаще
всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера.
Страницы: 1, 2, 3
|