на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Процессуальные особенности рассмотрения судом дел о защите прав потребителей

Курсовая работа: Процессуальные особенности рассмотрения судом дел о защите прав потребителей

Процессуальные особенности рассмотрения судом дел о защите прав потребителей


ОГЛАВЛЕНИЕ

судебный защита право потребитель

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК И ОСНОВАНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО       ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1.1  Понятие защиты прав потребителей. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

1.2  Порядок возбуждения производства по гражданским делам о защите прав потребителей

1.3  Основания возбуждения производства по гражданским делам о защите прав потребителей

ГЛАВА 2.  ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1  Особенности судебного разбирательства дел о защите прав потребителей в Республике Беларусь

2.2  Судебная практика по гражданским делам о защите прав потребителей

ГЛАВА 3.  ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Защита прав личности — важнейший принцип правового государства. В системе органов, призванных осуществлять такую защиту, наиболее важным звеном является суд.

Судебная защита прав человека — это институт конституционного права, определяющий юридический механизм, с помощью которого государство обязано обеспечить соблюдение прав человека и гражданина.

В ст. 60 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

В данной работе мы рассмотрим процессуальные особенности рассмотрения судом гражданских дел о защите прав потребителей.

В условиях формирования рыночных отношений необходимость обеспечения интересов граждан на рынке потребительских товаров и услуг явилась объективной предпосылкой развития законодательства о защите прав потребителей.

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, торговля, исполнители работ и услуг. Ежедневно мы вступаем в разнообразные правовые отношения: покупая товар в магазине — заключаем договор купли-продажи, заходя в лифт — пользуемся коммунальными услугами, отправляясь в путешествие — заключаем договор перевозки и т.д. Не быть потребителем невозможно. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.

Тема защиты прав потребителей остаётся актуальной и на сегодняшний день. Как известно, 2010 год Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2009 года объявлен «Годом качества», что еще раз подчеркивает актуальность темы работы.

Защита прав потребителей в первую очередь обусловлена сложностью рынка, множественностью производителей, существованием большого числа оказываемых работ и услуг, и, как результат, конкуренцией при производстве товаров, работ, услуг.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при рассмотрении судом дел о защите прав потребителей.

Предмет исследования — нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей.

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и проанализировать процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей.

Достижение этой цели обеспечивается в процессе решения следующих задач:

1.  рассмотреть понятие защиты прав потребителей, правовое регулирование защиты прав потребителей;

2. определить порядок и основания возбуждения судом производства по гражданским делам о защите прав потребителей, проанализировать судебную практику разрешения дел о защите прав потребителей;

3. охарактеризовать особенности судебного разбирательства дел о защите прав потребителей;

4. отразить особенности содержания и исполнения решений суда по гражданским делам о защите прав потребителей;

5. выявить проблемы, возникающие при рассмотрении дел о защите прав потребителей судом в порядке гражданского судопроизводства;

6. подготовить предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего разрешение дел о защите прав потребителей.

Для выполнения работы использовалось достаточное количество учебно-методической литературы и действующие нормативные правовые акты Республики Беларусь.

Основным методом был выбран общенаучный метод анализа, а также сравнительно-правовой метод.

Структурно изложение материала представлено в виде оглавления, введения, основной части в виде трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками авторов.


ГЛАВА 1. ПОРЯДОК И ОСНОВАНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1.1 Понятие защиты прав потребителей. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Защита прав потребителей — это современное понятие, имеющее глубокие исторические корни. Содержание этого понятия доносится к нам из глубины тысячелетий. Так, нормы, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В Ветхом Завете в Третьей книге Моисея «Левит» начертано: «Не делай неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные…». Пятая книга Моисея «Второзаконие» определяет: «В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие… Гиря у тебя должна быть точная и правильная…» Книга Притчей Соломоновых гласит: «Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Господом».

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

Отметим, что национальное общественное движение в защиту прав и интересов потребителей в Республике Беларусь имеет свои этапы развития.

Начало первого этапа национального движения можно определить серединой 80-х гг. Это был период формирования общественного движения потребителей, развития сознания, что потребитель является главным действующим лицом на потребительском рынке, лицом, для удовлетворения запросов которого должны работать предприятия товаропроизводства, торговли и сферы различных видов услуг.

Особенностью первого этапа является то, что в ходе перестройки, проводившейся в бывшем СССР, здравый смысл стал возобладать над идеологическими стереотипами, сложившимися за долгие годы в СССР, где действовала монополизация государством всех правозащитных функций, в том числе и в сфере защиты прав потребителей.

Второй этап — это период 1991—1994 гг., когда произошло разделение республик бывшего СССР на независимые государства. Общественное потребительское движение получило сильную правовую поддержку после выхода Закона СССР «О защите прав потребителей», который начал действовать с 1 января 1992 г., когда государства СССР как такового уже не существовало. Однако законодательство СССР, не противоречащее законодательству независимых государств, действовало в Республике Беларусь до принятия аналогичного Закона.

Важным вкладом в становление и развитие национального общественного движения в защиту прав потребителей явилось принятие Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», вступившего в законную силу с 1 января 1994 г. С этого момента начался третий этап развития национального потребительского движения в Беларуси на основе законодательства по защите прав потребителей и создания многочисленной сети национальных организаций по защите прав потребителей.

По мнению автора, с принятием Закона «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. № 90-З можно говорить о четвертом этапе на пути эволюции норм в области защиты прав потребителей и формирования нового, отличающегося от ранее действующего, законодательства о защите прав потребителей, которое является динамично развивающейся областью общественных отношений и постоянно совершенствуется.

Более того, следует отметить, что Закон «О защите прав потребителей» — один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, практически не действовали. Поэтому, как уже упоминалось выше, началом перестройки общества явилось ориентация экономики на нужды потребителя, что в свою очередь требовало максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

На основании ст. 1 Закона «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. № 90-З (со всеми изменениями и дополнениями) (Далее — Закон «О защите прав потребителей») дадим определение некоторым понятиям, которые необходимо первоначально уяснить:

·  потребитель — физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

·  исполнитель — организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителю, а также иное физическое лицо, выполняющее работы или оказывающее услуги в рамках ремесленной деятельности либо оказывающее услуги в сфере агроэкотуризма (далее — физическое лицо, выполняющее работы, оказывающее услуги);

·  изготовитель — организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителю, а также иное физическое лицо, осуществляющее изготовление товаров в рамках ремесленной деятельности или производящее товары (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенные к товарным группам, определенным законодательством, для последующей их разовой реализации на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством (далее — физическое лицо, производящее товары);

·  продавец — организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителю по договору розничной купли-продажи, а также иное физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных им товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным [9].

Сделаем некоторые пояснения в отношении вышеуказанных понятий:

1.  Важно отметить, что если Гражданский кодекс Республики Беларусь (Далее — ГК) рассматривает потребителя в первую очередь как сторону договора, то согласно Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребителем является всякий, кто заключает такой договор (т.е. когда заключение сделки началось, но еще не завершилось), кто только намеревается заключить этот договор и даже тот, кто вообще не является стороной договора, но использует товары, работы или услуги, явившиеся предметом договора, заключенного другим потребителем;

2.  Необходимо обратить внимание, что Законом от 08 июля 2008 года № 366-З внесены изменения и дополнения в Закон «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. № 90-З. Эти изменения коснулись и определения вышеуказанных понятий.

По мнению автора, дополнение указанных понятий — результат того, что сфера действия Закона существенно расширяется за счет включения в нее определенных категорий физических лиц. Такое расширение сферы действия Закона не является случайным, так как законодатель давно ввел в обиход новые для законодательства понятия «ремесленная деятельность» и «агроэкотуризм». В этих сферах потребители приобретали товары, работы, услуги у физических лиц, которые не являлись индивидуальными предпринимателями. Соответственно Закон формально к таким отношениям не применялся, а это серьезным образом могло ограничить права потребителей и возможности их защиты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.