Курсовая работа: Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа
Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный
университет экономики и права
Факультет судебно-следственный
Кафедра уголовного права и
криминологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Уголовному праву (особенная часть)
тема:
Уголовно-правовая характеристика государственной
измены и шпионажа
Выполнил: студент гр. ЮС-06-1
Демченко С.К.
Научный руководитель:
старший преподаватель
Корягина С.А.
Иркутск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Общая характеристика
государственной измены и шпионажа
§1.1 Исторический аспект развития
уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж в России
§1.2 Понятие государственной измены и
шпионажа
Глава 2. Уголовно-правовая
характеристика государственной измены и шпионажа
§2.1 Объективные признаки
государственной измены и шпионажа
§2.2 Субъективные признаки
государственной измены и шпионажа
Глава 3. Разграничение составов
государственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Система уголовно-правовой
безопасности России сложилась в середине 90-х годов прошлого века, когда
вступил в силу Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее УК РФ). Ее элементы настроены на регулирование общественных отношений, очевидных в
начальный период становления современной российской государственности.
Произошедшее в последнее десятилетие укрепление конституционного строя,
обретение государством и обществом стабильного развития потребовали
переосмысления уголовно-правовых механизмов и средств обеспечения сохранности
государственной тайны, и, собственно, системы составов преступлений,
предусмотренных ст. 275, 276 УК РФ. Свидетельством тому является широкая
дискуссия, развернутая в СМИ[1],- большой общественный
резонанс вызывают уголовные дела в отношении государственных изменников,
шпионов и лиц, разгласивших государственную тайну. Пришло время ученным органов
безопасности обозначить свою позицию и выработать предложения, направленные на
системное совершенствование рассматриваемых предписаний уголовного закона. С
точки зрения технико-юридической конструкции действующего уголовного закона
системообразующую роль в уголовно-правовой охране безопасности государства играет
ст. 275 УК РФ (государственная измена). Ее применение выявило ряд практических
проблем, связанных прежде всего с законодательным отображением форм
государственной измены и соотношением их с ее общим понятием[2]
Как уголовное
преступление государственная измена отличается от других видов преступлений
своей особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности
могут нести судьбоносное значение как для сохранения суверенитета,
территориальной неприкосновенности, а также и для обороноспособности России, как
суверенного государства.
Необходимо отметить, что
в настоящее время проблеме преступлений против государства (государственных
преступлений, особо опасных государственных преступлений, преступлений против
основ конституционного строя и безопасности государства) в монографической
литературе уделяется существенно меньше внимания, чем преступлениям против
многих других объектов уголовно-правовой охраны. Проблема ответственности за
преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний,
именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется
незначительным. Применение уголовного законодательства, устанавливающего
ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет
важное политическое и предупредительное значение. Особая роль в осуществлении
государственной власти принадлежит государственному аппарату и особенно
верховной власти. На него возложены властные и управленческие функции по
обеспечению и укреплению законности и правопорядка, охране прав и интересов
граждан, защиту доверенного им государства и его тайн.
Развитие государства есть
развитие науки и искусства. Внедрение новых изобретений и технологий, идей в
военную и экономическую жизнь дает преимущества перед конкурентами.[3]
Задачи шпионажа исторически определились как информационная (в том числе предупреждающая
шпионаж и диверсии со стороны противника) и наступательная, то есть контрразведка
и проведение локальных подрывных военных операций в тылу врага. Сбор информации
в наши дни зачастую упирается в проблему обработки и анализа официальной информации.
Современный шпионаж – ничто иное, как работоспособная эффективная агентурная сеть,
развёрнутая в стране противника.
Так, возникает необходимость
в рассмотрении проблем государственной измены и шпионажа.
Объектом
исследования являются проблемы в области уголовно-правовой борьбы с
преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства.
Предметом работы является
исследование всех аспектов применения уголовного закона по теме шпионаж и
измена государству. Их анализ и рассмотрение пробелов в законах Российской
Федерации, затрагивающих вопросы охраны основ конституционного строя и
безопасности государства. Метод исследования включает совокупность методов,
принципов и способов построение научных трудов.
Структура работы дает
возможность рассмотреть принципы действия уголовного закона о государственной
измене, как сложная система, и наиболее детально регламентировать действия указанных
принципов.
Цель работы – дать
уголовно–правовую характеристику государственной измене и шпионажу в России.
Задачи курсовой работы:
разобрать историю развития государственной измены и шпионажа в России, ее
понятия в настоящий момент, раскрыть объективные и субъективные признаки
касающихся этой темы и разграничить ее состав от смежных составов преступлений.
ГЛАВА 1. Общая
характеристика государственной измены и шпионажа
§1.1 Исторический
аспект развитии уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж в
России
Защита государства,
органов власти, установленной политической и экономической системы является
приоритетной задачей любого уголовного законодательства. Преступления,
посягающие на основы государственного устройства, на внешнюю и внутреннюю
безопасность страны, всегда рассматривались как особо опасные. В российской
империи до 1917 г. Действовало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных
1885 г. И Уголовное уложение 1909 г., введенное в действие частично. В этих
законах было уделено значительное место преступлениям против верховной власти и
безопасности государства. Предусматривались преступления против императора
(посягательства на жизнь и здоровье, оскорбление), наследника, императрицы,
членов императорского дома, государственная измена, заключающаяся в создании
смуты, собирании данных, являющихся военными секретами, создании незаконных
обществ, преследующих преступные цели, публичном распространении сочинений или
произнесении речей, возбуждающих к учинению бунтовщического или изменнического
деяния, к ниспровержению существующего в государстве общественного строя,
вражду между отдельными частями или классами населения, между сословиями или
между работодателями и работниками и др.[4]
После свержения монархии
в России и создания советского социалистического государства были отменены
царские законы и принимались отдельные уголовные законы, направленные на борьбу
с «контрреволюционной деятельностью». Это были отдельные декреты. В УК РСФСР 1922 г. Давалось общее определение контрреволюционного, т.е. государственного преступления.
Контрреволюционным преступлением признавалось всякое действие, направленное на
свержение завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских
советов и существующего Конституции РСФСР рабоче-крестьянского правительства, а
также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая
не признает равноправия приходящей на смену капитализму коммунистической
системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады,
шпионажа, финансирования прессы и тому подобными средствами (ст. 57). Позднее в
это понятие были включены действия, направленные на подрыв или ослабление
светской власти.
Его нормы полностью вошли
в УК РСФСР 1926 г. В УК давалось развернутое определение контрреволюционного
преступления (ст. 58[5]). «Контрреволюционным
признается всякое действие, направленное к свережению, подрыву или ослаблению
власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими на основании Конституции
Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств
Союза ССР, союзных и автономных республик, или к подрыву или к ослаблению
внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных
завоеваний пролетарской революции. В силу международной солидарности интересов
всех трудящихся такие же действия признаются контрреволюционными и тогда, когда
они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в
Союз ССР»[6]. Круг составов
контрреволюционных преступлений, предусмотренных УК 1926 г., оказался в историческом аспекте достаточно стабильным (измена Родине, шпионаж, совершение
террористических актов, диверсия, контрреволюционная пропаганда или агитация, а
также проведение контрреволюционной организационной деятельности,
контрреволюционный саботаж, недонесение о контрреволюционном преступлении и ряд
других). Этот закон действовал с изменениями и дополнениями вплоть до 1959 г.
25 декабря 1958 г. был принят Закон Союза ССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления», УК
1926 г. трансформировался в «Особо опасные государственные преступления», а
раздел «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления» - в
«Иные государственные преступления». Статьи общесоюзного закона без всяких
изменений были включены в УК РСФСР 1960 г. Новый закон в разделе «Особо опасные государственные преступления» ограничил круг уголовно наказуемых деяний:
декриминализировал контрреволюционный саботаж (ст. 58), сузил понятие шпионажа
(ст. 58), снизил тяжесть санкций во многих составах преступлений и т.д. Общее
количество статей сократилось с 18 до 10.
Наконец, новый закон не
дал определения особо опасного государственного преступления. Такое определение
выработано наукой. уголовного права. В условиях бывшего Союза ССР определение
давалось следующим образом:
«Особо опасными
государственными преступлениями признаются предусмотренные общесоюзным
уголовным законом общественно опасные деяния, направленные на подрыв или
ослабление общественного строя СССР»[7] В 1984 г. Закон СССР «Об ответственности за государственные преступления» претерпел ряд изменений и
дополнений, обусловленных принятием Конституции СССР 1977 г. И изменившимися условиями борьбы с данной категорией преступлений.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 11 января 1984 г. была изменена редакция ст. 1,5,7 Закона, а также включена новая статья 13[8] “Об уголовной
ответственности за передачу иностранным организациям сведений, составляющих
служебную тайну”. В соответствии с ним Указом Президиума Верховного Совета
РСФСР от 30 января 1984 г. была изменена редакция ст. 76 УК. С апреля 1985 г. В России начался новый этап реформирования общественно-экономических и политических
отношений. Формируется новая доктрина обеспечения в целом национальной
безопасности Российской Федерации. Впервые в истории России 5 марта 1992 г. Принят Закон РФ «О безопасности», который в комплексе рассматривает все виды безопасности, в
том числе государственную безопасность как важную составную часть в ряду
других. Переосмысление многих фундаментальных положений о безопасности
сказалось и на Законе «Об уголовной ответственности за государственные
преступления» от 25 декабря 1958 г. Назрела необходимость его реформирования на
базе новой научной концепции. Реформирование Закона началось с безотлагательной
отмены в 1989 г. ст. 7 Закона (ст. 70 УК РСФСР) об уголовной ответственности за
антисоветскую агитацию и пропаганду. Вместо агитации и пропаганды преступлением
были объявлены призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст.
70 УК РСФСР) и к совершению преступлений против государства. Тем самым были
резко сужены рамки уголовно-правового запрета, несущего на себе исторически
наибольшую политико-идеологическую нагрузку[9].
Сложность и
противоречивость понятия, системы и классификации составов государственных
преступлений сказались на процессе разработки, обсуждения и принятия нового УК
РФ 1996 г., включая его гл. 29 о преступлениях против основ конституционного
строя и безопасности государства.[10]
§1.2 Понятие
государственной измены и шпионажа
Государственная измена
представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации,
осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией
или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской
Федерации.[11] Под внешней
безопасностью понимается состояние защищенности суверенитета, территориальная
целостность и обороноспособность России от внешнего враждебного воздействия,[12]
т.е. как объект преступного посягательства, состояние защищенности
государственного и общественного строя Российской Федерации от угроз извне.
(Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной
неприкосновенности Российской Федерации). Суверенитет государства означает его
независимость во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета
является основным принципом международных отношений, закрепленным в Уставе ООН
и других международных актах. Во внутренних делах суверенитет означает
верховенство Конституции РФ[13] и принятых во исполнение
ее федеральных законов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|