Курсовая работа: Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации
Содержание
Введение
Глава І. Понятие и виды субъектов Российской Федерации и
их конституционно-правовое регулирование их статуса
1.1
Конституционное регулирование статуса субъектов
Российской Федерации и их виды
1.2
Распределение компетенции между Российской Федерацией и
субъектами Российской Федерации
Глава ІІ. Особенности правового статуса субъектов
Российской Федерации
2.1 Особенности правового статуса республик Российской
Федерации
2.2 Особенности правового статуса краев, областей и
городов федерального значения
2.3 Особенности правового статуса автономных
образований
Заключение
Список
используемой литературы
Приложения
Введение
Субъект федерации,
согласно наиболее распространенным теоретическим воззрениям, - это
государственное образование (не обладающее суверенитетом) в составе
федеративного государства. Федеративные государства состоят из субъектов,
которые в различных странах имеют неодинаковые официальные наименования и не
одинаковый правовой статус. Кроме того, в
подавляющем большинстве федераций мира субъекты наделены симметричными правами,
а наличие льгот и привилегий является редким исключением из правил.
Правильность этих суждений всегда вызывали споры, как в науке, так и среди
политиков.
Актуальность выбранной
темы заключается в том, что субъекты Российской Федерации разнообразны по
своему территориальному, национальному признаку. Такое сложное, по своему
составу, федеративное государство всегда вызывает интересы для изучения.
Цель курсовой работы - изучение федеративного устройства Российского государства,
конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
Предметом
исследования является государственно-территориальное устройство Российской
федерации и конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
Объектом
исследования являются общественные отношения, связанные с государственным
устройствам Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1. Дать
понятие и общую характеристику статусов субъектов Российской Федерации.
2. Раскрыть основные виды субъектов РФ;
3. Рассмотреть предметы ведения субъектов Российской
Федерации
4. Выявить особенности правового статуса республик в
составе Российской Федерации.
5. Отразить особенности статуса краев, областей и
городов федерального значения.
6. Выявить особенности правового статуса автономных
образований в составе Российской Федерации
7.
Проанализировать и систематизировать полученные знания и обобщить их.
Метод:
теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация и
обобщение.
Степень
разработанности темы: курсовой работы значительна с научно-практической
направленности аспекта правового положения субъекта федерации, а следовательно
сущности федерализма России. Разработкой этой тематики занимались такие
современные ученые правоведы как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Катков Д.Б., Корчиго Е.В., Кодлаев В.М., Хропанюк В.Н.
и др. При освещении темы федеративного устройства неотъемлемой компонентой
становится, практически в каждом издании учебной литературы, именно освещение
аспектов правового положения в нем субъектов федерации, их взаимодействие и
значение в составе России.
Структура
работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов),
заключения, списка используемых нормативно-правовых актов и литературы и
приложения.
Глава
І. Понятие и виды субъектов Российской Федерации и их конституционно-правовое
регулирование их статуса
1.1Конституционное регулирование
статуса субъектов Российской Федерации и их виды
Российская Федерация — это федеративное государство,
созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется
Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете
РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
Федеративное устройство в Российской Федерации,
закрепляется в гл. 3 Конституции РФ. В соответствии со ст. 65 Конституции, в
составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации и ст. 65[1]
закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской
Федерации на момент принятия настоящей Конституции. Субъект РФ - входящее в
состав РФ государство (республика), государственное образование (автономная
область, автономный округ) или территориальное образование (край, область,
город федерального значения)[2].
Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч.
1 ст. 5 Конституции. В состав Российской Федерации входят образования только
установленной формы:
·
республика,
·
край, область, город федерального
значения,
·
автономная область, автономный
округ.
Вместе с тем
все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и
составить 3 типа субъектов. Подобная типология основана, с одной стороны, на
различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются
полномочиями государства как такового, остальные - государственного
образования), с другой - на введении новых, территориальных форм
государственности наряду с ранее существовавшими национальными.
Совмещение
указанных оснований позволяет к национально-государственному типу отнести
республики в составе РФ (государства в собственном смысле) и оба вида
автономных единиц - автономную область и автономный округ
(национально-государственные образования), к территориально-государственному
типу - края, области, города федерального значения. Таким образом, республики,
формы административно-политической автономии и региональные государственные
образования составляют отдельные типы субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации различаются и по ряду других признаков -
уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей
промышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальной
культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и
другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъекта
Российской Федерации[3],
и соответственно их я рассматривать не буду.
На момент принятия настоящей Конституции в Российской
Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2
города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.
Сейчас эта цифра несколько изменилась. Помимо перечисления в Конституции
закрепляется также правовой статус субъектов РФ.
Понятие статуса включает в себя: права, обязанности,
правомочия, гарантии и ответственность. Ведущую роль в определении статуса
республики как субъекта Российской Федерации играет федеральная Конституция,
закрепляющая основополагающие элементы указанного статуса. Согласно ее
положениям, республика - равноправный субъект федерации, в том числе
равноправный с другими ее субъектами во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти. Она непосредственно входит в состав Российской
Федерации, обладает собственной территорией, принимает конституцию, вправе
устанавливать свои государственные языки, имеет свои предметы ведения и
полномочия, сферу вопросов совместного ведения с Российской Федерацией,
образует собственные органы государственной власти, наделена правом издавать
законы и иные правовые акты, заключать договоры и соглашения о разграничении
предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти,
ей гарантируется представительство в Совете Федерации Федерального Собрания,
право законодательной инициативы в Государственной Думе, право вносить
предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России, отклонять
или одобрять поправки к главам 3-8 Конституции, обращаться с запросами в
Конституционный Суд Российской Федерации, выражать свое мнение по поводу
кандидатур на должность прокурора республики. Статус республики
конкретизируется ее конституцией. Она является атрибутом государственности
данного субъекта федерации; в очерченных федеральной Конституцией границах
обладает учредительными свойствами; имеет высшую юридическую силу по вопросам,
отнесенным к ведению республики; принимается и изменяется парламентом или в
ином установленном республикой демократическом порядке; не нуждается в
утверждении или регистрации со стороны федеральных органов государственной
власти; закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы
человека и гражданина, организацию и деятельность органов государственной
власти и местного самоуправления; гарантируется Конституционным Судом России и
республиканскими органами конституционного контроля. Конституция республики -
это не столько форма правового документа, сколько его содержание. Она может
именоваться иначе (например, в Республике Калмыкия действует Степное Уложение),
но быть Основным законом, если заключает в себе конституирующие положения.
В части 2 статьи 66 Конституции РФ охватывается
вопросы статуса края, области, города федерального значения, автономной области
и автономного округа. Он устанавливается, как и применительно к республике,
прежде всего Конституцией Российской Федерации, которая проводит идею равенства
этих статусов. Есть только два отличия: республика имеет конституцию, а иные
субъекты - устав; первая наделяется правом вводить государственные языки, а
вторые таковым не обладают, да и объективно не нуждаются в нем. Статус края,
области, города федерального значения, автономной области, автономного округа
определяется также их уставами. Впервые право принятия уставов краями,
областями было закреплено Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года
"О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной
администрации". Уставу присущи все признаки конституции. Не случайно
некоторые из них именуются Основным законом[4], объявляются
конституционным или основным правовым актом, государственно-правовой основой
социально-экономической, политической и культурной жизни соответствующего
субъекта федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая дело
о проверке конституционности ряда положений Устава Читинской области, своим
постановлением от 1 февраля 1996 [5]г. подтвердил, что
данный нормативный акт занимает особое, а именно высшее, место в иерархии
нормативных актов, имеет высшую юридическую силу по отношению к высшим правовым
актам области. В общую систему актов, определяющих статус названных выше
субъектов федерации, входят Федеративный договор и иные договоры, а также
соглашения между исполнительными органами власти субъекта и федеральными
органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий.
В части 3 статьи 66 Конституции РФ обращено внимание
на особенность правовой основы автономной области и автономного округа. Она
заключается в том, что каждый из указанных субъектов при необходимости может
иметь еще и специальный именной федеральный закон (эта возможность никем из них
пока не реализована). Его принятие находится на усмотрении автономной области,
автономного округа; он самостоятельно разрабатывается ими и представляется на
рассмотрение Федерального Собрания соответствующими законодательным и
исполнительным органами их общим решением. В ходе законотворческого процесса
проект, надо полагать, может быть и отозван внесшей его стороной. Конституция
также раскрывает специфику статуса автономных округов, входящих в состав края
или области. Она не распространяется на Чукотский автономный округ, который
Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" [6]считается
непосредственно входящим в состав Российской Федерации. Входящими в состав
края, области остальные девять автономных округов являются постольку, поскольку
они не заявили иного. Признание данного факта не означает подтверждения
прежнего характера отношений между ними. Входя в край, область, автономный
округ не утрачивает обретенных в соответствии с Конституцией 1993 г. государственно-правовых атрибутов статуса самостоятельного субъекта федерации. Это
согласуется с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, в
постановлении которого от 11 мая 1993 г. по делу о Чукотском автономном округе
констатировалось: нахождение автономного округа в крае или области, равно как и
выход из них не влияют на его конституционно-правовой статус, а также на
национально-государственное устройство и состав Российской Федерации;
нахождение автономного округа в крае или области не означает поглощения его
территории, являющейся составной частью территории Российской Федерации.
Гарантии прав
субъектов РФ. Они предусмотрены в Конституции РФ и представляют собой
государственно-правовые механизмы, обеспечивающие юридическую и фактическую
самостоятельность субъекта РФ в составе Федерации[7].
К числу важнейших гарантий относятся:
1. Закрепленные в Конституции принципы
равенства субъектов Федерации, их независимости и самостоятельности.
2. Вне пределов ведения Российской
Федерации и совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой
государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).
3. Система органов государственной
власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно (ч. 1
ст. 77).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|