Реферат: Понимание устройства общества в трудах Конфуция и Макиавелли
Содержание
Мораль
и политика в учениях Конфуция
Политический
идеал государственного устройства в учениях Конфуция
Власть и
мораль в учениях Конфуция
Мораль
и политика в учениях Н. Макиавелли
Политический идеал государственного
устройства в учениях
Власть и мораль в учениях Н.
Макиавелли
Выводы
Список литературы
Мораль и политика в учениях Конфуция
Конфу́ций-древний мыслитель и философ
Китая.Родился около 28 сентября 551 г.до н.э., умер в 479 г.до н.э..Его учение
оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой
философской системы, известной как конфуцианство
Идеалом конфуцианства является создание гармоничного
общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию.
Гармоническое общество построено на идее преданности — лояльности в отношении
между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого
этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай
человеку того, чего не желаешь себе».
Конфуцию приписывается редактура множества
классических произведений, однако в настоящее время большинство учёных согласны
с тем, что единственный текст, действительно представляющий его идеи, — это «Лунь
юй» («Беседы и суждения»), составленный из школьных записей Конфуция его
учениками уже после смерти мыслителя.
Пять постоянств праведного человека:
Жэнь— «человеческое
начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое
начало в человеке, которое является одновременно его долгом.
И—
«правда», «справедливость». И основано на взаимности: так, справедливо
почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили.
Ли
— буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов,
например,почтение к родителям и правителям.
Чжи—
здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать
следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе.
Синь
— искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность.
Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся
делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были
разведены.
Учитель сказал: Если личное поведение тех, кто
стоит наверху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное
поведение тех, кто стоит наверху, неправильно, то хотя приказывают, народ не
повинуется.
Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в
чём заключается управление государством.
Учение Конфуция еще
ценно потому, что он сам был на государственной службе.Конфуций не видит
государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его Учение в
этой области взаимосвязано
Он создает идеал высоко
морального ч-ка. Который должен обладать чувством долга и человечностью, став
идеологией правящих классов, превратилась в жестокую сис-му требований
обязательных для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство превратилось в религию,
где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. В к. отсутствуют
жрецы, обряды выполняют чиновники..
мораль
политика конфуций макиавелли
Политический
идеал государственного устройства в учениях Конфуция
Конфуций
высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства
идеальным государством.Согласно разработанной им схемы
государственного устройства управление государством и обществом базировалось на
ли ("правилах") им он предавал большое значение. Правила, по
сути, устанавливали морально-этические основы жизни человека, общества и
государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда входят и жэнь ("человеколюбие")
и прежде всего любовь к ближнему ,к родственникам.Сяо
- сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и
искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливость),
по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные
функции. "Учитель сказал: "Можно ли управлять с
помощью вежливости, не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться
вежливости в управление, то будут ли существовать правила?!".
Вежливость, по сути, означала верность ритуалам и на политическом уровне
служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему
в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в
целом, где правитель становился главой "семейства
Согласно
схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько
ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью,
только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что
и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей
любви и искренности.
Идея заключалась в том,
чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон
тот должен был быть условным, потому что мы знаем, как Конфуций относился к фа
цзя (логистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем Учение Конфуций
большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "Если
наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать
порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда.
Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил,
то в народе появится стыд, и он станет послушным".. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он
считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души
и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас
модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила
Для того, чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в
течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе"(гармония,
борьба противоположностей). "Правила надо создавать через
достижение единства через разногласия".К
тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества.
В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании
“ли”, эти Правила выполняли роль закона. "Если правитель
любит ли, то никто из народа не посмеет быть непочтителен; если
правитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет не последовать
ему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть
свои чувства". В роли правителя у Конфуция должен выступать
цзынь-цзы("совершенно мудрый"). По
Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственного
правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным
мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с
помощью ли..
Правитель
обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло
с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на древность оказала
огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики
искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.
В своих суждениях о
государстве он выделял два социальных слоя: управляющие и управляемые. Под
управляющими он понимал цзынь-цзы как "благородного чиновника". Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их
высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль
заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При
сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в
семье. Управляющие - отцы народа.
Но это не значит, что
только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и
приток "новой крови" из других социальных групп. Но в общем он хотел,
чтобы "пахари возделывали землю, а способные управлять управляли".
Для
управляющих Конфуций вывел четыре Дао:
1) Чувство
самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить
уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо,
учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.
2) Чувство
ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им
народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.
3) Чувство
доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен
лучше воспитать народ повысить его моральные качества, образованность, а
значит, и обеспечить прогресс всего общества.
4) Чувство
справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей
справедливости зависит благосостояние общества.
Таким образом, только
сочитание четырех перечисленных Дао - норм поведения - дает в итоге право
называться цзюнь цзы.
Даже будучи
сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней
абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое
значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком,
а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного
подхода к ращению различных проблем.
Выделяя
главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал
высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно
интерпретировать земные проявления этой воли.
Уделяя
основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор
стабильности государства - доверие народа. Власть, которой не доверяет
народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления и
в этом случае неизбежен регресс общества.
Власть и мораль в учениях Конфуция
Фундаментальную роль во всей истории этической и политической
мыслиКитая сыграло учение Конфуция. Его взгляды изложены в книге "Лунь
юй"("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. На
протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на
мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее
авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.
Государство трактуется им как большая семья. Власть императора
("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и
подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая
Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства
людей: "темные люди", "простолюдины", "низкие","младшие"
должны подчиняться "благородным мужам", "лучшим",
"высшим","старшим". Тем самым Конфуций выступал за
аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью
устранялся от участия в управлении государством.
Правда, его политический идеал состоял в правлении аристократов
добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им
едеальная конструкция правления отличалась от тогдашних социально- политических
реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом. Но в
целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические
замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели
критическое отношение к существовавшим порядкам
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций
призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на
началах добродетели. Этот призыв прежде всего обращен к правящим, поскольку
соблюдение ими принципов добродетели играет решающую роль и предопределяет
господство норм нравственности в поведении подданных. Отвергая насилие,Конфуций
говорил: "Зачем, управляя государством, убивать людей? Если Вы будете
стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна)
ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда
дует ветер".
Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в
преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем
"старшим".Политическая этика Конфуция в целом направлена на
достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации
правления. Помимо чисто моральных факторов он обращает внимание и на
необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди
населения. "Когда богатства распределяются равномерно, — отмечал он, — то
не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен;
когда царит мир (в отношениях между верхами и низами) не будет опасности
свержения правителя". Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко
оценивал блага гражданского мира.
Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к
завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других
народов ("варваров"). Не отвергая в принципе сами гегемонистские
претензии китайских правителей, Конфуций советовал им: "людей, живущих
далеко и не подчиняющихся", необходимо "завоевать с помощью
образованности и морали"."Если бы удалось их завоевать, — добавлял
он, — среди них воцарился бы мир". Эти культуртрегерские и миротворческие
мотивы в дальнейшем нередко использовались китайскими правителями в качестве
морально прикрытия своих завоевательных акций и подчинения своей власти других
народов.
Регулирование политических отношений посредством норм добродетели
в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе
законов."Если, — подчеркивал он, — руководить народом посредством законов
и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться
(от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом
посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет
знать стыд и он исправится".
Страницы: 1, 2
|