на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Правовая система в условиях федерализма

Реферат: Правовая система в условиях федерализма

План работы

Введение

Глава 1. Понятие правовой системы и понятие федерализма

Глава 2. Правовая система (составляющие)

1)  нормативная составляющая

2)  институциональная составляющая

3)  идеологическая составляющая

Заключение

Библиографический список использованных источников литературы


Введение

Изменение в государственном устройстве России и в жизни российского общества привели к необходимости усовершенствования национальной правовой системы. Для регулирования новых отношений видоизменялись отрасли права, претерпевали изменения правовые институты, создавались новые и упразднялись старые государственные органы. Все это внесло свой вклад в обновление правовой системы России.

Данная работа затрагивает устройство и дает четкое представление о специфике правовой системы при федеративном устройстве государства. Она отличается актуальностью на сегодняшний день, так как Россия, будучи федеративным государством, в котором происходит формирование гражданского общества, все еще находится на переходном этапе от тоталитарного прошлого к демократическому, подлинно правовому государству.

Анализ правовой системы федерации на примере России и Германии невозможен без выявления общего и особенного в составляющих правовых систем этих государств. В своей работе автор старался наиболее полно и ясно осветить нормативную, институциональную и идеологическую составляющие правовой системы.

К примеру, обстоятельный анализ правовых систем России и Германии как федеративных государств невозможен без сравнения систем законодательства этих государств.

Соотношение федеральных правовых актов и правовых актов субъектов федерации оказывает влияние на составление системы законодательства. Поэтому в работе затронут важный вопрос о распределении предметов ведения и полномочий в федеративном государстве.

В работе использованы идеи и разработки, содержащиеся в трудах таких исследователей как Антонов И. П., Садовский В. Н., Чинчиков А. А., Петелина И. В., Марченко М. Н. и др.

В работе подробно разбираются понятия правовой системы и федерализма, общие составляющие правовой системы, особенности правовых систем Российской Федерации и ФРГ.


Глава 1.Понятие правовой системы и понятие федерализма

Мир правовых явлений находит отражение в правовой действительности не только в сложном многообразии своих форм, но и в таком качестве, как всеобъемлющий характер, “пронизывающий” общество и государство. Ключевую позицию в нем занимает право. Этот многоуровневый феномен позволяет использовать в научном обороте понятие “система”, причем в различных ее аспектах: правовая система, система права, система источников права, система законодательства, судебная система и т. д1.

В современной научной литературе категория “система” представлена множеством определений. К примеру, В. Н. Садовский приводит их около 40, среди которых система определяется через понятия “элемент”, “отношение”, “целое”, “управление” и т. д2. Понятие “системы” синтезирует в себе все аспекты системности объекта, представляя его как единство элементов, находящихся в определенных связях и отношениях, предопределяющих существование объекта, как целого и относительно независимого во вне явления.

Не стоит сводить воедино понятия “система права” и “правовая система”. Понятие “система права” характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы – права как такового, “правовая система” же охватывает все правовые явления в масштабах государства и общества.

В самом широком смысле под системой понимают комплекс взаимодействующих тем или иным образом компонентов[3]. В узком смысле слова система – это целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах[4].

Как правило системы выступают как сложные образования с характерными для любой из них признаками (рассмотрим на примере социальной системы), среди которых принято выделять:

- целостность;

-наличие двух и более типов связей (пространственных, функциональных, генетических и т. д.);

- структуру (организацию), наличие уровней и иерархии уровней;

- управление и самоорганизацию;

- цель и целесообразный характер;

- функционирование и развитие[5].

Для познания системы как единого целого необходимо раскрыть эти признаки.

Исследуя понятие “целостность” на примере государства как социальной системы, А. А. Чинчиков предложил следующее определение: ”целостность – это внутренняя качественная характеристика объекта (материального или духовного происхождения) как системы , обусловленная интегративным взаимодействием его частей, их свойств и порождающая относительную самостоятельность его от окружающей среды, определенную стабильность внутреннего развития, устойчивость во внешних связях”1.

Наличие связей между составляющими ее частями и их взаимодействие иногда порождает изменение одной, а следовательно, и других частей, а нередко и всей системы в целом. Эти органичные связи между элементами способствуют тому, что при взаимодействии с внешней средой система выступает как единое целое, проявляя при этом самое важное для нее свойство- способ, которым она себя сохраняет.

Следующим признаком системы является ее структура, т. е. внутреннее строение, наличие иерархических уровней, функций и факторов, обеспечивающих ее целостность. В науке существует множество точек зрения о том, что же понимать под категорией “структура”. Так, И.Н. Николов полагает, что “под структурой обычно понимается качественно определенный относительно устойчивый порядок внутренних связей между элементами системы, так что понятие структуры дает важную качественную характеристику связей. Ее можно понимать и как особую упорядоченность элементов системы”2.

Развитие системы сопровождается изменением ее свойств и качественных характеристик.

Правовая система обладает всеми признаками, свойственными различным социальным системам. Ее рассматривают как в широком так и в узком смысле.

В широком смысле под правовой системой понимают совокупность источников позитивного права конкретного государства в единстве с правовой идеологией и юридической (включая в качестве основной судебную) практикой.

Из этого следует что компонентами правовой системы являются:

- позитивное право как совокупность действующих в государстве правовых норм, выраженных в законе и иных признаваемых государством норм позитивного права;

- правовая идеология, т. е. правовые взгляды, правосознание, правовая культура, концепции и т. д.;

- юридическая (судебная) практика.

Взаимодействие правовой системы с государством и обществом происходит посредством государственных органов, уполномоченных осуществлять правотворческую, законодательную, правоохранительную, правозащитную, судебную, правоисполнительную и другие виды деятельности в области права.

В узком смысле правовая система рассматривается как единство правовых актов и норм национального права, объединенных в систему права (правовые институты и отрасли права, характеризующиеся внутренним единством и различием в зависимости от особенностей регулируемых отношений) 1.

В процессе эволюции общества между субъектами права возникают социальные отношения, требующие правового закрепления. Реагируя на эти потребности, правовая система посредством своих компонентов (механизма правотворчества, механизма законности, механизма обеспечения правопорядка) в зависимости от формы территориального устройства государства (на уровне федерации, субъектов федерации или автономных образований) выдает соответствующие правовые предписания. В итоге в области права возникает циклический процесс: правосознание воздействует на правовую систему через правотворчество, которое реализуется в нормах права, а те, в свою очередь, через правоотношения, правоприменение, толкование, соблюдение права реализуются в социальных отношениях.

При всем многообразии подходов ряда авторов к пониманию правовой системы, само понятие пока не заняло значимого места в категориальном аппарате теории права в качестве самостоятельного целостного явления2. Предлагаю определять правовую систему как целостный комплекс взаимосвязанных правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и государством, используемый ими для достижения своих целей.

Охарактеризовав понятие “правовая система” следует перейти к анализу понятия “федерализм”, чтобы затем проследить воздействие федеративного устройства государства на правовую систему.

Федерализм – это порядок и форма государственного устройства, которые гарантируют единство и плюрализм государственной власти на различных уровнях ее организации3.Федерализм – сложное и многоаспектное понятие. Термин “федерализм” зачастую отождествляют с понятием “федерация”, “федеративное государственное устройство”. Однако необходимо их разграничивать и выявлять соотношение между ними. Федерация – это форма государственного устройства, при которой единое государство состоит из нескольких государственных образований на основе добровольного объединения, при котором составляющие части обладают определенной самостоятельностью в рамках действующего договора. Понятие “федерализм” шире и сложнее понятия “федерация”, поскольку включает в себя не только теорию о федеративном государстве как форме государственного устройства, но и обозначает принцип политической организации, особого рода систему отношений в обществе. Федерализм – это теоретико-методологическая основа организации, политики и практики возникновения и развития федерального государства. Федерация же является типом государства, которое базируется на основополагающих принципах федерализма. Федерализм может существовать без федерации, но невозможно существование федерации без федерализма.

Основополагающим принципом всех федеративных образований является принцип соглашения или договора. Можно выделить ряд принципов, характеризующих федерализм, к ним относятся:

1)  самоопределение и равноправие субъектов при вступлении в союз;

2)  равноправие и демократизм во взаимоотношениях внутри объединения;

3)  единство системы государственной власти;

4)  разграничение предметов ведения и полномочий между центром и субъектами;

5)  автономия для субъектов, полная самостоятельность в вопросах отнесенных к их компетенции;

6)  согласование совместных решений;

7)  юридические гарантии соблюдения соглашений;

8)  государственный суверенитет.

Федерализм как понятие отражает и способ государственного устройства, и систему правления, и форму межнациональных отношений.

В федеративном государстве всегда существуют две тенденции: центробежная и центростремительная. Федерализм выступает инструментом, с помощью которого достигается тот необходимый баланс для сохранения единого нераздельного государства при сохранении широкого спектра прав субъектов федерации. Федерализм – залог целостности государства, способ построения единого государства. Федерализм с одной стороны выполняет функцию децентрализации власти, с другой – функцию интеграции составляющих субъектов для достижения общих целей на основе согласия и сохранения единства государства1.

В современных условиях федерализм перестает быть только средством решения проблемы устройства государства. Он превращается в форму общественного устройства, способ создания гармоничного общества, основанного на гражданском согласии людей на совместное управление общими делами. Т. е. федерализм также можно определить как форму и способ организации индивидов, социальных общностей, объединяющихся для достижения общих целей и строящих свои взаимоотношения на основе соглашения.

Федерализм относится к структуре и функционированию государственной власти; служит сохранению как единства так и плюрализма государственных и общественных структур; включает действие социальных и политических факторов. Также федерализм является эффективным средством решения национального вопроса в этнически разнородных государствах.

Федерализм в настоящее время сложное и многомерное явление. Он охватывает самые разнообразные аспекты общественной жизнедеятельности. Принципы федерализма для России имеют большое значение, поэтому непременное их соблюдение станет гарантом единого сильного государства при соблюдении прав и интересов составляющих его субъектов.


Глава 2. Правовая система (составляющие)

1) Нормативная составляющая

правовая система федерализм

Нормативная составляющая – это часть правовой системы, которая оформляет и закрепляет источники права, выстраивает иерархию этих источников. Для анализа нормативной составляющей правовой системы следует начать с источников права существующих в романо - германской правовой семье. Выделяют следующие виды источников права:

- нормативно-правовые акты “во главе” с законом;

- обычаи, которые образуют систему норм, именуемых обычным правом;

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.