Реферат: Прокурор в хозяйственном процессе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
………………………………………………………..……………….…………3
Глава 1. Обращение прокурора в суд с
заявлением в защиту интересов других лиц ...5
Глава 2. Участие
прокурора в разбирательстве дел судом первой инстанции ………12
Глава 3. Принесение кассационного
протеста ……… ………...………….……………15
Глава 4. Участие прокурора в суде
кассационной инстанции ……..……………….….19
Глава 5. Сущность, задачи и особенности участия прокурора в
надзорном производстве …...……………………………………………………………………….....21
Глава 6. Участие
прокурора в рассмотрении дел в порядке надзора ………….…......26
Глава 7.
Представление прокурора о пересмотре (возобновлении) дел по вновь открывшимся
обстоятельствам ……… ………...…………………….…..….…………28
Глава 8. Участие прокурора в
исполнительном производстве ……..………………….31
Глава 9. Другие формы участия прокурора в гражданском и хозяйственном
судопроизводстве …………………………………………………………………………………34
Заключение
………………………………………………………………………………..36
Список
использованной литературы ..…………………………...….………….....……38
ВВЕДЕНИЕ
В
данный момент в нашем государстве проводится обновление всех отраслей
национального законодательства, в том числе и процессуального. Национальное
законодательство приводится в соответствие с Конституцией Республики Беларусь,
международными договорами и должно отвечать требованиям, предъявляемым к
законодательству правового государства.
Так,
например, в 1998 году были приняты и вступили в силу Гражданский процессуальный
кодекс Республики Беларусь[1]
и Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь[2].
Кроме того, в скоро будущем ожидается принятие новой редакции ХПК.
В
этой связи, с моей точки зрения, представляется актуальным освещение некоторых
аспектов участия прокурора в гражданском и хозяйственном процессе. Сама же
проблема заслуживает самого серьезного внимания и с теоретической, и с
практической стороны.
Проблема заключается в том, что
состояние законности и правопорядка зависит не только от норм материального, но
еще и от претворения в жизнь норм и принципов процессуального права.
Обеспечение правовых гарантий юридических и физических лиц является одной из
задач прокурорского надзора. Поэтому участие прокурора в процессе может
способствовать укреплению законности. Так, например, Конституция Республики
Беларусь (ч. 2 ст. 125) подчеркивает, что прокуратура осуществляет надзор за
соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам
об административных правонарушениях.
Освещение
поставленной проблемы требует решения задач:
·
Определить
случаи, когда прокурор имеет право участвовать в гражданском и хозяйственном
процессе;
·
Рассмотреть его
роль и функции в хозяйственном и гражданском процессе;
·
Выяснить формы
реагирования.
Кроме того, одна из главных задача моей работы
заключается в выявлении проблем по участию прокурора в хозяйственном процессе и
в сравнении участия прокурора в гражданском и хозяйственном процессе с тем,
чтобы выявить не существует ли противоречий между ГПК и ХПК по регулированию
участия прокурора в процессе, а также определить степень этих противоречий.
Объектом настоящего исследования является деятельность прокурора по
участию в гражданском и хозяйственном процессе.
Для раскрытия курсовой работы я опирался на следующие
книги: “Арбитражный процесс” под редакцией М.К. Треушникова и В.М. Шерстюка, “Прокурор
в гражданском и хозяйственном процессе – одна из гарантий защиты прав и
законных интересов: сравн. анализ” Каменкова В.С. и др. литературу, в которой
дается развернутый анализ и характеристика деятельности прокурора в
хозяйственном и гражданском процессе.
Преследуя вышеупомянутые задачи, перейдем
к рассмотрению и анализу взятой мной темы курсовой работы.
Глава 1. ОБРАЩЕНИЕ ПРОКУРОРА В СУД С
ЗАЯВЛЕНИЕМ В
ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ ДРУГИХ ЛИЦ
Первоначально хотелось бы
отметить, что действующие законодательство предусматривает следующую
совокупность форм участия прокурора в гражданском и хозяйственном процессе:
·
Обращение в суд с
заявлением в защиту интересов других лиц;
·
Участие в
разбирательстве дел судом первой инстанции (для поддержания заявленных
требований; для дачи заключения по возникающим вопросам и по делу в целом;
обязательное участие в процессе);
·
Принятие
кассационного протеста;
·
Участие в суде
кассационной инстанции;
·
Приостановление
исполнения судебного акта;
·
Принесение
надзорного протеста;
·
Участие в суде
надзорной инстанции;
·
Внесение
представления о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам;
·
Участие прокурора
в стадии исполнения судебных актов;
·
Другие формы участия прокурора в гражданском и хозяйственном
судопроизводстве.
В гражданском и хозяйственном
процессе названные формы участия прокурора не повторяются в указанной
совокупности. Имеются также особенности в полномочиях прокурора или при
реализации этих форм.
Таким образом,
непосредственно перейдем к рассмотрению такой формы участия прокурора, как
обращение в суд с заявлением в защиту интересов других лиц.
Так, в ст.81 ГПК
оговаривается право прокурора обратиться в суд с заявлением о возбуждении
гражданского дела с одним уточнением: если это необходимо для защиты прав и
охраняемых законом интересов несовершеннолетнего, недееспособного,
ограниченно дееспособного и иного гражданина, юридического лица
негосударственной формы собственности. В отношении указанной категории лиц ГПК
определил дополнительное условие: если эти лица лишены возможности
самостоятельно защищать свои интересы. Несоблюдение данного условия является
основанием для отказа в возбуждении дела (п. 7 ст. 246 ГПК).
ХПК содержит похожую
норму (ст.47 ХПК). Однако в отличие от ГПК ХПК не содержит дополнительного
условия о том, что прокурор имеет право обратиться в суд, когда эти лица
лишены возможности самостоятельно защищать свои интересы. Кроме того, ХПК
предусматривает обязательное наличие согласия этих лиц. ГПК же упоминает
только об обязанности прокурора выслать лицам копию исковых заявлений.
В отношении же защиты
прав и законных интересов Республики Беларусь, ее
административно-территориальных единиц и юридических лиц государственной формы
собственности в ГПК говорится, что прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением без каких-либо ограничений. Аналогичная норма содержится и в ХПК в
ст.47, с тем отличием, что прокурор обращается в суд не с заявлением о
возбуждении гражданского дела для защиты прав и законных интересов Республики
Беларусь, ее административно-территориальных единиц и юридических лиц
государственной формы, а с иском в защиту государственных и общественных
интересов.
В ранее действовавшем ГПК
вообще не предусматривалось ограничений права прокурора на предъявление в суд
иска (заявления) в интересах как государства и общества (публичный интерес),
так и юридических или физических лиц, когда защищаемые правоотношения не
затрагивают общественных и государственных интересов (частный интерес).
В то же время ст.22 Закона от 29
января 1993 г. “О прокуратуре Республики Беларусь”[3]
содержит императивную норму: «при установлении нарушений закона... прокурор
предъявляет в суды иски и заявления». Таким образом, у прокурора, установившего
нарушение закона, нет права выбора реагировать или не реагировать на такое
нарушение. Он должен использовать предоставленные законом полномочия: внести
протест, представление в порядке общего надзора, вынести предостережение,
возбудить уголовное дело или иное производство об ответственности, направить
заявление в суд и т.д.
Названная выше норма
Закона “О прокуратуре”, устанавливая обязанность прокурора предъявить иски и
заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий,
учреждений и организаций государственной формы собственности, одновременно
ограничивает обязанность прокурора предъявить иск в интересах субъектов
хозяйствования негосударственных форм собственности и граждан. Ограничение
выражено, как и в Гражданском процессуальном кодексе, весьма абстрактной
формулировкой: “если они лишены возможности самостоятельно защищать свои
интересы”. Такая же формулировка содержится в Письме Высшего Хозяйственного
Суда Республики Беларусь от 13.03.2001г. №03-25/433 «Об обращениях в
хозяйственный суд прокурора в защиту интересов юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей» и в приказе Генерального прокурора №3 от 31
марта 1995 года «О повышении эффективности прокурорского надзора за
соответствием закону судебных решений по гражданским делам» (п.3)[4].
Для всех прокуроров требования закона и приказа Генерального прокурора
обязательны. Кроме того, ни ГПК, ни ХПК не определил, как поступать с исковым
заявлением, если в нем прокурор не указал, каким образом истец лишен
возможности защитить свои интересы.
Действующий ГПК и ХПК не
называет конкретно, кто из должностных лиц органов прокуратуры вправе подписывать
заявление, направляемое в суд. В ГПК говорится только о прокуроре, а в ХПК еще
о заместителях прокурора. А Закон «О прокуратуре» (ст. 50) разъясняет, что под
наименованием «прокурор», если иное прямо не оговорено в настоящем законе,
следует понимать: Генеральный прокурор Республики Беларусь и все нижестоящие
прокуроры, их заместители, старшие помощники и помощники, начальники,
заместители начальников, старшие прокуроры и прокуроры главных управлений,
управлений и отделов. В то же время в этом законе предусматривается, что
прокурор или его заместитель вправе обратиться с иском (заявлением)
в суд (ст. 22), а также четко определен круг должностных лиц, имеющих право
принесения протеста на не вступившие в законную силу судебные акты. Поэтому и
данный вопрос требует регулирования в процессуальном законе.
Необходимо обратить
внимание, что в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь вправе направлять
заявления только Генеральный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним
прокуроры, а также их заместители; в другие хозяйственные суды – прокуроры
городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители.
Ни в процессуальных
законах, ни в Законе «О прокуратуре», ни в ведомственных приказах Генерального
прокурора Республики Беларусь не нашел своего решения и такой вопрос, как
процессуальная правоспособность прокурора, участвующего в рассмотрении дела,
возбужденного по иску прокурора. Суть проблемы заключается в том, что иски
(заявления) вправе подписывать только прокуроры и их заместители. Участвуют же
в рассмотрении таких дел, как правило, помощники прокуроров и другие
оперативные работники прокуратуры. Возникают вопросы: вправе ли такой работник
прокуратуры отозвать исковое заявление, изменить исковые требования,
отказаться от иска и т.д.? Требуется ли подтверждение полномочий такого
работника прокуратуры в процессе? Аналогичные вопросы возникают на практике,
когда иск заявлен в суд одним территориальным прокурором (например, прокурором
Могилевской области), а участвует в его рассмотрении другой территориальный
прокурор (например, прокурор Минской области).
Решить эти проблемы можно
двумя путями.
Гражданский
процессуальный кодекс рассматривает прокурора в качестве юридически
заинтересованного лица, а Хозяйственный процессуальный кодекс – в качестве
лица, участвующего в деле, и процессуального истца (по процессуальным правам и
обязанностям эти лица близки к сторонам). Поэтому должностные лица прокуратуры,
имеющие право подписания искового заявления, должны наделять соответствующими
процессуальными полномочиями других работников прокуратуры, которые будут
принимать участие в рассмотрении дела. Оформление таких полномочий может
производиться по аналогии оформления полномочий представителя истца и других
лиц, участвующих в деле[5].
В этом случае, учитывая специфику складывающихся правоотношений, следует
внести изменения в процессуальное законодательство. Другой путь – внесение
соответствующих изменений в Закон «О прокуратуре» или приказ Генерального
прокурора Республики Беларусь.
Следует отметить, что
Приказ Генерального прокурора Республики Беларусь №3 от 26 января 1994 года
«Об усилении прокурорского надзора за законностью разрешения хозяйственный
споров» еще больше усложняет ситуацию. В нем отмечается, что некоторые
прокуроры встали на путь подмены юридических и экономических служб предприятий
и организаций, способствуя неоправданному освобождению истцов от уплаты
государственной пошлины. Поэтому прокурорам предложено исключить из
практики такие факты. В то же время обращается внимание прокуроров, что они
должны использовать право на обращение с заявлением в хозяйственные суды «лишь
в том случае, если субъект хозяйствования лишен возможности защитить свои
интересы самостоятельно, а также, если хозяйственный спор носит принципиальный
характер, приобретает большую общественную значимость и затрагивает интересы
крупных трудовых коллективов или значительной части населения, в том числе при
установлении недействительности учредительных документов предприятий и
организаций, договоров, актов государственных и иных органов, нарушающих права
и интересы субъектов хозяйствования, в случаях невыполнения или ненадлежащего
выполнения обязательств в пользу государства, нарушений законодательства о
земельной реформе, приватизации, охране и рациональном использовании
окружающей среды и др.».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|