Реферат: Символы России
Министерство
Внутренних Дел Российской Федерации
Омский юридический
институт
Кемеровское отделение
заочного обучения
РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ
Тема: ‘’ Символы России’’.
Слушатель: Суздалев Алексей
Геннадьевич.
Зачетная книжка 3940
Домашний адрес: 660094 г. Красноярск,
ул.Щорса 48а - 28
план:
Символы
России.
1. Введение
........................................................................................................ 3
2. Герб
России
...................................................................................................
6
3. Флаг
России
................................................................................................... 10
4. Гимн
России
...................................................................................................
16
5. Заключение
....................................................................................................
20
Введение.
Для
любого современного государства его символ существует в триединстве: герб, флаг
и гимн. Подобное триединство в мировой практике начало складываться
сравнительно поздно ,с Х1Х века.
Символы
России… что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы
совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут
разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля (‘’Поле, русское
поле…’’) , леса ( ‘’березы, березы …’’), кому-то на ум придут поднадоевшие , но
непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины
расскажут о древнем Московском Кремле, и регалиях - знаках царской власти:
скипетре , короне, державе, бармах, Шапке Мономаха и , конечно же, не забуду и
русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь,
Покровский собор ( храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя.
Вспомнившие о русском воинстве назовут ‘’ Прощание славянки’’ или Георгиевский
крест . А кто-то , возможно, обратит свой мысленный взор к своей ‘’малой
Родине’’ - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.
Каждый
по своему будет прав. И прежде всего из-за неоднозначности понятия ‘’символ’’
его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не
только философы, но и ученые других специальностей - математики, психологи,
лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы. По словам советского
ученого энциклопедиста А.Н.Лосева , труды которого только сейчас в полном
объеме стали доходить до читателя, понятие ‘’ символ’’ является ‘’ упорным
цепким тысячелетним понятием’’. ‘’Этот термин, - пишет он , - часто
употребляется даже в самом обыкновенным, бытовом смысле, когда вообще хотят
сказать, что нечто одно указывает на нечто другое, т.е. употребляет термин
‘’символ’’ просто в смысле ‘’знак’’.[1]
Воздействие
символа начинается уже через его внешнюю форму. ‘’За элементами понятий,
выраженных в словах , стоят чувственные ассоциации . Они как бы проецируют
понятие на наиболее ‘’ подходящие ‘’ чувственные образы и тем самым помогаю
сформировать символ’’, - объясняет принцип создания символа философ Л.В.Уваров.[2]
Несмотря
на то, что теоретической основой изучения той группы символов , о которой
пойдет речь ниже, недостаточно разработаны (не очень пока ясно, к какой сфере
деятельности их четко можно отнести: к социально-политической, идеологической,
правовой и т.д.), совершенно очевидно, что посредством их выражены определенные
общественные отношения, что как всякий символ, они - социальные феномены и ,
следовательно , всегда несут на себе печать, ‘’налет ‘’ своего общества. В них
явно отражено ‘’социальное лицо’’ эпохи , конкретного исторического времени,
через их назначение можно определить уровень развитие самого общества. ‘’Едва
ли требует доказательства, - писал, подчеркивая эту характеристику символа,
А.Ф.Лосев, - что все реальные символы существуют только в истории, все несут на
себе отпечаток эпохи, классового или сословного происхождения… История символа…
ясно обнаруживает всю невозможность чистой символики в ее отвлеченном виде…’’[3]
В
популярном справочнике ‘’Международная символика и эмблематика ‘’ его автор,
характеризуя аналогичные знаки подчеркнул, что они представляют собой ‘’
категории из области идеологии’’[4]
, с чем, конечно нельзя не согласиться . Так что к символам ‘’ не своей ‘’
эпохи надо относится осторожно. Однако это не значит, что они нам не интересны.
Причины и принципы их возникновения, их эволюция помогает не только
всесторонне представить исторический процесс, но и приблизиться к пониманию, ‘’
расшифровки’’ мировоззрения человека прошлого, раскрыть закономерности его
мышления, смысл его поступков, в плотную подойти к изучению социальной
психологии отдельных слоев русского общества, его менталитета ‘’ склад ума
мышления’’ - вопросом недостаточно изученным , но очень важным.
Ниже
речь пойдет о символах государственного суверенитета России того периода
отечественной истории, который в последние годы особенно привлекает
общественное внимание, - до 1917 г. С Х1Х века символы государственного
суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Однако это совсем не
означает, что, скажем, государственных гербов не существовало ранее. Так же как
во многих странах Европы , в России эмблемы , позднее вошедшие в
государственный герб, возникли в средневековье. И уже в начальный период
существования единого русского государства они сыграли важную роль в борьбе за
его упрочения . Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и
отражавших способ мышления наших предков, вполне конкретных изображений не было
случайным. С одной стороны, они в наглядной форме выражали основные идеи
государственной политики принявшего их великого князя московского Ивана III,
воплощая в себе определенную его ориентацию внутригосударственные устремления,
внешнеполитические замыслы. А с другой - по своей форме эти знаки оказались
привычны и понятны жителю Средневековой Руси .
Флаг
Российской империи, его цвета определились гораздо позднее , первых гербовых
эмблем - через 200 лет после появления последних на государственной печати.
Бело-синий-красный флаг ‘’подарил’’ России флот Петра I. В
борьбе за звание ‘’государственного’’ флага ему пришлось на протяжении почти
двух столетий ‘’конкурировать’’ черно-желто-белым императорским стягом.
Гимн
появился итого позднее - в Х1Х в., так же ‘’пропустив впереди себя’’ ряд
общерусских мелодий.
Российская
государственная символика находится в ряду тех проблем, которые еще не та давно
казались малозначащими, не вызывали особого интереса ни у историков, ни у
широкого круга читателей. Теперь уже новое поколение ‘’ повернувшись лицом’’ к
своей истории вспомнили и о давно забытых, низвергнутых в прямом смысле этого
слова эмблемах и символах, чуть ли не возводя некоторые из них на пьедестал .
Как
когда-то Французская революция смела королевские лилии, как пал двуглавый орел
австро-венгерской монархии, так и знакам царской власти нечего было
символизировать в нарождающемся новом мире. Историческая память, причастность к
деяниям предков, к исконным корням своим воскрешается в старых символах,
которые важны нам прежде всего как памятники прошлого. С этих позиций
рассматривается герб, флаг и гимн Российской империи.
1.Герб
России.
‘’
… не безпотребно о гербе
государственном от истории
воспомянуть’’.
Эмблемам,
их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая
роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть
государя, идею его господства над подданными . Среди государственных символов
первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства -
государственный герб. Подбор эмблем государственного герба, определение их
сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции высшей государственной
власти. Государственный герб являлся важной частью института внешнего
оформления верховной власти.
В
источниках имеется мало письменных свидетельств о российских символах. Да они и
скудны и нечетки. Первое встречается в Ермолинской летописи , где помещено
сообщение о том, что в 1464 г. В Москве ‘’… месяца июля 15, поставлен бысть
святыи великии мученик Георгии на воротех на Фроловских, резан на камени, а
нарядом Васильевым Дмитриева сына Ермолина’’.[5]
С легкой руки историков Х1Х в. Скульптура св. Георгия на коне, поражающего змия
- дракона , работы выдающегося русского зодчего ХV в.
В.Д.Ермолина оценивалась в отечественной историографии как образец
великокняжеской или даже московской геральдики.
Начало
следующего этапа ‘’реконструкции’’ государственного герба Российской империи
относится к последним годам правления Николая I.
Царь неоднократно выражал недовольство видом гербов и деятельностью Герольдии в
целом . Когда по его распоряжению в 1848 г. Герольдия преобразовалась в
учреждение более высокого ранга - департамента Сената, он снова обратил
внимание на тот факт, что гербы составляются ‘’ не по правилам геральдики’’. В
1851 г. Николай I дал указание ‘’ принять на
будущее время за правило на гербах губерний, областей и губернских городов, кои
впредь будут представляемы на высочайшее утверждение, изображать всегда
императорскую корону ; на гербах же городов уездных ставить ныне употребляемую
подобными городами городскую корону. По усмотрению министра внутренних дел
императорскую корону употреблять только тем уездным городам, кои отличаются от
прочих обширностью населения и вообще своею значительностью в административном
, торговом и историческом отношениях’’.[6]
Это
только один пример из ‘’геральдических’’ претензий царя. Были и другие,
исполнение которых возлагалось на Департамент герольдии.
31
мая 1857 года Указом Правительствующего Сената по Высочайшему повелению
императора Александра II в
России был введен Большой государственный герб.
В
нем закреплена традиция, ведущая начало от государственной печати Иоанна IV
Васильевича, на которой вокруг гербового двуглавого орла располагались гербы
территорий , входящих в состав русского государства.
Большой
государственный герб отражает средствами геральдической символики триединую
сущность русской идеи - за Веру, Царя и Отечество. Впервые проект Большого
герба России был изложен в Манифесте императора Павла I в
1800 году. Но тогда эта идея не получила завершения.
Новизна
Большого государственного герба заключалась в композиционном соединении гербов
российских территорий и использовании ранее не применявшихся в России
геральдических средств. При этом большинство гербов российских территорий
остались практически неизменными, как и главный символ русского государства -
двуглавый орел.
В
окончательном виде Большой герб сложился к 1883 году и оставался таковым до
1917 года. Он изображался на большой государственной печати, на тронах,
балдахинах, в залах, предназначенных для торжественных собраний при
Императорском Дворе и для заседаний высших присутственных мест…
В
советское время изображение герба Российской империи практически не
воспринималось, поэтому для многих читателей будет интересен рассказ о его
композиции.
В
центре Большого герба помещен государственный герб России - черный двуглавый
орел в золотом щите. На груди орла расположен Московский герб - св. Георгий
Победоносец, пробивающий змея. Герб России увенчан шлемом святого Великого
Князя Александра Невского . По обеим сторонам герба России стоят щитодержатели:
Архистратиг Михаил с огненным мечом ( слева от зрителя) и Архангел Гавриил (
справа от зрителя) - небесные покровители и заступники России. Вокруг щита -
цепь ордена св. Андрея Первозванного. Центральную часть Большого герба укрывает
золотая сень в виде шатра, подложенная горностаем. На сени начертан российский
девиз:’’ Съ нами Богь’’. Над сенью помещена императорская корона и
государственная хоругвь, завершающаяся двуглавым орлом и восьмиконечным
крестом. Вокруг главного щита расположены щиты с гербами Царств и Великих
княжеств, увенчанными надлежащими коронами. Прототипами корон послужили
реальные исторические венцы русских государей : Шапка Мономаха, Казанская шапка
Иоанна IV Васильевича, Венец Большого
наряда Михаила Романова, Шапка Мономаха второго наряда Петра 1 Алексеевича,
Алмазная шапка Петра 1, Корона Анны Иоанновны, Большая императорская корона,
все они хранятся в Оружейной палате Московского Кремля и Алмазном фонде России
. В верхней части Большого герба помещены щиты с гербами территорий, также
входящих в состав России ( по три щита слева и справа от государственной
хоругви).
Страницы: 1, 2, 3
|