на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Следственные версии и планирование расследования

Реферат: Следственные версии и планирование расследования

План:


Введение………………………………………………………………………………………ст.3

  1. Выдвижение следственных версий……………………ст.4

  2. Планирование расследования. Техника планирования………………………………………………………………………………………ст.8

Заключение………………………………………………………………………………ст.14

Библиография…………………………………………………………………………ст.15


Введение

Криминалистика — развивающаяся наука, изучающая возможности противодействия преступности. Она долж­на реагировать на изменчивость преступлений, их изощ­ренный характер, появление новых видов и способов со­вершения преступлений. Правильное применение средств и приемов криминалистики позволяет раскрывать самые сложные преступления. Каждое преступление может и должно быть раскрыто. Криминалистические знания яв­ляются мощным оружием в руках профессионалов — оперативно-розыскных сотрудников, следователей, проку­роров, судей, экспертов.

Криминалистика дает возможность получить представле­ние о сущности криминалистической науки, ее содержа­нии, о криминалистических рекомендациях, средствах, приемах и методах раскрытия и расследования преступ­лений.

Одним из важных разделов криминалистики является «Организация и планирование расследования». Грамотное планирование расследования по сложным уголовным делам на основе полной отработки следственных версий являет­ся одним из важнейших условий установления объективной истины. Как справедливо считает Н. А. Селиванов, выделение комп­лекса первоначальных следственных действий “ориентирует следователя на использование максимума возможностей для обнаружения доказательств, имеющихся на исключительно важ­ном — первоначальном этапе расследования, и на создание надлежащей базы для тщательного, обоснованного планирова­ния всего следственного производства по делу”.1

Изучение этого раздела имеет большую важность для подготовки криминалиста-профессионала и даёт базу для его дальнейшего совершенствования.


1. Выдвижение следственных версий

Планирование - это сложный по своей структуре творческий мыслительный процесс. Наиболее типичными логическими средствами познания, которыми пользуется следователь, являются: версия и вопрос. Версия лежит в основе планирования, вопрос - в основе про­верки версии.

Названные логические формы мышления используются, прежде всего, потому, что, приступая к расследованию, следователь, как правило, не располагает доста­точными данными. В начале рассле­дования перед следователем возникает обычно задача со многими неизвестными. Чтобы решить ее и объяснить исследуемое событие и его отдельные обстоятельства, следователь прибегает к такому приему, как построение версий.

Версия — это одна из форм познания неизвестного. По своей природе версия — разновидность гипотезы; у нее есть те же элементы, что и в структуре гипотезы. Вер­сия имеет значение только для данного случая. Отличие версии от иных частных гипотез состоит в следующем: 1) формируется и используется в уголовном судопроиз­водстве; 2) выдвигается специально уполномоченными на то лицами; 3) объясняет факты значимые для установле­ния истины по делу; 4) проверяется с помощью проведе­ния действий, предусмотренных законом. Версия охваты­вает: возникновение и формирование предположительного суждения; анализ предположения и разработку следствий; проверку следствий.

Версия — обоснованное предположение относительно отдельного факта или группы фактов, имеющих или мо­гущих иметь значение для дела, указывающие на нали­чие и объясняющие происхождение этих фактов, их связь между собой и содержание, служащие целям установле­ния объективной истины. В расследовании версии выпол­няют функцию обеспечения фактов в форме предположе­ний и функцию метода познания.

По своей структуре версия включает в себя следующие элементы: а) основу (сведения, которыми располагает сле­дователь); б) логическую обработку информации; в) пред­положения; г) выведение следствий; д) проверку и оцен­ку предположений.

Сложный мыслительный процесс выдвижения следственных версий и их проверка состоят, как отмечает Я.Н.Пещак, из трех основных этапов: “...первый этап- собирание фактического материала, его логический анализ и оценка. Второй этап- выведение и формулировка собственно следственных версий, включая выведение и формулировку предположений составляющих основу этих следственных версий. Третий этап выведение следствий, которые должны существовать в случае истинности отдельных следственных версий, и проверка существования этих следствий”.2

Проверка состоит в установлении следствий при помощи проведения след­ственных (судебных) действий или оперативно-розыскных мероприятий либо их комплексов (тактических операций).

Выдвинув версию, следователь рас­суждает следующим образом: если версия верна, то в действительности должны существовать определенные факты являющиеся следами, признаками преступления и подтверждающие версию. Например, по делу об убийст­ве выдвигается версия, что убийство совершил А. из пистолета «ТТ» с целью завладеть имущество потер­певшего. Из данной версии выводится следующее: у А. должен быть пистолет «ТТ»; у А. должны быть вещи, принадлежащие потерпевшему. Прежде чем проверить практически, соответствует ли это действительности, мысль следователя приобретает форму вопроса: «Есть ли у А. пистолет «ТТ»?», «Имел ли он право на ношение оружия?», «Хранятся ли у А. похищенные вещи?», «В каком месте они хранятся?» и т. п. Для разрешения пос­тавленных вопросов в плане намечается проведение следственных действий и розыскных мероприятий, по­ручаемых органам милиции. Получив ответы на постав­ленные вопросы, следователь тем самым получает и не­обходимые данные для вывода о подтверждении или опровержении выдвинутой версии.

Свойствами версии являются: обоснованность, реаль­ность, конкретность и относимость.

Версия — это всегда обоснованное предположение. Не каждая догадка или предположение становится версией. Предположение становится версией только тогда, когда оно основано на известных фактических данных. Причем версия должна быть реальной именно в данных обстоя­тельствах места и времени (отсутствие свойства реально­сти позволяло бы выдвигать версии о совершении преступ­ления, например, инопланетянами).

Версия — это предположение о факте, относящемся к делу (речь идет о свойстве относимости). Поэтому не яв­ляется версией предположение о фактах, не связанных с предметом доказывания.

Версии классифицируются по различным основаниям: по субъекту выдвижения — следственные, оперативно-розыскные, судебные, экспертные; по объему понятий — общие и частные; по степени определенности — типич­ные и конкретные; по отношению к предмету доказыва­ния — обвинительные и оправдательные.

Важную функцию выполняют типичные версии. Они наиболее характерны для определенной ситуации и позво­ляют объяснять событие при минимальных исходных данных. Значение типичных версий состоит в том, что при дефиците информации возможно определить направление расследования. Так, применительно к расследованию убийств типичными версиями могут быть: совершено убийство, самоубийство, имеет место несчастный случай или естественная смерть. Более детально типичные вер­сии по делам об убийствах сформулированы в так назы­ваемых таблицах Видонова, в которых учтен целый ряд параметров; их разработка основана на выявлении зави­симостей в результате обобщения 1000 уголовных дел об убийствах.

Важное значение при расследовании преступлений имеет выдвижение общих и частных версий. Общие вер­сии выдвигаются для объяснения события в целом. Част­ные версии — для установления и объяснения отдельных обстоятельств и фактов, имеющих значение в ходе рассле­дования преступления.

В процессе классификации версий иногда выделяют рабочие версии. К таковым относятся предположения, над которыми работает следователь. В большинстве случаев следователь проверяет не менее двух версий — основную версию и контрверсию.

Требования, предъявляемые к версии: 1) обоснованность данных, на которых строится предположение; 2) реаль­ность; 3) объективная потребность объяснения фактов и обстоятельств; 4) отсутствие логических противоречий; 5) конкретность объяснения события или отдельных об­стоятельств.

При построении следственных версий большое значе­ние имеют приемы логического мышления: анализ и син­тез, индукция и дедукция, аналогия.


2. Планирование расследования.

Техника планирования


Планирование расследования — определение путей и способов расследования, обстоятельств, подлежащих уста­новлению по уголовному делу, определение системы след­ственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, их содержания, последовательности проведения, сроков вы­полнения. Планирование деятельности — это способ орга­низации работы в процессе расследования преступлений.

Планирование расследования должно подчиняться оп­ределенным принципам: законности, конкретности, обосно­ванности, индивидуальности и динамичности. В частности, принцип динамичности планирования означает то, что планирование нельзя рассматривать как разовый и неиз­менный акт. К составляемому плану нельзя относиться как к жесткому и неизменному. План расследования яв­ляется динамичным, он может изменяться, уточняться, дополняться по мере установления новых фактических данных.

Динамическая структура процесса планирования, как и со­держание соответствующей деятельности следователя, состоит из нескольких последовательных этапов.

Первый этап планирования заключается в определении не­посредственных целей расследования и в уточнении целей бо­лее общего уровня, сформулированных в процессе построения версий и выведения из них логических следствий. Именно на данном этапе в основном создается свое­образное “дерево целей”, которое и представляет собой одну единую, но детализированную цель данной системы в целом.

Второй этап заключается в выделении общеверсионных во­просов и обстоятельств, т. е. тех логических следствий, которые повторяются при их выведении из различных версий. Подобные общеверсионные вопросы имеют отношение к проверке несколь­ких версий, а потому, чтобы избежать дублирования, нерацио­нальной траты времени и сил, их необходимо выделить в само­стоятельный раздел формируемого плана.

Третий этап планирования состоит в выявлений вневерсионных вопросов и обстоятельств, которые, не будучи логическими бедствиями какой-либо версии, тем не менее подлежат обяза­тельному установлению в порядке так называемого “простого информационного поиска”. Чаще всего выяснение вневерсионных вопросов носит очевидный характер и обусловлива­ется стандартными, типовыми факторами. К ним относятся, на­пример, уточнение возраста обвиняемых или потерпевших, ис­следование места происшествия при обнаружении трупа или его частей, установление скорости движения автомобиля по исход­ным данным.

Четвертый этап заключается в определении и учете средств, находящихся в распоряжении следователя. При планировании расследования термин “средства” понимается в широком смыс­ле—как человеческие, материально-технические, информацион­ные, временные и иные факторы, которые необходимо учиты­вать при раскрытии и расследовании преступлений. Следователь фиксирует имеющиеся в его распоряжении ресурсы, т. е. ту ор­ганизационную систему, которая сформирована на данный мо­мент расследования.

Пятый этап можно определить как этап постановки задачи. В настоящее время принята классификация задач на два наиболее общих типа—на нахождение и на доказательство — главным образом потому, что тип задачи предопределяет метод ее решения. Целью задачи на нахождение является поиск опре­деленного объекта, не известного в этой задаче, но удовлетво­ряющего ее условию, которое связывает неизвестное с исход­ными данными. Цель задачи на доказательство заключается в установлении правильности или ложности некоторого положе­ния (высказывания), его подтверждении или опровержении.

Под задачей в логической форме следует понимать высказывание типа: дано А; требуется В (), где А—заданные условия (средства, ресурсы) и В—цель деятельности (желаемая конечная ситуация). Субъект планирования одновременно анализирует средства с позиции цели (целевой подход к наличным ресурсам), а цели—с позиции имеющихся ресурсов (ресурсный подход к цели).

Шестой этап заключается в разработке, анализе и оценке вариантов возможных моделей процессуальных, оперативно-ро­зыскных и других действий, направленных на подтверждение или опровержение логических следствий и установление вневерсионных обстоятельств. Именно на данном этапе следователь принимает решение использовать определенные средства. Чем разнообразнее по характеру запланированные действия, чем шире их поисковые возможности, тем больше ве­роятность достижения оптимального результата.

На этом этапе планирования следователь принимает не только организационные, но и процессуальные и тактические ре­шения.

Седьмой этап планирования состоит в определении наиболее оптимальной очередности ранее намеченных действий и меро­приятий.

Восьмой этап планирования заключается в определении, во-первых, непосредственных исполнителей и, во-вторых, сроков выполнения и примерной продолжительности намеченных дей­ствий. Несмотря на функциональное различие решений следова­теля (сроки и исполнители), они настолько тесно связаны меж­ду собой, что их целесообразно объединить в один этап, в то время как в статической структуре планирования (плане) они являются самостоятельными элементами.

На данном этапе необходимо решить и вопрос об организа­ционно-управленческой структуре, форме организации участни­ков расследования (следственно-оперативная группа, следствен­ная бригада, временное подключение следователей и оператив­ных работников для оказания помощи и т. п.).

Девятый этап состоит в объединении отдельных планов, раз­работанных по каждой версии (эпизоду), а также планов про­ведения вневерсионных и общеверсионных (общеэпизодных) мероприятий в единый сводный план расследования по делу. Это объединение происходит не механически. Несмотря на пред­варительную оптимизацию, проводимую на предыдущих (осо­бенно на 2-м, 7 и 8-м) этапах планирования, следователь вновь корректирует отдельные разделы (составные части) единого плана расследования.

Десятый этап заключается в учете результатов реализации сформированного плана и внесении в него соответствующих из­менений, что предопределяет специфику данного этапа и рассмот­рение его многими исследователями как дополнительного, фа­культативного. Именно этим и объясняется тот факт, что в спе­циальной литературе корректировка составленного плана обыч­но выносится за рамки планирования и структурно включается в процесс реализации плановых решений.

Планирование расследования — есть мыслительная де­ятельность следователя, связанная с выдвижением обосно­ванных следственных версий. Планирование основано на предвидении результатов предстоящих действий.

Задачами планирования расследования являются: оп­ределение оптимальных путей расследования преступле­ний; обеспечение объективности, полноты и всестороннос­ти расследования; своевременное применение научно-тех­нических средств и тактических приемов в расследовании; определение наиболее эффективного сочетания следствен­ных действий, оперативно-розыскных и организационных мероприятий; содействие экономии сил и средств.

Применительно к деятельности следователя различа­ют определенные виды планирования. Это может быть планирование работы конкретного следователя или всего следственного аппарата. Планирование также может быть перспективным и текущим; планирование по конкретному уголовному делу и календарное планирование. Суще­ствуют особенности планирования при расследовании дел группой (бригадой) следователей.

Результатом планирования расследования выступает план расследования. Составление плана расследования выступает организующим началом в работе следовате­ля.

Форма плана может быть мысленной, письменной и графической. Так, совершенно очевидно, что в случаях, требующих немедленного выезда на место происшест­вия производства других неотложных следственных действий, следователь практически составить письмен­ный план не имеет возможности. Он должен быстро, оперативно, сообразуясь с обстановкой, принять решение, в каком направлении он будет действовать, и мыс­ленно спланировать весь комплекс необходимых мероприятий, исходя из особенностей методики расследования преступлений данного вида. Получив необходимые данные, следователь, конечно, должен составить письменный план. В других случаях следователь приступает к составлению письменного плана с момента принятия дела к своему производству, так как характер и вид преступления требуют анализа и глубокого изучения тех материалов, которые послужили основанием к возбуж­дению уголовного дела.

В ходе расследования целесообразно использовать сле­дующую форму письменного плана: 1) следственные вер­сии; 2) обстоятельства, подлежащие выяснению; 3) след­ственные действия и оперативно-розыскные мероприятия; 4) сроки исполнения; 5) исполнитель; 6) примечания.

При расследовании сложных дел письменный план целесообразно составлять по эпизодам. В ходе составле­ния поэпизодного плана фабула дела разбивается на от­дельные части (эпизоды) и по каждому из них осуществ­ляется планирование.

План может дополняться определенным графическим материалом, схемами. По сложным, групповым делам целесообразно в отношении каждого обвиняемого систе­матизировать данные. В ходе расследования может исполь­зоваться сетевое планирование. Суть данного метода со­стоит в построении графика, где весь процесс предстоящей работы разбивается на ряд отдельных событий, примени­тельно к которым должна быть выполнена определенная работа. На графике это изображается в виде кружков и стрелок (сеть).


Заключение.

В этой работе раскрыт важный раздел криминалистической техники «Организация и планирование расследования».

Грамотное планирование расследования по сложным уголовным делам на основе полной отработки следственных версий являет­ся одним из важнейших условий установления объективной истины. Выделение комп­лекса первоначальных следственных действий “ориентирует следователя на использование максимума возможностей для обнаружения доказательств, имеющихся на исключительно важ­ном — первоначальном этапе расследования, и на создание надлежащей базы для тщательного, обоснованного планирова­ния всего следственного производства по делу”.

Каждое преступление может и должно быть раскрыто. Криминалистические знания яв­ляются мощным оружием в руках профессионалов — оперативно-розыскных сотрудников, следователей, проку­роров, судей, экспертов.

Изучение этого раздела имеет большую важность для подготовки криминалиста-профессионала и даёт базу для его дальнейшего совершенствования.


Библиография:


  1. Бахін В., Гончаренко В. Як розкриваються злочини: (Криміналістика у питаннях і відповідях). К.: Хрещатик, 1996.

  2. Криминалистика. – М.: Академия МВД РФ, 1995. – Т.1.

  3. Криминалистика. – М.: Высшая школа, 1994.

  4. Криминалистика. Учебник под редакцией Пантелеева И.Ф. и Селиванова Н.А. - М.: Юр.л.,1988.

  5. Шепитько В.Ю. Криминалистика: Курс лек­ций. — Харьков: «Одиссей», 2003. — 352 с.

  6. Пещак Я.Н. Следственные версии. М., 1976

  7. Селиванов Н. А. Советская криминалистика: система понятий. М., Юрид лит., 1982.


1 с. 122 Селиванов Н. А. Советская криминалистика: система понятий. М., Юрид лит., 1982.

2 стр.75 Пещак Я.Н. Следственные версии. М., 1976


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА: «уголовного права и процесса»


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по предмету: «Криминалистика»


на тему: «Следственные версии

и планирование расследования».


Выполнил:

Студент 5 курса Группа № 52

заочной формы обучения

Глухов Р.А.


г. Симферополь 2004


ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ


Рецензия на контрольную работу


Студента ________________________________________________________________________

Название дисциплины ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Тема____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Рецензент _______________________________________________________________________

(уч.звание, фамилия, имя, отчество)


Содержание рецензии

________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подпись рецензента __________________________________________________


«___» ________ 200_ г.




© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.