на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Теория аномии

Реферат: Теория аномии

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Оренбургский Государственный Университет

 Факультет заочный

Кафедра

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

тема: «Теория аномии»


Выполнил: студент 1 курса

группы 98 ЮР-2 Прищепо Ю.А.

Проверил:

 


2001 г.

Содержание

1. Криминологическое развитие концепции аномии

2. Аномия

3. Отчуждение

4. Идентификация и идентичность

1.    Криминологическое развитие концепции аномии.

Наибольшей популярностью среди социологов того вре­мени пользовалась концепция аномии. В 1938 году Роберт Мертон опубликовал статью "Социальная структура и аномия", в которой использовал дюркгеймовскую концепцию аномии применительно к проблемам криминологии. Одна из главных идей Р. Мертона заключалась в том, что основной причиной преступности является противоречие между цен­ностями, на достижение которых общество нацеливает лю­дей, и возможностями их достижения по установленным об­ществом правилам. Это противоречие приводит к тому, что человек, не сумевший получить определенные ценности по всем правилам, начинает отрицать правила и стремится получить их любой ценой. Статья Р. Мертона дала мощный импульс использованию феномена аномии при объяснении причин преступности. В 1961 году ученик Мертона Р. Кловард и его сотрудник Л. Олин опубликовали монографию "Преступность несовер­шеннолетних и возможности: теория молодежных крими­нальных групп". Авторы убедительно показали, что обще­ство, прививая подросткам различные ценности, мало забо­тится о том, является ли их достижение реальным для боль­шинства молодых людей. В действительности овладеть эти­ми ценностями законными способами могут лишь немногие. Большинство вынуждены проявлять ловкость — нарушать нормы морали и требования закона. Когда молодые люди из идеального мира, созданного нравоучениями воспитателей, попадают в реальную жизнь, они начинают испытывать раз­очарование и фрустрацию. Типичная реакция на это: создание воровских шаек, в которых посредством хище­ний молодые люди получают возможность жить в соответст­вии с господствующими в обществе стандартами потребления; объединение в агрессивные банды, которые снимают на­пряжение, вызванное общественной несправедливостью, со­вершением актов насилия и вандализма; вступление в антисоциальные группировки, где молодые люди, употребляя наркотики, алкоголь, уходят в себя, замы­каются в тесном кругу сверстников, озабоченных теми же проблемами, и таким путем пытаются заслониться от окру­жающего их коварства и лицемерия.

Эта книга произвела сильное впечатление на Р. Кеннеди, по инициативе которого был принят закон о предупреждении преступлений несовершеннолетних. Л. Олин возглавил специ­альную программу расширения возможностей молодежи. Мил­лионы долларов из государственных и частных фондов были выделены для обеспечения данной программы. Результаты ее реализации были достаточно скромными, тем не менее, по мне­нию некоторых криминологов, она позволила несколько сни­зить темпы роста молодежной преступности.

Одновременно со статьей Р. Мертона в 1938 году появи­лась работа Торстона Селлина "Конфликт культур и пре­ступность". Если Р. Мертон проанализировал конфликт между культурными ценностями и возможностями их получе­ния, то Т. Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различ­ных сообществ. Основой его гипотезы стали результаты чи­кагских исследователей, установивших повышенный уровень преступности в кварталах некоренных американцев (негров, пуэрториканцев, итальянцев). Т. Селлин своей теорией кон­фликта культур попытался объяснить этот феномен. Его тео­рия оказалась более значимой и не только позволила объяс­нить преступность мигрантов, но и раскрыла криминогенность противоречий между различными социальными груп­пами. По существу, Т. Селлин трансформировал марксист­скую теорию классовых противоречий, устранив ее наибо­лее острые и революционные аспекты, несколько уменьшив ее масштаб, что позволило применять ее не только к анали­зу противостояния двух частей общества, но и к противоре­чиям более мелких социальных формирований.

На основе этой теории американский социолог А. Коэн в 1955 году разработал концепцию субкультур. А. Коэн еще более уменьшил масштаб социальных групп и рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объеди­нений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах могут формироваться свои миникультуры (взгляды, привыч­ки, умения, стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработан­ных такой микрогруппой) — этот феномен получил название субкультуры. Как правило, криминальная субкультура на­ходится в противоречии с господствующими в обществе цен­ностями. Попадая в преступную группу, восприняв ее суб­культуру, человек как бы освобождается от иных социаль­ных запретов, более того, их нарушение нередко бывает од­ной из норм криминальной субкультуры.

Практические выводы из этой теории заключались в не­обходимости контролировать процессы эммиграции, прини­мать меры по сближению культур различных социальных слоев и групп, устранять элементы, вызывающие их проти­воречия. Коррекция криминогенных качеств правонаруши­телей подчас невозможна без разрушения криминальной суб­культуры, которая, подобно стенам средневекового замка, защищает криминальное сознание от воспитательных воз­действий общества.

Помимо достаточно прагматических выводов данная кон­цепция направила внимание криминологов на анализ взаи­мосвязи культуры общества и преступности. Эта теория по­казывает, насколько глубоки корни преступности; Измене­ние культуры — процесс достаточно длительный, поэтому и процесс воздействия на преступность не может носить моментный характер, и рассчитывать на скорые результаты здесь не приходится.

В центре внимания теорий аномии, отчуждения и идентификации стоят вопросы конгруэнтности (совпадения) мировоззрения индивида и существующей в обществе системы социальных ценностей. Каждая из этих теорий рассматривает вопросы преступного и отклоняющегося поведения в своем особом ракурсе. Аномия — это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации, что является следствием либо социальной ситуации, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуации, когда нормы отсутствуют. Под отчуждением понимается уход индивида от окружающего его мира или его недостаточная внутренняя интеграция. Концепция идентификации предполагает либо слияние индивида с группой, либо его подражание поведению других людей. Концепция идентичности сосредоточивает свое внимание на ценностных ориентациях, стремлениях, ожиданиях, страхах человека, а также на проблемах его адаптации, которые общим образом либо разделяются членами группы, либо дополняются ими. Идентичность, не растворяющаяся в группе, может быть результатом внутренней борьбы, возникающей иногда вследствие неразрешенных конфликтов, в основном у нетерпимых и властолюбивых людей, или деформированных моделей идентификации себя с родителями (чаще всего с отцом), или иных сходных проблем. Эти концепции касаются вопроса о взаимоотношениях индивида с социальным окружением и его нормами. Все они были использованы в ряде теоретических конструкций, направленных на объяснение преступного и делинквентного поведения.

«Идентификация», «отчуждение» и «идентичность» — различные явления, но они связаны друг с другом и важны для понимания социального поведения человека. Все они могут привести к аномии и отсутствию норм. Под идентификацией подразумевается принятие ролей в рамках конкретных групп (например, таких, как расовые, этнические, профессиональные, семья, шайка и пр.). Индивид отождествляет себя с той группой, к которой он, по его мнению, «принадлежит». Идентификация связана с чувством «принадлежности». Идентичность — это попытка личности выразить свои уникальные свойства. Индивид может стремиться к этому, чтобы отличаться от других людей. Многие актеры и люди искусства известны только им одним присущими особенностями поведения и характеристиками, выделяющими их как индивидуальности. Под отчуждением понимается безразличие к групповому поведению. Итак, отчужденный не принадлежит к группе и не стремится сознательно к тому, чтобы выразить свои уникальные свойства, по которым он может быть узнан другими. Отчуждение характеризуется асоциальными установками, отсутствием чувства «принадлежности» и лояльности.

Термин «аномия» впервые появился в английском языке в 1591 г. и в XVII в. часто использовался теологами, обозначая пренебрежение правом, в частности божественным. Термин был включен в словарь Джонсона в 1755 г. в двух вариантах — английском и французском. В настоящее время больше распространено французское произношение, по-видимому, это объясняется тем, что в язык социологии термин «аномия» был введен в 1897 г. Дюркгеймом. Одна из важнейших теоретических конструкций включает в себя понятие социального отчуждения — явления, изучение которого криминологией началось с обращения Дюркгейма к идее аномии. Разработкой этой концепции занимались Роберт К. Мертон, Ричард Клауорд и Ллойд Оулин, Джекоб Гвост и другие.

Концепции аномии, отчуждения, идентификации и идентичности объясняют некоторые виды преступного поведения, уделяя основное внимание личности, в отличие от концепции дифференцированной связи, занимающейся вопросами социального окружения. Если же рассматривать эти концепции с позиции системы уголовной юстиции, то дифференцированная связь предстает как социогенная модель, а аномия, отчуждение, идентификация и идентичность — как модели медицинские. При аномии нормативные стандарты поведения и убеждения, принятые обществом, ослаблены или отсутствуют. Обычно это проявляется в тревожности, дезориентации личности и социальной изоляции. Бенжамен Раш применял термин «аномия» для обозначения врожденных дефектов морали. Отчуждение — общий термин, используемый сейчас в основном в судебной психиатрии в тех случаях, когда речь идет о такой рассогласованности чувств индивида, что они перестают казаться ему нормальными, привычными и убедительными. Это приводит его к отстранению от других людей, глубокой персонализации и, как следствие, к отчуждению от общества. Человек, отчужденный от общества, может стать недружелюбным, жестоким, безразличным или асоциальным. Идентичность — понятие, которым охватывается целостность и разносторонность восприятия индивидом самого себя; она обеспечивает способность ощущать себя как нечто неповторимое и тождественное самому себе; в основе этой способности лежит чувство привязанности к объектам первой любви и отождествления себя с ними. Кризис идентичности— это конфликт, возникающий в связи с социальной ролью, как она воспринимается самим индивидом. Такой конфликт угрожает либо потерей чувства неповторимости и тождественности самому себе, либо неспособностью принять ту роль, которую индивиду отводит общество. Кризис идентичности часто возникает в юности, Когда внезапное увеличение потребностей сопровождается резкой переменой роли, которую, как ожидается, юноша должен выполнять в социальном и профессиональном планах. Такие независимые и взаимозависимые факторы влияют на социальное поведение отдельных лиц.

Впервые серьезное внимание концепции аномии было уделено Эмилем Дюркгеймом (1858—1917), которого называют отцом французской социологии. Дюркгейм внес значительный вклад в социальную теорию, разработав свою концепцию «коллективного сознания», или «коллективной совести». В соответствии с этой концепцией «механическая солидарность» (термин, заимствованный из физики) преобразуется с развитием общества в «органическую солидарность» (в этом нашло проявление влияние биологии), обладая которой индивиды осознают социальные ценности и реагируют на них. Дюркгейм изучал проблемы личности и опубликовал результаты своих исследований в 1897 г. в книге «Самоубийство», где он подразделил самоубийства на три типа:

1) эгоистические самоубийства, совершаемые в результате того, что человек изолирует себя от других людей;

2) аномические самоубийства (или аномия), возникающие как результат убеждения, что мир вокруг человека распадается;

3) альтруистические самоубийства, совершаемые в результате большой преданности своему делу. Аномические самоубийства, если рассматривать их с позиций криминологии, совершаются, когда человек чувствует, что мир вокруг него рушится, а сам он склонен к суицидальному или преступному поведению.

2.    Аномия

Аномия и отчуждение — это проблемы-близнецы, стоящие перед современным человеком. Часто встречающееся чувство бесцельного существования, неспособности и бессилия формируют сознание собственной незначительности и боязнь стать жертвой. Ощущению собственной ничтожности сопутствует ослабление чувства ответственности, но горечь и зависть возникают по отношению к тем, кто находится в более благоприятных условиях. Для того чтобы как-то изменить обстоятельства и ситуацию, ищут простых и быстрых решений, начиная от потребления алкоголя и наркотиков и кончая совершением преступления.

Представление об аномии как об утрате индивидом чувства идентификации с его культурной группой сложилось у Дюркгейма в 1897 г. С 1938 г. Мертон использовал эту концепцию для объяснения отклоняющегося поведения. В 1949 г. он пришел к выводу, что она приемлема для объяснения отклоняющегося поведения в любом обществе, а в 1955 г. тщательно разработал вопрос об аномии как важнейшем явлении, объясняющем преступность несовершеннолетних. Поскольку преступное поведение возникает не только в результате противоречия между культурой и социальной структурой, но и в результате противоречия между культурными ценностями и средствами их достижения, постольку индивид, разобщенный со своей культурной группой, легко может встать на путь отклоняющегося поведения. Мертон продолжил работу над развитием и уточнением своей концепции и в 1957 г.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.