Курсовая работа: Характерные черты и особенности процесса приватизации государственного и муниципального имущества в России
Введение
Экономическая реформа в
России (структурная, ценовая, финансовая), проводится в каждой сфере как бы в
разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация
государственного и муниципального имущества являющаяся сердцевиной экономической
реформы, проходила быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией
цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Анализ теории и практики
приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной
экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью
осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от
административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием
российских исследователей к проблемам развития отношений собственности;
в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и
вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
В современном мире процесс приватизации считается составной
частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы.
Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового,
экономически развитого государства – равноправного партнера ведущих держав мира
оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди
которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ
рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных
собственников.
Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его
завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического
процесса за последние десятилетия. В своей работе я постараюсь обозначить
основные черты и подвести итоги этого процесса.
Целью данной
работы является рассмотрение понятия приватизации государственного и
муниципального имущества, выявление сильных и слабых сторон приватизации в Российской
Федерации. Из-за недостатка, а временами полного отсутствия научной литературы
по данной теме, следует опираться лишь на экономическую составляющую
приватизации и непосредственно на законодательство РФ по данной тематике, на
постановления правительства и органов местного самоуправления.
Глава 1. Понятие и правовые основы приватизации государственного и муниципального
имущества
Главной экономической задачей приватизации было повышение
эффективности экономики за счет создания института частной собственности на
средства производства. В то время как в определенных сферах экономики
(обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности
и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом
из-за того, что приватизированные предприятия переходили в собственность
трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в собственность
— их директоров[1].
Поскольку к началу 90-х годов XX в. наиболее актуальным для
экономики страны был вопрос о приватизации предприятий, первый закон в этой
сфере - Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 15314 «О приватизации государственных и
муниципальных предприятий» касался предприятий, их имущества, а не других видов
государственного и муниципального имущества. В нем вовсе не упоминались,
например, земельные участки, включая те, на которых предприятия размещены.
В соответствии с этим Законом под приватизацией понималось
приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства
в частную собственность предприятий как имущественных комплексов, а также иных
объектов: цехов, производств, участков, оборудования, зданий, сооружений,
материальных и нематериальных активов предприятий, долей государства в капитале
акционерных обществ (товариществ) и др.
Данное определение содержало в себе ряд недостатков, в том
числе:
неоправданное ограничение круга лиц, являвшихся
приобретателями государственного имущества – не указаны, например,
производственные кооперативы, хотя эта организационно-правовая форма была
весьма распространена еще со времен СССР;
использование неюридической терминологии в определении
объектов приватизации (цех, участок и т.п.);
отсутствие указания на возмездность отношений, связанных с
приватизацией государственного имущества – допускалась безвозмездная передача
части акций членам трудового коллектива при акционировании предприятий.
Акцент в определении приватизации делался на приобретении
объектов в частную собственность, а не на целесообразном в каждом отдельном
случае отчуждении государственного и муниципального имущества.
Приватизация инициировалась органами исполнительной власти,
заинтересованными юридическими и физическими лицами, которые подавали заявки на
приватизацию конкретного объекта уполномоченному принимать решение об этом
государственному органу. В Законе о приватизации 1991 г. содержался закрытый
перечень оснований для отказа заинтересованным лицам в принятии решений о
приватизации. Среди них не было такого основания для отказа в приватизации, как
ее нецелесообразность. Если приватизация объекта не была законодательно
запрещена, а лицо, подавшее заявку, не ограничено в силу закона выступать в
качестве покупателя, положительное решение о приватизации должно было быть
принято. Можно сказать, что в соответствующих случаях приватизация для
государства была фактически обязательной. Государство, таким образом,
гарантировало право граждан и юридических лиц реально приобрести предприятия,
их части в свою собственность
В Гражданском Кодексе приватизация государственного и
муниципального имущества понимается как передача имущества, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, его собственником в
собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о
приватизации государственного и муниципального имущества (ст.217).[2]
Данное понимание приватизации, устраняя ряд юридических недостатков
терминологии, все же требовало дополнительной детализации в специальном
законодательстве.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества»
существенно изменил понятие приватизации. Приватизация - это возмездное
отчуждение государственного или муниципального имущества (объектов
приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Из указанного
определения следует, что:
приватизация носит возмездный характер;
приватизация как процесс представляет собой деятельность
государства и муниципальных образований, направленную на уменьшение доли
собственности этих публично-правовых образований в экономике страны.
Хотелось бы, что Закон о приватизации 1997 г. сохранял
заявочную систему инициирования приватизации и исчерпывающий перечень оснований
для отказа в принятии решений о приватизации.
Ныне действующий Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О
приватизации государственного и муниципального имущества» понимает под
приватизацией государственного и муниципального имущества возмездное отчуждение
находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или
муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность
физических и/или юридических лиц.
Отменена заявочная система приватизации. Заинтересованные
лица сейчас вправе подавать не заявки на приватизацию, а выходить с
предложениями о приватизации. В свою очередь, эти предложения могут быть учтены
или, напротив, не учтены при разработке прогнозного плана (программы) приватизации
федерального имущества. Закон не содержит перечня оснований для отказа в
приватизации.
Я хотела бы отметить, что Закон говорит о передаче
государственного и муниципального имущества в собственность физических и
юридических лиц (а не в частную собственность). Объясняется это, очевидно, тем,
что приобретать это имущество могут субъекты иных форм собственности: ведь
Конституция РФ, помимо государственной, муниципальной и частной собственности,
допускает существование и других форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).
Сфера действия Закона о приватизации 2001 г. (как и его
предшественника — Закона 1997 г.) очерчивается не прямо, а перечислением
отношений, возникающих при отчуждении государственного и муниципального
имущества, на которые этот Закон не распространяется. Например, регулируются
другими законами приватизация жилищного фонда и имущества государственного
резерва, государственного имущества, находящегося за пределами России, и другие
случаи отчуждения, указанные в законе.
Законодательство о приватизации не распространяется на
отношения, возникающие при отчуждении:
государственными и муниципальными унитарными предприятиями,
государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними
в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
государственного и муниципального имущества на основании
судебного решения;
земли, за исключением отчуждения земельных участков, на
которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
природных ресурсов;
государственного и муниципального жилищного фонда;
государственного резерва;
государственного и муниципального имущества, находящегося за
пределами территории Российской Федерации;
государственного и муниципального имущества в случаях,
предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
безвозмездно в собственность религиозных организаций для
использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с
относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной
или муниципальной собственности имущества религиозного назначения;
государственного и муниципального имущества в собственность
некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и
муниципальных учреждений;
акций в предусмотренных федеральными законами случаях
возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;
акций открытого акционерного общества, а также ценных бумаг,
конвертируемых в акции открытого акционерного общества, в случае их выкупа в
порядке, установленном ст.84.8 Федерального закона от 26.12.1995 года № 208-ФЗ
«Об акционерных обществах»;
имущества, переданного центру исторического наследия
Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
имущества, передаваемого в собственность Федерального фонда
содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса
Российской Федерации;
федерального имущества в соответствии с решениями
Правительства Российской Федерации, принимаемых в целях создания условий для
привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также
модернизации и технологического развития экономики.
Отчуждение государственного и муниципального имущества в
указанных случаях регулируется иными федеральными законами и принятыми в
соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Таким
образом, с формально-правовой точки зрения к настоящему моменту в Российской
Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая
сферу приватизации государственного имущества.
1.1 Цели приватизации
В 2000 году была разработана
концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской
Федерации, в которой четко прописывались цели и задачи, а также планы
построения политики приватизации на ближайшее время. Удалось ли выполнить все
поставленные перед собой задачи на тот момент спорный вопрос, поскольку споры в
области приватизации продолжают существовать и по сегодняшний день. Государственная
политика, в основу которой была положена вышеупомянутая Концепция, преследовала
следующие цели:
увеличение доходов федерального
бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
оптимизация структуры собственности
(с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения
устойчивых предпосылок для экономического роста;
вовлечение максимального количества
объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
использование государственных активов
в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
повышение конкурентоспособности
коммерческих организаций, улучшение финансово - экономических показателей их
деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению
выполнения несвойственных им функций.
В итоге ряд поставленных целей не был
достигнут:
не сформирован широкий слой
эффективных частных собственников;
структурная перестройка экономики не
привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятий;
привлеченных в процессе приватизации
инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и
социального развития предприятий;
в ряде отраслей не удалось сохранить
конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.
Для устранения перечисленных
негативных тенденций необходимо было изменить приоритеты государственной
политики в области приватизации, разработать и реализовать новые подходы к
решению вопросов, связанных с управлением государственным имуществом. И тогда
целью государственной политики определили кардинальное повышение эффективности
функционирования Российских предприятий и народно – хозяйственного комплекса в
целом.
Для достижения указанной цели определили
решение следующих задач:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|