Реферат: Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия
Министерство образования Российской Федерации
Владивостокский государственный университет экономики и
сервиса
Кафедра экономической теории
Контрольная работа
по экономике
Антитрестовое законодательство США: сущность и
последствия.
Выполнил
студент гр. ЗСС-00-02 И.А.Бреднева
Шифр
ЗСС-00-163
Проверил Белоусова
Владивосток
2001
Содержание
|
Стр.
|
1.Крупная
компания и монополия
|
3
|
2.
Предпринимательская монополия
|
4
|
3.
Антитрестовские законы
|
6
|
4.Антитерстовское
законодательство
|
8
|
5.
Естественные монополии и их регулирование
|
12
|
6. «Новое»
социальное регулирование
|
15
|
7. Выводы
|
17
|
8. Список
литературы
|
19
|
Известно,
что многие важные американские отрасли обладают значительной монопольной
властью и что одна из основных экономических функций государства состоит в
сохранении конкуренции как ключевого механизма контроля в экономике. Именно
это противоречие заставляет
нас детально исследовать, как государство
решает проблему предпринимательских монополий.
Крупная
компания и монополия
. Чистая, или
абсолютная, монополия, есть отрасль, состоящая из одной фирмы, когда
уникальный продукт производится единственной фирмой, поскольку вступление в
отрасль заблокировано определенными непреодолимыми барьерами. Когда единственная
фирма контролирует весь рынок, существует чистая монополия.
Понятие
монополия существует" в
более широком, общем смысле. В таком понимании предпринимательская монополия существует
всякий раз, когда одна фирма или небольшое число фирм контролируют основную
долю производства важной отрасли. Другими словами, когда одна, две или три
фирмы господствуют в определенной отрасли, что приводит, вероятно, к поддержанию
более высоких, чем конкурентные, цен и экономических прибылей. Это
определение, близкое к пониманию монополий большинством людей, охватывает
значительное число отраслей, которые мы до сих пор относили к категории
"олигополия".
Какова разница
между предпринимательской монополией (как мы ее только что определили) и
крупной компанией? Понятие "крупная компания" может быть
охарактеризовано либо долей фирмы на рынке производимого ею продукта, либо
какими-то абсолютными показателями, такими, как размер ее активов, продаж или
прибылей, число занятых рабочих или акционеров. Фирма может одновременно быть
крупной относительно размера всего рынка, но небольшой в абсолютном выражении.
Фирма "Уилинг Вотер Дженерал Стор" может почти полностью
господствовать на местном рынке довольно существенного числа продуктов, но в то
же время быть крайне небольшой по абсолютным оценкам. Наоборот, фирма может
быть очень крупной в абсолютном выражении, но небольшой относительно всего
рынка. Особенно это верно для рынков, на которых существует значительная иностранная
конкуренция. Например, компания "Зенит" — американский производитель
телевизоров — является крупной по таким абсолютным показателям, как объем
продаж и занятость. Но по сравнению с "Сони" и другими иностранными
производителями компания "Зенит" относительно невелика. Однако довольно
часто абсолютные и относительные размеры "идут рука об руку". Крупная
по абсолютным показателям фирма очень часто контролирует значительную часть
рынка своего продукта. Таким образом, хотя понятия "крупная компания"
и "монополия" необязательно являются синонимами, часто они
действительно совпадают.
Используя термин "предпринимательская
монополия", мы подразумеваем те отрасли, в которых фирмы являются
крупными по абсолютным показателям и относительно всего рынка.
Примерами служат производство электрического оборудования, где "Дженерал
электрик" и "Вестингхаус"— крупные по любому абсолютному
критерию — господствуют на рынке; автомобильная промышленность, где подобное
положение занимают "Дженерал моторз", "Форд" и
"Край-слер"; химическая промышленность, в которой доминируют
"Дюпон", "Юнион карбайд" и "Эллайд кемикл"; алюминиевая промышленность, в которой безраздельно
господствуют три промышленных гиганта — "Алкоа",
"Рейнолдз" и "Кайзер"; производство сигарет, где три
гигантские фирмы. Р. Дж. Рейнолдз", "Филип Моррис" и "Браун
и Вильямсон" контролируют в настоящее время львиную долю этого большого
рынка.
Предпринимательская монополия: благо или
зло?
Совершенно не ясно, полезными или вредными
для функционирования нашей экономики являются в конечном счете
предпринимательские монополии.
Доводы против предпринимательской монополии
В
основном доводы против монополии и олигополии были изложены в главах 26 и 28.
Давайте суммируем и немного разовьем эти аргументы.
1. Неэффективность
распределения ресурсов.
Монополисты и представители олигополии считают возможным и выгодным
ограничивать выпуск продукции и назначать более высокие цены по сравнению с
теми, которые существовали бы в данной отрасли, будь она организована на конкурентных
началах. Вспомните, что в условиях чистой конкуренции производство находится в
точке, где Р = МС (гл. 25). Это равенство обусловливает эффективное
распределение ресурсов, потому что стоимость или польза для общества
дополнительной единицы продукции измеряется ценой, в то время как предельные
издержки отражают издержки или убытки от производства альтернативных товаров.
Максимизируя прибыль, предприниматель-монополист уравнивает с предельными издержками
не цену, а предельный доход. В точке, где MR = МС, цена будет превышать предельные издержки (см. рис. 26-3 и
сноску на с. 174 в гл. 26), указывая на недовложение ресурсов в производство
монополизированного продукта, В результате экономическое благосостояние
общества меньше, чем оно было бы при чистой конкуренции.
2. Непрогрессивность.
Критики считают, что предпринимательская монополия не только не является
необходимым фактором экономии, обусловленной масштабами производства, но и не
способствует научно-техническому прогрессу.
Эмпирические
исследования говорят о том, что в огромном большинстве обрабатывающих отраслей
для достижения экономии, связанной с масштабами производства, вовсе не
требуется немногочисленность действующих там фирм. В большинстве отраслей
фирмам нужно охватить только небольшую долю, во многих случаях меньше 2 или
3%, всего объема рынка, чтобы добиться производства с
низкими издержками; монополия не составляет необходимую предпосылку
производственной эффективности '. Более того, базой для повышения технологической
эффективности является не фирма, а отдельное предприятие. Таким образом, вполне
корректно утверждение, что производственная эффективность требует, скажем,
крупномасштабного комплексного производства автомобилей в рамках предприятия.
Но совершенно справедливо и то, что нет технологического оправдания для
существования "Дженерал моторз", которая является, по существу,
гигантской корпорацией, состоящей из ряда географически обособленных
предприятия. Короче говоря, многие существующие монополии достигли намного большего
размера и имеют более разветвленную структуру, чем необходимо для достижения
эффекта масштаба. От существования огромных корпораций со значительной
монопольной властью не зависит и научно-технический прогресс. Как утверждают
(можно было бы вернуться к заключительным страницам,гл. 28), факты не
подтверждают мнение о том, что
большой размер и рыночная власть находятся в тесной связи с научно-техническим
прогрессом. В действительности защищенное положение предпринимателя-монополиста
порождает неэффективность и бездеятельность; в нем отсутствует конкурентный
стимул для производственной эффективности. Более того,
предприниматели-монополисты склонны противиться техническим улучшениям, которые
могут- вызвать внезапный моральный износ действующих машин и оборудования, или
сдерживать эти улучшения.
3. Неравенство
доходов. Монополия также критикуется как фактор, способствующий
неравенству доходов. Благодаря существованию барьеров для вступления в отрасль
монополист может назначать цену, превышающую средние издержки, и получать
соответствующие экономические прибыли. Эти прибыли присваиваются акционерами и
руководящими работниками корпораций, принадлежащими, как правило, к группам лиц
с наиболее высоким уровнем доходов.
4. Политические
опасности. Последнее критическое замечание основано на предположении, что
экономическая власть и политическое влияние идут рука об руку. Считается, что
гигантские корпорации оказывают неправомочное влияние на правительство, и это
отражается на законодательстве и правительственной политике, которые
благоприятствуют не общественным интересам, а скорее сохранению и росту этих
промышленных гигантов. Как утверждают, крупные компании использовали политическую
власть для того, чтобы стать основными получателями экономической выгоды от
контрактов на производство и поставку военной продукции, налоговых лазеек,
патентной политики, протекционистских тарифов и квот и множества других
субсидий и привилегий. Вспомните наш анализ деятельности, направленной на
получение ренты, в главе 33.
ОПРАВДАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ МОНОПОЛИИ
Имеются
также важные аргументы в пользу существования предпринимательской монополии.
1. Продукты
лучшего качества. Одним
из оправданий предпринимательской монополии является утверждение о том, что
представители монополий и олигополии завоевали господствующее положение на
рынке, предлагая лучшие по качеству продукты. Предприниматели-монополисты не
принуждают потребителей покупать, скажем, зубную пасту "Колгейт" или
"Крэст", безалкогольные напитки у "Кока-Колы" или
"Пепси", крупные компьютеры у ИБМ, кетчуп у Хейнца или суп у
Кэмпбела. Потребители приняли коллективное решение, что эти продукты
предпочтительнее тех, которые предлагают другие производители. Следовательно,
считают некоторые, монопольные прибыли и большие рыночные доли были
"заработаны" благодаря лучшему исполнению.
2.
Недооценка конкуренции. Второй аргумент в пользу предпринимательской монополии
состоит в том, что экономисты рассматривают конкуренцию слишком узко.
Например: хотя фирм, производящих данный продукт, может быть лишь несколько,
эти фирмы могут столкнуться с сильной межотраслевой конкуренцией. То есть они
могут испытывать конкуренцию со стороны производителей товаров, отличных от
продукции данных фирм, но способных ее заменить. То обстоятельство, что за
выпуск алюминия в стране отвечает горстка фирм, дает неверное представление о
конкуренции со стороны стали, меди, дерева, пластмасс и множества других
продуктов, с которой сталкивается алюминий на специальных рынках. Иностранная
конкуренция также должна быть принята во внимание. В то время как
"Дженерал моторз" господствует в отечественном производстве
автомобилей, растущая конкуренция со стороны импорта ограничивает ее решения в
области ценообразования и определения объема производства. Более того,
большие прибыли, которые извлекает монополист в результате полного
использования своей рыночной власти, являются стимулом для потенциальных
конкурентов, побуждающим их к вступлению в отрасль. Иначе говоря,
потенциальная конкуренция действует на фирмы, обладающие рыночной властью в
настоящее время, как сдерживающий фактор в принятии ими решений о ценах и
объеме производства.
3.
Эффект Масштаба. Там, где
используется высокопрогрессивная технология, только крупные производители —
крупные и в абсолютном выражении и относительно размеров рынка фирмы — могут
добиться низких издержек на единицу продукции и поэтому продавать ее
потребителям по сравнительно низким ценам. Традиционный аргумент против
монополии, состоящий в том, что монополия означает меньший выпуск, более
высокие цены и неэффективное распределение ресурсов, предполагает, что
экономия на затратах была бы одинаково доступна для фирм и в
высококонкурентной, и в полностью монополизированной отрасли. В действительности
дело часто обстоит не так; эффект масштаба может быть достижим, только если конкуренция
— в смысле большого числа фирм — отсутствует.
Страницы: 1, 2, 3
|