на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Билеты по аграрному праву

Реферат: Билеты по аграрному праву

Вопросы к экзамену по аграрному праву.

1.   Предмет и метод аграрного права.

Изучая нормативные акты по вопросам сельского хозяйства, АП занимается сопоставлением, анализом и толкованием содержащихся в них норм. Для этого необходимо знать нормативные акты других отраслей, связанные с вопросами, решаемыми аграрным законодательством; реально складывающие в сельскохозяйственных отношениях; практику решения споров с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей судами; история развития российского законодательства о с/х в дореволюционный, советский и после перестроечные периоды; основой аграрного законодательства стал опыт ближнего и дальнего зарубежья. Все это и составляет предмет АП. Т. о. Российское АП изучает законодательство, регулирующие общественные отношения, связанные с с/х деятельностью, практику его применения, историю возникновения и развития, а также аграрное законодательство других стран.

Аграрные отношения являются предметом АП, которые складываются на основании частной, государственной и муниципальной собственности в частном, коллективном, кооперативном, акционерном, государственном, мелкотоварном секторах А экономики.

Под А отношением понимается: земельные, имущественные. Трудовые, организационно – управленческие отношения в сфере с/х деятельности

Каждая из традиционных отраслей права имеет специфический метод правового регулирования, то есть способ воздействия норм данной отрасли на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Метод – это способ воздействия норм данной отрасли на поведение людей, на регулируемые этой отраслью отношения. АП использует методы разных отраслей.

Все отрасли права можно разделить на:

1)   Публичные – государственное, административное, уголовное, уголовно – процессуальное, финансовое, гражданско-процессуальное (регулирует отношение государства, его органов с гражданами и иными субъектами права, при этом госорганы выступают в качестве носителей гос – властных полномочий; они устанавливают обязательные предписания, а к нарушителям применяют меры гос принуждения).

2)   Частные – гражданское, семейное, трудовое право (сфера свободной деятельности, где все, включая гос-во, участвуют в отношениях на равных)

В АП публично – правовые отношения касаются регулирования гос-ом цены на с/х продукцию, гос-х дотаций и компенсаций, взимания налогов. Они составляют сферу деятельности органов Министерства с/х-ва.

В этих отношениях используются методы: - дозволения

-     запрета

-     властного предписания

В период господства номенклатурно-административных методов управления экономикой, указанные методы преобладали и в агр законодательстве.

С переходом на рыночную экономику все шире становится область применения частного права.

Частноправовая сфера в с/х – это отношения, связанные с созданием и деятельностью агр комплексных организаций и КХ, заключением и исполнением договоров, а также трудовые и членские отношения граждан, занятых в агр производстве.

В регулировании этих отношений применяется метод добровольности, юридического равенства сторон, их независимости друг от друга. Т. е. методы делятся на  императивные (предписания и запреты) и на диспозитивные (определение пределов поведения участников отношений).

2. Источники аграрного права.

Источники права – форма выражения правотворческой деятельности гос-ва, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Наиболее распространенной формой источника права является нормативно – правовые акты.

I Верховенство среди законов на территории РФ принадлежит конституции РФ, которая наделена высшей юридической силой (юр сила – способность нормативного акта регулировать общественные отношения) (12 декабря 1993 г.)

II Федеральные конституционные законы (при конкуренции нормативно – правовых актов различной юр силы применяется тот нормативный акт, который имеет большую юр силу)

III ФЗ Законы по сфере действия различают: 1) общего действия и 2) специального действия

Рассмотрим соотношения законов общего и специального действия:

1 – если закон спец действия регулирует общественные отношения иначе, чем закон общего действия, то действует закон специального действия;

2 – если закон общего действия регулирует общественные отношения, не урегулированные законом специального действия, то действует закон общего действия;

3 – если закон общего действия регулирует отношения, урегулированные законом специального действия, то действует закон специального действия.

IV Подзаконные акты – указы Президента. С 1991 года Президенту предоставлены чрезвычайные полномочия в области законодательства, с этого момента указы президента приобрели силу законов, это явление стали называть «указным законодательством»

3. Особенности регулирования аграрных отношений в России в период крепостного права.

Установление крепостного права – 10 – 11 вв.. (2 сословия – крестьяне и помещики)

Регулирование земельных отношений началось с дифференциацией земель в зависимости от их собственника. Вместе с делением земель на категории, делились виды крестьян.

Выделились следующие категории земель:

1 – казенные земли (казенные крестьяне) – это массивы лесов Сибири, Восточной России, Северной России, где находились кочевые народы.

«Система кормления» (отменили при Иване Грозном) – царского наместника снаряжают для управления территорий: часть денег шла в казну, другая часть (он ее определял сам) шла на содержание наместника

2 – кабинетские земли (белое крестьянство) – личная собственность царя и его семьи – угольные шахты, охотные угодья, земли под дворцами.

3 – церковные земли (черное крестьянство) – земли церквей и монастырей. В 60 – е гг. / 8 в. – секуляризация – изъятие церковных земель и перевод их в категорию казенных и кабинетских земель.

4 – городские земли – а) частная собственность домовладельцев – земля рассматривалась как принадлежность строения, и следовало судьбе строения;

б) земли общего пользования – собственность городских самоуправлений.

5 – сельские земли – находились в частной собственности у помещиков и зажиточных крестьян, земли усадеб крепостных крестьянских хозяйств являлись частной собственностью помещика.

В 16 в. появляется форма земельной собственности – земли казачьих войск (казаки – беглые крестьяне). Здесь существовала коллективная форма собственности на землю, т. е. земля принадлежала казачьему войску, и руководство войска распределяло землю между казаками.

1754 г. – указ Елизаветы Петровны «О поземельном кредите».

Гос поземельный кредит, т. е. кредитование, осуществлялось ч/з систему госбанков, с целью обеспечения справедливости гос-во разработала систему критериев оценки стоимости земельного участка, недопускавшее ее занижения. Кредит выдавался под %, которые фиксировались гос-м (2 – 5% годовых)

Запрещались спекулятивные сделки с землей. Банк при не возврате кредита не мог приобрести права собственности на заложенный зем участки.

В отношении безнадежных должников гос-м вводилась система гос опеки имения.

Александр II в преддверии крестьянской реформы (1859 г.) изменил систему поземельного кредитования, вместо госкредита вводился частный. Для этого был образован частный земельный банк, который позднее был разделен на дворянский и крестьянский земельные банки.

Гос-во устранилось от регулирования и контроля за земельными сделками. Гос критерии оценки земли были отменены, это привело к тому, что при выдаче кредита цена зем участка занижалась, гос-во не регулировало % ставки, это вызвало массовую спекуляцию зем участками.

По этому указу царя предусматривалась упрощенная система обращения в собственность банка заложенных зем участков при не возврате кредита.

4. Аграрная реформа в России 1861г. отмена крепостного права.

Начало серьезной работы по подготовке аграрной реформы сер XIX в. связано с началом царствования Александра II (1855г.):

1 – Ситуация к моменту воцарения была весьма тяжелой:

-     экономический кризис из–за отсталости производства;

-     падение м/днародног авторитета (в связи с неудачами в крымской войне);

-     Россия теряла позиции на м/днародном  с/х рынке;

-     С/х производство оставалось весьма отсталым и крепостной строй не оставлял большие надежды на его развитие.

Александр II принимает решение о проведении реформ, и в т. ч. аграрной.

Известному манифесту 1861 г. предшествовало почти пятилетняя работа по подготовке условий проведения преобразований. Сначала был создан Секретный комитет (1857 г.), который негласно собирал информацию о состоянии крестьян. В 1858 г. создан Главный комитет по крестьянскому делу, после чего работы по подготовке реформ стали гласными.

Две основные концепции аграрной реформы:

I Крупное дворянство владело большими земельными территориями, поэтому они больше заинтересованы в проведении реформ с наименьшими жертвами со своей стороны. Они усилено продвигали проект, на основе которого крестьяне освобождались бы «лично», т. е. без земли и освобождение д. б.  проходить постепенно – от губернии к губернии.

II Другие отстаивали необходимость освобождения крестьян одновременно по всей России и наделение их землей.

Победила 2-я концепция. Но была 1-я уступка – крестьяне наделялись землей не бесплатно, а с обязанностью выплатить помещику (бывшему хозяину) выкупных платежей.

Положение 19 февраля 1861 г. «Общие положения о крестьянах», вышедших из крепостной зависимости. Суть – крестьяне д. б. выкупиться из крепостной зависимости у помещика и получить землю в постоянное пользование за рентную плату. Этот выкуп д. б. продолжаться до 1906 г.

До 1885 г. за крестьянами сохранялась состояние временной обязанности: выплачивать оброк и отрабатывать барщину.

Субъектами земельных отношений в центральных губерниях России признавалась крестьянская земельная община. Внутри земельной общины крестьянской семье (крестьянскому двору) предоставлялось право пользования частью земельного надела общины – одной или несколькими полосками земли. т. е. вводилась система «чрез полосного земледелия».

Для того чтобы уравновесить права крестьянских дворов на надел, для общины было установлено право «передела» земли, т. е. процедуры обмена земельных полос, передел в любой момент – по числу едоков, по количеству мужчин, по мужчинам – работникам. В южных и прибалтийских губерниях субъектами земельных отношений была не крестьянская зем община, а крестьянский двор, именно он наделялся правами на надел.

Такая разница в режиме крестьянского землевладения в центральных и окраинных частях России было обусловлена низким благосостоянием крестьян в центральных губерниях страны. Предполагалось, что в общине крестьянам будет проще наладить доходное хозяйство и справиться с выкупными платежами.

Крестьянскую реформу 1861 г. невозможно оценить однозначно:

С одной стороны – отмена крепостного права привела к необратимым переменам во всех сферах русской жизни.

1-    в деревне пошло расслоение крестьянства (из среды крестьян – общинников выделялись быстро разбогатевшие и бедняки);

2-    фабрики и заводы получили постоянный приток дешевой рабочей силы – мощный импульс развития промышленного производства.

С другой стороны – 1- проводя отмену крепостного права, подрывавшую традиционное помещичье хозяйство, власть в тоже время стремилась сохранить само это хозяйство, компенсировав помещикам неизбежные потери. Причем компенсацию она возложила на освобождающееся крестьянство. В результате помещики сохранили за собой лучшие земли, и получили на руки огромные денежные суммы.

2- крестьянство же в своей массе было обезземелено и обложено платежами – это усугубляло черты отсталости в деревенской жизни.

   

5. Столыпинская реформа (аграрно-правовой аспект).

В проведении преобразований П. А. Столыпин опирался на программу О. Ю. Витте, но отвергнутой в пользу иной программы – Мин. Внут. Дел. В. К. Плеве.

Разница м/д этими 2-я программами была существенная:

В. К. Плеве – выступал за активное вмешательство гос-ва в с/х и за поддержку общины и крупного помещичьего землевладения.

О. Ю. Витте –устранение частной собственности на землю и упразднение общинного строя.

В 1902 г. создается гос-я комиссия по с/з деятельности, ее возглавил О. Ю. Витте: - прекратить чересполосицу и уменьшить население села. Для этого надо было: - разрушить сельскую общину;

-     ввести частное землевладение

-     запрет экспорта продовольствия

-     дальнейшее существование общины пролетаризует крестьянство

-     открывать переработку в селах

После такого доклада царь отправил Витте в отставку.

В 1906 г. во главе правительства – Столыпин.

Указ от 9 ноября 1906 г. «О новом льготном порядке выдела из общины», указ без поддержки гос думы не имел силы, лишь 14 июня 1910 г. гос дума одобрила указ царя от 9 ноября. Гос дума была сословно – представительным органом.

Основные постулаты реформы Столыпина:

1-   Для общин, в которых в теч. 24 лет не было переделов, общинный порядок считается ликвидированным, вместо него вводилось подворное земледелие, оно не исключало чересполосицу, что уменьшало урожайность и увеличивало затраты. Каждый домохозяин (тот, кто владеет домом) имел право в любое время требовать закрепления в свою частную собственность вместо чересполосных участков единого земельного массив, он носил название «отруб». Гос-во сняло с себя расходы по осуществлению этой реформы, все затраты были на общине. Выигрывал тот, кто выделялся первым, т. к. получал самые лучшие участки, те, кто оставались – проигрывали.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.