Реферат: Лизинг как вид инвестиционной деятельности
Министерство образования РФ
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Кафедра гражданского права
Курсовая работа
Тема: «Лизинг – как вид инвестиционной деятельности»
Выполнил: ст. 97 юр. – 5 гр. з/о
Ишмаков И. Р.
Проверила: Светлова Н.Б.
ОРЕНБУРГ 2001 г.
План.
Введение
I Понятие лизинга
1.1 Становление лизинга в России
1.2 Нормативное регулирование лизинга в РФ
1.3 Понятие и виды лизинга
1.4 Особенности лизинга
II Договор лизинга
2.1 Предмет договора лизинга
2.2 Субъекты договора лизинга
2.3. Права и обязанности
субъектов договора лизинга
III Лизинг как вид инвестиционной деятельности
2.1 Роль лизинговых операций
в инвестиционной деятельности стран Европы
2.2 Роль лизинговых операций
в России
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Что означает инвестиционная деятельность для
государства? Прежде всего, это один из важнейших способов вывести
производственные отрасли России из застоя, поднять уровень производства в
стране до необходимой для нормального функционирования экономики отметки,
данная проблема, безусловно, заслуживает рассмотрения.
Одними из определяющих
показателей уровня благосостояния государства являются объем и структура
инвестиций в национальную экономику. Руководствуясь этим критерием, Россию
трудно отнести к развитым странам. Само понятие инвестиционной деятельности
было впервые законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на
значительное количество выпущенных к настоящему моменту документов,
далеко не все аспекты инвестиционной деятельности нашли отражение в
нормативных актах - пока лишь намечены основные направления инвестиционной
политики государства.
Преобразование под воздействием научно-технического
прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических
условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных
для народного хозяйства нашей страны методов обновления материально технической
базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности.
Одним из таких нетрадиционных методов является лизинг. Место лизингового
бизнеса в предпринимательстве определяется, прежде всего, самими объектами
лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов
- машины, оборудование, транспортные и другие средства.
До начала 60-х годов лизинг в
зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто
арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетий популярность
лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки
аэроплана, компьютера, реактора или спутника компания может взять его в лизинг.
Авиа- и железнодорожные компании берут в лизинг огромное количество оборудования,
многие компании и мотели берут в лизинг свое имущество, а различные магазины -
здания и склады. Даже предприятия коммунальных услуг обратились к лизингу, т.
к. для них все труднее становится брать деньги в кредит.
Актуальность развития лизинга в России обусловлена, прежде
всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес
морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования,
необеспеченность запасными частями и т. д.), все эти факторы тормозят развитие
производства в нашей стране, Россия не является производителем, как говорят
многие политики: «Россия – это лишь сырьевой придаток Запада». Естественно, эти
проблемы необходимо разрешать и одним из вариантов их решения может быть
лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных
операций. Выбранная мной тема актуальна еще и потому, что, получив более или
менее подробное урегулирование с принятием Федерального
закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге» финансовая аренда
(лизинг) получила свое развитие и стала широко использоваться как в
инвестиционной, так и в предпринимательской деятельности, соответственно
будущему юристу необходимо знать правовые основы и сущность лизинга как вида
инвестиционной деятельности.
I Понятие лизинга
1.1
Становление лизинга в России
В России лизинг применялся до начала 90-х годов в
сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Однако и
раньше напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к
оперативному лизингу.
Позже, в 70- 80-е годы лизинг рассматривался
советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм
приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные
универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное,
кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские,
самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д.,
с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в
соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на
определенный срок.
Начало
современного развития лизинговых операций на отечественном рынке можно отнести
к 1988 — 1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. Заметным
явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы
законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года
№ 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 “О плане счетов
бухгалтерского учета”, в котором был представлен порядок отражения лизинга в
бухгалтерском учете.
Правительство
России своим постановлением от 29 июня 1995 г. № 633 утвердило Временное
положение о лизинге, которое заложило нормативные и методологические основы
лизинговой деятельности в нашей стране.
Следуя
общепринятой в мире практике, Временное положение определило лизинг как
самостоятельный вид предпринимательской деятельности, направленный на
инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по
договору лизинга (финансовой аренды) лизингодатель обязуется приобрести в
собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и
предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование
для предпринимательских целей. При этом указывалось, что объектом лизинга может
быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей
классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному
обращению на рынке. Субъектами лизинговой сделки признавались продавец (изготовитель
или поставщик) имущества, его приобретатель (лизингодатель) и пользователь
(лизингополучатель), которые связаны между собой договорами купли-продажи и
лизинга.
Схожие в
целом трактовки основных проблем лизинга содержались и во второй части
Гражданского кодекса Российской Федерации (гл. 34, § 6 ), вступившей в действие
1 марта 1996 г.
Эффективность лизинга напрямую зависит от гибкости
государственной амортизационной политики. В рамках общего курса на повышение
роли амортизационных отчислений как одного из основных источников формирования
инвестиций постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г.
№ 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в
Российской Федерации» был установлен порядок, по которому ко всем видам
движимого лизингового имущества, относящегося к активной части основных фондов,
мог применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной
амортизации, здесь также было определено что лизинговое имущество в течение
всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя, за
исключением имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств.
Развивалась методическая
база лизинга. Министерством экономики и Министерством финансов Российской
Федерации были разработаны типовой устав акционерной лизинговой компании,
примерная форма договора о финансовом лизинге, методические рекомендации по
расчету лизинговых платежей. Минфин РФ также утвердил инструкцию по
бухгалтерскому учету лизинговых операций.
29
октября 1998 г. был принят Закон Р "О лизинге", который вступил в
силу 5 ноября 1998 г., в указанном законе была предпринята попытка детально
определить
правовые и организационные особенности лизинга, заложить основу для
реформирования налогового, валютного, таможенного законодательства в части
лизинговой деятельности.
На
мой взгляд, положения закона более удачны в отношении юридических формулировок,
более точны и определенны, чем положения ранее действующего законодательства.
Это как бы комплекс всего накопленного опыта правового регулирования лизинговой
деятельности. О том, как дальше пойдет развитие лизинга в России покажет время.
Активность дальнейшего развития лизинга во многом
зависит от совершенствования нормативно-правовой базы в РФ, об этом речь пойдет
в следующем пункте.
1.2 Нормативно-правовое
регулирование лизинга в РФ
Важнейшим условием интенсивного развития лизинга в
российской экономике является формирование нормативно-законодательной базы
лизинговых отношений. Начиная с 1994 г. органы исполнительной и законодательной
власти приняли больше десяти нормативных актов, в целом способствующих развитию
лизинга в России. Среди положительных аспектов нормативной базы, регулирующей
лизинговую деятельность, следует отметить следующие:
• наличие основных определений терминов лизинга;
• достаточная свобода договорных отношений;
• ускоренная амортизация лизингового оборудования,
включение затрат на осуществление лизинговой сделки в себестоимость продукции;
• рекомендации об установлении таможенных льгот для
лизинговых компаний;
• рекомендации о снижении некоторых налогов для
лизинговых компаний;
• ратификация Конвенции о международном финансовом
лизинге.
Ниже проанализированы основные нормативные акты (в
хронологическом порядке) относительно их влияния на законодательную базу
лизинга и создания более прогрессивных и благоприятных условий для его
успешного развития в России.
Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября
1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». В этом Указе впервые было дано определение лизинга и
его объектов, установлена организационно-правовая форма создания лизинговых
компаний. В Указе финансовый лизинг определяется как вид предпринимательской
деятельности, направленной на вложение временно свободных или привлеченных
финансовых средств, когда лизингодатель согласно договору о финансовом лизинге
берет на себя обязательство приобрести имущество лизингополучателю во временное
пользование для предпринимательских целей за плату.
Указ также обязал правительство:
• подготовить рекомендации по вопросу о присоединении
Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге
(Оттава, 1988);
• использовать мировой опыт при разработке лизингового
законодательства в России;
• установить таможенные льготы для оборудования,
ввозимого по лизинговому договору;
• разработать постановление по вопросам финансового
лизинга.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29
июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утвержденное им Временное положение о лизинге.
В этом Положении были определены общие принципы осуществления лизинговых
операций, права и обязанности участников лизингового договора, а также состав и
порядок лизинговых платежей, требования к отражению лизинговых операций в бухгалтерском
учете. Кроме того, это постановление предусматривало подготовку предложений о
предоставлении налоговых льгот для лизингодателей и инвесторов, осуществляющих
операции финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.
Письмо Центрального банка Российской Федерации от 30
июня 1995 г. № 12-16-1/422 «Об упорядочении валютных платежей за оборудование,
взятое по договору лизинга». В нем
лизинговые платежи не рассматривались как текущие валютные операции, а это
означало, что для реализации договоров международного лизинга необходимо
наличие лицензии Центрального банка России, причем для каждого договора —
отдельной. Данное требование снижает привлекательность международного лизинга,
так как получение лицензии связано с большими затратами времени, а кроме того,
предусматривается дополнительная отчетность перед Центральным банком.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 сентября 1995 г. № 105 «Об отражении в
бухгалтерском, учете и отчетности лизинговых операций». Этот приказ явился первым
нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет лизинговых операций
в России. В настоящее время он признан полностью утратившим силу в связи с
выходом приказа Министерства финансов РФ № 15 от 17 февраля 1997г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20
ноября 1995 г. № 1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли». В соответствии с этим постановлением субъекты лизинговой деятельности
получили возможность относить на себестоимость продукции (работ, услуг)
лизинговые платежи по операциям финансового лизинга и проценты по полученным
заемным средствам, используемым для осуществления лизинговых договоров с учетом
установленных ограничений.
Страницы: 1, 2, 3
|