Реферат: Сухов
Четверть
века назад Генеральным конструкторам П.О.Сухим была одобрена идея создания
легкого самолета-штурмовика (ЛСШ) и дано указание на проведение работ по
формированию облика самолета.-прообраза ныне всимирно известного штурмовика
СУ-25 и его многочисленных модификация.
Идея
создания специализированного штурмовика ,предназначенного для непосредственной
авиационной поддержки сухопутных войск на поле боя ,сформировалась на основе
всестороннего анализа:
-опыт
применения штурмовой авиации во II-й мировой войне и локальных конфликтах
пятидесятых шестидесятых годов;
-состояние
парка и боевых возможностей зарубежной и отечественной тактической авиации-как
использовавшейся ,так и предназначавшейся для решения штурмовых задач;
состава
и характеристик объектов сухопутных войск (СВ) вероятного противника на поле
боя и в ближней тактической глубине;
организации
системы противовоздушной обороны (ПВО) СВ и ее характеристик ;
-американской
программы AX по созданию самолета- штурмовика непосредственной поддержки сухопутных
войск (уже в ходе разработки проекта)
Анализ
убедительно свидетельствовал о необходимости проведения работ по созданию
специализированного штурмовика.
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ КОМПОНОВКА
По своей аэродинамической компоновке штурмовик Су-25 -
самолет, выполненный по нормальной аэродинамической схеме, с высоко
расположенным крылом.
Аэродинамическая
компоновка самолета настроена на получение оптимальных характеристик на
дозвуковых скоростях полета.
Крыло
самолета имеет трапецевидную форму в плане, с углом стреловидности по передней
кромки 20 градусов, с постоянной относительной толщиной профиля по размаху
крыла. Крыло самолета имеет площадь плановой проекции 30,1 м.кв. Угол
поперечного V крыла составляет - 2,5 градуса.
Выбранные
законы по размаху крутки и кривизны профиля обеспечили благоприятное развитие
срыва потока на больших углах атаки, которое, которое начинается вблизи задней
кромки крыла в его средней части, что приводит к значительному увеличению
момента на пикировании и естественным образом препятствует попаданию самолета
на закритические углы атаки.
Нагрузка
на крыло выбрана из условий обеспечения полета у земли в условиях турбулентной
атмосферы не скоростях вплоть до максимальной скорости полета.
Так
как исходя из условий полета в турбулентной атмосфере нагрузка на крыло
достаточно высока, то для обеспечения высокого уровня взлетно-посадочных и
маневренных характеристик необходима эффективная механизация крыла. Для этих
целей на самолете реализована механизация крыла, состоящая из выдвижных предкрылков
и двухщелевых трехсекционных (маневр-взлет-посадка) закрылков.
Приращение
момента от выпущенной механизации крыла, парируется перестановкой
горизонтального оперения.
Установка
на концах крыла контейнеров (гондол), в хвостовых частях которых расположены
расщепляющиеся щитки, позволила увеличить величину максимального
аэродинамического качества. Для этого оптимизирована форма поперечных сечений
контейнеров и место их установки относительно крыла. Продольные сечения
контейнеров представляют собой аэродинамический профиль, а поперечные сечения
- овальные с уплотненной верхней и нижней поверхностями. Испытания в
аэродинамических трубах подтвердили расчеты аэродинамиков на получение при
установке контейнеров более высоких значений
макси-мального
аэродинамического качества.
Тормозные
щитки, установленные в крыльевых контейнерах, удовлетворяют всем стандартным
требованиям к ним - увеличению сопротивления самолета не менее чем вдвое, при
этом их выпуск не приводит к перебалансировке самолета и уменьшению его несущих
свойств. Тормозные щитки выполнены расщепляющимися, что позволило увеличить их
эффективность на 60%.
На
самолете применен фюзеляж с боковымим нерегулируемыми воздухозаборниками с
косым входом. Фонарь с плоским лобовиком плавно переходит в гаргрот,
расположенный на верхней поверхности фюзеляжа. Гаргрот в хвостовой части
фюзеляжа сливается с хвостовой балкой, разделяющей гондолы двигателей.
Хвостовая балка - платформа для установки горизонтального оперения с рулем
высоты и однокилевого вертикального оперения с рулем направления. Хвостовая
балка заканчивается контейнером парашютно-тормозной установки (ПТУ).
Аэродинамическая
компоновка штурмовика Су-25 обеспечивает:
-
получение высокого аэродинамического качества в крейсерском полете и больших
коэффициентов подъемной силы на режимах взлета и посадки, а также на
маневрировании;
-
благоприятное протекание зависимости продольного момента по углу атаки, что
препятствует выходу на большие закритические углы атаки и, тем самым, повышает
безопасность полета;
-
высокие маневренные характеристики при атаке наземных целей;
-
приемлемые характеристики продольной устойчивости и управляемости на всех
режимах полета;
-
установившийся режим пикирования с углом 30 градусов при скорости 700 км/час.
Высокий
уровень аэродинамического качества и несущих свойств обеспечили возможность
возвращения самолета с большими повреждениями на аэродром.
КОМПОНОВКА И КОНСТРУКЦИЯ ФЮЗЕЛЯЖА
Фюзеляж
самолета имеет эллипсовидное сечение, выполнен по схеме полумонокок.
Конструкция фюзеляжа сборно-клепанная, с каркасом, состоящим из продольного
силового набора - лонжеронов, балок, стрингеров и поперечного силового набора -
шпангоутов. Технологически фюзеляж разделяется на следующие основные части:
-
головную часть фюзеляжа с откидным носком, откидной частью фонаря, створками
передней опоры шасси;
-
среднюю часть фюзеляжа со створками главных опор шасси ( к средней части
фюзеляжа крепятся воздухозаборники и консоли крыла);
-
хвостовую часть фюзеляжа, к которой крепятся вертикальное и горизонтальное
оперение.
Контейнер
тормозного парашюта представляет собой законцовку хвостовой части
фюзеляжа.Эксплутационных разъемов фюзеляж самолета не имеет.
В
конструктивно-компановочном плане головную часть самолета можно разделить на
следующии отсеки:
-носовую
часть фюзеляжа,расположенную перед кабиной и представляющую из себя
негермитичный водозащещенный отсек радиоэлектронного оборудования,имеющую
сборно-клепную конструкцию и не разъемный стык с кабиной.Для обеспечения
доступа
к радиоэлектронному оборудования,размещенного в отсеке,на боковых поверхностях
носовой части физюляжа выполнены быстросъемные люки,а в передней части откидной
носок ,который откидывается вверх ,а в закрытом виде фиксируется с помощи
направляющих штырей и замков;
кабину
с фонарем летчика ,изготовленную из тетановых плит,сваренных между собой.В
стенках кабины имеются отверстия для прохода коммуникаций и гнезда для
такелажных узлов.На полу кабины установлена поперечная балка,воспренемающая
нагрузку от узлов крепления подкоса передней опоры шасси.На задней стенки
кабины установлены направляющие рельсы кресла. В кабине установлены приборные
доски и пульты,органы управления самолетом и двигателем,катапультное кресло
летчика.На левом борту самолета установлена откидная подножка,ниша которая
имеет коробчетое сечение.Кабина выполнена негерметичной,пылезащещенной с
избыточным давлением 0,03-0,05 атмосфер.Плита авиационной титановой брони,из
которых сварена кабина имеет толщину от 10 до 24 мм.Потери избыточного давления
в кабине сведены до минимум за счет герметизации швов и стыков, уплотнение
выходов тяг и трубопроводов;ненадувного уплотняющего шланга по всему периметру
разъема на откидной части фонаря;
-фонарь
летчика состоит из неподвижной передний и откидной частей.Откидная часть фонаря
крепится на фюзеляже с помощью
замков,жестко
закрепленных на подфонарной раме и на левом боковом профиле откидной части.
закрытия Открытие фонаря производится в ручную.Подвижная часть откидывается при
эксплуатации вправо.При аварийном сбросе фонарь откидывается назад.
-
негерметичный подкабинный отсек, расположенный между 4-м и 7-м шпангоутами, в
котором установлена авиационная пушка калибра 30 мм с патронным ящиком, системой
сбора звеньев и выброса стрелянных гильз и размещена встроенная лебедка для
подъема и опускания патронного ящика. Пушка установлена на силовой балке,
прикрепленной к полу кабины и к передней консольной белке;
-
нишу передней опоры шасси, расположенную частично в подкабинном отсеке и
частично в закабинном. Нишу окантовывают бимсы. Снизу ниша закрывается двумя
створками. Для защиты радиоэлектронного оборудования, расположенного в
закабинном отсеке, в нише колеса установлен защитный кожух, выполненный съемным
для облегчения доступа к оборудованию;
-
закабинный отсек, расположенный между кабиной (шпангоут 7) и передним топливным
баком (шпангоут 11), представляет собой
пылевлагозащищенный
отсек радиоэлектронного оборудованию Для обеспечения доступа к оборудованию на
верхней и боковых поверхностях головной части фюзеляжа имеются быстросъемные
люки. На левом борту в нише бакабинного отсека расположена встроенная откидная
трехсекционная стремянка, предназначенная для входа в кабину и подъема на
центральную часть фюзеляжа и крыло без использования неземных средств.
Средняя
часть фюзеляжа в конструктивно-компоновочном плане делится на следующие
отсекам:
-
передний топливный бак, собранный из клепанных (за исключением нижней -
фрезерованной) панелей, расположен между 11-м и 18-м шпангоутами. Для доступа
внутрь бака на боковой поверхности имеется люк. В верхней части топливного бака
имеется дополнительная надстройка, на верхней поверхности которой расположены
агрегаты топливной системы, в том числе заливная горловина;
-расходный
топливный бак расположен между 18-м и 21-м шпангоутами. В нижней панели бака
выполнен люк для обеспечения доступа внутрь бака. Крышка люка выполнена из
бронеплиты, В задней стенке бака расположен круглый технологический люк;
-
центроплан, установленный сверху, в средней части фюзеляжа, служит для
крепления консолей крыла. Центроплан представляет из себя топливный бак-отсек,
часть расходного бака. Состоит из верхней и нижней фрезерованных панелей,
соединенных между собой нервьюрами и передней и задней стенками и
технологическими люками в них. Консоли
крыла
крепятся к центроплану при помощи фланцевого стыка по контуру силовых нервюр;
-
ниши главных опор шасси. расположенные под передним топливным баком (между 12-м
и 18-м шпангоутами) слева и справа от плоскости симметрии фюзеляжа. Верхняя
часть ниши главных опор ограничена воздушными каналами. Ниша каждой главной
опоры шасси закрыта тремя створками;
-
негерметичный, водозащитный гаргрот, расположенный в верхней части фюзеляжа над
передним топливным баком и центропланом между 11 и 20 шпангоутами. Гаргрот
служит для размещения трубопроводов дренажа и наддува баков топливной системы,
жесткой проводки системы управления самолетом и других коммуникаций. Гаргрот
разделен двумя продольными стенками на три секции - центральную и две боковые;
-
воздушные каналы, проходящие через среднюю часть фюзеляжа от воздухозаборников
к мотоотсекам двигателей. Воздушные канады проложены в фюзеляже с зазором
относительно топливных баков и опираются на шпангоуты фюзеляжа.
Хвостовая
часть фюзеляжа конструктивно-компоновочно делится на следующие отсеки:
-
хвостовую балку-платформу для установки вертикального и горизонтального
оперения. Силовой каркас балки образован поперечным набором шпангоутов и
продольным набором верхних, средних и нижних лонжеронов и стрингеров. Хвостовая
балка состоит из отсеков, в которых размещено оборудование самолетных систем и
систем двигательной установки, а также силовой привод перестановки
стабилизатора и контейнер тормозных парашютов. Негерметичный, водозащищенный
отсек оборудования расположен в хвостовой балке между 21-м и 35-м шпангоутами.
Верхняя секция обшивки хвостовой балки перед килем выполнена в виде съемных
крышек люков. На нижней поверхности балки также находятся люки с откидными крышками
на замках или болтах. По бортам балки имеются съемные люки для подхода к узлам
подвески двигателей. Узлы навески вертикального оперения и стабилизатора
установлены на силовых шпангоутах балки. На боковых поверхностях хвостовой
балки установлены обтекатели ( зализы) гондол двигателей;
-
две негерметичные мотогондолы двигателей, расположенные по бортам хвостовой
балки фюзеляжа. Каждая мотогондола состоит из несъемной части, состыкованной с
хвостовой балкой фюзеляжа, и съемной части - хвостового кока. На силовых
шпангоутах мотогондол установлены узлы крепления двигателей. Внутренними
стенками мотогондол служат боковые стенки хвостовой балки фюзеляжа. нижняя
поверхность несъемных частей мотогондолы состоит из переднего и заднего
откидных капотов, обеспечивающих доступ к двигателю. На мотогондолах имеется
ряд эксплуатационных люков. На верхней поверхности каждой мотогондолы
установлено по одному воздухозаборнику охлаждения двигательного отсека.
КОМПОНОВКА И КОНСТРУКЦИЯ КРЫЛА
На
штурмовике Су-25 установлено свободгнонесущее, высокомеханизированное крыло
малой стреловидности и большого удлинения.
Крыло
состоит их двух консолей, соединенных с центропланом, составляющим одно целое в
фюзеляжем. Крыло выполнено по кессонной схеме, поэтому силовую основу каждой
консоли составляет кессон, к которому крепятся носовая и хвостовая части
консоли. На торцах консолей установлены гондолы с тормозными щитками.
Страницы: 1, 2, 3
|