Дипломная работа: Формы взаимодействия органов государственной власти и СМИ
Содержание
Введение
Глава 1.
Теоретические основы исследования взаимоотношений властных структур и массовой
коммуникации
1.1
Информационно-политические отношения как объект и предмет научного анализа
1.2 Модели
взаимодействия средств массовой информации и власти: история и современность
1.3 Экономические и
правовые условия деятельности СМИ в современной России
Глава 2. Анализ
социально-экономического развития и механизмов функционирования муниципального
образования (на примере города Серпухова)
2.1 Стратегическое
местоположение, ресурсы и экология муниципального образования г. Серпухова
2.2 Особенности
развития средств массовой информации города Серпухова (Южного Подмосковья)
2.3 Анализ технологий
взаимодействия органов местного самоуправления со СМИ и общественностью в
городе Серпухове
Глава 3.
Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и СМИ
(региональный аспект)
3.1 Роль и место
российских СМИ в процессе формирования гражданского общества
3.2 Совершенствование
взаимодействия региональных институтов власти и СМИ в России
3.3 Особенности
совершенствования систем кризисной коммуникации органов государственной власти
и СМИ
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования. В информационном обществе, к которому
идет в своем развитии Россия, значение средств массовой информации многократно
возрастает. Масс-медиа становится одним из наиболее значимых властных ресурсов,
характер взаимодействия СМИ и органов власти оказывает значительное влияние на
проведение долгосрочных государственных преобразований. В то же время, в науке
до сих пор отсутствует однозначная позиция относительно места и роли средств
массовой информации в современном обществе, нет ясного понимания в вопросе
необходимой и достаточной степени участия государства в медиа-сфере.
Существование значительного количества мнений по данным проблемам
свидетельствует об их сложности и неоднозначности.
Взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый и конфликтный
характер ввиду различной направленности деятельности этих институтов и наличия
у них особых интересов. Противоречия и конфликты между СМИ и властью - это
вполне естественное состояние динамичной, развивающейся социальной системы.
Проблема, однако, заключается в том, что не выработаны действенные механизмы
преодоления и разрешения этих конфликтов, а это в конечном итоге
дестабилизирует общество, мешает созданию единого информационного пространства.
Вот почему мы нуждаемся в обосновании и создании условий эффективного
функционирования СМИ в общественно-политической сфере, оптимального
взаимодействия их с органами власти.
Особенно актуальна эта проблема для регионов: огромная территория страны,
различные экономические и политические условия субъектов РФ приводят к тому,
что место и роль средств массовой информации в различных регионах неодинаковы,
требуют индивидуального анализа и учитывающих региональную специфику подходов в
регулировании медиа-сферы.
Основная задача проведенного исследования заключается в разрешении
противоречия между необходимостью создания условий для эффективного
функционирования СМИ в общественно-политической сфере, оптимального
взаимодействия масс-медиа с органами власти с целью обеспечения дальнейшего
развития Российской Федерации и отсутствием концептуальных разработок,
позволяющих теоретически обосновать и сформировать эти условия на практике.
Цель дипломного исследования: выявить основные механизмы и условия
формирования эффективного взаимодействия органов государственной власти и СМИ
как фактора реализации информационной политики в Российской Федерации.
Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:
- раскрыть и уточнить содержание основных теоретических понятий,
необходимых для исследования взаимодействия властных структур и СМИ;
- определить место и роль средств массовой информации в политической
сфере жизни общества;
- проанализировать экономические и правовые основы функционирования
масс-медиа в Российской Федерации;
- выявить особенности процесса формирования и реализации государственной
информационной политики в городе Серпухове и Южном подмосковье;
- определить практические возможности оптимизации взаимодействия органов
государственной власти и СМИ города Серпухова в рамках реализации региональной
государственной информационной политики;
- выявить особенности взаимодействия органов власти и СМИ в чрезвычайных
ситуациях и разработать рекомендации по совершенствованию систем кризисной
коммуникации.
Объектом исследования является взаимодействие органов местной власти и
СМИ в процессе реализации государственной информационной политики.
Предмет исследования - механизмы и формы (модели) взаимодействия органов
государственной власти и СМИ как фактор реализации информационной политики в
муниципальном образовании.
Информационную базу исследования составили: официальные сведения о
состоянии средств массовой информации и массовой коммуникации; материалы
текущего документооборота законодательной и исполнительной власти Московской
области и города Серпухова; результаты общероссийских и региональных
социологических исследований в области средств массовой информации,
соответствующие материалы российской и региональной печати.
Методологической основой исследования является системный подход в
исследовании проблем политического управления, социологические принципы
изучения системы власти, СМИ и общественного сознания. Особое место в
исследовании занимают положения общей теории информации и социальной
информациологии, теории современного гражданского и информационного общества,
теории управления, а также теории и практики журналистики.
В ходе исследования применялись следующие методы: общенаучные -
сравнительный и логический; социологические - контент-анализ, интервью,
наблюдение.
Научная новизна результатов исследования.
1. На основе анализа особенностей развития СМИ в городе Серпухове выявлены
тенденции:
Дальнейшей монополизации СМИ: под эгидой государственных и муниципальных
органов власти; под контролем крупных предприятий и их владельцев.
Нарастающего усиления контроля органов местной власти над деятельностью
негосударственных СМИ с помощью финансовых, административных и технологических
форм влияния.
Нарастающего расхождения направленности и содержания СМИ с насущными
интересами граждан.
2. Выявлено отставание в развитии местного законодательства, относящегося
к информационной сфере.
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть использованы руководителями
соответствующих органов региональной власти при разработке концепции
региональной государственной информационной политики.
Практические рекомендации могут быть применены в деятельности
государственных и муниципальных служащих, занимающихся регулированием
информационных процессов, для обучения, подготовки и переподготовки
специалистов управления в сфере СМИ, для совершенствования деятельности СМИ в
целом.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех
глав, выводов и предложений, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимоотношений
властных структур и массовой коммуникации
Оптимизация механизма взаимодействия государственной власти и массовой
коммуникации является ключевой в деятельности по повышению эффективности
государственного управления. Обусловлено это, прежде всего, тем, что среди
многих характеристик современного общества преобладающими являются те, в
которых внимание акцентируется на его информационной природе. Действительно,
современное общество становится все более и более информационным.
Взаимодействие - это связь. Информационное взаимодействие между властью
государственной, информационной (СМИ), народовластием или властью гражданского
общества образуется и проявляется в связях информационно-политического
характера.
Чтобы понять сущностные и специфические черты информационно-политического
управления применительно к взаимодействию власти и СМИ, обратимся к определению
этого понятия, которое формулирует ряд исследователей этой проблемы.
Выделение информационно-политического управления в качестве
самостоятельного направления в науке обязывает обратиться к принятому,
традиционному определению категории «власть».
«Власть - это способность и возможность оказывать определяющее
воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств:
воли, авторитета, права, насилия и др. Власть - это и политическое господство,
система государственных органов». Заметим, что в этом традиционном,
классическом определении «власти» из числа «определяющих средств воздействия»
выпало информационное воздействие.
В нетрадиционном определении, учитывающем специфику постиндустриального
информационного общества к числу важнейших и непременных «объектов воздействия»
кроме деятельности и поведения относятся - массовое сознание и социальная
психика. А к числу субъектов относят политиков и так называемую «четвертую
власть». На наш взгляд, в информационном постиндустриальном обществе правомерно
заменить понятие «четвертой власти» на новое - «информационной власти» как
более правомерный термин.
Кроме названных, различают, как известно, экономическую и политическую
власть.
Экономическую власть осуществляют исполнительные органы государства,
частные, ассоциированные, корпоративные структуры, владеющие и использующие в
своих интересах и целях капитал. Они занимаются главным образом экономической
деятельностью и стараются не вмешиваться напрямую в политику государственной
власти, но стремятся с ней взаимодействовать в своих экономических интересах.
Средством такого взаимодействия выступает информация, информационные отношения.
Политическую власть осуществляет главным образом государственная власть в
лице Президента, Федерального Собрания, судебных органов. Они вырабатывают
законы, нормы, правила поведения и в политике, и в экономике, регулируют
отношения со всеми субъектами гражданского общества и государства.
Оба этих вида власти органически переплетены: одна детерминирует другую и
наоборот, но не теряют своей специфики. Для обеспечения единства, взаимодействия
и взаимовлияния экономической и политической власти, экономического и
политического управления государством и обществом объективно выдвигается в
число приоритетных средств информационный менеджмент,
информационно-политическое управление медийным рынком [15]. Информационная
политика становится в один ряд с властью политической и экономической. В
условиях построения информационного общества это закономерный процесс.
Зависимость системы масс-медиа от политического режима есть одна из сторон объективной
их связи. Но движение власти и СМИ должно быть встречным. Может и должна быть
оппозиционность по отношению к власти, но самая конструктивная позиция -
установление диалога СМИ с властью и власти со СМИ, т.е. необходимо создавать
отношения социального партнерства в интересах общества, развивать диалоговые
информационные технологии взамен тоталитарных и манипуляционных.
В условиях рынка СМИ приобретают не только «новую экономическую функцию»,
но и должны развивать новую политическую функцию - выражать и защищать
политические интересы России, её гражданского общества и государства.
Поэтому, не следует смешивать реализацию политической функции масс-медиа
с их «политизированностью» или «политизацией» как понятиями, отражающими лишь в
негативном плане отношения СМИ с властью.
Управлять политической коммуникацией - значит управлять и самой
политической системой. А ядром политической системы служит власть. И главным
образом - государственная власть. Поэтому информационно-политическое управление
- функция государственной власти, а, значит, и функция СМИ.
Суть взаимодействия власти и СМИ мы рассматриваем в контексте теории Ю.
Хабермаса о коммуникативной природе социальных отношений, а также концепции
Н.Лумана о коммуникативной природе власти, ибо все «социальные системы
образуются вообще исключительно благодаря
Мы разделяем точку зрения, указывающую на объективную закономерность или
объективную функцию масс-медиа. Она заключается в том, что СМИ «в той степени
должны удовлетворять, защищать интересы государства, власти, в какой степени
государство, власть защищают интересы гражданского общества, каждой личности»
[9,20,36].
Если следовать этой закономерности, то вряд ли можно признать правомерной
идею необходимого и достаточного дистанцирования СМИ от власти. И в то же время
умалчивать о другой функции - об обслуживании СМИ гражданского общества,
народовластия (которое - часть, базис политической системы) и не фиксировать,
обходить стороной очевидный факт (тенденцию) отчуждения масс-медиа от интересов
гражданского общества. Следовательно, задача СМИ - и обслуживать коммуникацию
политической системы, и управлять ею. Эти две функции неразрывны.
Итак, более правильным в плане научного подхода к
информационно-политическому управлению будет тезис, что деятельность СМИ основывается
не столько на «давлении» на власть, сколько на диалоге с властью, на развитии
цивилизованных отношений с ней. При разработке теории и практики
информационного менеджмента, информационно-политического управления не должно
быть противопоставления «обслуживания» с «управлением». Объективно существует
их единство в том смысле, что СМИ выполняет как функцию обслуживания, так и
функцию управления. В этом случае они способны гармонизировать процесс
«политизации масс-медиа» и «медиатизации политики». С этих позиций вряд ли
будет научно доказуемым распространяемое в ряде СМИ положение, что государство,
политическая система не должна управлять коммуникацией в целом и политической
коммуникацией в особенности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|