Курсовая работа: Влияние тенденций эпохи глобализации на производство информации и обмен информацией через СМИ
Федеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального
образования
«МАТИ» – Российский государственный технологический университет имени
К.Э. Циолковского
Кафедра "Культурология, история, молодежная политика и
реклама"
Курсовая работа
по дисциплине
«Маркетинговые коммуникации и медиапланирование»
на тему
«Влияние тенденций
эпохи глобализации на производство информации и обмен информацией через СМИ»
Выполнила
студентка группы
7Рек-4дс-023
Д. Галинская
Проверил
Доцент кафедры
КИМПиР
А.В. Марков
Москва 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Процессы
глобализации в современной экономике и культуре
1.1 Глобализация как
явление современного мира
1.2. Экономические
факторы глобализации
1.3 Влияние глобализации
на культуру
1.4 Современное состояние
глобального рынка: основные тенденции
Глава 2.Трансформация СМИ
в условиях глобализации
2.1 Создание всемирного
медиа рынка: роль международных информационных корпорация
2.2 Глобализация
традиционных СМИ: всемирное распространение данных медиа
2.3 Глобализация и
локализация – создание локальных версий международных СМИ
2.4 Интернет как
универсальное медиа эпохи глобализации
Заключение
Список литературы
Введение
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической
и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является
мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах
всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация
законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение
и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит
системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате
глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его
субъектов.[1]
Интенсивность процессов глобализации увеличивается с каждым
днём, характер СМИ меняется под влиянием глобальной культуры, и это сказывается
на характере типичных для данной СМИ рекламы. Актуальность изучения роли и
места СМИ в глобализированном современном обществе состоит в первую очередь в
том, что новые информационные и коммуникационные технологии оказывают серьезное
воздействие на распространение и доставку информации и на доступ к ней.
Исследование глобальных медиа требует комплексного подхода с
учётом экономики СМИ, развитие технологий, развитие глобального рынка и
особенностей современного потребления информации. Этим определяется новизна
моей работы. В данной работе я предпринимаю попытку применить комплексный
подход к отдельным явлениям и сторонам современной рекламы, дав тем самым
убедительную интерпретацию некоторых новейших явлений в проведении рекламной
кампании.
Объект исследования: трансформация СМИ в условиях
экономической глобализации.
Предмет исследования: Влияние тенденций эпохи глобализации на
производство информации и обмен информацией через СМИ.
В главе 1 речь идёт о глобализации культуры и экономики.
Рассмотрены основные аспекты культурной глобализации и её принципиальные черты,
её влияние на традиционные культуры, а также состояние глобального рынка на
сегодняшний день, глобализация в области экономики.
В главе 2 рассмотрены СМИ и то, как повлияла на них
глобализация, описаны самые известные международные СМИ. Интернет
рассматривается как главное медиа эпохи глобализации, позволяющее ясно увидеть
преимущества и недостатки размещения рекламы в новейших СМИ.
Глава 1. Процессы глобализации в современной экономике и
культуре
1.1 Глобализация как явление современного мира
Глобализация является синонимом взаимопроникновения и слияния
экономик под давлением все более острой конкуренции и ускорения
научно-технического прогресса.
Сегодня под влиянием глобализации, под влиянием либеральных
идей Земля стремится к созданию единого рынка. Но понятие «рынок» должно
пониматься в очень широком смысле. В данном случае речь идёт не только об
экономическом рынке, но и о либеральной концепции, которая под рынком понимает
парадигму всех новейших социальных процессов. Все социальные отношения в этой
концепции анализируются с точки зрения рынка. И в этом смысле глобализация
означает приход и господство «экономического человека». Несомненно, здесь
следует учитывать все преобразования, которые могут произойти и в области
символических, т.е. воображаемых понятий. Человек все больше сводится к
исполнению примитивной роли производителя и потребителя. Понятие ценности
сводится к самому узкому понятию коммерческой ценности. И все, что не может
быть рассчитано, все, что не может быть оценено в терминах рентабельности,
считается просто не существующим.
Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Это,
прежде всего, создание однородных образов и способов жизни, униформизация
поведения в ущерб народной культуре, то есть выравнивание человеческого
разнообразия.
Это можно было бы назвать распространением и расширением
идеологии «одинаковости», «того же самого»: совокупности разных доктрин, куда
относятся и религиозные идеи и доктрины, и нерелигиозные доктрины. В рамках
этих доктрин человек является одним и тем же везде, и, таким образом, этот
человек должен везде создавать одни и те же политические и культурные системы в
ущерб разнообразию культур народов, наций, их образов жизни.[2]
Глобализация в настоящее время рассматривается как процесс и
как цель, ведущая человечество к объединению в единое целое и к осознанию своей
общей судьбы. По мнению Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшиной, глобализацию характеризуют
следующие принципиальные черты:
- всеобщая охватность и комплексность изменений при переходе
к глобальной стадии. Сама изменчивость становится главной позитивной ценностью;
- все глобальные ценности и ориентиры доминируют по отношению
к местным (локальным) ценностям, включая и этнический фактор; происходит
гибридизация культуры, или процесс быстрого составления (часто искусственного)
культурных феноменов из прежде несовместимых составных частей, особенно в сфере
поп-культуры;
- акцентирование «глубинных» феноменов, которые получают
раскрепощении;
- решительное изменение ориентации рациональности от
«модерна» к «постмодерну», с его акцентом на мозаичность и внутреннюю
несвязанность восприятия, и конструирование новой социальной реальности;
- признание гражданского общества единственной формой
социальной упорядоченности глобального социума. Мозаичный набор социальных
«типов» и моделей, отсутствие единых принципов рационализации создают
глобалистично-постмодернистскую картину социального мира.
Главная примета нового времени, его содержательная сторона
состоит в том, что современный человек создал слишком сложный для себя как
отдельно взятой личности, для своих индивидуальных интеллектуальных
возможностей мир. В результате он утратил способность сознавать базовые
закономерности этого мира и их изменения, предвидеть последствия своих усилий и
направление своего собственного развития.
И, что бы ни говорили о новых технологиях, единых рынках и
системных кризисах, в конечном счете они остаются не более чем свойствами
нового времени, превращенными в универсальные символы, с помощью которых
изнемогающее от переизбытка неструктурированной информации человечество
отгораживается от необходимости реального осмысления его содержания.[3]
1.2 Экономические факторы глобализации
В области экономики глобализация связывается, прежде всего, с
идеей свободного мирового рынка, глобальной массовой культурой и мировым
информационным сообществом.
Экономическая глобализация — процесс усиления по всему миру
экономической взаимозависимости национальных экономик, в связи с увеличением
скорости движения и объёмов товаров, услуг, технологий и капиталов через
государственные границы. Процесс усиления экономической интеграции между
странами, приводит к слиянию отдельных национальных рынков в один всемирный
рынок. Экономическая глобализация может рассматриваться, как в позитивном, так
и в негативном аспектах.
Экономическая глобализация включает в себя глобализацию
производственных мощностей, рынков, конкуренций, технологий, корпораций и
отраслей. Проявления экономической глобализации наблюдались на протяжении
последних тысячелетий, с момента возникновения международной торговли. Однако в
последние 20-30 лет наблюдается стремительное увеличение темпов этого явления.
Этот всплеск в большой степени инспирирован процессом интеграции экономик
развитых стран с экономиками развивающихся стран. Способствуют этим явлениям
процессы прямых иностранных инвестиций, снижение торговых барьеров и
модернизация экономик развивающихся стран.
Глобализация экономики — одна из закономерностей мирового
развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость
экономик различных стран связана с формированием экономического пространства,
где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география
размещения производительных сил определяются с учётом мировой конъюнктуры, а
экономические подъёмы и спады приобретают планетарные масштабы. Растущая
глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов
перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с
ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени
мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные
системы неизмеримо усилили способность финансового капитала к быстрому
перемещению, что содержит в себе, по крайней мере потенциально, способность к
разрушению устойчивых экономических систем. Глобализация экономики — сложный и
противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное
взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к
передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует
мировой прогресс. С другой, глобализация несет негативные последствия:
закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не
входящими в «золотой миллиард», разорение малого бизнеса, распространение на
слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др. Сделать
плоды глобализации доступными максимальному числу стран — одна из задач,
стоящих перед мировым сообществом.
1.3 Влияние глобализации на культуру
Для культурной глобализации характерно сближение деловой и
потребительской культуры между разными странами мира и рост международного
общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов
национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные
культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в
интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных
ценностей и борются за возрождение национальной культуры.
Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во
многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из
разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное
распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее
распространение получает международный туризм.
Изолированность от мира, замкнутость в собственных рамках
была идеалом общества аграрного типа, для современного же общества характерен
тип человека, вечно преступающего установленные границы и обретающего новый
облик, всегда движимого прежде всего мотивами обновления и изменения. Процессы взаимопроникновения
мировоззрений и культур идут всё активнее, в России стали известны многие
феномены, скажем, индийской или китайской культуры. Исламская культура уже не
столь чужда и непонятна для русских людей, как она была, скажем, в XVIII веке.
Очевидно, что в подобных процессах больше позитивного, чем негативного. Они,
конечно, способствуют взаимопониманию людей разных традиций, духовно обогащают
национальные культуры.
Но на практике же оказывается, что вместо обогащения
традиционных культур культурами других стран и народов, вместо расширения
культурного диапазона, мы имеем дело с чем-то как раз обратным. Окружающий нас
культурный ландшафт не только не увеличивает своего разнообразия, но стремится
ко все большему однообразию, причем однообразию опять-таки не нашему, а чужому,
привезенному из далеких стран. Что характерно, это явление замечают не только в
России, но и во множестве стран, где культурные новации эпохи глобализации так
же вызывают значительное отторжение.
Для корректного рассмотрения вопроса следует уточнить научное
понятие «культура». Культура - исторически определенный уровень развития
общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и
деятельности людей. Понятие культуры употребляется для характеристики
материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох,
общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций
(например, античная культура, культура майя), а также разных сфер жизни
(культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле
термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей. В обыденном
сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство,
религию, науку и т. д.
В отечественной культурологии распространено понятие
культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию
творчества. Именно культура отличает человека от всех остальных существ, ибо
сущность образа и подобия Бога как раз и состоит в способности подражать
Творцу, то есть – творить.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|