Реферат: Информация "государственная" и "общественная"
Организации — источники экологической информации
Хотя
проблема источников — не единственная, возникающая при работе с информацией,
она является одной из основных проблем, и в книге ей уделено значительное
внимание. В этом разделе мы коротко остановимся именно на организациях —
источниках информации.
Экологическую
информацию формируют многочисленные и разнообразные организации. Это законодательные,
исполнительные органы власти РФ и аналогичные органы в субъектах федерации,
которые издают различные нормативные акты, принимают планы и программы. Это службы
соответствующих министерств и ведомств, которые ведут те или иные
наблюдения за состоянием окружающей среды, здоровьем людей, а также за
факторами воздействия на окружающую среду. Такими факторами, прежде всего,
являются загрязнители — промышленные, сельскохозяйственные и коммунальные
предприятия, пользователи природных ресурсов, а также различные природные
явления, которые оказывают воздействие на окружающую среду.
Это
многочисленные научно-исследовательские организации — институты,
станции и пр. Многие из них решают вопросы, далекие от охраны окружающей среды,
но по роду своей деятельности обязаны получать информацию о ее состоянии. В
России существует сеть исследовательских институтов и организаций (в
системе Российской академии наук, Российской академии медицинских наук,
различных ведомств), которые занимаются вопросами состояния различных
компонентов окружающей среды (воды, воздуха, литосферы, почв, животного и
растительного мира) и здоровья населения, а также изучают динамику изменения
этого состояния. Они также исследуют факторы, которые оказывают воздействие на
состояние компонентов окружающей среды и механизмы такого воздействия.
Кроме
того, сбором и анализом экологической информации занимаются и проектировщики,
поскольку, например, без знания характеристик геологической среды невозможно
спроектировать прочное сооружение. Им приходится анализировать состояние и
других сред — почв, воды, биоты, поскольку новое строительство всегда оказывает
негативное воздействие на окружающую среду, и следует заранее спрогнозировать
степень этого воздействия. Естественно, проектные организации располагают и
информацией о факторах воздействия на окружающую среду, связанных с
проектируемым объектом. Эта же информация оказывается и в распоряжении заказчиков
проектной документации — государственных организаций или коммерческих
компаний.
Источниками
экологической информации могут быть и другие коммерческие организации,
например, выполняющие измерения характеристик окружающей среды, разрабатывающие
цифровые карты на основе геоинформационных систем и т.п.
Существуют
международные организации, координирующие деятельность по охране
окружающей среды. Под эгидой таких организаций действуют информационные
системы, обеспечивающие анализ и хранение экологической информации, получаемой
из различных источников, а также обмен ею в международном масштабе.
Наконец,
общественные экологические организации во многих случаях
выступают не только как потребители экологической информации, но и осуществляют
ее сбор, анализ и распространение на профессиональном уровне. Такие организации
могут служить источником экологической информации для своих коллег и другой
заинтересованной аудитории.
*
* *
Далее
в этой главе мы подробнее остановимся на двух из перечисленных типов
организаций — источников информации. Сначала мы рассмотрим принципы работы с
информацией, характерные для государственных организаций — министерств и
ведомств, занятых сбором и обработкой экологической информации. Рассмотрение
основных черт “государственной” информации позволит прояснить некоторые важные
положения, касающиеся работы с информацией вообще. Опираясь на эти положения,
мы наметим некоторые характеристики информации “общественной”, которая является
результатом работы общественных экологических организаций. Мы также попытаемся
обозначить те “экологические ниши”, в которых информационная работа общественных
организаций может быть наиболее эффективной или актуальной.
Что можно узнать в государственных органах
Обсуждая
проблемы, связанные с экологической информацией, невозможно обойти вопросы,
относящиеся к работе государственных органов — министерств, государственных
комитетов, федеральных служб, а также организаций, им подчиненных. В функции
многих ведомств входят сбор, обработка и накопление информации, что и
осуществляется ими систематически в масштабах государства. Каждое из них
представляет собой сложную организационную систему, объединяющую множество
различных учреждений — территориальных подразделений, лабораторий, научных
институтов, информационных центров. Многие из таких учреждений могут
рассматриваться в качестве отдельных источников информации.
Как
известно, информацию о состоянии окружающей среды в Российской Федерации
накапливают многие государственные органы. Различные министерства и ведомства
ведут собственные наблюдения и собирают сведения о состоянии водного и
воздушного бассейнов, подземных вод и почвенного покрова, минеральных и
биологических ресурсов, о защите ресурсов и о различных видах отходов. Для
того, чтобы эффективно получать информацию из этих источников, важно иметь
ясное представление о том, какой именно информацией располагают те или иные
ведомства. В общем виде наличие сведений о состоянии окружающей среды и об
источниках воздействия в федеральных министерствах и ведомствах представлено в таблице
1.
Таблица 1. Наличие в федеральных министерствах и ведомствах
сведений о состоянии окружающей среды и источниках воздействия
–
существенный объем информации;
–
ограниченная информация / отдельные вопросы.
Сокращения:
КЭ — Госкомэкология, ГМ — Росгидромет, СЭ — департамент Госсанэпиднадзора
(Минздрав), ПР — Министерство природных ресурсов РФ, Зем — Роскомзем, Лес —
Рослесхоз, СХ — Минсельхозпрод, Стр — Госстрой, Стат — Госкомстат.
Из
таблицы видно, что экологическая информация, относящаяся к одним и тем же
объектам, накапливается в различных организациях. Может возникнуть естественный
вопрос: не дублирует ли информация, скажем, о состоянии поверхностных вод,
имеющаяся в Росгидромете, информацию по тому же вопросу, накапливаемую в
системе Госсанэпиднадзора или Госкомэкологии. Ответ на этот вопрос — и да, и
нет. Да, потому что речь идет буквально об одних и тех же объектах и, более
того, Госкомэкология, например, в значительной части использует информацию из
Росгидромета. Нет, потому что собственная информация, получаемая различными
ведомствами, не идентична: организация ее сбора и анализа подчинена задачам и
функциям каждого ведомства. Тем, кому часто приходилось обращаться за
экологической информацией в государственные органы, хорошо известно, что
информация, получаемая и накапливаемая Росгидрометом, существенным образом
отличается от информации, собираемой в системе Госсанэпиднадзора. Отличаются
как характер информации (например, набор определяемых параметров), так и
способы ее организации, а также каналы распространения. Поэтому, если
необходимо собрать как можно больше сведений о состоянии того или иного объекта
(например, с целью общего анализа ситуации), то разумным будет обратиться сразу
в несколько организаций, которые могут располагать нужной вам информацией.
Однако, если необходимы специфические сведения (например, речь идет не о
состоянии водного объекта вообще, а о пригодности воды для питья или
возможности использования данного водоема для рыбной ловли), то нужная
информация найдется не во всех ведомствах.
Что такое экологический
мониторинг
Одним из важнейших понятий, связанных с экологической
информацией, ее получением, является экологический мониторинг.
Согласно классическому определению, экологический мониторинг —
информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии
окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей на
фоне природных процессов [5]. Эти три составляющих – наблюдение,
оценка, прогноз – составляют основу практически любого определения
мониторинга. В некоторых из этих определений особо отмечается то, что
результаты мониторинга предназначены для принятия решений на их основе.
В
функции различных российских ведомств, определенные нормативными документами,
входит целый ряд видов мониторинга. Это, например, мониторинг состояния и
загрязнения окружающей среды, мониторинг источников антропогенного
воздействия, животного и растительного мира, социально-гигиенический
мониторинг. Предметом последнего является состояние здоровья населения,
воздействующие на него факторы состояния окружающей среды и
социально-экономическая обстановка. В каждом из этих случаев подразумеваются
систематические наблюдения, оценка фактического и прогноз будущего состояния
соответствующего объекта.
С
1993 г. в России предпринимаются усилия по созданию Единой государственной
системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая призвана объединить
деятельность всех ведомственных служб, занимающихся мониторингом, в рамках
единой информационной системы (см. приложение 2).
На
международном уровне действует Глобальная система мониторинга окружающей
среды (ГСМОС), которая координирует усилия национальных организаций, прежде
всего, в области мониторинга загрязнений. В рамках ГСМОС выделяют импактный
(значительные воздействия на локальном уровне), региональный и глобальный
(фоновый) уровни экологического мониторинга.
Более
подробно об экологическом мониторинге рассказано в книге «Как организовать
общественный экологический мониторинг» [6].
|
Чтобы
лучше представлять характер экологической информации, получаемой и
накапливаемой в различных ведомствах, предлагаем читателю обратиться к приложению
1, где на основе официальных документов приведены цели и задачи некоторых из
них, располагающих наиболее полной информацией о состоянии окружающей среды. В главе
5 более подробно описана деятельность некоторых ведомств, связанная со сбором,
обработкой и накоплением информации о качестве воздуха и воды.
Как устроена “государственная” информация
Государственные органы собирают информацию в основном для
того, чтобы исполнять функции управления и контроля. Поэтому каждый орган, у
которого есть четко определенный круг полномочий и обязанностей, собирает
именно ту информацию, которая необходима для выполнения его функций, и
систематизирует эту информацию в наиболее удобном для себя виде. Другими
словами, экологическая информация, содержащаяся в государственных органах,
собрана, организована, проанализирована и оформлена в соответствии с их внутренними
нуждами и требованиями, и возможность ее использования для других целей (в том
числе населением и общественными организациями) ограничена не только наличием
необходимых сведений, но и формами представления этой информации.
Рассмотрим
общую схему движения информации в вертикальной системе министерства или
ведомства. Внутриведомственный обмен информацией организован по принципу
противотока. Снизу вверх информация поступает в виде цифрового,
картографического, описательного, отчетного материала. Как правило, поток
проходит через несколько “сит-усреднителей” (районные, областные/краевые
подразделения). Чем выше сито, тем более явной становится работа, целью которой
является анализ данных, таблиц, схем и получение на их основе выводов общего
характера. В результате возникает сводный блок сведений, являющийся результатом
интерпретации.
На
средних (региональных, межрегиональных) уровнях нередко публикуются добротные
аналитические обзоры (например, ежегодные областные доклады или обзоры
состояния окружающей среды). В некоторых из них намечены причинно-следственные
связи между состоянием окружающей среды и конкретными факторами воздействия. В
целом, структура таких документов среднего уровня соответствует структуре
соответствующих федеральных документов (это справедливо, в частности, для
докладов о состоянии окружающей среды, для статистических сборников типа
“N-ская область в цифрах”).
На
более высоком (федеральном) уровне информация, охватывая все более широкий
спектр территориальных сведений, начинает терять предметность и конкретность.
Значительное усреднение приводит к тому, что детали и подробности опускаются.
Так, в докладах федерального уровня большее место занимают обобщенные сведения,
например, об использовании ресурсов, о сбросах, выбросах, размещении отходов и
т.п. Областям и краям отведены лишь небольшие параграфы. Таким образом, схему
движения информации в ведомстве можно рассматривать как своеобразную пирамиду.
Обратный
поток информации (сверху вниз) выражен приказами,
нормативными актами, постановлениями, иногда — методическими указаниями,
наставлениями и другими материалами предписывающего плана. На нижних ступенях
пирамиды к приказам и указаниям федеральных ведомств добавляются аналогичные
материалы, выпускаемые территориальными подразделениями.
В
каждой такой пирамиде есть относительно независимая подсистема —
научно-исследовательские институты: головные, отраслевые, проектные. В этой
подсистеме циркулирует научно-техническая информация. Многие методические
рекомендации создаются в таких отраслевых институтах по заказу соответствующих
ведомств.
Страницы: 1, 2
|