Реферат: Книгопечатник Гуттенберг
о жизни и работах кого-либо из великих
людей до нас дошли скудные сведения, то услужливое воображение легко заполняет
недостающие пробелы в биографии, - и полная картина его жизни легко создается,
к услугам читателей и „науки"; так случилось и с Гутенбергом.
При изложении
деятельности Гутенберга мы вынуждены отбросить соблазнительные, ни на чем не
основанные домыслы и ограничиться только материалом, данным современными
Гутенбергу документами, изданными во время его жизни книгами и теми выводами,
которые мы имеем право сделать, не нарушая строгой научности.
Хенне (Иоганн) Генцфлейш фон-Зульгелох (имя
отца) родился в Майнце, происходя из старого дворянского рода этого города; про
его мать мы знаем мало, и лишь приняв ее фамилию - Гутенберг увековечил
ее память. Годом его рождения считается условно и приблизительно - 1400 г.
Мы ничего не знаем и о детских годах и об обучении
Гутенберга; известно, что у него было несколько братьев и сестер (брат Конрад
умер до 1424 г., брат Фриеле был жив еще в 1459 году; сестры, Берта и Гебеле, -
монахини в монастыре св. Клары в Майнце).
Род Генцфлейшей-Гутенбергов просуществовал до XX
века; только 11 февраля 1922 года в Страсбурге, в возрасте 85 лет, умерла
последняя из рода, Анна Фрейбург фон Мольсберг.
В 1420 году, в результате неурядиц между дворянством
и мещанством Майнца, многие представители дворянства, в том числе и семья
Генцфлейшей-Гутенбергов, должны были покинуть город. С этого момента мы теряем
нить сведений о Гутенберге до 1434 года, которым датирован документ,
показывающий, что первый книгопечатник находился в это время в городе
Страсбурге; затем он побывал в Майнце и вновь вернулся в Страсбург, где,
очевидно, обосновался и, может быть, женился на некоей Анне. Где провел
Гутенберг свою молодость до 1434 года - неизвестно; фантазия некоторых его
биографов направляет его в эти годы и в Голландию, и в разные города Германии,
и в Чехию. Достоверно лишь, что он поселился в Страсбурге без всяких средств к
жизни и обладая познаниями в разных ремеслах. Здесь с ним вступили в компанию
местные жители: Ганс Риффе, Андре Гейльман и Андре Дритцен.
Причем Гутенберг играл в товариществе главную роль, т. к. ему, по договору
полагалась половина всех доходов, Дритцену - четверть и остальным двум
компаньонам - по одной восьмой части. Доходов с чего? Этого мы в точности не
знаем; в возникшем по поводу договоров, после смерти Дритцена, в 1438 году
судебном процессе речь идет о выделке „зеркал" (Spiegein), но трудно
сказать, были ли это зеркала из стекла или „Spiegel" - от немецкого
названия лубочных книг с картинками. В процессе речь шла также о каком-то
прессе, изготовленном "столяром Конрадом Заспахом, неизвестно для какой
цели предназначенном. Говорили свидетели, что Гутенберг делал какие-то опыты
втайне от компаньонов. Может быть, это были попытки печатания подвижными
буквами?
При раскопках, произведенных в 1856 году в подвале
того дома в Майнце, где в 1450 году помещалась первая известная нам типография
Гутенберга и Фуста, было найдено несколько обломков дерева, на одном из которых
сохранилась надпись: I. MCDXLI. G - которую прочли как "1441, Иоганн
Гутенберг". Реконструкция показала, что эти обломки могли быть остатками
печатного пресса; если предположить, что ученые были далеки от излишнего
увлечения, - то найдены, действительно, остатки пресса, на котором великий
изобретатель мог делать опыты печатания, живя в Страсбурге, и который он затем
перевез в Майнц.
Гутенберг жил в Страсбурге на острове, в доме около
монастыря св. Арбогаста; в 1444 году бродячая шайка арманьяков напала на
Страсбург и разграбила как этот монастырь, так и прилегающие дома; вероятно,
мастерская Гутенберга также была уничтожена. После этого вновь теряются следы
Гутенберга почти до 1448 года, когда мы застаем его в родном городе - Майнце.
Здесь Гутенберг всецело отдается работе по печатанию
подвижными буквами; но у него нет денег, и он вынужден обратиться к богатому
мещанину Иоанну Фусту, который в августе 1450 года дает Гутенбергу 800
золотых гульденов на оборудование типографии, с тем, что и все расходы по
приобретению бумаги, красок, металлов несет Фуст, в сумме 300 гульденов
ежегодно, за это Фуст получает 6%. По уговору, все доходы с предприятия делятся
пополам между компаньонами. Но в 1452 году - вместо 300 гульденов ежегодно,
Фуст дает в дело 800 гульденов одновременно, с тем, что в случае неуплаты всего
долга (800+800=1600 гульденов+проценты) вся типография поступает в полную
собственность Фуста.
Работы в
типографии идут успешно, и в дело принимается (в 1452 году) в качестве
подмастерья молодой Петр Шеффер, из Гернсгейма, чрезвычайно способный
человек, бывший в Парижском университете в 1449 году переписчиком
(каллиграфом), быстро не только усваивающий во всем объеме искусство
Гутенберга, но и вносящий, вероятно, усовершенствования. Фуст, считая более выгодным
изгнать из дела Гутенберга, может быть, поссорившись с ним, предъявляет
требование о возврате денег; но все полученные суммы вложены в дело, и
Гутенберг вынужден снова предстать перед судом, который не считаясь, конечно, с
моральными правами Гутенберга - решает дело в пользу Фуста, и 6 ноября 1455
года вся типография отнимается у Гутенберга и переходит в руки Фуста и Шеффера.
В пользовании Гутенберга остается только один из комплектов отлитых шрифтов,
принадлежав-ший Гутенбергу до компании с Фустом (которым печатались Донаты).
Между тем как
Фуст и Шеффер, успевший жениться на дочери Фуста - Христине, продолжают работы,
начатые Гутенбергом, - гениальный изобретатель находит нового компаньона,
майнцского синдика Конрада Гюмери, отливает новые шрифты и печатает
новые книги.
Так продолжалось до 1462 года; ревниво охраняя тайну
нового искусства, обе типографии продолжали издательство. В 1462 году город
Майнц вновь стал предметом междоусобий - на этот раз между графом Дитером фон
Изенбургом, занимавшим кресло архиепископа в Майнце и попавшим в немилость
папы, и графом Адольфом Нассауским, которому папа передал майнцское
архиепископство.
Обе типографии приняли участие в борьбе, выпуская
воззвания, при чем Гутенберг был на стороне Адольфа. Последний, после осады
города 28 октября 1462 года, вышел победителем; Майнц был подвергнут
разграблению; типография Фуста и Шеффера была разгромлена. Гутенберг же, в
благодарность за его поддержку при помощи печатного слова, был назначен с 1465
года на службу нового архиепископа и получал небольшой паек (каждый год - новое
платье, двадцать мер зерна и два воза вина) и доступ к столу архиепископа в
Эльтвилле, в двух часах езды от Майнца по р. Рейну; там жили некоторые его
родственники. Двум из них, Генриху и Николаю Бехтермюнце,
Гутенберг передал в аренду свою типографию, перевезенную в это время в
Эльтвилль, арендные же деньги шли на покрытие старого долга Конраду Гюмери.
Пожив недолго в покое после своей тяжелой и зависимой
от кредиторов жизни, Гутенберг умер в начале 1468 года; днем его кончины
условно считают 2 февраля. Он был похоронен в церкви монастыря бенедиктинцев в
Майнце, сгоревшей 21 июля 1793 года, при осаде города французскими
революционными войсками.
Между тем, Фуст и Шеффер восстановили после 1462 г.
свою типографию и продолжали дело; но Фуст умер, вероятно, раньше Гутенберга.
Существует предание, что он ездил в Париж для распростра-нения там напечатанных
книг; когда, в последний его приезд туда в 1466 году, свирепствовала чума,
будто бы он хорошо сбывал напечатанные Библии, уверяя, что они предохраняют от
заражения; что, впрочем, не помешало и ему умереть во время эпидемии. Насколько
это предание достоверно - сказать невозможно; во всяком случае, с 1465 года все
следы существования Фуста теряются.
Таким образом, к 1468 году продолжает общее дело трех
компаньонов один Петр Шеффер и живет до 1503 года, когда первая типография
Гутенберга перешла к сыну Шеффера - Иоганну; затем следы этой типографии
теряются около половины XVI века.
Таковы наиболее существенные внешние события в жизни
Гутенберга и его компаньонов; мы видим изобретателя книгопечатания в течение
всей его известной нам жизни на небольшом пространстве Рейна, между Эльтвиллем
и Страсбургом, на расстоянии около 200 километров. Его годы ученичества и обычных
для немецкого юноши странствований, если они в действительности были окутаны
полной неизвестностью, что дало повод к созданию многих легенд, в том числе
т.-наз. легенды о Костере или о заимствовании Гутенбергом изобретения у
Костера. Суть ее в том, что печатание подвижными буквами изобрел голландец Лаврентий
Костер (или Юниус), в Гаарлеме, изобрел будто бы случайно, гуляя по лесу и
вырезая своим внукам, для игры, буквы, затем намазывая их соком ягод и делая
отпечатки, откуда и развилось книгопечатание; в мастерской Костера был ученик,
по имени Иоганн (Фуст?), оказавшийся нечестным: однажды, в сочельник Рождества,
когда вся семья Костера пошла в церковь - Иоганн украл подвижные буквы и бежал,
и отсюда пошло книгопечатание в Германии...
Возможно, конечно, что Костер, и не только Костер, но
и другие, делали в XV веке, в связи с возрождением наук и искусств, попытки
открыть более удобный способ печатания книг потому, что потребность в этом была
велика; однако, нам известно, что в Гаарлеме печатание подвижными буквами
вводится только в 1483 году, и до конца XV века там открывается еще только одна
типография, в 1486 году; что в Голландию изобретение Гутенберга занесено из
Германии и только к началу семидесятых годов - позже чем в Италию и Францию.
Неужели Костер не мог легко восстановить похищенные у него пунсоны? Неужели
голландцы, при значительном торговом развитии Голландии в то время, так и
забросили, оставили без применения столь важное изобретение?
Добавим, что печатание подвижными литерами
распространено в Европе исключительно учениками Гутенберга и Шеффера, и что
вопрос осложнен главным образом той таинственностью, которой окутаны до сих пор
первые шаги печатания подвижными литерами.
В этой таинственности есть и значительное участие
сознательной воли самого Гутенберга: ибо он, по свойственной изобретателям
осторожности, тщательно скрывал не только от посторонних, но, кажется, и от
компаньонов свои тайные опыты по усовершенствованию открытого им искусства;
много усилий потратили наследники упомянутого Андре Дритцена, чтобы
выведать эту тайну; еще больше трудов положили европейские, главным образом
германские, библиологи, чтобы распутать клубок жизни Гутенберга и исследовать,
строчка за строчкой, буква за буквой, все книги, напечатанные за этот период,
для установления, чьими трудами издана та или иная книга или листок. Вопрос
усложняется еще тем, что уже в 1460 году в Бамберге (Бавария) и Франкфурте
существовали типографии - Альбрехта Пфистера и Иоганна Ментелина,
учеников Гутенберга и Шеффера, из которых Пфистер печатал шрифтами, какими
пользовался и Гутенберг.
Во всяком случае, в настоящее время споры об
изобретателе кни-гопечатания почти оставлены, - и права Гутенберга
восстановлены.
Как Гутенберг изобрел печатание подвижными литерами?
Для решения этого вопроса мы должны перейти в область предположений.
Наиболее вероятный путь открытия Гутенберга, скорее
всего, такой: получив в детстве образование (что отчасти доказывают своим
текстом изданные им книги) и затем нуждаясь в средствах на жизнь, Гутенберг в
тридцатых годах XV века, а может быть и ранее, пытается заняться разными
ремеслами - ювелирным делом, выделкой зеркал и т. д.; также, вероятно,
интересуется и изданием ксилографических книг. К этому времени техника
печатания с деревянных досок настолько подвинулась вперед, что конкуренция
сильна, и приходится изыскивать способы ускорения и удешевления издания.
Гутенберг, может быть, доходит до мысли, что можно
вырезать отдельные слова на кусочках дерева (тем более, что в грамматике Доната
одни и те же слова повторяются по многу раз, с разными или одинаковыми
окончаниями).
Вырезание отдельных слов в это время уже не новость:
к этому способу должны были прибегать резчики деревянных досок для печати,
когда им нужно было корректировать какое-либо неверно вырезанное на доске
слово: вместо того, чтобы бросить доску, предпочитали вырезать из нее одно
неправильное слово и в образовавшееся отверстие в доске вставить текст,
правильно вырезанный.
К вырезанию отдельных букв должны были подойти и
переплетчики, для оттискивания на передней крышке переплета имени автора и
названия ксилографической книги.
Существует теория происхождения деревянных подвижных
букв из Средней Азии, где в начале второго тысячелетия нашей эры обитавший
культурный для своего времени народ, уйгуры, ввели также и печатание подвижными
буквами. Затем армяне, жившие одно время под одним господством с уйгурами,
перенесли это искусство в Голландию, а оттуда принцип печатания подвижными
буквами стал будто бы известен Гутенбергу.
Уверяют также, что еще в XVI веке видели остатки
первого деревянного шрифта Гутенберга, при чем он делал в теле каждой буквы
отверстие и связывал набранные строки букв продетой сквозь эти отверстия
веревочкой.
Но дерево мало подходящий материал для вырезания
отдельных мелких слов и букв; оно разбухает, высыхает, и отдельные слова
получаются неодинаковые по высоте и ширине, что мешает печатанию; остается
перейти к вырезанию слов на металле, но это отнимает много времени, к тому же
приходится вырезать помногу одинаковых слов; Гутенберг переходит к вырезанию из
мягких металлов - свинца или олова; но эти металлы легкоплавки, что дает
возможность облегчить работу и ускорить процесс: если вырезать на трудноплавком
металле вглубь те же буквы,-то затем легко, вливая в приготовлен-ные таким образом
формочки расплавленный свинец, получить любое количество литер с выпуклыми на
их вершине буквами.
Страницы: 1, 2
|