Реферат: К вопросу определения понятия сетевых СМИ
Светлана Батманова
Эволюция
коммуникационных каналов последних десятилетий и появление новой, сетевой
коммуникации существенно повлияли на систему средств массовой информации.
В
XV веке появилась книга, в XVI – газета, в XVII – журнал. В начале XX века было
изобретено радио и скорость передачи информации достигла предельного значения –
скорости света [1]. В середине XX века широкое распространение получает
телевидение. А с изобретением сетевых технологий, основанных на цифровом
способе передачи данных, начала формироваться новая среда для распространения
потоков информации – интернет.
Одной
из важных проблем с научной точки зрения является отношение ресурсов интернета
к средствам массовой информации.
В
России проблема электронных сетей как нового вида СМИ была впервые поставлена
А.И. Акоповым. Он отмечает, что «без какой-либо доли преувеличения Интернет
можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации» [2].
Кроме того, «именно на видовом уровне иерархия СМИ, содержащая на первой
ступени печатные и аудиовизуальные средства, в последние годы пополнилась новым
видом – сетевыми СМИ»[3].
А.И.
Акопов ставит проблему комплексного изучения компьютерных электронных сетей как
нового СМИ [4], чуть позже – проблему типологизации сетевых СМИ [5].
При
рассмотрении электронной сети как явления СМИ ученый выделяет два направления.
С одной стороны, все сетевое пространство можно рассматривать как некое
средство массовой информации, с определенной структурой, имеющей деление по
тематическому, целевому и иным признакам. К другому направлению относятся
создаваемые профессиональными журналистами газеты, журналы, информационные
агентства, которые в свою очередь подразделяются на электронные версии печатных
изданий и собственно электронные издания [6].
В.В.
Ворошилов также отмечает, что «конец двадцатого столетия ознаменован
возникновением уникального и чрезвычайно перспективного средства массовой информации
– глобальной компьютерной сети “Интернет”» [7]. «Появление нового носителя
информации, доступного массам людей, не могло не привести к превращению его в
СМИ» [8],– отмечает ученый.
Однако
существуют мнения, опровергающие данную точку зрения [9]. Ведь в интернете
существует множество ресурсов и сервисов, которые сложно однозначно отнести к
СМИ.
Например,
И. Давыдов определяет интернет как еще один носитель информации и приходит к
выводу, что как таковых интернет-СМИ в противовес прочим СМИ нет, а «есть общая
сфера медиа, внутри которой можно производить различия по типам носителей. И
есть с некоторых пор среда, которая позволяет снять противоречия между типами
носителей, объединить в рамках одного СМИ все достоинства (впрочем, и
недостатки) этих носителей» [10].
С.Г.
Корконосенко, при рассмотрении данного вопроса, отмечает двойственное положение
интернета и рассматривает его и прочие сети как среду, пространство, открытое
для использования всеми желающими, включая журналистские редакции, но не как
отдельное СМИ с собственной природой [11].
И.
Засурский в работе «Масс-медиа второй республики» определяет интернет как набор
коммуникационных каналов, коммуникационную среду.
М.К.
Раскладкина относит ресурсы интернета к средствам массовой коммуникации в
соответствии с предложенной классификацией СМК опосредованного (непрямого)
действия [12], подразделяя типы СМК в зависимости от каналов коммуникации.
Интернет она определяет одним из вторичных технических каналов, с помощью
которых осуществляется электронная коммуникация. А к сетевым средствам массовой
информации она относит «часть ресурсов платформы WWW (World Wide Web, Всемирная
паутина, Веб), что составляет содержание, интеллектуальную наполняющую
(контент) Интернета» [13].
Я.
Засурский отмечает, что в отличие от радио и телевещания, основной функцией
которых является производство и распространение массовой информации, Интернет
оказался средой для коммуникации в более широком смысле слова, включающей
межличностную и публичную формы общения. Интернет – многофункциональная
система, основными функциями которой являются социальная, информационная и
экономическая. Социальная функция приводит к образованию новых форм
коммуникативного поведения в среде, где господствуют горизонтальные связи и
отсутствуют территориальные, иерархические и временные границы, информационная
– обеспечивает хранение, механизмы поиска и доступа к имеющейся информации,
экономическая – направлена на получение коммерческой прибыли и на дальнейшее
стимулирование развития глобальной информационной инфраструктуры [14].
Я.
Засурский выделяет всемирную службу WWW, в которой сосредоточены основные
информационные ресурсы интернета, и отмечает, что «“всемирная паутина” является
частью системы СМИ благодаря представленным в ней сетевым средствам массовой
информации, а также электронным версиям традиционных газет» [15].
Как
отметил Антон Носик, «средства массовой информации в сети Интернет – тема по
нынешним временам неисчерпаемая. Не только потому, что предмет обсуждения
обширен, как Вавилонская библиотека, но еще и потому, что всякий, кто по этому
поводу высказывается в нашем отечестве, предлагает, как правило, свою
собственную, особую точку зрения на вопрос. Причем у многих, в общем-то,
серьезных и последовательных людей эта точка зрения периодически меняется...»
[16].
Обратимся
к действующему законодательству о СМИ. Так, согласно разъяснению Минпечати,
«сайт является средством массовой информации в случае, если попадает под
признаки, указанные в статьях 2 и 24 Закона Российской Федерации “О средствах
массовой информации”». Рассмотрим эти законы подробнее.
В
соответствии со статьей 2 Закона «О средствах массовой информации», «под
средством массовой информации понимается периодическое печатное издание,
радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма
периодического распространения массовой информации». Соответственно, «под
массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц
печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».
Согласно
статье 24 Закона («Иные средства массовой информации»), «правила, установленные
настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении
периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов,
созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных,
а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых
распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Правила,
установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в
отношении периодического распространения массовой информации через системы
телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если
законодательством Российской Федерации не установлено иное».
Есть
в Законе упоминание и о «специализированном СМИ»: «под специализированным
средством массовой информации понимается такое средство массовой информации,
для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом
установлены специальные правила».
Так,
согласно Закону, определение «массовой информации» вполне подходит к информации
на сетевых ресурсах, так как содержащиеся на них сообщения предназначены «для
неограниченного круга лиц». А поскольку «периодическое распространение массовой
информации» является одной из целей многих ресурсов, получается, что любой
изредка обновляемый сайт является средством массовой информации.
Кроме
того, сетевые СМИ попадают и под правила, установленные для радио- и
телепрограмм, как распространяющие массовую информацию через «иные
телекоммуникационные сети».
Таким
образом, современное законодательство о СМИ не позволяет разрешить проблемы,
связанные с идентификацией СМИ.
Обратимся
к опыту западных коллег в данной сфере. В США, начиная с 1994–1996 годов, когда
появились первые графические браузеры для пользователей (программы для
просмотра веб-страниц) и сеть стала явлением массовым, ставится вопрос о
признании интернета масс-медиа. Например, в 1996 году в своей статье «Интернет
как масс-медиа» [17] («The Internet as a Mass Medium») исследователи
университета штата Индианы М. Морис и К. Оган (Merrill Morris и Christine Ogan)
ставят вопрос определения интернета как средства массовой информации и приводят
свои доводы.
Авторы
указывают на то, что многие исследователи теории коммуникации 1980–1990-х годов
упорно не хотели признавать интернет средством массовой коммуникации,
приравнивая компьютер к телефону, игнорируя идею компьютерной коммуникации как
массовой. В своей статье, основываясь на пересмотре понятий массовой аудитории
и технологий средств связи, исследователи предлагают новую концепцию –
интернета как средства массовой информации. Авторы рассматривают интернет,
равно как и все коммуникации посредством компьютера в целом, как новое медиа и
предлагают поставить его в один ряд со всеми остальными масс-медиа. Помимо
всего прочего авторами ставятся вопросы, связанные с социальной, культурной,
технической стороной интернета как масс-медиа.
Итак,
М. Морис и К. Оган признают интернет средством массовой информации и объясняют
проблему определения его как масс-медиа. Она состоит в том, что невозможно в
100 процентах случаев назвать интернет средством массовой информации, потому
как само средство (medium) передачи информации и сама массовость (mass) не
определяются точно и должны пересматриваться каждый раз, в зависимости от
ситуации. Интернет – это многогранное СМИ, содержащее в себе много видов
коммуникаций. Сеть видоизменяет классическую схему стандартной коммуникационной
модели «источник-сообщение-получатель», ставя эту схему то в привычные рамки, то
в новые конфигурации. Коммуникация в интернете принимает разные формы, от
WWW-страниц до электронных писем. Каждое звено в цепочке
«источник-сообщение-получатель» может широко варьироваться. Источником может
быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением – журналистский
материал или текст сообщения в чате, а получателем – один человек или
аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек.
Все
многообразие коммуникаций между производителями и потребителями информации в
интернете сводится авторами в четыре большие группы: а) асинхронная, не
совпадающая во времени, коммуникация по типу «один-одному» (посредством
электронной почты); б) асинхронная коммуникация по типу «многие-многим»
(сервисы Usenet, доски объявлений, листы рассылки); в) синхронная, совпадающая
во времени, коммуникация по типу «один-одному», «один-нескольким» или
«один-многим», организованная вокруг определенной темы, ролевой игры (MUD,
Multi-UserDungeons), в чатах и программах обмена сообщениями, например, в ICQ;
г) асинхронная коммуникация, характеризующаяся тем, что получателю необходимо
найти сайт для получения доступа к нужной информации, и построенная по принципу
«многие-одному», «один-одному» или «один-многим» (Web-сайты, FTP-сайты,
gophers).
А
Верховный суд штата Нью-Йорк в 1998 году принял беспрецедентное решение: он
признал все интернет-сайты, независимо от их содержания и профессионального
уровня, средствами массовой информации. Отныне любой автор, публикующийся в
сети, считается журналистом и имеет право получать и распространять информацию
так же, как это делают сотрудники печатных СМИ [18].
Чтобы
прояснить ситуацию, обратимся к значению термина «интернет» и к структуре сети.
На термин «интернет» англо-русский словарь предоставляет два варианта перевода
– Интернет и интернет.
Internet
– сущ.; компьют. Интернет, международная компьютерная сеть;
internet
– 1) интерсеть (группа связанных маршрутизаторами сетей, способная
функционировать как одна большая виртуальная сеть); 2) межсетевой.
То
есть термин «Интернет» обозначает название международной компьютерной сети, а
«интернет» – технический характер связи.
А.
Соколов конкретизирует это определение, исходя из сущностных функций, присущих
сети: «Интернет – глобальная социально-коммуникационная компьютерная сеть,
предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных
потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий» [19].
Энциклопедия
«Яндекса» дает такое определение: «Интернет – глобальная информационная
система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством
единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет
состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает
удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам
данных и дискуссионным группам» [20].
Опять-таки,
отметим, что только «обеспечивает», то есть термин «интернет» указывает на
технологию связи. А сама коммуникация проходит с помощью сервисов, которые
предоставляются интернетом. Наиболее распространенными интернет-сервисами
являются: хранение данных; передача сообщений и блоков данных; электронная и
речевая почта; организация и управление диалогом партнеров; предоставление
соединений; проведение сеансов; видео-сервис. Все эти сервисы предоставляются
службами интернета. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Электронная
почта (e-mail) – относится к системе индивидуальной коммуникации, позволяет
создавать и пересылать электронные письма от источника одному или нескольким
получателям. Это первая и наиболее распространенная служба интернета.
Группы
новостей USENET, или телеконференции – коллективная коммуникационная система,
своего рода клуб для общения людей с общими интересами. Сетевые новости – это
вторая по распространенности служба. Если электронная почта передает сообщение
по принципу «от одного-одному», то сетевые новости передают сообщения «от
одного-многим». Посланное сообщение распространяется, многократно дублируясь,
по сети, достигая за довольно короткие сроки всех участников телеконференций во
всем мире.
Страницы: 1, 2
|