на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: К вопросу определения понятия сетевых СМИ

Реферат: К вопросу определения понятия сетевых СМИ

Светлана Батманова

Эволюция коммуникационных каналов последних десятилетий и появление новой, сетевой коммуникации существенно повлияли на систему средств массовой информации.

В XV веке появилась книга, в XVI – газета, в XVII – журнал. В начале XX века было изобретено радио и скорость передачи информации достигла предельного значения – скорости света [1]. В середине XX века широкое распространение получает телевидение. А с изобретением сетевых технологий, основанных на цифровом способе передачи данных, начала формироваться новая среда для распространения потоков информации – интернет.

Одной из важных проблем с научной точки зрения является отношение ресурсов интернета к средствам массовой информации.

В России проблема электронных сетей как нового вида СМИ была впервые поставлена А.И. Акоповым. Он отмечает, что «без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации» [2]. Кроме того, «именно на видовом уровне иерархия СМИ, содержащая на первой ступени печатные и аудиовизуальные средства, в последние годы пополнилась новым видом – сетевыми СМИ»[3].

А.И. Акопов ставит проблему комплексного изучения компьютерных электронных сетей как нового СМИ [4], чуть позже – проблему типологизации сетевых СМИ [5].

При рассмотрении электронной сети как явления СМИ ученый выделяет два направления. С одной стороны, все сетевое пространство можно рассматривать как некое средство массовой информации, с определенной структурой, имеющей деление по тематическому, целевому и иным признакам. К другому направлению относятся создаваемые профессиональными журналистами газеты, журналы, информационные агентства, которые в свою очередь подразделяются на электронные версии печатных изданий и собственно электронные издания [6].

В.В. Ворошилов также отмечает, что «конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычайно перспективного средства массовой информации – глобальной компьютерной сети “Интернет”» [7]. «Появление нового носителя информации, доступного массам людей, не могло не привести к превращению его в СМИ» [8],– отмечает ученый.

Однако существуют мнения, опровергающие данную точку зрения [9]. Ведь в интернете существует множество ресурсов и сервисов, которые сложно однозначно отнести к СМИ.

Например, И. Давыдов определяет интернет как еще один носитель информации и приходит к выводу, что как таковых интернет-СМИ в противовес прочим СМИ нет, а «есть общая сфера медиа, внутри которой можно производить различия по типам носителей. И есть с некоторых пор среда, которая позволяет снять противоречия между типами носителей, объединить в рамках одного СМИ все достоинства (впрочем, и недостатки) этих носителей» [10].

С.Г. Корконосенко, при рассмотрении данного вопроса, отмечает двойственное положение интернета и рассматривает его и прочие сети как среду, пространство, открытое для использования всеми желающими, включая журналистские редакции, но не как отдельное СМИ с собственной природой [11].

И. Засурский в работе «Масс-медиа второй республики» определяет интернет как набор коммуникационных каналов, коммуникационную среду.

М.К. Раскладкина относит ресурсы интернета к средствам массовой коммуникации в соответствии с предложенной классификацией СМК опосредованного (непрямого) действия [12], подразделяя типы СМК в зависимости от каналов коммуникации. Интернет она определяет одним из вторичных технических каналов, с помощью которых осуществляется электронная коммуникация. А к сетевым средствам массовой информации она относит «часть ресурсов платформы WWW (World Wide Web, Всемирная паутина, Веб), что составляет содержание, интеллектуальную наполняющую (контент) Интернета» [13].

Я. Засурский отмечает, что в отличие от радио и телевещания, основной функцией которых является производство и распространение массовой информации, Интернет оказался средой для коммуникации в более широком смысле слова, включающей межличностную и публичную формы общения. Интернет – многофункциональная система, основными функциями которой являются социальная, информационная и экономическая. Социальная функция приводит к образованию новых форм коммуникативного поведения в среде, где господствуют горизонтальные связи и отсутствуют территориальные, иерархические и временные границы, информационная – обеспечивает хранение, механизмы поиска и доступа к имеющейся информации, экономическая – направлена на получение коммерческой прибыли и на дальнейшее стимулирование развития глобальной информационной инфраструктуры [14].

Я. Засурский выделяет всемирную службу WWW, в которой сосредоточены основные информационные ресурсы интернета, и отмечает, что «“всемирная паутина” является частью системы СМИ благодаря представленным в ней сетевым средствам массовой информации, а также электронным версиям традиционных газет» [15].

Как отметил Антон Носик, «средства массовой информации в сети Интернет – тема по нынешним временам неисчерпаемая. Не только потому, что предмет обсуждения обширен, как Вавилонская библиотека, но еще и потому, что всякий, кто по этому поводу высказывается в нашем отечестве, предлагает, как правило, свою собственную, особую точку зрения на вопрос. Причем у многих, в общем-то, серьезных и последовательных людей эта точка зрения периодически меняется...» [16].

Обратимся к действующему законодательству о СМИ. Так, согласно разъяснению Минпечати, «сайт является средством массовой информации в случае, если попадает под признаки, указанные в статьях 2 и 24 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации”». Рассмотрим эти законы подробнее.

В соответствии со статьей 2 Закона «О средствах массовой информации», «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Соответственно, «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».

Согласно статье 24 Закона («Иные средства массовой информации»), «правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное».

Есть в Законе упоминание и о «специализированном СМИ»: «под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила».

Так, согласно Закону, определение «массовой информации» вполне подходит к информации на сетевых ресурсах, так как содержащиеся на них сообщения предназначены «для неограниченного круга лиц». А поскольку «периодическое распространение массовой информации» является одной из целей многих ресурсов, получается, что любой изредка обновляемый сайт является средством массовой информации.

Кроме того, сетевые СМИ попадают и под правила, установленные для радио- и телепрограмм, как распространяющие массовую информацию через «иные телекоммуникационные сети».

Таким образом, современное законодательство о СМИ не позволяет разрешить проблемы, связанные с идентификацией СМИ.

Обратимся к опыту западных коллег в данной сфере. В США, начиная с 1994–1996 годов, когда появились первые графические браузеры для пользователей (программы для просмотра веб-страниц) и сеть стала явлением массовым, ставится вопрос о признании интернета масс-медиа. Например, в 1996 году в своей статье «Интернет как масс-медиа» [17] («The Internet as a Mass Medium») исследователи университета штата Индианы М. Морис и К. Оган (Merrill Morris и Christine Ogan) ставят вопрос определения интернета как средства массовой информации и приводят свои доводы.

Авторы указывают на то, что многие исследователи теории коммуникации 1980–1990-х годов упорно не хотели признавать интернет средством массовой коммуникации, приравнивая компьютер к телефону, игнорируя идею компьютерной коммуникации как массовой. В своей статье, основываясь на пересмотре понятий массовой аудитории и технологий средств связи, исследователи предлагают новую концепцию – интернета как средства массовой информации. Авторы рассматривают интернет, равно как и все коммуникации посредством компьютера в целом, как новое медиа и предлагают поставить его в один ряд со всеми остальными масс-медиа. Помимо всего прочего авторами ставятся вопросы, связанные с социальной, культурной, технической стороной интернета как масс-медиа.

Итак, М. Морис и К. Оган признают интернет средством массовой информации и объясняют проблему определения его как масс-медиа. Она состоит в том, что невозможно в 100 процентах случаев назвать интернет средством массовой информации, потому как само средство (medium) передачи информации и сама массовость (mass) не определяются точно и должны пересматриваться каждый раз, в зависимости от ситуации. Интернет – это многогранное СМИ, содержащее в себе много видов коммуникаций. Сеть видоизменяет классическую схему стандартной коммуникационной модели «источник-сообщение-получатель», ставя эту схему то в привычные рамки, то в новые конфигурации. Коммуникация в интернете принимает разные формы, от WWW-страниц до электронных писем. Каждое звено в цепочке «источник-сообщение-получатель» может широко варьироваться. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением – журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем – один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек.

Все многообразие коммуникаций между производителями и потребителями информации в интернете сводится авторами в четыре большие группы: а) асинхронная, не совпадающая во времени, коммуникация по типу «один-одному» (посредством электронной почты); б) асинхронная коммуникация по типу «многие-многим» (сервисы Usenet, доски объявлений, листы рассылки); в) синхронная, совпадающая во времени, коммуникация по типу «один-одному», «один-нескольким» или «один-многим», организованная вокруг определенной темы, ролевой игры (MUD, Multi-UserDungeons), в чатах и программах обмена сообщениями, например, в ICQ; г) асинхронная коммуникация, характеризующаяся тем, что получателю необходимо найти сайт для получения доступа к нужной информации, и построенная по принципу «многие-одному», «один-одному» или «один-многим» (Web-сайты, FTP-сайты, gophers).

А Верховный суд штата Нью-Йорк в 1998 году принял беспрецедентное решение: он признал все интернет-сайты, независимо от их содержания и профессионального уровня, средствами массовой информации. Отныне любой автор, публикующийся в сети, считается журналистом и имеет право получать и распространять информацию так же, как это делают сотрудники печатных СМИ [18].

Чтобы прояснить ситуацию, обратимся к значению термина «интернет» и к структуре сети. На термин «интернет» англо-русский словарь предоставляет два варианта перевода – Интернет и интернет.

Internet – сущ.; компьют. Интернет, международная компьютерная сеть;

internet – 1) интерсеть (группа связанных маршрутизаторами сетей, способная функционировать как одна большая виртуальная сеть); 2) межсетевой.

То есть термин «Интернет» обозначает название международной компьютерной сети, а «интернет» – технический характер связи.

А. Соколов конкретизирует это определение, исходя из сущностных функций, присущих сети: «Интернет – глобальная социально-коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий» [19].

Энциклопедия «Яндекса» дает такое определение: «Интернет – глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам» [20].

Опять-таки, отметим, что только «обеспечивает», то есть термин «интернет» указывает на технологию связи. А сама коммуникация проходит с помощью сервисов, которые предоставляются интернетом. Наиболее распространенными интернет-сервисами являются: хранение данных; передача сообщений и блоков данных; электронная и речевая почта; организация и управление диалогом партнеров; предоставление соединений; проведение сеансов; видео-сервис. Все эти сервисы предоставляются службами интернета. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Электронная почта (e-mail) – относится к системе индивидуальной коммуникации, позволяет создавать и пересылать электронные письма от источника одному или нескольким получателям. Это первая и наиболее распространенная служба интернета.

Группы новостей USENET, или телеконференции – коллективная коммуникационная система, своего рода клуб для общения людей с общими интересами. Сетевые новости – это вторая по распространенности служба. Если электронная почта передает сообщение по принципу «от одного-одному», то сетевые новости передают сообщения «от одного-многим». Посланное сообщение распространяется, многократно дублируясь, по сети, достигая за довольно короткие сроки всех участников телеконференций во всем мире.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.