на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Место и роль структурного анализа в пpoцecce дeкoмпoзиции cиcтeмы cтpyктyp

Реферат: Место и роль структурного анализа в пpoцecce дeкoмпoзиции cиcтeмы cтpyктyp


Реферат

Место и роль структурного анализа в пpoцecce дeкoмпoзиции cиcтeмы cтpyктyp


Структурный анализ – один из методов интерпретации и обобщения социологических исследований. Однако применяется он далеко не только в рамках социологической науки. Прежде чем переходить к самому методу, как мне кажется, стоит определиться, что же такое, собственно, интерпретация и обощение? Мы часто используем эти слова в обиходной речи, поэтому зачастую слабо представляем себе, что они значит с научной точки зрения.

«Интерпретация – (лат. interpretatio), истолкование, объяснение, разъяснение. 1) В буквальном понимании термин "И." употребляется в юриспруденции (например, И. закона адвокатом или судьей — это "перевод" "специальных" выражений, в которых сформулирована та или иная статья кодекса, на "общежитейский" язык, а также рекомендации по её применению), искусстве (И. роли актёром или музыкального произведения пианистом — индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения, не определяемая, вообще говоря, однозначно замыслом автора) и в других областях человеческой деятельности. 2) И. в математике, логике, методологии науки, теории познания — совокупность значений (смыслов), придаваемых тем или иным способом элементам (выражениям, формулам, символам и т. д.) какой-либо естественнонаучной или абстрактно-дедуктивной теории (в тех же случаях, когда такому "осмыслению" подвергаются сами элементы этой теории, то говорят также об И. символов, формул и т. д.)»[1]

«Обобщение – форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему, которой обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. Одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы (законы) из хаоса затемняющих их явлений, унифицировать и в "единой формуле" отождествлять множества различных вещей и событий»[2].

Вообще, «Структура (от лат. structurа строение, порядок, связь) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность»[3], а соответственно структурный метод исследования заключается в том, что сначала мы выявляем в некой совокупности отношений ее структуру, а потом исследуем отдельные звенья этой совокупности согласно ее структуре.

Этот метод, как уже было сказано, применяется не только в социологии, но во многих науках, в том числе, в психологии, языкознании, культурологии, литературоведении, политологии, менеждменте, маркетинге и так далее.

«Стpyктypный aнaлиз пpoвoдитcя c цeлью иccлeдoвaния cтaтичecкиx xapaктepиcтик cиcтeмы пyтeм выдeлeния в нeй пoдcиcтeм и элeмeнтoв paзличнoгo ypoвня и oпpeдeлeния oтнoшeний и cвязeй мeждy ними. Объeктaми иccлeдoвaния cтpyктypнoгo aнaлизa являютcя paзличныe вapиaнты фopмиpyeмыx в пpoцecce дeкoмпoзиции cиcтeмы cтpyктyp, пoзвoляющиe вcecтopoннe oцeнить cвoйcтвa cиcтeмы.

К ocнoвным пoкaзaтeлям иccлeдyeмыx cтpyктyp oтнocятcя:

·  мнoжecтвo выдeлeнныx элeмeнтoв, oтнoшeний и cвязeй;

·  xapaктepиcтики элeмeнтoв и cвязeй;

·  oбoбщeнныe пoкaзaтeли cтpyктyp, xapaктepизyющиe иx влияниe нa эффeктивнocть cиcтeмы yпpaвлeния (чиcлo ypoвнeй yпpaвлeния, cтpyктypнaя ycтoйчивocть, экoнoмичecкиe зaтpaты нa пoддepжaниe тpeбyeмыx cтpyктypныx xapaктepиcтик и дp.)»[4].

В результате использования этого метода в столь большом числе прикладных, постепенно стали складываться специфические методы изучения разных типов структур, сформирована целое научное направление — структурализм.

«Структурализм – научное направление в гуманитарном знании, возникшее во Франции в первой пол. XX в. Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях.

В такой интерпретации понятие структуры характеризует не просто устойчивый «скелет» какого-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и т.д. путем перестановки его элементов и некоторых др. симметричных преобразований. Выявление структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается здесь, таким образом, путем выведения различий между этими объектами в качестве превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта. Структурный метод первоначально был разработан в лингвистике, а затем быстро был взят на вооружение в «науках о человеке»: антропологии, этнологии, психологии, социологии и др. Основные. представители структурализма – антрополог Клод Леви-Строс, психоаналитик Жак Лакан, философ Мишель Поль Фуко и другие[5]».

Проведение структурного метода можно разделить на несколько этапов:

«1) выделение первичного множества объектов (например, «массива», «корпуса» текстов, если речь идет об объектах культуры или, как в нашем случае, об объектах чтения), в которых можно предполагать наличие единой структуры;

2) расчленение объектов (текстов) на элементарные сегменты (части), в которых типичные, повторяющиеся отношения связывают разнородные пары элементов; выявление в каждом элементе существенных для данного отношения реляционных свойств;

3) раскрытие отношений преобразования между сегментами, их систематизация и построение абстрактной структуры путем непосредственного синтезирования или формально-логического моделирования;

4) выведение из структуры всех теоретически возможных следствий (контрольных вариантов) и проверка их на практике.

Вычленение структурного аспекта в гуманитарных дисциплинах осуществляется, как правило, на некоторой знаковой системе, благодаря чему проблематика структурализма тесно переплетается с семиотикой — наукой о знаках и знаковых системах. В этой связи активно разрабатывается и используется такая разновидность структурного метода, как структурно-семиотический. Специфической чертой его является выделение в тексте (произведении, документе, издании) синтаксической, семантической и прагматической структурных составляющих, на основе чего путем определения имеющихся взаимоотношений, взаимопроникновений между ними осуществляется оптимизация исследуемого текста с точки зрения поставленных коммуникативных задач. Сознательное манипулирование со знаками и знаковыми системами позволяет обнаружить в них неосознаваемые глубинные структуры, скрытые механизмы функционирования[6]».

Применительно к литературе такой подход часто сравнивают с сравнительно-истирическим. Однако «сравнительно-исторический и структурно-семиотический методы анализа решают в сущности разные задачи и потому совершенно по-разному препарируют объект изучения. Например, при рассмотрении генезиса и истории эпического памятника сравнительно-исторический анализ выделяет в нем ряд разностадиальных пластов и отражает различные исторические события, хронологически и географически несовместимые, устанавливает разного рода анахронизмы и другие «противоречия. Однако такое «разнимание на части» не способствует рассмотрению конкретного текста как поэтического целого, без чего невозможно и его цельное эстетическое восприятие»[7].

Иногда приверженцев такого продхода упрекают в схематизации произведения, нарушающей его цельность (особенно, когда дело доходит по поэзии). Но для более детального изучения произведения это необходимо, приходится учитывать традиции, влияния, более старые и более новые факторы и т. д.

Структурный подход дает возможность как анализировать эпического произведение в качестве системного единства, целиком, так и рассмотреть механизмы творческой импровизации «сказителя». Например, ряд эпитетов (например, «татарский» или «литовский» в применении к врагу в русских былинах) или «общих мест», хронологически и пространственно несовместимых, оказываются порой функционально тождественными и укладывающимися в данное произведение.

Структурный анализ производит «расслоение» совершенно иным способом, чем сравнительно-исторический, а именно на функциональные блоки, связанные линейной последовательностью, на семантические коды, передающие близкие друг другу сообщения посредством «языков описания», взятых из различных сфер человеческого опыта и окружающей жизни, на различные уровни – чисто языковой, стилистический, сюжетный и т. п.

В Советском союзе была образована т.н. тартусско-московская школа (или московско-тартусская), возгляавляемя Ю.Лотманом, в которой подходили к изучению литературных текстов – от фольклора до современных текстов (середина 60-х – конец 70-х годов прошлого века).

«С точки зрения решения различных проблем чтения структурно-семиотическая модификация метода имеет особое значение. Именно на базе ее, например, в учебном произведении выделяются три специфические составляющие — основной, дополнительный и объяснительный тексты. В монографическом произведении выделяют такие функционально обусловленные части, как введение, основная часть, заключение. В свою очередь, издание как средства массового информационного общения составляют в принципе две взаимодействующие, взаимопроникающие структурные составляющие: авторское (литературное) произведение и аппарат. Именно аппарат обеспечивает читателю эффективное усвоение и пользование содержанием книги. Чем обстоятельнее аппарат, эффективнее, рациональнее чтение. Специалисты книжного дела насчитывают более сотни возможных элементов аппарата»[8].

В социологии структурный метод получил свое направление развития: были образованы такие методы как структурный функционализм, концепция социальной стратификации, теория социального действия и другие.

Начнем с первого – «структурно-функциональный метод исследует социальные объекты, явления и процессы как структур расчлененную систему, где каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение. Понятие функции при этом определяется двумя значениями: служебная роль («назначение») одно элементов социальной системы по отношению к другому или к си в целом (например, функции государства, искусства, образования и т.д.; зависимость в рамках данной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными (функцией) от изменений в другой ее части (например, изменения в соотношении городского и сельского населения как функция индустриализации и т.д.). В этом смысле функциональная зависимость может рассматриваться как вид детерминизмаю

Структурно-стратификационный метод рассматривает социальную структуру как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу, власти и другим признакам и критериям социального расслоения общества»[9].

«Стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому. Однако объяснение ее характера, основ исторической эволюции, взаимоотношений конкретных форм остается одной из ключевых проблем социологии. И для того чтобы в этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную традицию: теории, в которых освящалась эта проблема. Социальная стратификация – это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.

В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным, и в силу этого явление стратификации почти отсутствовало. С тем как общество развивалось – неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы. Некоторые общества запрещают переход от одного класса к другому, некоторые его ограничивают, а есть и такие где он разрешен полностью. Именно свобода социальных перемещений помогает определить то, каким является общество: открытым или закрытым.

Термин «стратификация» изначально термин геологический. Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, наподобие строения Земли размещая социальные слои общества тоже вертикали. Основанием для данной схемы строения служит так званая лестница доходов, где бедняки имеют самую низшую ступеньку, средний класс населения – среднюю, а богатый слой – верхнюю»[10].

«В эмпирической социологи выделяются три различных подхода к изучению социальной стратификации: 1) «самооценочный», или метод «классовой идентификации», когда респонденту предоставляется право отнести самого себя к некоторой условной шкале классового состава населения;

2)метод «оценки репутации», при котором опрашиваемым предлагают выступить в качестве судей (экспертов), т.е. оценить социальное положение друг друга или известных им социальных групп;

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.