Реферат: Редакторская правка текста. Виды правки. Правка-вычитка
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра
стилистики и литературного редактирования
Реферат по
литературному редактированию
РЕДАКТОРСКАЯ
ПРАВКА ТЕКСТА. ВИДЫ ПРАВКИ.
ПРАВКА-ВЫЧИТКА
Плотко Вероники Сергеевны,
студентки 3 группы 3 курса
специальности "журналистика"
(печатные СМИ)
Минск
2007
Содержание
Введение
Глава 1. История редакторской правки текста
Глава 2. Задачи и условия правки текста
Глава 3. Процесс правки текста
Глава 4. Виды правки
4.1 Правка-вычитка
4.2 Правка-сокращение
4.3 Правка-обработка
4.4 Правка-переделка
Глава 5. Основные положения, функции и задачи правки-вычитки
Заключение
Список литературы
Введение
Правка есть одно из основных средств реализации творческих
возможностей редактора; при правильном пониманий ее функций редактору удается
сделать авторскую рукопись нужной и интересной. Цель данной работы: изучить
основные виды, приемы редакторской правки текста, а также подробно описать суть
правки-вычитки.
Исходя из цели, в работе ставятся следующие задачи:
1.
Выяснить
исторические предпосылки зарождения редакторской правки.
2.
Показать
основные задачи и функции правки текста, а также объяснить сущность процесса
правки.
3.
Выделить
виды редакторской правки текста, уделив особое внимание правке-вычитке.
4.
Проиллюстрировать
теоретический материал реальными практическими примерами.
5.
Сделать
выводы на основании изложенного материала.
Без редактирования текста немыслим выход ни одного периодического издания,
ни одной книги и даже маленького рекламного текста. Редакторская правка текста
была известна очень давно, еще на заре письменности и книгоиздательства. Со
временем в этой теперь уже "отрасли" редактирования намечались особые
закономерности, специфические черты и законы, выделялись функции и условия
редактирования авторских текстов. На современном этапе редакторская правка
имеет несколько подразделений, то есть существуют различные виды правки,
которые применяются постоянно в каждом издательстве или редакции. Это значит,
что данная тема работы была, есть и будет актуальной, потому что как издатель,
так и автор максимально заинтересованы в том, чтобы донести читателю
интересную, живую, яркую, полезную и, главное, читаемую информацию.
Глава 1. История редакторской правки текста
Несмотря на отсутствие документальных свидетельств, можно все же с
достаточной уверенностью предполагать, что редактирование древних рукописных
книг проводилось. В числе немногих древних рукописных книг Руси, дошедших до
наших дней, интерес представляет Остромирово евангелие. Тот факт, что книга
датирована временем ее переписки (1056-1057 гг.), можно считать, что
существовали и более древние книги.
Известно, что в числе древних рукописных книг были различные
сборники. Такими являются, например, "Изборник Святослава" (1073 г.)
и "Изборник" (1076 г.). Первый состоит из богословских и
дидактических статей, а также статей по ботанике, зоологии, медицине,
астрономии, грамматике, поэтике. Второй сборник включает самые разнообразные
статьи религиозно-нравственной, философской, исторической тематики.
Оригинальным литературным памятником Киевской Руси является "Печерский
патерик", в котором собраны биографии наиболее известных монахов
Киевско-Печерского монастыря. Существовали также различные переводные с
греческого богослужебные сборники: Минеи, Триоди, Служебники, Требники,
Часословы.
Подбор текстов для сборника — это работа составительская. Но
вместе с тем, отбирая материал, анализируя и оценивая его, компонуя, составляя,
располагая и приводя в порядок с учетом назначения сборника и с ориентировкой
на пользователя, составитель должен был выполнять редакторскую работу. Это уже
было редактирование на уровне книги. Самостоятельным фактом, свидетельствующим
в пользу данного утверждения, нужно считать то, что в рукописной книге стали появляться
элементы аппарата. Так, "Изборник Святослава" (1073) заканчивается
послесловием писца: "А конец всем книгам: что тебе не любо, того и другому
не твори". Приписки писцов имеются и в других книгах Древней Руси /7; 18/.
Свой вклад в развитие редактирования в "древнекнижный"
период рукописной книги внесли переписчики и переводчики. Переписывались книги
не только те, что были созданы на Руси, но и переводные. Это было обусловлено
целями оформления книг, с одной стороны, и потребностями их размножения — с другой.
Переписка не была делом чисто техническим или механическим. Переписчики
подходили к своим обязанностям творчески, проявляя искусство в оформлении
книги. В то же время они во многих случаях занимались правкой текста, которая
была различной по характеру, объему, содержанию. Разными и не всегда
оправданными были и мотивы правки, хотя они были обусловлены, по-видимому,
стремлением улучшить произведение, сделать более доходчивым и понятным его
содержание. В ряде случаев правка носила характер дополнений, уточнений или
других изменений. Часто правка ограничивалась заменой слов или выражений, что
могло быть вызвано, например, обстоятельствами, связанными с развитием языка.
Известно немало фактов, свидетельствующих, что в обработке произведений активно
участвовали и переводчики, стремясь сделать более доступным для читателей
содержание перевода. При переводе книг, не имеющих канонического текста,
переводчики нередко применяли свободные перифразы, использовали образные
средства отображения, допускали творческое вмешательство в содержание
произведения.
Таким образом, редактирование в древний период существования
рукописной книги было творческим процессом, приобретало расширительные функции,
захватывая в качестве объекта книгу в целом. Пока еще эти функции были поделены
между авторами, с одной стороны, и составителями, переписчиками, переводчиками
— с другой. Однако уже обозначались первые предпосылки для общественного
разделения труда в области литературного творчества и создания книги и для
выделения редактирования в отдельную деятельность, на горизонте которой
обозначились функции будущего редактора /1; 20/.
Глава 2. Задачи и условия правки текста
Правка – это одно из основных средств реализации творческих
возможностей редактора. Основные задачи правки могут быть сформулированы так:
устранить погрешности, обнаруженные в ходе редакторского анализа, но
сохранившиеся после доработки рукописи автором; придать материалу наибольшее
звучание, обогатить его; добиться четкости и ясности каждой формулировки;
проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей; устранить
недочеты структуры, языка и стиля, провести редакционно-техническую обработку
рукописи.
Процесс исправления рукописи, или ее правку, как отмечает Г. Д.
Каплан, схематически можно представить в виде чередования взаимосвязанных
звеньев: восприятие – критика – коррективы /Г.Д.Каплан Редактирование
отраслевой литературы. – С.152/.
Звено "восприятие – критика" для редактора есть как бы
повторение работы, проделанной во время редакторского анализа; он
последовательно сопоставляет содержание и форму рукописи с предварительно
сложившимся представлением о них. Оно включает в себя не только проблематику
контекста, но и более значительной части — раздела, главы, можно сказать,
работы в целом. Рассмотрим это на примере текста.
Первоначальный текст
Бяспека – справа кожнага
У Грамадскім прэс-цэнтры Дома прэсы адбылося пасяджэнне круглага
стала на тэму "Правапарадак – справа ўсенародная: аб узаемадзеянні
грамадскасці і праваахоўных органаў. Вопыт работы грамадскіх аб’яднанняў і
дабраахвотных дружын па ахове парадку".
У прыватнасці, разглядалася дырэктыва прэзідэнта рэспублікі №1 "Аб
мерах па ўмацаванні грамадскай бяспекі і дысцыпліны". На сёняшні дзень
задачу аховы парадку ўсклалі на свае плечы не толькі органы міліцыі, але і ГА "БРСМ",
а таксама Усебеларускае аб’яднанне казацтва.
З мэтай садзейнічання праваахоўным органам у барацьбе з асобнымі
відамі злачынстваў, прафілактэцы правапарушэнняў у маладзежным асяродку ва усіх
рэгтёнах рэспублікі тэрытарыяльныя камітэты ГА "БРСМ" праводзяць
работу па фарміраванні і арганізацыйным афармленні руху маладзёжных атрадаў
аховы правапарадку (МААП).
28 снежня 2004 года быў падпісаны План супрацоўніцтва структураў
МУС РБ і ГА "БРСМ" па ўзмацненні барацьбы са злачыннасцю на 2005-2006
гады, якім прадугледжана аказанне дапамогі з боку структураў МУС дзейнасці МААП
у кожным рэгіёне.
Мерапрыемствы, прадугледжанныя планам, скіраваны на ахову правоў і
законных інтарэсаў моладзі, падтрымку грамадскага парадку пры правядзенні
спартыўных і культурна-масавых мерапрыемстваў, правядзенне прафілактычнай
работы, авалодванне навыкамі самаабароны, спартыўную падрыхтоўку.
У сваю чаргу, шэраг мерапрыемстваў праводзіць ГА "Усебеларускае
аб’яднанне казацтва". Сумесна з МУС, Міністэрствам абароны, Камітэтам
пагранічных войскаў здзяйсняецца работа па ваенна-патрыятычным выхаванні
моладзі і фарміраванні асобных казацкіх узводаў спецыяльнага прызначэння, у
Мінску праводзяцца сумесныя рэйды казакоў з УДАІ ГУУС, на маладзежных
дыскатэках сярэдніх школаў МінскаАтаманскай сотняй ажыцяўляецца ахова
грамадскага парадку.
Сумесна з Камітэтам па выкананні пакаранняў Усебеларускае
аб’яднанне казацтва бярэ ўдзел у праграме па рэабілітацыі асуджаных. У рамках
праграмы на базе дзіцячай калоніі ў Бабруйску сіламі казацтва была праведзена
работа па роспісе сцен у калоніі, таксама падрыхтавана экспазіцыя з каменю. Усё
– бязвыплатна. Штогод на базе Узброеных Сіл РБ ладзяцца летнія ваенна-палявыя
лагеры для кадэтаў. У Баранавічах штогод праводзяцца ваенна-спартыўныя зборы кадэтаў
Брэсцкай вобласці.
– Найлепшым шляхам у барацьбе са злачыннасцю з’яўляецца
прыцягненне самой моладзі да гэтых мерапрыемстваў. Ахоўваючы парадак з юных
гадоў, яны свядома рыхтуюць сябе ў рады абаронцаў айчыны. А стварэнне так
званых дружын дае магчымасць юнакам абараняць радзіму, але па медыцынскіх
паказчыках не могуць гэтага рабіць, рэабілітаваць сябе на дабраахвотнай аснове,
– упэўнены начальнік Упраўлення прафілактыкі ДУ міліцыі грамадскай бяспекі і
спецыяльнай міліцыі, палкоўнік Дзмітрый Фіраго.
Юлія Ціхановіч /10; 2/
Текст, на наш взгляд, очень неудачный. Тяжело читается и воспринимается,
тем более, что опубликован он был в газете для детей и подростков. Даже
взрослому, образованному человеку сложно сразу расшифровать все аббревиатуры и
понять общий смысл. Много затянутых, серых предложений, которые читатель
наверняка пропустит, если и обратит мимолетом внимание на текст. Нет никакой
интриги ни в начале статьи, ни в конце, ни в заголовке, а именно эти условные
места всегда просматриваются первыми (лишь потом материал читается полностью).
Плохая логическая связь абзацев и предложений и, к тому же есть стилистические
ошибки. Это восприятие и критика текста редактором.
В данном случае необходимо следующее звено. Звено "критика —
коррективы" включается в систему в случае, если обнаруживается
несоответствие содержания и формы рукописи объективным представлениям редактора
о них. Редактор делает выкидки, вставки, замены, вносит поправки, которые
считает уместными и необходимыми. При этом он стремится, чтобы каждая фраза,
даже отдельное слово несли определенную смысловую нагрузку, точно выражали
мысль. Вот, что получается.
Текст после синтетической правки
Бяспека – справа кожнага
У Грамадскім прэс-цэнтры Дома прэсы адбылося пасяджэнне круглага
стала на тэму "Правапарадак – справа ўсенародная: аб узаемадзеянні
грамадскасці і праваахоўных органаў. Вопыт работы грамадскіх аб’яднанняў і
дабраахвотных дружын па ахове парадку".
У прыватнасці, разглядалася дырэктыва №1 Прэзідэнта рэспублікі
"Аб мерах па ўмацаванні грамадскай бяспекі і дысцыпліны". На сёняшні
дзень задачу аховы парадку ўсклалі на свае плечы не толькі органы міліцыі, але
і ГА "БРСМ", а таксама Усебеларускае аб’яднанне казацтва.
З мэтай садзейнічання праваахоўным органам у барацьбе з асобнымі
відамі злачынстваў, прафілактэцы правапарушэнняў у маладзежным асяродку ва усіх
рэгтёнах рэспублікі тэрытарыяльныя камітэты ГА "БРСМ" праводзяць
работу па фарміраванні і арганізацыйным афармленні руху маладзёжных атрадаў
аховы правапарадку (МААП).
28 снежня 2004 года быў падпісаны План супрацоўніцтва структураў
МУС РБ і ГА "БРСМ" па ўзмацненні барацьбы са злачыннасцю на 2005-2006
гады, якім прадугледжана аказанне дапамогі з боку структураў МУС дзейнасці МААП
у кожным рэгіёне.
Мерапрыемствы, прадугледжанныя планам, скіраваны на ахову правоў і
законных інтарэсаў моладзі, падтрымку грамадскага парадку пры правядзенні
спартыўных і культурна-масавых мерапрыемстваў, правядзенне прафілактычнай
работы, авалодванне навыкамі самаабароны, спартыўную падрыхтоўку.
У сваю чаргу, шэраг мерапрыемстваў праводзіць ГА "Усебеларускае
аб’яднанне казацтва". Сумесна з МУС, Міністэрствам абароны, Камітэтам
пагранічных войскаў здзяйсняецца работа па ваенна-патрыятычным выхаванні
моладзі і фарміраванні асобных казацкіх узводаў спецыяльнага прызначэння, у
Мінску праводзяцца сумесныя рэйды казакоў з УДАІ ГУУС, на маладзежных
дыскатэках сярэдніх школаў МінскаАтаманскай сотняй ажыцяўляецца ахова
грамадскага парадку.
Страницы: 1, 2, 3
|