на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Содержательная и языковая специфика произведения "Репортаж с петлей на шее" Ю. Фучика

Реферат: Содержательная и языковая специфика произведения "Репортаж с петлей на шее" Ю. Фучика

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Место произведения Ю.Фучика в его творчестве и литературно-публицистическом процессе

1.1  Жизненный путь Ю. Фучика

1.2  Жанровая природа произведения «Репортаж с петлей на шее»

ГЛАВА 2. Специфика содержания «Репортажа с петлей на шее» и особенности употребления автором выразительных языковых средств при его создании

2.1 Тематика и проблематика произведения Ю. Фучика

2.2 Анализ употребляемых в «Репортаже с петлей на шее» изобразительно-выразительных средств

2.3 Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Имя Юлиуса Фучика известно во всем мире. И хотя сейчас оно незаслуженно подзабыто, тем не менее, для многих поколений людей, особенно выросших и живших в советское время, - это символ беззаветного служения родине и человечеству, символ оптимизма, огромной любви к людям и веры в них. «Люди, я любил вас! Будьте бдительны!»[1] - и ныне эти слова Фучика являются грозным напоминанием о безобразном облике фашистского режима, который, к сожалению, сегодня кажется наоборот привлекательным для нового поколения молодых людей – так называемых националистов, или скинхедов. Своим творчеством писатель как раз и стремился показать все уродство фашизма, его бесчеловечную, противоестественную сущность.

Его произведения в советское время разошлись по нашей стране почти миллионным тиражом, по творчеству писателя было написано свыше трехсот статей, причем большая часть из них – это рецензии на его самую знаменитую книгу «Репортаж с петлей на шее». Но, несмотря на такое обилие критического материала, следует отметить, что литературоведение, особенно советского периода, недостаточно полно, на наш взгляд, раскрывало своеобразие и художественную специфику данного произведения. Причиной тому – идеологическая направленность критических исследований: произведение Фучика рассматривалось, прежде всего, как выражение и пропаганда коммунистических идей автора в процессе борьбы с фашистским режимом. И очень мало внимания уделялось собственно художественной и языковой стороне произведения, то есть можно сказать, что талант писателя-публициста за Фучиком признавался безоговорочно, а его талант художника слова оставался в тени. Необходимость анализа «Репортажа с петлей на шее» с позиций выявления его ценности в художественном плане и определяет актуальность нашей работы.

Таким образом, цель нашей работы – выявление содержательной и языковой специфики произведения Ю. Фучика.

Объект изучения – процесс отбора и употребления автором изобразительно-выразительных средств языка для разработки тематики и проблематики «Репортажа с петлей на шее».

Задачи, которые мы ставили перед собой в данной работе, можно сформулировать следующим образом:

- рассмотреть жизненный и творческий путь Ю. Фучика как писателя и журналиста; выявить в нем место «Репортажа на шее»;

- определить жанровую природу данного произведения, связанную с выбранными автором темой и выразительными средствами;

- изучить основные темы и проблемы, затрагиваемы в книге;

- проанализировать особенности отбора и употребления автором языковых средств для раскрытия основных тем произведения;

- сделать вывод о публицистической и художественной ценности «Репортажа на шее».

Теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что здесь изучены различные взгляды литературоведов и критиков на творчество Ю. Фучика, отмечена недостаточная изученность его литературно-публицистического наследия с точки зрения художественной ценности; на примере произведения «Репортаж с петлей на шее» рассматриваются различные понятия, связанные с теорией литературы и журналисткой работы, необходимые анализа этого текста.

Практическая значимость определяется тем, что в работы нами наглядно показывается и доказывается, что «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика имеет значение не только как великолепная публицистика, но и как прекрасное художественное произведение.


ГЛАВА 1. Место произведения Ю.Фучика в его творчестве и литературно-публицистическом процессе

1.1 Жизненный путь Ю. Фучика

Родился будущий публицист в Праге, в семье рабочего-токаря. Рано обнаружились его литературные способности. Еще будучи учащимся реального училища, он выпускает рукописные журналы, а с пятнадцати лет начинает сотрудничать в периодической печати.

Поступив на философский факультет Пражского университета, Фучик активно участвует в общественной и политической жизни. В 1921 году он вступает в ряды Коммунистической партии Чехословакии. С этого момента и до конца жизни деятельность его неразрывно связана с коммунистическим движением. В 20-е годы Фучик редактирует журналы «Авангард» и «Творба», сотрудничает в центральном органе КПЧ - «Руде право». В журналах и газетах печатаются его многочисленные очерки и статьи на политические и литературные темы.

В 1930 году Фучик во главе рабочей делегации направляется в Советский Союз, он побывал в Средней Азии, Ленинграде, Москве и многих других местах. По возвращении в Чехословакию им была написана книга «В стране, где завтра означает уже вчерашний день» (1932), в которой он рассказал о том, что увидел в СССР.

В 1934-1936 годах Фучик снова побывал в Советском Союзе как корреспондент «Руде право». В 1941 году он был избран в состав Центрального Комитета. В течение двух лет он успешно руководил подпольной коммунистической печатью: издавал журналы, редактировал газеты, писал статьи.

В апреле 1942 года Фучик был арестован и заключен в тюрьму. Больше тринадцати месяцев пробыл он в гестаповских застенках в ожидании смертного приговора. Писатель был казнен в Берлине 8 сентября 1943 года. Когда Фучика вели на казнь, он пел «Интернационал». Другие заключенные, тоже ожидавшие своего смертного часа в одиночных камерах, двери которых выходили в тот коридор, слышали его пение и подпевали ему из своих камер, подпевали на разных языках. Такой была последняя страница из книги «Репортаж с петлей на шее», которую сам автор не смог закончить и которую дописала за него сама история его жизни.

Юлиус Фучик умер, как и жил, настоящим большим человеком.

Литературное наследие Фучика очень разнообразно. Уже в 20-е годы он принимает активное участие в ожесточенной литературной борьбе, развернувшейся вокруг творчества крупнейших чешских литераторов. В статьях «Тенденция пролетарской поэзии», «Книга поколения», «Ликвидация культа Волькера» Фучик выступает в защиту молодой пролетарской поэзии. Из молодых чехословацких поэтов Фучик выделяет Иржи Волькера. Он полемизирует с критиками, называвшими Волькера «интимным», «альбомным» поэтом и отказывавшими ему в общественном значении. Для Фучика Волькер - поэт, который «поставил перед собой задачу соединить литературное дело с делом пролетариата»[2].

В статье «Война со Швейком» Фучик принимает участие в полемике, развернувшейся в чешской журналистике вокруг образа Швейка. Он высмеивает критиков, требующих конфискации романа Гашека. «Это было бы весьма бесполезное мероприятие», - указывает он. Уже тогда Фучик верно предугадывал, что «Бравый солдат Швейк» «...станет когда-нибудь хрестоматийным произведением, и преподаватели истории будут на нем демонстрировать разложение класса буржуазии и буржуазной армии, которая была ее последним козырем»[3].

Во многих статьях Фучик говорит о творчестве Карела Чапека. Критикуя писателя за слабые, по его мнению, стороны мировоззрения, он вдумчиво анализирует произведения Чапека.. Особенно он выделяет гуманизм писателя, указывая в то же время, что именно за это тот подвергался жестоким нападкам со стороны критиков.

Наряду с литературными статьями большой интерес представляют статьи и очерки Фучика на политические темы. Они посвящены стачкам и забастовкам чехословацких трудящихся («Бой на севере»), разоблачению произвола властей и защищающих его буржуазных журналистов («Пятерых одним выстрелом»), содержат острую критику социал-демократов («Не вы ли это, доктор Мейсснер!»).

Многие статьи Фучика направлены против фашизма. Непосредственным откликом на франкистский мятеж в Испании явились его статьи «Против реакции», «Солидарность с испанским народом», «Бдительность!». Призывая к отпору фашистским мятежникам и их немецким покровителям, Фучик неустанно повторяет, что испанские события касаются всех честных людей, потому что это борьба за мир, борьба народного фронта мира против фашистского фронта войны.

В особую группу следует выделить репортажи и очерки Фучика о Советском Союзе («В стране, где завтра означает уже вчерашний день»), в которых он восхищается страной и людьми, в ней живущими. В своих репортажах Фучик рассказывал о Московском метро («Краткая история Московского метро»), о промышленном и культурном строительстве в Средней Азии («Среднеазиатская экзотика»), о совхозах («Совхоз у Самары») и о многом другом, что он увидел.

Наиболее значительное произведение Юлиуса Фучика - его знаменитый «Репортаж с петлей на шее». Он написан был в фашистской тюрьме, в ожидании смертного приговора. Его тюремным надзирателем был чех по национальности А. Колинский. Он приносил Фучику бумагу и карандаш, а исписанные листки тайком выносил из тюрьмы. Жена писателя, Густа Фучикова, находившаяся а заключении а концентрационном лагере, после освобождения встретилась с Колинским. Ей удалось собрать тюремные записки мужа, спрятанные у разных людей. Их она и издала отдельной книгой в 1946 году «Репортаж с петлей на шее» - это замечательное произведение, знакомящее нас с антифашистской борьбой в оккупированной Чехословакии, раскрывающее огромную внутреннюю силу, стойкость и бесстрашие участников этой борьбы.

Юлиус Фучик был настоящий оптимист, который любил жизнь, любил людей. Он верил в Человека с большой буквы и верил в то, что человек должен жить счастливо. «Мы, коммунисты, любим жизнь, - писал он в страшное время гитлеровской оккупации в подпольной газете «Руде право», - и потому не колеблемся, когда нужно отдать свою жизнь для того, чтобы пробить и расчистить дорогу настоящей свободной, полной и радостной жизни, действительно заслуживающей этого названия»[4]. Он верил в счастливое будущее человечества и верил, что это будущее обязательно настанет, что иначе просто не может быть.

 

1.2 Жанровая природа произведения «Репортаж с петлей на шее»

Произведения Ю. Фучика и «репортаж с петлей на шее» в том числе традиционно относят к художественной публицистике. Это продиктовано и общей направленностью тематики его текстов, и наличием в них характерных для этого жанра черт. Для нас жанровая принадлежность рассматриваемого нами произведения важна, поскольку объясняет собой и определяет выбор автором определенного круга проблем и способов их освещения в книге.

Публицистика – это понятие, часто воспринимаемое как синоним к слову «журналистика». Это объясняется тем, что публицистика, в сущности, также родовое понятие, включающее в себя произведения, освещающие актуальные социально-политические и другие проблемы современности в печати, на радио и телевидении и в отдельных печатных изданиях. Публицистика существует в словесных (устных и письменных), графических изобразительных (плакат, карикатура), фото- и кинематографических (фоторепортаж, документальный фильм), театрально-драматических и словесно-музыкальных формах.

До сих пор между исследователями ведутся оживленные дискуссии по вопросу: считать ли публицистические произведения литературой как одним из жанров искусства? Плеханов Г. В. иногда противопоставлял публициста и художника: «Художник, - писал он, - мыслит образами. Публицист доказывает свою мысль с помощью логических доводов».. Эльсберг Я. Е., Поспелов Г. Н. утверждают, что образ имеет дополнительное, иллюстративное, поясняющее значение. Лазебник Е. А. считал, что «художественность является неотъемлемым элементом силы публицистики. Художественность - вот та магистральная линия в развитии публицистики, которая объединяет ее с литературой...».[5]

Скорее всего, публицистика представляет собой пограничный жанр, находящейся на стыке журналистики и собственно литературы. Если говорить о видах журналистской деятельности, то здесь выделяют

- информационную публицистику,

- аналитическую публицистику,

- художественную публицистику.

Последний вид как раз и представляет собой жанр, включающий как черты журналистики, так и черты литературного произведения. Сюда можно отнести и «Репортаж с петлей на шее». Рассмотрим подробнее, как соединяются они в рамках данного текста.

Произведения художественной литературы, прежде всего эпические жанры, представляют собой замкнутое, внутрисферическое бытие, вмещенное в сознание автора. Этот придуманный мир живет по своим собственным законам, которые чаще всего отражают законы окружающей среды. Если же писатель нарушает сложившийся литературный «этикет», замечая читателя как объект воздействия, апеллируя к нему, пытаясь его завоевать, тогда можно говорить о публицистических тенденциях в художественном творчестве. Это мы как раз и видим в «Репортаже с петлей на шее».

Авторская воля при создании образа обнаруживается по преимуществу в многократном и тщательном отборе факторов, которые несут знание о герое и помогают выстроить стержень характера. В публицистическом произведении автор выступает носителем определенной идеологии. Существует определенное звено «автор - герой – читатель».

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.