на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Теория и методика телевизионной журналистики

Реферат: Теория и методика телевизионной журналистики

Основы радиовещания

Первая радиостанция на территории Казахстана появилась в 1912 году. Это Форт-Александровская радиостанция. Это доказано исследователем истории радиовещания в Казахстане Н.Омашевым на основе архивных документов. В разделе "Радиосвязь" книги "Развитие связи в СССР" приведены данные об основных направлениях развития связи в царской России: "Коммерческие радиостанции управление почт и телеграфов начало строить в России в 1909 году. Сооружение радиостанций во многом подталкивалось вступившей в силу международной конвенцией, обязывавшей все государства позаботиться о строительстве береговых радиостанций для обеспечения связи с кораблями, находящимися в открытом море. Вот почему 1-е радиостанции появились у берегов Белого, Балтийского, Черного, Каспийского морей, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Станции имели небольшую мощность и эксплуатировались мало, лишь изредка, поддерживая связь между собой или с проходящими мимо судами". Здесь же следующий факт "… стала действовать (1912) линия радиотелеграфа на юге России, соединившая Форт-Александровск (ныне город Актау ) с фортом Петровский (ныне г. Махачкала)". На основе этого документа и ряда других исследователем был сделан вывод, что первая радиостанция на территории Казахстана появилась в 1912 году. Исследователь Митрофанов Н., подразделяя все действующие радиостанции на 3 группы- радиостанции военного, морского и почтово-телеграфного ведомства, относит Форт-Александровскую радиостанцию к почтово-телеграфным.

Большую роль в истории страны сыграла Ташкентская радиостанция, которая вещала на весь Туркестанский край, где проживала 1/3 населения Казахстана. Центром Туркестанского края, как известно, был город Ташкент. Радио также вещало на казахском языке. Ташкентская радиостанция, по мнению исследователя Ружникова, была одной из мощных радиостанций страны и принадлежала военному ведомству.

Радиостанции использовались в целях узкой связи, были ограничены двумя участниками.

В 1920 году на территории Казахстана действовало несколько радиостанций - в Урде, Кустанае, Оренбурге, Павлодаре, Алматы, Гурьеве, Усиле, Актюбинске. Наравне с развитием радиовещания происходил процесс подготовки работников для радио. С 1 июля 1920 года в Семипалатинске открыты шестимесячные курсы по подготовке радиоработников.

В 1918 году в Ташкенте создано информационное бюро, которое явилось основным источником информации. Туркестанский отдел ТуркРОСТа к 1923 году выпускал 2 вестника: Радиовестник ТуркРОСТа и Телеграфный бюллетень ТуркРОСТа. Радиовестник ТуркРОСТа рассылался на местные радиостанции. Имел 3 раздела - "По Туркестану", "По федерации", "За рубежом". Бюллетень агентства состоял исключительно из материалов собственных корреспондентов и содержал информацию о значительных событиях дня. Выпуск "Телеграфного бюллетеня ТуркРОСТа" приурочивался к 6 часам вечера, то есть к концу набора газет. В 1920 году создано КирРОСТа в Оренбурге.

Казахское радио образовалось в 1921 году.

Важной акцией, способствовавшей развитию радиовещания стало образование в 1924 году акционерного общества "Радиопередача". С открытием "Радиопередачи" вещание получило централизацию и координацию. Любители радио объединились в Общество Друзей Радио (ОДР).Благодаря ОДР в Оренбурге, Акмоле, Семипалатинске, Урде, Кустанае , некоторых селах был ускорен процесс радификации.

В период, когда начали действовать первые радиостанции, вещание было нефиксированным, было распространено коллективное прослушивание передач.

Одной из первых форм радиопередачи являлись радиогазеты. Радиогазеты "Енбекши казак", "Степная новь" были новым видом журналистики. Печать и радио вступили в новую полосу, когда взаимопроникновение их должно было быть признано желательным. Практиковалась совместная разработка тем, взаимные ссылки на материалы. В первые годы вещания слушатели желали с помощью радио незримо присутствовать на больших торжествах, концертах, спектаклях. Радио стремилось ответить на него. Ко всему, чем занималось радио на первых порах, ко всем жанрам и видам передач добавлялся термин "радио" - "радиогазета", "радиоопера", "радиофильм", "радиомитинг". Часть исследователей считает , что бурный поиск радиоспецифики продолжался до 1934 года. Затем радиогазеты были ликвидированы, потому что исчерпали свои возможности и стали восприниматься как устные дублеры печатных газет. Со временем у радио появляются собственные выразительные средства. Зарождение форм, отвечающих специфике радио происходило параллельно с существованием радиогазет и какой-то период после их закрытия. Многие из форм присущи только советскому вещанию. К ним можно отнести радиомитинг, радиособрание, радиоперекличку, радиокомпозицию, радиофильм. Радиомитинг - это дискуссионная трибуна слушателей, это серия передач, в которых обсуждалась актуальная и насущная проблема.

Радиособрание - это не трансляция собрания, а разговор лиц и организаций из различных городов, участвовавших в социалистическом соревновании. Радиоперекличка - это одномоментный разговор представителей гигантов индустрии в присутствии руководящих работников.

В процессе развития радиовещания происходит эволюция жанров и форм радиопередач. Структура жанров, их черты и свойства складывались на радио исторически. Некоторые из жанрообразующих элементов существовали до возникновения радиовещания в газетных и журнальных жанрах, другие создавались и развивались на радио в ходе становления самого радиовещания.

В условиях развития телекоммуникации радио не только не потеряло аудиторию, но и увеличило ее благодаря оперативному использованию информации т популярности многих программ

Радиожурналистика на современном этапе имеет 2 направления- информационную и музыкальную. Ученые установили, что объем информации, принимаемый и передаваемый человеком при помощи слуха и голоса - в три раза больше, чем при помощи глаз! А потребность человека в информации очень велика.

Меняется время, а вместе с ним и сама журналистика, и в области радиовещания происходят глобальные перемены. Современная жизнь не приемлет выражения взглядов одной точки зрения. Многолетняя государственная монополия на эфир исчезла.

Появление суверенного государства и переход на рыночную экономику существенно изменил взгляд на мир как общества в целом, так и каждого индивида. Таким образом, в начале 1992 года в Казахстане, как и в других странах СНГ появились десятки новых СМИ, являющихся по форме частного предпринимательства. Открывающиеся радиостанции обратились к формату западных радиостанций - "информация -музыка", который был введен еще в 50-е годы нынешнего века в Америке. Такой принцип вещания был новшеством для казахстанской аудитории. Большинство радиостанций основное время уделяют трансляции музыки. Слушатели стали отдавать предпочтение кратким и лаконичным новостным блокам и музыке.

Основные методы работы радиожурналиста

Рабочий процесс радиожурналиста следует рассматривать разделив на два этапа: до эфира и во время эфира. Потому что, есть различия между предварительной подготовкой передачи, которая выйдет в эфир и ведением радиопередачи прямого эфира.

Подготовка передачи - это давно сформировавшийся метод работы радиожурналиста. А ведение самой передачи прямого эфира - это новый вид работы современной радиожурналистики, сложный творческий процесс, явление, подвластное технике. На самом деле, основные методы работы радиожурналиста исходят из этого.

Создании передачи включает:

1. Запись на ленту звуковой записи.

а) с помощью репортера.

б) в студии.

2. Записи на ленте нужно сократить, привести в порядок, то есть монтажировать.

3. Сбор необходимых фактов.

4. Выбор музыки, которая используется в радиопередаче.

5. Подготовка полного текста радиопередачи.

6. Запись слов автора.

7. Сбор радиопередачи полностью от начало до конца.

Речь будет идти об осуществлении этого традиционного метода работы радиожурналиста в творческом плане на профессиональном уровне. Предварительная подготовка к прямому эфиру.

1. Сбор необходимых материалов.

а) Выбор темы.

б) Определение объекта.

в) Уточнение формы.

2. Подготовка сценарного проекта.

а) Анализ восприятия радиопередачи слушателями,

б) Определение стиля, тональности передачи.

3. Учитывая музыкальный формат, выбрать мелодию передачи прямого эфира.

а) Решение журналиста.

б) Находчивость музыкального ведущего.

Методы реализаций сценарного проекта.

1. Творческое и техническое оформление передачи с использованием всех имеющихся художественно-выразительных средств радиовещания.

а) музыкального призывание,

б) текстовое оформление,

в) "шапка передачи".

2. Радиоролики, обращающие внимание слушателя.

а) Озвучение текста написанного журналистом.

б) Обработка его с помощью компьютерной технологии и оформление другим звуковым материалом.

Порядок осуществления прямого эфира.

Прямой эфир - это сложный профессиональный процесс, осуществляющийся через коллективную слаженность и творческое взаимодействие.

1. журналист ведущий -главный ответственный человек за эфир,

поэтому он должен найти общий язык со всеми сотрудниками (инженер, музыкальный ведущий, редактор и т. д.) эфирного механизма.

2. основной стержень прямого эфира- микрофон. Значит, журналист должен уметь работать перед микрофоном.

3. журналист прямого эфира должен быть уверенным в себе, и чтобы убедить своих слушателей он должен знать психологические аспекты прямого эфира.

Восприятие звукового сообщения аудиторией

Речь идет о социально-психологических барьерах на пути радиопередач к слушателю. В редакциях порой и сегодня не учитывают, что если передача не заинтересует слушателя, то он ее просто не воспримет. Иногда при работе над материалом автор просто не обращает внимания на то, как его передача будет восприниматься на слух.

На радио не изжит так называемый статистический метод изложения материала, возможный только в газете. Давно доказано и хорошо известно профессиональным журналистам, что в звучащем объеме радиопередачи любого жанра, соответствующем 8-12 строкам печатного текста, не должно использоваться более трех цифр, не имеющих между собой конкретных логических сравнительных связей.

Избегая вредной избыточности, радиожурналист должен уметь усиливать в своих материалах полезную информационную избыточность. Речь идет о повторении ключевых элементов, ориентирующих слушателя в содержании, а также сложных понятиях, незнакомых имен собственных, терминов, что способствует их усвоению аудиторией.

Интересно, что в "живых" записях, когда перед участниками беседы у микрофона нет никаких заранее приготовленных заметок, полезная информационная избыточность создается как бы сама собой, уходит и вредная избыточность. В текстовом же материале информационную избыточность надо специально прорабатывать.

В радиожурналистике существует понятие "фактуры радиопередачи". Под фактурой понимается тот самый конкретный материал, который звучит в эфире и непосредственно воспринимается слушателями. Фактура - реальная материальная ткань передачи. В сценарии, лежащем перед диктором или ведущим, тексте свойства восприятия могут быть заложены или не заложены, как говорится, потенциально. А в конкретном ее звучании это реально и проявляется.

В живом непосредственном общении мы с первых лет жизни совершенствуем навыки передачи содержания собеседникам с помощью речи. Поэтому в живых документальных записях на магнитофон, в прямом эфире люди, не задумываясь, автоматически строят свою речь, что она хорошо воспринимается на слух. Так же автоматически регулируется и ее информационная избыточность. При работе же на радио с текстами, написанными по законам письменной речи, обработка информационной избыточности становится видом нормативной профессиональной работы. Тем более что чтение вообще хуже воспринимается радиослушателем, чем живая, естественная речь или диалог.

Поэтому можно говорить о более активной или сильной фактуре радиопередачи (с точки зрения ее восприятия слушателями) и о менее активной, слабой. Руководствуясь принципом приоритета, журналист старается по возможности использовать не чтение текста, а живую речь, еще лучше - диалог, еще лучше - репортажный момент, в который включен разговор с участниками события.

Так подробно мы заговорили о сильных и слабых видах фактуры радиопередач, чтобы далее показать, как можно и нужно преодолевать так называемые пороги или кризисы внимания, которые могут возникать у слушателей при восприятии программ и отдельных передач.

Исследователи специфики психологического контакта радиовещания с достаточно большой точностью определили, что эти кризисы внимания наступают практически у всей аудитории и в одно и то же время. Если нет дополнительного информационного интереса (скажем, передается чрезвычайно важный материал или передача слушается, например, специально, чтобы оценить ее профессиональные достоинства, или еще что-то в этом роде), то через три с половиной минуты у всех радиослушателей неизбежно наступает полный кризис внимания, и оно просто отключается! Второй кризис наступает через 8,5- 9 минут после начала передачи. Для его преодоления используются виды фактуры, которые по своей природе ближе к естественным формам воспринимаемой деятельности и к естественным, прямым формам общения.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.