Реферат: Журналистское расследование: поиски жанра
Александр Станько
Знакомство
с журналистскими расследованиями в средствах массовой информации оставляет
горький осадок. При их характеристике в научной литературе встречаются такие
определения как "преследовательская журналистика", "черный
пиар" и пр. (1,235).
Журналистские
расследования отражают современную действительность на срезе острейших
политических, экономических и нравственных потрясений, обусловленных
интенсивным становлением рыночных отношений, радикальной демократизацией всех
сторон нашей жизни. Как правило, все они посвящены поискам решения актуальных
проблем: преступность, коррупция, наркомания, экология и др. При всем
разнообразии тематики их объединяет наличие "кричащих" фактов,
аналитический взгляд на происходящее, открытость авторской позиции. По мере
развития цивилизованных форм демократии, улучшения экономического и
нравственного состояния общества, стабилизации мирной жизни россиян
проблематика журналистских расследований войдет в иное русло, исчезнут с
авансцены политическое киллерство и "грязные технологии" пиара.
Вместе
с тем нынешнее состояние жанра позволяет выявить некоторые позитивные тенденции
его дальнейшего существования. Для этого целесообразно обратиться к анализу
текстов, их жанрово-стилистического своеобразия.
Разработка
темы и литературная отделка журналистского расследования предполагают учет, по
меньшей мере, двух существенных моментов. Во-первых, публицист показывает весь
путь и механизм проведенного им расследования, а не только результаты, тем
самым вовлекая читателя в исследовательский процесс, добиваясь его
заинтересованного соучастия. Репортер выражает свое отношение к конфликту с
помощью изобразительно-выразительных средств и литературных приемов,
эмоционально воздействует на читателя, слушателя, зрителя.
Читатель
должен увидеть весь объем проделанной журналистом работы, оценить полноту и
достоверность собранного им фактического материала, весомость аргументации,
справедливость заключений и на этой основе выработать собственную позицию,
которая, если репортер успешно решил поставленные задачи, совпадает с выводами
автора. Благодаря наглядности проведенного журналистом расследования,
прозрачности механизма деятельности автора, очевидными становятся как сильные,
так и слабые стороны публикации, выявляется ее эффективность.
Во-вторых,
продумывая композицию журналистского расследования, автор стремится к
нарастанию напряженности действия. Описывая и группируя факты, он
последовательно раскрывает новые аспекты темы и связывает их в единый сюжетный
узел, максимально заинтересовывая читателя в его развязке. Таким образом,
журналистское расследование обретает некоторые сюжетные особенности
детективного жанра. Однако если в детективе центральной фигурой является
личность следователя, его привычки, манера поведения (например, Мегре, Коломбо,
Фандорин), то в данном случае автор сосредотачивает внимание на полноте и
достоверности расследования негативного явления, чтобы привлечь к нему
общественное внимание и добиться объективной правовой оценки.
Газета
"Совершенно секретно" (1999, №10) опубликовала криминальную историю
В. Лебедева "Убийство в селе Боево" с подзаголовком: "Наш
корреспондент через два года после трагедии сумел раскрыть страшное
преступление". По сложившейся традиции, заголовок расследования дан
броско, плакатно. Присутствует коллаж: панорама села, фотография убитого юноши
в матросской форме и отдельно - его одежда в момент трагедии.
Традиция
в подаче журналистских расследований преследует определенную цель: подчеркнуть
сенсационный характер публикации. Такого рода "гвоздевой" материал
часто начинается на первой полосе и продолжается внутри номера. Коллаж является
его визитной карточкой. В данном случае коллаж открывает окно в реальную
ситуацию. Читатель видит обычное мирное село с деревянными строениями и
окружающими их деревьями. Диссонансом на этом фоне выглядит одежда убитого,
присутствие которой поясняется следующими словами: "Окровавленную одежду
сына мать до сих пор хранит дома. Следствию она не понадобилась". Такое
оформление материала привлекает внимание читателя, порождает вопросы, ответы на
которые он ищет в тексте.
Экспозиция
расследования В. Лебедева, изображающая положение действующих лиц и обстановку
до начала событий, заслуживает цитирования по ряду причин. Прежде всего она
рисует необычные и странные обстоятельства, при которых завязывается конфликт.
Создается налет загадочности, таинственности, составляющий непременное условие
детективного повествования:
"Этот
междугородный телефонный звонок был одним из многих. В очередной раз
оторвавшись от работы, я снял трубку, представился. Взволнованный баритон стал
рассказывать мне путаную, совершенно непонятную историю о чьей-то смерти, о
каких-то снах. Мне пришлось прервать незнакомца. История на статью явно не
тянула, а обнадеживать человека не хотелось. Но тот, в трубке, совсем,
казалось, не огорчился, напротив, стал настойчивее:
-
Я убежден, что кто-нибудь из вашей газеты займется моим делом.
-
Тогда звоните завтра утром…
-
Я уверен, что мне поможет человек с одним рукавом. Так снилось Зинаиде
Григорьевне, а ее сны сбываются.
-
Это явно не про меня. Звоните завтра.
Править
статью почему-то не хотелось. Прихватив чашку с кофе, я направился к креслу, по
пути мельком взглянул в висевшее на стене зеркало - и чашка чуть не вылетела из
рук! Из зеркала на меня смотрел человек с одним рукавом!…
Надо
же. Перед странным звонком я, правя материал, машинально закатывал рукава своей
джинсовой рубашки. И успел закатать только один рукав. Совпадение, не больше,
но почему-то назавтра я примчался в редакцию первым. Звонок. Снимаю трубку. Тот
же голос, что и вчера, узнав меня, расстроился:
-
Вам моя история неинтересна… Помогите найти человека, у которого один рукав.
-
Нашел. Это я".
Первые
строчки произведения играют особую роль. От них во многом зависит, будет ли
читатель знакомиться с текстом дальше, или нет. Начало расследования В.
Лебедева заинтриговывает читателя.
Вторая
причина, заставляющая обратить внимание на процитированное вступление, касается
проблемы домысла и вымысла в публицистическом жанре. Журналистское
расследование, функционирующее в системе аналитических жанров, строится на
документальной основе, анализе фактов реальной действительности, оперативном
решении актуальной проблемы. Всякого рода гиперболизация, условность,
лирические отступления и прочие элементы художественности выходят за пределы
этой системы. Их присутствие считается естественным в
художественно-публицистических жанрах, где есть место домыслу - догадке,
основанной на предположениях, размышлениях, и вымыслу - плоду авторского
воображения, фантазии.
М.
Кольцов, обращавшийся к жанру журналистского расследования, писал: "Я
старательно избегаю "присочинения бород" к людям, которые, может
быть, в жизни бреются, присваивания народного говора людям, которые, может
быть, говорят по-книжному и т.д. Применяю это в самых редких, исключительных
случаях, через силу, нехотя. Поскольку же мне приходится все-таки пользоваться
вымыслом, я ввожу его в чистом виде, кусками, совершенно беллетристическими, не
отражающимися на фактическом материале" (2, 426-427). При таком подходе
стилистические приемы обработки материала, диалоги и сценки, сочиненные
автором, не ведут к искажению сущности изображаемого явления. Сказанное имеет
непосредственное отношение к "Убийству в селе Боево" и выявляет одну
из тенденций развития жанра журналистского расследования.
Завязка,
как начальный момент в развитии конфликта, изложена лаконично и подготовлена
экспозицией: "В Воронежскую область я выехал в тот же день. Предстояло
выяснить обстоятельства гибели Жени Никонова. Задача непростая, ведь прошло
более двух лет. В момент гибели ему исполнился 21 год. Интуиция подсказывала,
что это дело гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд".
Система
связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющая
сюжетную ткань расследования, открывается приездом журналиста в село Боево и
завершается его отъездом из села. Обращает на себя внимание активная авторская
позиция. Повествование ведется от первого лица, используются такие методы сбора
фактов, как наблюдение, интервьюирование, работа с документами, эксперимент.
"В
общем, самое обычное село. Обычное, если не считать того, с чем столкнулся я в
первые минуты пребывания в нем. Четверо ребят десяти-одиннадцати лет проезжали
мимо на подводе. Трое грызли молодые початки сырой кукурузы, а четвертый
погонял тощую лошаденку. Как вы думаете, чем в Боево погоняют лошадь?
Поводьями? Нет. И не прутиком, и не отцовским хлыстом - вилами. Причем не
черенком, а зубьями. Бедная кляча перебирала ногами, и кровь с ее крупа капала
на боевскую землю.
-
Как мне добраться до дома Никоновой Зинаиды Григорьевны? - остановил я женщину
в резиновых сапогах и домашнем халате. Окинув меня безразличным взглядом с ног
до головы и почти не шевеля губами, она произнесла: "Иди вон той дорогой.
Держись правой стороны, той, где бегают крысы… А потом выйди на чистую дорожку
и будет дом".
Как
и экспозиция, сцена знакомства журналиста с местом происшествия выполнена в
беллетристическом стиле и создает тревожный настрой, придает повествованию
некоторую мистическую окраску. Если на этом этапе фактический материал и
"беллетристические куски", пользуясь терминологией М. Кольцова,
представлены в тексте самостоятельно, то в дальнейшем реальность и сновидения
перемежаются, хотя документальная основа при этом не размывается и четко
излагается автором. В журналистском расследовании В. Лебедева имеются три
раздела с одинаковым названием
"Рассказ
Зинаиды Григорьевны" - это ее сновидения, которые представляют собой
параллельное, наряду с проводимым репортером расследованием, развитие сюжета и
усиливают эмоциональный фон, обостряют конфликтную ситуацию.
Из
первого рассказа Зинаиды Григорьевны явствует, что ее сын приехал в отпуск из
армии, его ждала невеста, была назначена свадьба. Юноша отправился на встречу с
невестой и не вернулся. "Привезли его из морга в 16.00. Ровно 21 год назад
я его родила, в тот же день и в то же время",- завершает свой первый
рассказ Зинаида Григорьевна, из которого читатель узнает о ее вещем сне, в том
числе и о человеке с одним рукавом, который поможет раскрыть преступление.
В.
Лебедев посвящает читателя в свои сомнения относительно выбора пути
расследования конфликта и, в частности, первого шага. Таковым становится его
знакомство с материалами уголовного дела Евгения Никонова. Выписки из
обвинительного заключения, приведенные репортером, свидетельствуют о
дорожно-транспортном происшествии (ДТП), ставшем причиной гибели юноши. "Но
что-то меня настораживало. Стал сравнивать показания свидетелей. Попытался
вникнуть в выводы следствия",- пишет автор. И далее анализирует материалы
уголовного дела, находит противоречия, упущения. "И закралось подозрение,
что следствие сознательно не обращало внимания на факты, красноречиво
свидетельствующие о том, что было все, что угодно, только не авария. Я
просмотрел видеокассеты с записью судебного заседания. И уверенность в том, что
имело место ДТП, истаяла окончательно",- так журналист приводит читателя к
конфликтной ситуации, которая становится объектом дальнейшего расследования.
Эффективность
деятельности журналиста-расследователя во многом зависит от четкости и
основательности плана работы, находчивости и изобретательности в его
реализации. В свою очередь составленный репортером план структурирует материал,
обеспечивает логичность композиции, последовательность раскрытия темы. Эту
задачу В. Лебедев решает с помощью приема, многократно использованного в
расследовании.
Он
пересказывает читателю свой сон, в котором маленький человечек угостил его
яблочным пирогом и густым какао, а затем указал ему на листок бумаги на столе:
"Т-там п-план,- сказал дрожащим голосом маленький человечек.- Я кивнул и -
проснулся". Собираясь в Боево, репортер обнаружил листок бумаги с ранее
составленным планом действий: "Под цифрой "I" значилось:
"Одежда Жени Никонова". И я почувствовал привкус какао".
Оказалось, что одежда погибшего хранится родителями, но суд ею не
заинтересовался. Дальнейшие действия журналиста подтверждают ориентацию его
расследования на правовую модель следствия:
"Дело
в том, что при аварии, да еще такой серьезной, повлекшей смерть человека, на
одежде сохранились бы счесы, дыры и частицы асфальта, а на одежде Никонова даже
пуговички не оторвалось. Вся целехонькая и чистая. Только огромные,
заплесневевшие от времени пятна крови, стекавшей из раны на голове. Пятна на
одежде располагаются так, как если бы человек сидел с пробитой головой, а не
лежал "головой вниз", как изящно выразилась судья (очевидно, "лицом
вниз" и "головой вниз" для нее одно и то же. Криминалистическая
экспертиза одежды потерпевшего почему-то не проводилась.
Под
цифрой "2" на моем листочке стояло: "Место ДТП". Я взял
рулетку и несколько часов проползал с нею, измеряя ширину обочины и ту часть
дороги, где якобы произошла авария. Сравнил свои данные со схемой ДТП,
представленной суду следователем Колодезянского отделения милиции Агушевым
И.Е.: схема составлялась где угодно, только не на месте аварии. Своими выводами
я поделился с Зинаидой Григорьевной".
Страницы: 1, 2
|