Статья: Журналистика и издательское дело
Елена УГАРОВА, по материалам зарубежных СМИ
Общий взгляд
Издательское
дело - это давно утвердившаяся сфера деятельности. Одни считают, что оно
возникло еще несколько тысяч лет назад, другие - пятьсот лет назад, кто-то же
уверен, что оно появилось на свет в конце девятнадцатого века. Все зависит от
того, что считать точкой отсчета: первые записи, сделанные на папирусе или
выбитые на каменных табличках, появление полнообъемных печатных изданий Иоганна
Гутенберга или изобретение в 1884 году наборной строкоотливной машины.
Производственные технологии издательского дела меняются, но созидающая сила
вдохновения, которая позволяет заполнить страницы изданий, остается неизменной.
В издательском деле все виды деятельности делятся на две большие группы: дела
производственные и дела творческие. Поэты, прозаики, ученые и журналисты давно
используют печатные страницы для того, чтобы донести до широкого читателя свои
соображения. Художники, редакторы, корректоры, верстальщики, макетчики, а также
большое количество технических специалистов, включая операторов печатных
станков, сумели превратить творческое воображение авторов в коммерческий
продукт еще во времена Гутенберга.
В
наше время издательства продолжают издавать книги, газеты и журналы, которые
развлекают нас и информируют о последних событиях, позволяют нам расширить
кругозор. Массовым изданием книг занимаются в основном крупные издательские
компании, часть которых входит в состав гигантских холдингов. Круг этих
издательств, расположенных, главным образом, в Нью-Йорке, постепенно сужается.
Научные и академические издания, как правило, находятся в ведении издательств, связанных
с университетами. Выходит в свет и множество специальной литературы практически
по всем областям знаний: от узкоспециальных изданий для компьютерщиков до
руководства для каменщиков. Большинство американских издательств, печатающих
техническую литературу, также сосредоточены в Нью-Йорке. В их числе такое
респектабельное издательство, как Addison-Wesley.
В
Нью-Йорке издаются и многие журналы для массового читателя: Time, New Yorker, Rolling
Stone и Vanity Fair. Специальные журналы выпускают такие компании, как Hachette Filipacchi - это Woman"s Day, Elle, Car and Driver, George, Mirabella и Metropolitan Home. Несмотря на то, что значительная часть
узкоспециальных журналов также издается в Нью-Йорке, многие из них базируются в
профильных центрах. К примеру, Variety издается в Голливуде, а многочисленные
компьютерные издания издают такие компании, как Miller Freeman. Они расположены
в Силиконовой долине.
Ежедневная
периодика за последнее десятилетие несколько сдала свои позиции, от империй
медиа-магнатов Уильяма Херста и Джозефа Пулицера мало что осталось. Однако
газеты не сдаются. Они продолжают печататься в американских городах, хотя те
города, где издаются две или более авторитетные газеты, можно пересчитать по
пальцам одной руки.
В
отличие от книг, газеты и журналы выживают во многом благодаря рекламе. Это
означает, что на их содержание и выпуск влияют интересы крупных рекламодателей,
хотя редакции и ведут непрекращающуюся войну за свою независимость с
собственными отделами рекламы, в то время как издатели выступают в качестве
арбитров. Издание книг происходит по другим законам. Здесь не требуется
привлекать рекламодателей. Здесь нужно устанавливать контакты с
распространителями печатной продукции, крупными сетями сбыта, а теперь и с
Интернет-магазинами, например, Amazon.com.
Вместе
с тем, несмотря на многообразие изданий, профессиональные обязанности в
редакционной и производственной сферах практически везде одинаковы. Авторы
пишут тексты. Редакторы готовят эти тексты к публикации. Корректоры не только
проверяют, чтобы в текстах все запятые стояли на своих местах и названия были
написаны с большой буквы. Им необходимо сделать так, чтобы все было правильно с
точки зрения грамматики и стиля. Художники и верстальщики решают, какую бумагу
использовать, какой ширины сделать поля и что вынести на обложку. Что касается
обложки, такие решения, как правило, принимаются совместно со специалистами по
маркетингу. Потом в работу включаются специалисты, которые, взаимодействуя с
типографией, заботятся о том, чтобы в напечатанном издании не было искажения
цвета, чтобы все страницы шли в нужном порядке и вид журнала или книги
полностью соответствовал желанию издателя. Это очень кропотливая работа, которая
требует точного соблюдения всех действий и особого внимания к деталям.
Тенденции развития
Популизм
По
мере того, как растет конкуренция на этом, уже довольно тесном рынке, все более
важное значение приобретают тиражи. Сейчас даже наиболее престижные новостные
издания обвиняют в популизме. Отходя от классического журналистского правила
выбирать для освещения вопросы общественной значимости, в погоне за тиражами
печатные и он-лайновые издания изменяют содержание и направленность материалов
и их подачи. Газета "USA Today" стала первой, кто стал излагать
читателям информацию в упрощенном виде. Ее страницы заполнили яркие фотографии
и доступная информация в графическом виде, ее стали продавать в автоматах, похожих
на телевизоры. Благодаря такой стратегии рейтинг этой ежедневной газеты, соединяющей
в себе черты телевидения, газеты и комикса, немедленно взлетел вверх. Но
одновременно это вызвало резкое неприятие со стороны серьезного читателя.
Изменение
стиля работы
Образы
своенравных, но талантливых репортеров и гудящих, словно улей, редакционных
помещений уходят в прошлое. На смену им приходит в большей степени
корпоративный стиль работы, все более зависящий от цифровых технологий. В
настоящее время все чаще случается, что главный редактор изучает в своем
кабинете обзоры рынка, бюджетные планы и штатное расписание, чтобы эффективнее
использовать резервы. Корреспондент часто отбирает текущие события с помощью
электронных информационных изданий. Редактор отдела городской хроники часто
работает над номером газеты, используя специализированное программное
обеспечение. Меняется и читательская база. Вместо жителей небольшого городка, для
которых важны лишь местные новости, журналист, пишущий для он-лайновых изданий,
обращается к громадной глобальной аудитории, и поэтому круг тем значительно
расширяется.
Перспективы
трудоустройства
Издательское
дело и журналистика, как и раньше, предоставляет блестящие карьерные
возможности гуманитариям, а также людям, которые любят читать, думать и
обсуждать свои идеи. Такие люди занимают большинство вакансий в редакциях
крупных изданий, которые сосредоточены преимущественно в Нью-Йорке.
Дополнительные возможности для людей с техническим образованием и креативными
способностями дает Сеть.
В
то же самое время в издательском бизнесе резко вырос спрос на
высококвалифицированных специалистов по маркетингу. К примеру, газета Los
Angeles Times даже переманила к себе бывшего бренд-менеджера компании General
Mills и доверила ему функции издателя. Стоит иметь в виду, что издатели
внимательно следят за экономической стороной дела, и поэтому люди, имеющие опыт
работы в сфере бизнеса, пользуются преимуществом.
Занять
свое место в традиционной журналистике довольно трудно. Лучше всего сначала
поработать в качестве стажера. Так вы получите ценный опыт и завяжете
необходимые контакты в профессиональной сфере. Старые репортеры признают, что
знания дает образование, а навыки - опыт, который нарабатывается годами. В силу
того, что круг интересов издателей очень широк, возможностей для роста
предостаточно.
Диверсификация
издательского бизнеса привела к изменениям и на рынке вакансий. Если лет
пятнадцать назад молодой журналист начинал работать в газете в качестве
репортера, то, как правило, потом не уходил на телевидение или в книжное
издательство. Если вы занимались новостями, вам не предлагали делать рекламные
материалы. Сейчас же подобное совместительство становится намного более
распространенным. И хотя журналисты старой школы отвергают подобные
трансформации, нельзя не согласиться с тем, что они значительно расширяют
возможности трудоустройства.
Основные
вакансии
В
зависимости от конкретной области работы и издания названия профессий и круг
обязанностей могут меняться. Необходимо также обратить внимание и на то, что в
настоящее время усиливается тенденция к резкому сокращению редакционных штатов,
и поэтому зачастую требуется совмещение функций, свойственных специалистам
разных профессий.
Редактор
Обязанности
редакторов значительно изменились. Теперь им приходится обращать внимание и на
предпочтения читателей, и на тенденции развития рынка и на другие требования
времени. И это все помимо основных функциональных обязанностей, как то:
осуществлять общее руководство, подстегивать авторов и художников. В крупных
изданиях редакторы ведают определенными отделами: внутренней политики, международной
жизни, финансовых новостей, искусства, новинок литературы и т.п. В маленьких
издательствах редакторы занимаются всеми вопросами сразу, а, кроме того, сами
много пишут и готовят макет номера. В сфере Интернета таких людей обычно
называют продюсерами. Они отвечают за общее руководство, взаимодействие с
авторами и художниками, сотрудничающими с изданием на непостоянной основе, и за
планирование бюджета.
Корреспондент
В
работе корреспондентов мало что изменилось. Как сказал один старый репортер, "это
вся та же старая любовь - стремление к потрясающему материалу и славе".
Сегодняшние репортеры предпочитают, чтобы их называли корреспондентами и просто
журналистами. Частенько вместо блокнотов и ручек они используют ноутбуки. Но
помимо этого им приходится много говорить по телефону, следовать за машинами
скорой помощи и пожарных, а также лихорадочно писать репортажи, стремясь успеть
к сроку. Все это делается для того, чтобы увидеть свою фамилию под статьей.
Кому-то известность выпадает всего на пятнадцать минут. Репортеры же находятся
в центре внимания постоянно. Раньше стать корреспондентом газеты или журнала
мог стать каждый, кто писал приличные статьи для школьной газеты. Сейчас многие
корреспонденты имеют высшее образование в области журналистики или
телекоммуникаций.
Корректор
Ставить
запятые и проверять названия - неблагодарная работа. Никто тебя не любит. Никто
не обращает на тебя внимания. Но не будь тебя, статьи в газетах и журналах, книги
и материалы в Интернете были бы полны ошибок и опечаток. Если вы не против того,
чтобы наводить порядок за другими, эта работа для вас. И, кроме того, это один
из последних по-настоящему демократических бастионов в издательском бизнесе: о
вас судят по вашим способностям, то есть вы либо знаете о наличии вводных слов,
либо не знаете. У вас будет дополнительное преимущество, если у вас есть
познания и в другой области, хотя для работы в качестве корректора, как правило,
требуется только грамотность и внимание подмечать мелочи.
Фотограф
или художник
Фотографы
и художники выполняют одни задачи, хотя и разными способами. Как правило, специалисты
этих профессий не входят в штат редакции, а работают по найму. Тем, кто
стремится к стабильному заработку, лучше заключить договор с приличным
агентством. Начните с хорошего портфолио. Через какое-то время вы уже сможете
выбирать, какие заказы выполнять. И тогда можно начать работать и
самостоятельно.
Помощник
редактора
Помощник
редактора - универсальная палочка-выручалочка. Для такой работы требуются
неутомимые, активные люди, готовые всегда прийти на помощь. Обязанностей сейчас
у них больше, чем раньше, зарплата все такая же крошечная, хотя редакторы
считают их незаменимыми.
Издатель
На
первом месте у издателя стоят вопросы менеджмента и финансов и лишь на втором -
содержание статей. Издатели заботятся о том, чтобы поступало достаточное
количество рекламы и не уменьшалось число желающих ознакомиться с результатами
труда редакции. Это неблагодарное занятие, так как шипы достанутся вам, а розы
- другим. Но главное, эта работа приносит большое удовольствие тем, кто сумел
вытянуть провальный проект или вывести в лидеры убыточное издание.
Отдел
рекламы
Прежняя
практика продавать место, отведенное для рекламы, любому, кто заплатит - от
местных предпринимателей до зарубежных советов по туризму - чтобы обеспечить
выживание издания, похоже, уходит в прошлое. Правда, пока еще никто не придумал,
чем это заменить, и поэтому сотрудники отдела рекламы продолжают искать и
прощупывать потенциальных крупных клиентов. Редакторы могут недовольно ворчать
по поводу затрат на представительские расходы, хотя и понимают, что этого не
избежать. Работа в отделе рекламы трудна и утомительна. Выживают лишь самые
настойчивые и рьяные, хотя потом, они, как правило, отходят от рекламных дел и
занимаются другими вопросами. Работа в отделе рекламы в отличие от других
специальностей не требует высшего образования. Необходимо лишь обладать
желанием работать и умением постоянно кого-то убеждать.
Отдел
продаж
Для
того чтобы найти покупателей, приходится обходить многочисленные книжные
магазины, учебные заведения и прочие места, где могут проявить интерес к вашему
изданию. Если вам повезет, вы сможете воспользоваться тропами, которые
проложили еще ваши предшественники. Невезучим придется смириться с тем, что все
лучшие места уже заняты конкурентами, и тратить все время на то, чтобы отыскать
новых, как правило, увы, безденежных клиентов. Больше трех лет на такой работе
обычно не выдерживают, и если вам удастся выжить, вам будут рады предложить
менее утомительную работу в редакции.
Отдел
маркетинга и распространения
Круг
обязанностей в разных изданиях может значительно отличаться. В журналах и
газетах у отдела маркетинга стоит задача расширить систему сбыта издания. Для
этого иногда может понадобиться разработать новые программы подписки или
проверить, каким образом издание представлено в торговых точках. В сфере
книгоиздательства от вас может потребоваться организовать рекламную акцию для
автора бестселлера. В Сети вашей задачей будет постараться привлечь
максимальное число людей, которым был бы интересен ваш Интернет-сайт. Несмотря
на ворчание редакторов, специалисты, занимающиеся маркетингом и сбытом издания,
необходимы для успеха изданий во всех секторах данного бизнеса.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.redaktoram.ru/
|