на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпаргалка: Лекции по информатике

Шпаргалка: Лекции по информатике

Введение в проблему искусственного интеллекта (ИИ)

1.   Понятие систем ИИ, их классификация области применения и перспективы развития.

2.   Использование систем ИИ в организационном управлении.

1. Понятие систем ИИ, их классификация области применения и перспективы развития.

ИИ - это научно-исследовательское направление создающие модели и соответствующие программные средства, позволяющие с помощью ЭВМ решать задачи творческого, не вычислительного характера, которые в процессе решения требуют обращения к семантике (проблеме смысла). Исследования в области ИИ проводятся в течение 30 лет.

Началом работ в области ИИ считают создание ЭВМ, которая должна была имитировать процесс человеческого мышления. Разработка Розенблата. Машина-персептрон имела два вида нейтронов, которые образовывали нейтронную сеь.

Исследования в области ИИ разделились на два подхода:

1)Конекционистский

2)Символьный

Начало работ в (2) считают разработки университета Корнеги Меллона, а именно два программных комплекса:

а)логик-теорик;

б)общий решатель задач.

В конце 60-х изменилась методология решения задач ИИ, т.е. вместо моделирования способов мышления человека началась разработка программ способных решать человеческие задачи, но на базе Эффективных машинно-ориентированных методов.

Исследовательским полигоном этого периода явились головоломки и игры. Это объясняется замкнутостью пространства поиска решений и возможностью моделирования очень сложной стратегии поиска решения. В то же время делаются попытки перенести ИИ из искусственной среды в реальную. Возникает проблема моделирования внешнего мира. Это привело к появлению интегральных роботов, которые изначально должны были выполнять определенные операции в технологических процессах, работать в опасных для человека средах. С появлением роботов большое внимание уделяется реализации функции формирования действий, восприятие ими информации о внешней среде. Появление роботов считают вторым этапом исследований в ИИ.

В начале 70-х акценты в ИИ сместились на создание человеко-машинных систем, позволяющих комплексно на основе эвристических методов вырабатывать решения в рамках конкретных предметных областей на основе символьного подхода. В это же время стали развиваться бурными темпами экспертные системы (ЭС). ЭС - позволяет выявлять, накапливать и корректировать знания из различных областей и на основе этих знаний формировать решения , которые считаются если не оптимальными, то достаточно эффективными в определенных ситуациях.

ЭС используют знания группы экспертов в рамках определенной предметной области. В качестве экспертов используются конкретные специалисты, которые могут быть не достаточно знакомы с ЭВМ. В настоящее время в общем объеме доля ЭС составляет до 90%. Если проранжировать области применения по количеству созданных образцов:

1.   Медицинская диагностика, обучение, консультирование.

2.   Проектирование ЭС.

3.   Оказание помощи пользователям по решению задач в разных областях.

4.   Автоматическое программирование. Проверка и анализ качества ПО.

5.   Проектирование сверхбольших интегральных схем.

6.   Техническая диагностика и выработка рекомендаций по ремонту оборудования.

7.   Планирование в различных предметных областях и анализ данных, в том числе и на основе статистических методов. Интерпретация геологических данных и выработка рекомендаций по обнаружению полезных ископаемых.

Первые образцы ЭС занимали по трудоемкости разработки 20-30 человеко/лет. В коллектив разработчиков входили: эксперты предметной области, инженеры по знаниям или проектировщики ЭС, программисты. В проектировании ЭС есть существенное отличие от проектирования традиционных информационных систем. Это объясняется тем, что в ЭС используется понятие “знание”, а в традиционной системе - “данные”. В ЭС отсутствует понятие жесткого алгоритма, а всевозможные действия задаются в виде правил, которые являются эвристиками, т.е. эмпирическими правилами или упрощениями. В процессе работы системы производится построение динамического плана решения задачи с помощью специального аппарата логического вывода понятий.

С появлением ЭС появилась новая научная дисциплина - инженерия знаний, которая занимается исследованиями в области представления и формализации знаний, их обработки и использования в ЭС. В настоящее время под термин ЭС попадает очень большой круг систем, которые можно отнести к ЭС только по используемым моделям и методам проектирования. Поэтому делается попытка более строгой классификации систем ИИ символьного направления.


В настоящее время при широком использовании символьного подхода усилилось внимание к использованию нейтронных сетей. Это объясняется тем, что предложены очень мощные модели нейтронных сетей и алгоритмы их обучения (метод обратного распространения ошибок).

Нейтронные сети используются в медицинской диагностике, управлении самолетом, налоговых и почтовых службах США.

Одной из составляющих успеха нейтронных сетей явилась совместная разработка компании Intel и корпорации Nestor микросхемы с архитектурой нейтронных сетей.

Тенденции развития средств вычислительной техники:

1.   Развитие вычислительной базы: параллельные, нейтронные и оптические технологии, которые будут способны к распределенному представлению информации, параллельной ее обработки, обучению и самоорганизации.

2.   Развитие теоретической основы для информационной обработки основанный на понятии ‘Softlogic’, поддерживающий как логический, так и интуитивный вывод понятий.

3.   Разработка для реальных приложений системы когнетивных функций, таких как речь, звуковые эффекты, когнетивная графика и т.п.

ЭС как разновидность систем ИИ.

1.   Структура ЭС.

2.   Определение знаний и базы знаний (БЗ).

3.   Определение понятий логического вывода.

4.   Организация интерфейса с пользователем в ЭС.

1. Структура ЭС.


2. Определение знаний и базы знаний (БЗ).

 Основным элементом БЗ являются знания о предметной области, в которой должна функционировать ЭС.

Знание - это совокупность сведений, образующих целостное описание соответствующее определенному уровню осведомленности об описываемой проблеме.

Основное отличие знаний от данных в том, что данные описывают лишь конкретное состояние объектов или группы объектов в текущий момент времени, а знания кроме данных содержат сведения о том как оперировать этими данными.

В БЗ ЭС знания должны быть обязательно структурированы и описаны терминами одной из модели знаний. Выбор модели знаний - это наиболее сложный вопрос в проектировании ЭС, так как формальное описание знаний оказывает существенное влияние на конечные характеристики и свойства ЭС.

В рамках одной БЗ все знания должны быть однородно описаны и простыми для понимания. Однородность описания диктуется тем, что в рамках ЭС должна быть разработана единая процедура логического вывода, которая манипулирует знаниями на основе стандартных типовых подходов. Простота понимания определяется необходимостью постоянных контактов с экспертами предметной области, которые не обладают достаточными знаниями в компьютерной технике.

Знания подразделяются с точки зрения семантики на факты и эвристики. Факты как правило указывают на устоявшиеся в рамках предметной области обстоятельства, а эвристики основываются на интуиции и опыте экспертов предметной области.

По степени обобщенности описания знания подразделяются на:

1)  Поверхностные - описывают совокупности причинно- следственных отношений между отдельными понятиями предметной области.

2)  Глубинные - относят абстракции, аналогии, образцы, которые отображают глубину понимания всех процессов происходящих в предметной области. 

Введение в базу глубинных представлений позволяет сделать систему более гибкой и адаптивной, так как глубинные знания являются результатом обобщения проектировщиком или экспертом первичных примитивных понятий.

По степени отражения явлений знания подразделяются на:

1)  Жесткие - позволяют получить однозначные четкие рекомендации при задании начальных условий.

2)  Мягкие - допускают множественные расплывчатые решения и многовариантные рекомендации.

Тенденции развития ЭС.


М,Ж - мягкие, жесткие знания.

П,Г - поверхностные, глубинные знания.

I - медицина, управление

II - психодиагностика, планирование

III - диагностика неисправностей разного вида

IV - проектирование различных видов устройств

Обычно при проектировании БЗ проектировщик старается пользоваться стандартной моделью знаний (МЗ):

1 -  продукционная модель знаний (системы продукции)

2 -  логическая МЗ

3 -  фреймовая МЗ

4 -  реляционная МЗ

По форме описания знания подразделяются на:

1)  Декларативные (факты) - это знания вида “А есть А”.

2)  Процедурные - это знания вида “Если А, то В”.

Декларативные знания подразделяются на объекты, классы объектов и отношения.

Объект - это факт, который задается своим значением.

Класс объектов - это имя, под которым объединяется конкретная совокупность объектов-фактов.

Отношения - определяют связи между классами объектов и отдельными объектами, возникшие в рамках предметной области.

К процедурным знаниям относят совокупности правил, которые показывают, как вывести новые отличительные особенности классов или отношения для объектов. В правилах используются все виды декларативных знаний, а также логические связки. При обработке правил следует отметить рекурсивность анализа отношений, т.е. одно правило вызывает глубинный поиск всех возможных вариантов объектов БЗ.

Граница между декларативными и процедурными знаниями очень подвижна, т.е. проектировщик может описать одно и то же как отношение или как правило.

Во всех видах моделей выделен еще один вид знаний - метазнания, т.е. знания о данных. Метазнания могут задавать способы использования знаний, свойства знаний и т.д., т.е. все, что необходимо для управления логическим выводом и обучением ЭС.

3. Определение понятий логического вывода.

Аппарат логического вывода предназначен для формирования новых понятий, т.е. решений в рамках определенной предметной области. Как правило логический вывод тесно связан с конкретной моделью знаний и оперирует терминологией этой модели. Есть несколько общих понятий для всех МЗ:

1)  стратегия вывода

2)  управляющая структура

В ЭС применяется стратегия вывода в виде прямой и обратной цепочек рассуждения. Прямая стратегия ведет от фактов к гипотезам, а обратная пытается найти данные для доказательства или опровержения гипотезы.

В современных ЭС применяются комбинированные стратегии, которые на одних этапах используют прямую, а на других обратную цепочки рассуждения.

Управляющая структура - это способ применения или активизации правил в процессе формирования решений. Управляющая структура полностью зависит от выбранной проектировщиком модели.

Например, для продукционной модели наиболее часто используются такие управляющие структуры:

1 - последовательный перебор правил

2 - одно подмножество правил применяется для выбора очередного правила

Независимо от формы управляющей структуры в процессе поиска решений в некоторых точках поиска возникает необходимость выбора последующего направления поиска. Используется два метода:

1 - “сначала вглубь”

2 - “сначала вширь”

Важной проблемой, которая требует обязательного решения в рамках аппарата логического вывода, является подтверждение или оценка достоверности формируемых системой частичных или общих решений. Трудность заключается в том, что ЭС как правило, работают с нечеткими, часто неопределенными понятиями, которые должны быть строго оценены и иметь четкую форму выражения.

Термин “нечеткость” в ЭС недостаточно определен ив инженерии знаний используется такая классификация нечеткости:

1 - недетерминированность вывода

2 - многозначность

3 - ненадежность знаний

4 - неполнота

5 - неточность

1 - Под недетерминированностью вывода подразумевается возможность формирования плана решения задачи из определенных правил методом проб и ошибок, с возвратами при необходимости для построения других, более эффективных планов. С целью ускорения поиска эффективного плана в систему вводят оценочные функции разного вид, а также эвристические значения экспертов.

2 - Многозначность интерпретации знаний в процессе выработки решений устраняется за счет включения в систему более широкого контекста и семантических ограничений.

Метод семантических ограничений называется методом релаксации. Суть его в том, что с помощью циклических операций применяются локальные ограничения, которые согласовываются между собой на верхнем уровне.

3 - Ненадежность. Для устранения ненадежности знаний, которая довольно часто используется в ЭС, используются методы основанные на нечеткой логике: расчет коэффициентов уверенности, метод Байеса и т.д. Нечеткая логика - разновидность непрерывной логики, в которой логические формулы могут принимать значения не только 0 или 1, но и все дробные значения между 0 и 1 для указания частичной истины. Наиболее слабое место в нечеткой логике - это реализация функции принадлежности, т.е. присваивание предпосылкам весовых значений экспертами (зависит от конкретного человека).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.