Атлетическая гимнастика как вид самостоятельных занятий физической культурой
САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Физическая культура» На тему: «Атлетическая гимнастика как вид самостоятельных занятий физической культурой» Работу выполнил: студентка группы МС-406-5,5 Работу проверил: преподаватель по физической культуре Самара 2009 Атлетическая гимнастика - это один из оздоровительных видов гимнастики, представляющий собой систему гимнастических упражнений силового характера, направленных на гармоничное физическое развитие человека и решение конкретных частных задач силовой подготовки. Воздействие силовых гимнастических упражнений на занимающегося может быть как общего характера (на организм в целом), так и локального (на группу мышц, звено опорно-двигательного аппарата). Отсюда и эффект занятий может быть поддерживающе-тонизирующим или развивающим. При этом сохраняются основные принципы и методы организации занятий гимнастикой как при составлении отдельного комплекса атлетической гимнастики, при планировании конкретной тренировки, так и при организации системы занятий атлетической гимнастикой (циклы, этапы, периоды). К средствам атлетической гимнастики следует отнести шесть групп гимнастических упражнений, отличающихся характером и условиями выполнения: 1-я группа - упражнения без отягощений и предметов, связанные с преодолением сопротивления собственного веса тела (звена); 2-я группа - упражнения на снарядах массового типа и гимнастического многоборья; 3-я группа - упражнения с гимнастическими предметами определенной конструкции и тяжести (мячи, палки, амортизаторы и т.п.); 4-я группа - упражнения со стандартными отягощениями (гантели, гири, штанга); 5-я группа - упражнения с партнером (в парах, тройках); 6-я группа - упражнения на тренажерах и специальных устройствах. Для обеспечения должного эффекта силовой тренировки и управления тренировочным процессом можно выделить вспомогательную группу упражнений, в которую входят: физические упражнения, сопутствующие силовому развитию (на гибкость, ловкость, быстроту), для двигательного переключения и активного отдыха, на растягивание и расслабление. Приведем пример урока атлетической гимнастики для начинающих. Основная задача - гармоничное физическое развитие и общая силовая подготовка. Особенность занятия - умеренная силовая нагрузка на различные мышечные группы. Средства занятия - общеразвивающие упражнения силового характера с предметами и без предметов, упражнения на снарядах, круговая силовая тренировка. Продолжительность занятия от 30 до 45 минут в зависимости от уровня подготовленности занимающихся и конкретных задач. Возможный контингент занимающихся - школьники 10-14 лет. Особенностью данного урока является широкий диапазон регламентирующих параметров в зависимости от условий проведения и индивидуальных возможностей занимающихся. При этом следует подчеркнуть следующее: 1) для получения ощутимого эффекта занятий необходим трехразовый режим занятий в неделю со сменой комплекса упражнений через каждые 2-3 недели; 2) в подготовительной части урока рекомендуется использовать комплекс из 6-8 упражнений общего силового характера, а основная часть должна отличаться разнообразием средств и воздействием на большинство мышечных групп разных звеньев тела, при этом показатель моторной плотности данной части урока должен быть в пределах 80%; 3) желательно использование вспомогательных упражнений на уроке атлетической гимнастики: на гибкость, координацию, вращения, равновесие, релаксацию и другие, причем их местом может быть как окончание занятия, так и основная часть, когда необходимы активный отдых или двигательные переключения. |
Содержание | Дозировка | Методические особенности | | I. Подготовительная часть (6-10 мин.) | | 1. Челночный бег вокруг двух-трех гимнастических скамеек. | 35-40 сек. | Пульсовая зона 120 уд./мин. | | 2. Из стойки ноги врозь - наклоны вперед и назад с касанием руками носков и пяток. | 20-30 повторений | При наклоне назад небольшое сгибание ног в коленях | | 3. В парах, стоя лицом друг к другу, руки вперед - поочередные сгибания и разгибания рук с сопротивлением. | 10-12 раз | Сопротивление близкое к максимальному. | | 4. У опоры - приседания на одной ноге, другая - вперед. | 8-10 раз на каждой | Помощь опорной рукой минимальная. | | 5. В парах, из стойки ноги врозь, выпрямляясь после наклона вперед, бросок набивного мяча (1 кг) снизу. | 10-12 раз | Расстояние между партнерами 3-5 м. | | 6. Из стойки руки вниз с мячом (см. упр. 5) бросок мяча вверх, поворот на месте на 360° и ловля мяча. | 8-10 раз | Чередование поворотов влево и вправо. | | 7. Толчком двух ног прыжки через гимнастическую скамейку: вперед-назад или влево-вправо. | 12-14 повторений | Без остановок, темп умеренный. | | 8. Из стойки руки вниз, набивной мяч в руках (1 кг), приседая, перекат назад в группировке, то же вперед в присед, прыжок вверх - руки с мячом вверх. | 6-8 раз. | Мяч прижимать к груди, прыжок вверх максимальный. | | II. Основная часть (20-30 мин.) | | 1. Лазанье по канату (3-4 м) с помощью рук и ног в два или три приема. | 3 подхода | Каждый подход без остановок, отдых между ними 30 сек. | | 2. Конь (козел), высота 1 м - лежа на животе, ноги закреплены или зафиксированы партнером, руки за головой, в руках набивной мяч или гантеля (1 кг) - поднимание и опускание туловища. | 2 подхода по 10 раз | Регламентация: по весу отягощения или положению рук. | | 3. Брусья параллельные - из упора на концах брусьев, толчком двух рук перескоки вперед вдоль жердей. | 3 подхода | Избегать сильного сгибания рук. | | 4. Перекладина высокая - из виса подтягивание и подъем силой в упор с поочередным переводом рук в упор и медленное опускание вперед в вис. | 2 подхода по 8 раз | Оказание помощи или сопровождение при подъеме. | | 5. Круговая тренировка - шесть станций: - из приседа выпрыгивание вверх; - отжимание в упоре лежа, руки шире плеч; - поднимание прямых ног в висе; - прыжки через скакалку: два простых и один с двойным вращением; - из положения стоя ноги врозь, в руках отягощение (2,5 кг), наклон вперед, выпрямляясь, поднять руки вверх, и.п. - из положения лежа на спине сед согнувшись и вернуться в исходное положение. | 1-2 круга | Каждое задание выполняется без пауз в течение 30 сек., на смену станций - по 10 сек., возможна регламентация по темпу и продолжительности выполнения заданий. | | 6. Кольца - из виса поднимание прямых ног в вис согнувшись и опускание в вис сзади, затем обратный переход в вис. | 2 подхода по 6 раз | Возможны проводка и помощь при выполнении. | | 7. Лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз с отягощением, например, партнер сидит на плечах. | 3 подхода | Подбор отягощений индивидуален. | | III. Заключительная часть (4-6 мин.) | | 1. Стоя спиной у гимнастической стенки, руки хватом на уровне плеч - прогибание вперед и возвращение в и.п. | 4-6 повторений | Медленное движение с максимальным выпрямлением рук. | | 2. Выпрямление и вытягивание в висе (на гимнастической стенке, перекладине, высоких брусьях и т.п.) с удержанием максимально прямого положения. | 2 подхода по 10-15 сек. | Движение произвольное или с отягощением. | | 3. Стоя ноги врозь на гимнастической стенке, руки хватом на уровне пояса - наклон вперед со сгибанием в тазобедренных суставах, возвращение в и. п. | 6-8 раз | Сохранять прямое положение рук и ног. | | |
Атлетическая гимнастика - не панацея. Но ее ценность и для общества, и почти для каждого конкретного человека гораздо выше, чем гимнастики спортивной и художественной вместе взятых и уж, тем более, гимнастики силовой, то есть тяжелой атлетики. Атлетическая гимнастика в той или иной степени может и должна быть дополнением к другим видам занятий физкультурой - бегу, плаванию, футболу, единоборствам и т.д. Заниматься могут мужчины и женщины, взрослые и дети. С увеличением возраста такие занятия даже полезнее, чем молодым. Особенно женщинам. Дело в том, что силовая тренировка препятствует развитию остеопороза. Но, конечно, если заниматься с головой. Разумные занятия атлетикой - атлетизмом могут помочь в тренировке сердечно-сосудистой системы, регуляции веса, коррекции фигуры, как средство общей физической и специальной подготовки в спорте, различных профессиях и прочее, и прочее.
|