Организация контроля за деятельностью подчиненных на предприятиях
34 Введение Темой данной работы является «Организация контроля за деятельностью подчиненных на предприятиях сервиса и туризма». Актуальность темы связана с особенностями Российского менталитета, так как в нашей стране если над деятельностью подчинённых не осуществляется контроль, то эта деятельность является мене эффективной. Только при правильной организации кадрового учёта и контроля результатов труда работников можно достигнуть высокой производительности и качества труда, а как следствие конкурентоспособного предприятия. Исходя из вышесказанного, целью работы является выявление специфики организации контроля за деятельностью подчинённых на предприятия сервиса и туризма. Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: - четко обозначить понятие, функции и концепции управления персоналом; - исследовать особенности технологии управления персоналом на предприятиях индустрии туризма; - изучить сущность контроля и способы его организации на предприятиях сервиса и туризма; - дать характеристику исследуемого предприятия; - рассмотреть способы контроля на примере турфирмы; - сделать выводы по результатам проделанной работы. Объектом исследования является турагенство «Дискавери», а предметом - организация и реализация контроля за деятельностью подчинённых на предприятиях сервиса и туризма. В теоретической части работы использовалась литература и материалы по менеджменту в социально-культурном сервисе и туризме, а так же научные издания. Библиографический список представлен в конце работы. Структура работы представлена следующим образом: 1. введение (освещает актуальность темы, цели и задачи написания работы). 2. основная часть - теоретическая. В этой главе раскрывается понятие, функции и концепции управления персоналом. Рассматривается сущность контроля и способы его организации за подчинёнными на предприятиях сервиса и туризма. 3. вторая часть - практическая. В этой части работы исследуется организация контроля за деятельностью подчинённых в турфирме «Дискавери». 4. заключение (содержит основные выводы по проделанной работе). 5. литературные источники. Рекомендации, разработанные в рамках данной работы, будут представлены руководителю турфирмы «Дискавери». 1. Теоретические основы управления персоналом и организации контроля за деятельностью сотрудников на предприятиях сервиса и туризма. 1.1 Понятие, функции и концепция управления персоналом В настоящее время повышение эффективности бизнеса в целом на-прямую связываются с возможностями улучшения работы персонала. Во многом это объясняется целевым назначением сферы услуг: обслу-живание людей, удовлетворение их запросов и учет интересов. Важной особенностью турпродукта, отличающей его, прежде всего от промышленных товаров, является широкое участие людей в произ-водственном процессе. Служащие организаций (гос-тиниц, автотранспортных предприятий, предприятий питания и т. д.), осуществляющие прием туристов, предоставляют услуги, которые че-рез их посредничество становятся частью продукта. Туристский продукт: 1. Материальные услуги (Гостиничные номера, мебель, оборудование, питание, транспортные средства и т. д.) 2. Нематериальные услуги (Сервис, атмосфера, дружелюбие, соучастие, инициатива и т. д.) [13] Индустрия туризма уникальна тем, что персонал составляет часть турпродукта, поэтому главные усилия менеджмента в туризме долж-ны быть направлены на управление персоналом (человеческими ре-сурсами). Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности туристских организаций и считается основным критерием экономического успеха. Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, раз-виваются способности, люди получают удовлетворение от выполнен-ной работы и общественного признания своих достижений. Поэтому в области управления персоналом постепенно происходит смещение акцентов с технократических подходов, которые строго регламентируются содержанием трудового процесса, к системному подходу, в ос-нове которого лежит долговременное развитие трудового потенциала работников. Персонал или кадры (от лат. реrsоnаlis), -- это основной штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. [3] Состав персонала любой организации неоднороден, ибо люди различаются по естественным и приобретенным признакам. Выделяемые на их основе группы работников образуют структуру персонала организации, или, по-другому, ее социальную структуру, которая может быть статистической и аналитической. Статистическая структура персонала отражает его распределение в разрезе категорий и групп должностей. Аналитическая структура определяется на основе специальных исследований и расчетов и подразделяется на общую и частную. В раз-резе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как стаж работы, образование, профессия; частная же структура отра-жает соотношение отдельных категорий работников. Управление персоналом -- это комплексное, целенаправленное воз-действие на коллектив с целью обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, сознательного труда отдельных его ра-ботников, направленного на достижение целей предприятия. Концепция управления персоналом -- система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение содержания, целей, за-дач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также механизма его реализации в конкретных условиях функционирования организации (рис.1.1) [5].
Рис.1.1 Концепция управления персоналом Методология управления персоналом рассматривает персонал орга-низации как объект управления, формирования поведения индивидов для соответствия его целям и задачам организации. Система управления персоналом помогает определять цели, функции организационной структуры управления персоналом, верти-кальные и горизонтальные взаимосвязи руководителей и специа-листов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Технология управления персоналом предполагает организацию най-ма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального раз-вития организации, высвобождение персонала и др. Система кадрового менеджмента состоит из двух подсистем: так-тической и стратегической. Стратегическая подсистема ориентирова-на на разработку перспективной кадровой политики. Кадровая политика имеет как широкое, так и узкое толкование. В широком смысле кадровая политика представляет собой генераль-ное направление кадровой работы, совокупность принципов, мето-дов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач управления персоналом, которые приводят человеческие ресурсы в соответствие со стратегией компании. В узком смысле -- это набор конкретных правил, положений и ограничений во взаимоотношение людей и организации. [4]. Кадровое планирование -- это направленная деятельность по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного раз-вития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием. Сущность кадрового планирования заключается в предоставлений людям рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства. Кадровая политика формируется кадровыми службами. На сегодняшний день в связи с ослаблением централизованной системы уп-равления туризмом перед туристскими фирмами стали вставать принципиально новые задачи, связанные с управлением человеческими ресурсами, которые требуют совершенно иных навыков и умений, поэтому появилась новая профессия -- персонал-менеджер, то есть управляющий персоналом. Управляющие персоналом -- это самостоя-тельная группа профессиональных специалистов-менеджеров, главная цель которых -- повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы разви-тия кадров организации. По своим функциям, уровню подготовки, техническому оснащению инструментарию кадровым службам недостаточно, как это было раньше, только оформлять приказы на зачисление работников, подобранных вышестоящим менеджером, и хранить кадровую информацию. Задача состоит в том, чтобы кадровые службы постепенно превращались в цен-тры по разработке и реализации стратегии организаций по труду. Это значит, что они должны оказывать помощь в развитии бизнеса посред-ством найма высококвалифицированных работников, планирования их карьеры, оценки производственной деятельности и совершенствования оплаты труда, то есть создания условий для полного раскрытия потен-циала персонала. Исходя из этих задач определяются функции кадровой службы ком-пании, основные из них таковы: 1. формирование кадров организации (планирование, отбор и найм, высвобождение, анализ текучести и т. п.); 2. развитие работников (обучение и профессиональное развитие работников, аттестация и оценка персонала, организация продви-жения по службе); 3. совершенствование организации труда и его стимулирования, создание безопасных условий труда. В небольшой организации (до 50 человек) ее руководитель мо-ет быть сам кадровиком. Он лично осуществляет все функции управления персоналом. Ведение кадрового делопроиз-водства поручается секретарю или бухгалтерии, Если компания ра-стет, то руководитель все острее чувствует, что времени на работу не хватает, поэтому возникает необходимость в менеджере по пер-соналу. [8] 1.2 Особенности технологии управления персоналом на предприятиях индустрии сервиса и туризма Успех фирмы во все большей степени зависит от качества человеческих ресурсов, которыми она располагает. Основные рыночные мо-менты, определяющие особенности управления персоналом в современной организации, состоят в следующем: 1. возросла цена ошибок в работе с персоналом. В условиях рынка компания, не имеющая сильных кадров, может не выдержать кон-куренции; 2. усложнились задачи работы по управлению персоналом. Необходимость вести бизнес в условиях острой конкуренции заставляет компании повышать требования к сотрудникам. Найти работников, соответствующих этим требованиям, становится все труднее. Еще труднее удержать сотрудников и сделать так, чтобы они профессионально развивались; 3. возросла самостоятельность компаний в работе с персоналом меньше административного давления, не стало министерств и единых нормативных актов, которые унифицировали работу с кад-рами на совершенно разных по профилю предприятиях. То, как будет вестись кадровая работа, в значительной степени сейчас зависит от самой компании, от инициативы и компетентности ее руководства; 4. появилось новое понятие -- коммерциализация работы с персона-лом. Раньше, кроме расходов на содержание сотрудников отдела кадров, других средств на работу с персоналом на предприятиях не существовало. Даже повышение квалификации сотрудников оплачивалось не самими предприятиями, а из централизованного бюджета. Отделы кадров не влияли на расходы по оплате труда работников предприятия. В современных, успеш-но работающих компаниях кадровые службы имеют свой бюд-жет. В среднем он может составлять примерно 10 % от фонда оплаты труда персонала компании. Задача кадровой службы -- оптимально распорядиться этим бюджетом, расходовать деньги эффективно. Если работники крайне редко уходят из компа-нии, значит, им платят слишком много, возникает перерасход по оплате труда, прибыль снижается. Если сотрудники уходят часто и появляется значительная текучесть, результаты рабо-ты ухудшаются, а у компании возникают дополнительные рас-ходы по замене персонала. Кадровая служба обязана хорошо ориентироваться на рынке труда и знать, какова в данный мо-мент рыночная цена того или иного специалиста и как стиму-лировать заинтересованность персонала в повышении эффек-тивности работы. Однако, несомненно, главными задачами кадровой работы являют-ся поиск и привлечение качественного человеческого ресурса, и созда-ние условий для полного раскрытия его потенциала. Прежде чем начать процесс подбора персонала, необходимо опре-делиться с потребностями туристской фирмы в кадрах. Данный про-цесс получил название планирования потребности в персонале. Планирование потребности в сотрудниках нижнего звена базируется на данных об имеющихся рабочих местах, а также об их чис-ленности и структуре в будущий период с учетом развития производ-ства и внедрения плана организационно-технических мероприятий, численность специалистов и руководителей -- на основе действую-щей структуры управления и работы по ее совершенствованию, штат-ного расписания, планов замены вакантных должностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|