Особенности совершенствования скоростно-силовых качеств у дзюдоистов 13-14 лет
ВВЕДЕНИЕАктуальность. Важность скоростно-силовой подготовки для юных дзюдоистов не вызывает сомнений, так как дальнейший рост уровня технико-тактического мастерства базируется на высоком потенциале его физической подготовленности. В исследованиях В.С. Дахновского (23, 24), А.Д. Егизаряна (26), Ю.М. Закарьяева (27), В.Г.Ивлева (29), С.Д. Ионова (30) и др. указывается на то, что поднятие уровня общефизической и специальной скоростно-силовой подготовленности спортсменов происходит за счет средств самой борьбы, то есть применяя большое количество разнообразных тренировочных заданий в процессе технико-тактической подготовки. Но используя только эти средства подготовки нельзя, да наверное и невозможно целенаправленно развивать именно те физические качества, которые позволяют дзюдоисту ускорить процесс освоения новых технических действий. В данном случае, если не применять концентрированной углубленной тренировки скоростно-силовой направленности, то в процессе совершенствования технико-тактического мастерства спортсменов не произойдет значительного повышения уровня развития скоростно-силовых качеств. Потому что, у квалифицированных спортсменов на этапе спортивного совершенствования происходит уже в какой-то мере стабилизация уровня общефизической и специальной подготовленности. Да к тому же, постоянно поддерживать высокий уровень скоростно-силовых качеств на протяжении всего соревновательного периода нет возможности. Так как процесс планирования подготовки предшествующий участию в соревнованиях, должен иметь разумные периоды отдыха и концентрированные большие по объему и напряженности нагрузки. Поэтому целенаправленное использование средств скоростно-силовой подготовки на этапах базовой подготовки соревновательного периода является одним из необходимых принципов тренировочного процесса квалифицированных юных дзюдоистов.Целью исследования явилось совершенствование методики скоростно силовой подготовки юных дзюдоистов 13 - 14 лет.Гипотеза: предполагается, что использование целенаправленных средств скоростно-силовой подготовки блочным способом будет способствовать более эффективному совершенствованию специальных физических качеств юных дзюдоистов 13 - 14 лет. Объект исследования - система спортивной подготовки юных дзюдоистов на этапе начала спортивной специализации.Предмет исследования - средства и методы скоростно-силовой подготовки юных дзюдоистов 13 - 14 лет.Научно-теоретическая новизна заключается в следующем:· Разработаны ударные микроциклы скоростно-силовой подготовки юных дзюдоистов;· В основе микроциклов заложен метод круговой тренировки;· Показана эффективность систематического применения ударных микроциклов скоростно-силовой подготовки для совершенствования двигательных возможностей юных дзюдоистов в подготовительном и начале соревновательного периода.Практическая значимость работы состоит в обосновании методики скоростно-силовой подготовки детей 13 - 14 лет на этапе начальной спортивной подготовки по дзюдо. ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ Исследование возможностей совершенствования техники с помощью увеличения вариативности и сложности технических действий, а также развития физических качеств весьма многообразны. При этом используется весь комплекс средств и методов тренировки. Но ведущими являются упражнения, направленные на развитие «взрывных» усилий, ориентированных на улучшение техники спортивного движения. Развитие скоростно-силовых способностей во всем диапазоне внешних сопротивлений, присущих деятельности борца, увеличивается при одновременном повышении максимальных величин быстроты и силы, что характерно для начинающих спортсменов. Сочетание силовых и скоростных компонентов при преимущественном росте показателей максимальных усилий более типично для высококвалифицированных спортсменов. С повышением уровня мастерства обнаруживается тенденция к использованию более интенсивных и специализированных воздействий. Как отмечается Ю.В. Верхошанским (11, 12, 13, 14), самое лучшее средство специальной скоростно-силовой подготовки само соревновательное упражнение. Но в практике частое его использование связано с большими затратами нервной и физической энергии. В связи с этим в тренировках применяются упражнения, воздействующие с различной степенью на отдельные параметры соревновательного движения. Поэтому необходимо тщательно подбирать средства, учитывающие специфичность и локальность воздействий. В тренировочной деятельности используются средства с проявлением максимальных усилий для образования координационных связей позволяющих прогрессировать в данном упражнении. В настоящее время существует три пути развития скоростно-силовых способностей: 1. Совершенствование межмышечной координации. 2. Совершенствование внутримышечной координации. 3. Совершенствование собственной реактивности мышц. Для первого пути используются упражнения. Сходные с соревновательными. Для второго - необходимо задействовать три показателя: оптимальное количество двигательных единиц, высокая частота импульсации мионов мотонейронов, оптимальное синхронизирование всех мотонейронов. То есть необходимо использование упражнений с большими отягощениями. Для третьего способа характерно применение отягощений 7 - 13 ПМ (повторного максимума), применяемых в тренировочной деятельности культуристов. Исследование силовых способностей в спортивной борьбе, в частности, в дзюдо, показало, что «взрывные» усилия в значительной мере и степени характеризуют спортивное мастерство борца. Таким образом, при всем многообразии силовых проявлений наиболее значительными являются скоростно-силовые возможности, с помощь которых решается одна из основных смысловых задач выполнения высокоэффективных атакующих действий при значительном сопротивлении соперника. 1.1. Место скоростно-силовой подготовки в спортивных единоборствах Теоретические и экспериментальные исследования свидетельствуют о важности повышения уровня развития специальной физической подготовленности и, в частности, роли специальных скоростно-силовых качеств в становлении и дальнейшем повышении эффективности технического мастерства спортсменов (1, 2, 6, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 39, 44, 50, 51, 55). Неудивительно, что многие авторы считают: больше внимания следует уделять их развитию ее на этапе начальной спортивной специализации (2, 3, 4, 42, 43, 45, 46, 47). Важная роль скоростно-силовых качеств в спортивных единоборствах подчеркивается в научных трудах многих исследователей. Так, Л.В.Казацкая, В.Д. Подосинов, В.А. Коледа показали, что современное фехтование характеризуется большой динамичностью и именно высокая скорость выполнения боевых действий, умение управлять скоростью и способность сохранять ее на всем протяжении соревнований - залог успеха (2, 5, 8, 20). Большое значение развитию скоростно-силовых качеств современного боксера придают Б.И. Бутенко, А.И.Фесенко, В.И. Чудинов (33, 45, 52). При анализе специфики скоростно-силовой подготовки борцов в связи с особенностями технико-тактического мастерства Ю.В. Верхошанский и В.И.Филимонов специально подчеркивают большую значимость высокого уровня проявления скоростно-силовых качеств (11, 12, 13, 14). Важность совершенствования и проявления у борцов как общих силовых, так и взрывных способностей отмечают З.М. Хусейнов и В.И. Филимонов. В спортивной борьбе, в том числе в дзюдо, к двигательному аппарату спортсменов предъявляются высокие требования. Это определяет необходимость развития физических качеств у спортсменов высших разрядов и, в частности, их способности к проявлению больших мышечных усилий в кратчайшее время. Так, В.П. Волков, Ю.П. Замятин и Б.Ф. Романов (15), исследуя структуру физической подготовленности борцов, выделил четыре фактора, причем ведущим здесь является специальная подготовленность на базе высокого уровня развития скоростно-силовых качеств. Все это предопределяет важность развития скоростно-силовых качеств, столь необходимых при выполнении технических действий. Специальные исследования подтверждают положительную взаимосвязь между специальной скоростно-силовой и технической подготовкой борцов (2, 5, 8, 32, 43, 48). По данным Б.М. Рыбалко, В.И. Рудницкого и А.В. Медведя выдающиеся борцы всегда отличались не только высоким уровнем физической подготовленности и виртуозным владением техники, но и способностью к своевременному проявлению взрывных усилий (50). Впервые охарактеризовал скоростно-силовые качества как величину проявляющейся силы за счет увеличения ускорения при постоянной массе В.С. Фарфель. Позднее это положение было уточнено: скоростно-силовые качества стали рассматриваться как способность к быстрому развитию максимума двигательного усилия в условиях специфической структуры движения (16, 51, 53). Как видим, здесь достаточно хорошо отражена суть скоростно-силовой подготовки - раздельное или комплексное развитие быстроты и силы в движениях, сходных по структуре с собственно соревновательным упражнением. Исследуя двигательные способности человека М.А. Годик (20) установил, что существует, по крайней мере, три показателя быстроты: а) латентное время двигательной реакции; б) скорость одиночного движения; в) частота движений. Кроме того, он выделил способность к быстрому началу движения (27). В чистом виде быстрота проявляется лишь в очень простых односуставных движениях (теппинг-тест - размахивание рукой в одной плоскости), проявления которых относительно независимы друг от друга. Под быстротой понимается комплекс функциональных свойств организма человека по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений (50). И между изолированными показателями, характеризующими быстроту и скорость движений в беге и при выполнении других упражнений, нет тесной корреляции. В дзюдо чаще всего приходится встречаться с комплексным проявлением скоростных качеств. Так, продолжительность выполнения спортсменом каких-либо технических действий зависит от времени реакции и быстроты выполнения одиночных движений. Наибольшее практическое значение в связи с этим имеет быстрота выполнения целостного движения, а не его элементарных форм. Однако скорость сложного движения обусловлена не только уровнем развития скоростных качеств, но и другими факторами. Например, частота выполнения бросков в дзюдо зависит от структуры выполняемого технического действия, дистанции, с которой производятся броски, степени сопротивления партнера и т.п. Разделить развитие быстроты и силы в процессе тренировки можно лишь условно, так как эти качества у дзюдоистов высших разрядов взаимосвязаны. Поскольку быстрота развивается только до 14 - 15 лет, в более старшем возрасте ее прогресс возможен лишь за счет увеличения показателей силы в движениях, приближенных по структуре к выполняемым приемам, или же за счет более рационального выполнения технических действий. Таким образом, краткий анализ научно-методической литературы свидетельствует, что среди физических качеств, уровень развития которых во многом определяет мастерство спортсменов, особое место занимают скоростно-силовые качества. Методика их развития и взаимосвязь с технической подготовкой во всех видах борьбы исследовалась достаточно широко (20, 22, 43, 48, 49, 50, 52). Однако в дзюдо эта проблема еще далека от своего решения, несмотря на то, что скоростно-силовая подготовка для дзюдоистов высших разрядов не мене важна, чем для представителей других видов спортивных единоборств. 1.2. Средства и методы скоростно-силовой подготовки юных дзюдоистов Практика свидетельствует: для разных физических упражнений характерна специфическая направленность воздействия на организм спортсмена. Понятно, что и эффект развития скоростно-силовых качеств тесно связан с соотношением применяемых методов, структурой всего комплекса используемых физических упражнений. Скоростно-силовая подготовка включает все разнообразие имеющихся средств и методов, направленных на развитие способностей атлетов преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях. По данным В.В.Кузнецов и Л.А.Васильева (10) для процесса специальной скоростно-силовой подготовки характерно синтетическое, аналитическое и вариативное воздействие на рост силового и скоростного компонентов рассматриваемых физических качеств. При этом основным считается метод кратковременных усилий и повторений, применяемых в различных сочетаниях: сопряженный, кратковременных усилий, повторный; вариативный, кратковременных усилий, повторный. Необходимо учитывать, что в зависимости от специфики двигательной деятельности удельный вес каждого из них неодинаков. В этой связи не вызывает удивления тот факт, что в практике их применения в целях развития и совершенствования специальных скоростно-силовых качеств существуют определенные разногласия. Так, Ю.В. Верхошанский (11, 12, 13, 14), В.В.Кузнецов, С.В. Качаев отмечают, что при специальной скоростно-силовой подготовке целесообразно использовать комплексную систему средств. В то же время Б.М.Рыбалко, В.И. Рудницкий и А.В. Медведь (37, 38) считают, что применение того или иного упражнения с различными отягощениями зависит от задачи развития силового или скоростного компонентов взрывной силы. В тех случаях, когда развитие одного из компонентов отстает, следует делать акцент именно на него. С.А.Преображенский, напротив, рекомендует совершенствовать наиболее сильные качества.
Страницы: 1, 2, 3
|