на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Подготовка спортсменов-рукопашников

Подготовка спортсменов-рукопашников

Введение

Физическая культура является одним из важных элементов нашей жизни. В занятиях рукопашным боем очень важно не только развитие навыков, необходимых именно этому единоборству, но и упражнения, направленные на совершенствование организма в целом. Таким элементом является физкультура. Занятия физкультурой очень многообразны и с каждым годом практика предлагает все новые и новые их виды. Главное условие - доступность для определенной категории занимающихся, востребованность и безвредность для здоровья. К числу наиболее популярных относится:

Зарядка. Создает бодрость, повышает аппетит, действует профилактически против ряда заболеваний. Во время зарядки необходимо следить за пульсом, частотой дыхания. После зарядки не помешает самомассаж, душ или обмывание по пояс холодной водой.

Оздоровительная ходьба. Во время прогулок работают все мышцы, хорошо вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце. Поэтому ходьба полезна всем: здоровым и выздоравливающим больным, людям молодого и старшего возраста, пожилым и действующим спортсменам.

Здоровый человек ежедневно должен ходить не менее 5-20 км. Систематическая ходьба способствует стабилизации пульса, нормализации сна, улучшению пищеварения.

Оздоровительный бег. Это эффективное средство в борьбе с различными заболеваниями, в первую очередь - с сердечнососудистыми. В результате бега увеличивается частота сердечных сокращений, дыхания, повышается обмен веществ.

Лыжные прогулки. Ходьба на лыжах - наиболее доступный вид спорта, который полезен людям разных возрастов. Во время лыжных прогулок в работу вовлекаются все группы мышц, активизируется дыхание, сердечная деятельность и функции других органов и систем.

Плавание. Всесторонне развивает организм, усиливает деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, повышает обменные процессы, улучшает осанку и закаливает организм.

Оздоровительная гимнастика. Существует множество ее разновидностей: гигиеническая, ритмическая, вводная, атлетическая и др. Гимнастика приносит несомненный оздоровительный эффект, нормализующее действует практически на все органы и системы организма.

Помимо вышеперечисленных к другим наиболее доступным и популярным спортивным увлечениям относятся спортивные и подвижные игры, гребля, езда на велосипеде - занятия, которые не только укрепляют здоровье, но и способствуют выработке физических качеств, необходимых в повседневной жизни и в занятиях рукопашным боем, что доказано на практике.

1. Методика обучения техническим действиям рукопашного боя

В спортивной тренировке, в том числе в рукопашном бою, двигательные умения и навыки являются предметом специального обучения, имеющим свою технологию и методику. И если такие двигательные действия, как ходьба, бег, усваиваются в процессе жизни естественным путем, то приемы рукопашного боя подлежат качественному овладению и совершенствованию на основе достижений науки и практики физического воспитания и теории тренировки.

Таким образом, двигательное умение можно определить, как способность выполнять двигательное действие (например, блок, контрприем), концентрируя внимание на основе техники, т.е. на самом движении. Основными его признаками являются:

-двигательное действие осуществляется под контролем сознания, что требует определенной сосредоточенности внимания на его технике, в связи с чем центральная нервная система утомляется быстрее, чем при выполнении привычных движений.

-движение выполняется с излишними мышечными затратами

-движение в форме умения неустойчиво и ненадежно, поэтому здесь продолжается поиск наилучших способов решения двигательной задачи, техника выполнения уточняется и совершенствуется.

-прочность запоминания недостаточно высока, зато повышена отрицательная роль сбивающих факторов (шум, утомление и др.)

Продолжительность перехода от умения до уровня в целом индивидуальна и зависит от следующих факторов и их сочетаний:

-двигательная одаренность (врожденные способности) и двигательный опыт ученика.

-возраст ученика (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые)

-профессиональная компетенция преподавателя, владение современными методиками обучения.

-уровень мотивации, сознательности, активности и критического мышления ученика.

Двигательный навык - способность человека выполнять двигательное действие без значительного контроля сознания за основой техники, т.е. автоматизировано.

Вместе с тем у навыка есть один недостаток: если он сформирован с техническими ошибками (например, неправильно заучен удар), навык очень трудно поддается переучиванию, исправлению.

Поэтому необходимо на стадии формирования умения учить правильной основе техники, постоянно добиваясь ее вариативности. Вариативными навыками считаются те, которые допускают изменение различных деталей, при сохранении основы техники.

2. Особенности обучения рукопашному бою на начальном этапе

Основными задачами для этого этапа являются формирование представления о виде спорта, двигательных действиях (приемах) и способах их выполнения, знаний об особенностях своего организма, общефизическая подготовка и т.д.

Учебный материал для первого года обучения состоит из теоретического и практического разделов.

Теоретический материал включает в себя изучение:

· физической культуры и спорта в России.

· краткого обзора развития рукопашного боя.

· кратких сведений о строении и функциях организма человека

· гигиенических знаний и навыков закаливания.

· правил соревнования.

Практический материал состоит из общефизической, специальной и соревновательной подготовки.

Общефизическая подготовка:

· Основные строевые упражнения на месте и в движении.

· Прикладные упражнения.

· Упражнения с набивным мячом, с отягощениями, на гимнастических снарядах.

· Занятия футболом, лыжным спортом, плаванием.

· Подвижные игры и эстафеты.

Специальная подготовка:

· Элементарные технические действия (стойка, дистанции, передвижения)

· Основные технические действия (удары ногами и руками, блоки)

· Простейшие способы тактической подготовки для проведения приемов.

· Элементы психологической подготовки.

· Соблюдение спортивного режима.

· Способы преодоления возникающих в поединке трудностей.

Соревновательная подготовка:

· Простейшие виды поединков

· Нанесение ударов

3. Учебный план

Многолетнюю подготовку от новичка до профессионала целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему с множеством переменных, со свойственными ей особенностями с учетом возрастных особенностей спортсменов.

Каждый этап многолетней тренировки отражает своеобразие условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути (общей нагрузки в периоды обучения в школе, трудовой деятельности, службы в армии и т. д.). В процессе многолетних занятий задачи, тренировочные средства и методы претерпевают значительные изменения.

Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей.

Тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации).

Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.

В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечивать гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.

Основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта являются приобретенные умения и навыки, всестороннее физическое развитие, совершенствование функциональных возможностей организма.

С увеличением возраста и ростом уровня подготовленности юных спортсменов в общем тренировочном объеме тренировок постепенно уменьшается доля общей физической подготовки и возрастает доля специальной. Из года в год неуклонно увеличивается общий объем тренировочной нагрузки.

При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса.

Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. В течение многолетних тренировок юные спортсмены должны на основе развития физических качеств овладеть техникой и тактикой ведения спортивного поединка, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.

3.1 Спортивно-оздоровительный этап

Значительное омоложение, происшедшее в спорте в последние годы: (начало тренировок с 5-6 лет и даже с более раннего возраста), создало предпосылки для обязательного осуществления начальных занятий на спортивно-оздоровительном этапе подготовки.

Основная цель этого этапа - обеспечение отбора, физической и

координационной готовности к простейшим упражнениям (общеразвивающих и специальных упражнений своего вида). На протяжении спортивно-оздоровительного этапа подготовки начинающие юные спортсмены должны познакомиться с техникой нескольких видов легкой атлетики, акробатики, спортивных игр и единоборств.

Школы в настоящее время ограничиваются двумя обязательными уроками физкультуры в неделю. При таком объеме физическая работоспособность практически не растет. Только насыщенный двигательный режим в спортивно-оздоровительных группах даст благоприятные изменения в состоянии здоровья и адаптации организма детей к физическим нагрузкам, усилит их интерес к занятиям спортом.

Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физическую и умственную), создать надежные предпосылки для укрепления здоровья, необходимо заниматься не менее шести часов в неделю с учетом факторов, ограничивающих физическую нагрузку:

· отсутствие специфических двигательных навыков и адаптации к физическим нагрузкам (вообще);

· возрастные особенности физического развития.

Основные тренировочные средства:

· общеразвивающие упражнения (с целью формирования общих двигательных навыков и умений);

· подвижные игры и игровые упражнения;

· элементы акробатики (кувырки, обороты, кульбиты и др.);

· прыжки и прыжковые упражнения;

· метание легких снарядов (теннисных и набивных мячей);

· силовые упражнения (в виде комплексов тренировочных заданий).

Основные методы выполнения упражнений:

· игровой;

· повторный;

· равномерный;

· круговой;

· соревновательный (в контрольно-педагогических испытаниях).

Основные направления тренировки:

· спортивно-оздоровительный этап подготовки необходим для создания предпосылок к успешной специализации в рукопашном бою. На этом этапе происходит отбор детей для дальнейших занятий спортом;

· на данном этапе подготовки существует опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма, поэтому дозировать нагрузку следует очень осторожно. Особенно это относится к упражнениям с отягощениями. Так, детям 7-10 лет доступны упражнения с весом, равным около 20% собственного веса;

· упражнения скоростно-силового характера следует давать небольшими дозами (по 5-8 мин), с чередованием промежутков активного отдыха.

Основные средства и методы тренировки:

· главное средство в занятиях с детьми - подвижные игры;

· для обеспечения технической и физической подготовки начинающих спортсменов лучше применять упражнения в комплексе, что дает возможность проводить занятия и тренировки более организованно и целенаправленно;

· комплексы желательно сочетать с проведением игр и игровых упражнений.

Применение названных средств при преимущественном использовании упражнений, направленных на развитие быстроты (50% основной части урока), позволяет достигнуть более высокого уровня физической подготовленности.

Выполнение упражнений, нацеленных на развитие быстроты, требует интенсивных движений и большого нервного напряжения. Комплексы упражнений для развития быстроты применяют в начале основной части урока после разминки, когда степень возбуждения центральной нервной системы оптимальна и способствует усвоению двигательных навыков, наиболее трудных по координации. Вслед за комплексами для развития быстроты включают игровые упражнения, способствующие совершенствованию этого качества.

Комплексы упражнений, направленные на развитие силы, используют во второй половине урока, так как к этому времени наиболее полно проявляются функциональные возможности дыхания, кровообращения и других систем организма. Комплексы упражнений силовой направленности дополняют силовыми играми и игровыми упражнениями.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.