на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблемы и достижения туризма в Украине

Проблемы и достижения туризма в Украине

17

Проблемы и достижения туризма в Украине

Проблемы и достижения нынешнего этапа. Большая часть проблем сферы курортов и туризма определяется системным кризисом политики и экономики Украины и, есть надежда, что сейчас страну ожидает целостное оздоровление экономики и подъем жизненного уровня. Поэтому в данной работе мы будем рассматривать только специфические отраслевые моменты. Важнейшими из них являются:

Достаточно болезненная ломка советских стандартов и механизмов в управлении и развитии сферы туризма. Традиционное для неевропейского мышления невнимание к модным молодежным движениям в сфере свободного времени и, как следствие, отсутствие серьезных инвестиций в новые виды туризма и активного отдыха.

Потеря традиционных рынков (Сибирь и Дальний Восток России, страны Средней Азии, страны Прибалтики, восточные области Германии, Польша, Венгрия, Чехословакия. Финляндия).

Слабая работа с перспективными рынками, полное отсутствие каких-либо стратегий по захвату рынков Центральной и Северной Европы и возвращению традиционных рынков.

Сужение индивидуальных сроков отдыха с 24 дней до 7-14.

Сокращение сезона. Почти полное выпадение из загрузки здравниц и частного сектора июня - во всех отношениях благоприятного времени.

Выпадение из интересов туристов некоторых центров - Симферополь, Куйбышево, Старый Крым, Ангарский перевал.

Уничтожение маршрутного пешеходного туризма и системы горных приютов.

Старение или полное разрушение баз размещения и их оборудования даже в курортах круглогодичного использования - самый яркий пример - виллы Симеиза.

Разрушение пляжей и береговых сооружений.

Массовое уничтожение зеленых насаждений парков и заповедников.

Массовое нарушение норм экологической, сейсмической, оползневой, штормовой безопасности при новом строительстве и реконструкции баз размещения.

Экономическая неэффективность и отсутствие налоговой отдачи значительной доли здравниц, огромное число частных гостиниц и пансионатов, работающих в "тени".

Тем не менее, укрепление рыночных механизмов и частной инициативы, заметное улучшение инвестиционного климата в последние пять лет определяют стабильное улучшение курортов и туризма в Крыму. Нельзя не признать, что приобретение и строительство недвижимости, в том числе вилл и дворцов как гражданами Украины, так и зарубежных стран - России, Польши, Израиля, Германии, США значительно улучшили архитектурный облик побережья и Горного Крыма, а также создали на долгие годы вперед рабочие места в строительстве и сфере обслуживания.

Ситуация в мире - угроза терроризма и стихийные бедствия в странах Юго-Восточной Азии, Турции и Египте, Испании, странах бывшей Югославии также способствует росту интереса к нашему полуострову как туристов, так и инвесторов.

Благоприятным для Крыма является и то, что трудовая ритмичность в Украине, России и других постсоветских странах еще не сложилась, экономически активное население не вполне может планировать на длительный срок время своего отдыха. При нежданном появлении свободной недели или даже нескольких дней поездка в Крым оказывается проще всего. Огромное значение имеют и личные рекомендации по мобильным телефонам. Сейчас реальные цены и погода на курортах успешно противостоят "черному пиару" киевских и московских телестудий, ангажированных Турцией и Египтом.

Возобновление массового кино- и телепроизводства студий Украины и России в живописных и легко узнаваемых местах Крыма также играет огромную роль, год от года все более значительную.

Огромный интерес к Украине, который появился в Европе и мире, благодаря "помаранчовой" революции, дает Крыму уникальный шанс и требует решений моментальных (уже к майским программам), с одной стороны, и нацеленных на перспективу в 5-10 лет, с другой стороны.

Крым уже имел серьезную долгосрочную программу, основанную на научных исследованиях. Общесоюзная целевая комплексная программа "Курорт" разрабатывалась в 1975-1980 годах. Финансировали программу ВЦСПС, Госплан и Минздрав СССР. Тысячи специалистов со всей огромной страны искали самые современные по тем временам и почти фантастические решения. И вот теперь, спустя 30 лет практика подошла к тому, что Крым в августе просто задыхался от наплава тех самых отдыхающих, о которых мы только мечтали все годы независимости Украины. А самое критикуемое 30 лет назад положение о глубинном размещении отдыхающих воплотили в жизнь люди, которые о нем никогда не слышали. Свободный рынок сам пришел к тому, что отдыхающие стали снимать дома и комнаты в Перевальном, Верхней Кутузовке, Краснокаменке, строить виллы в Зеленогорье и Байдарской долине, а уже оттуда приезжать на несколько часов на пляж.

Характерным для советского планирования было желание всех предполагаемых 20 млн отдыхающих в год охватить разнообразными туристическими, оздоровительными и курортными программами. Тем не менее, именно "дикий" отдых, отдых без путевок создает в Крыму около 80% потока людей и, вероятно, около 90-95% денежных потоков. Ведь очень многие отдыхающие с путевками, особенно в санаториях силовых ведомств и структур высшего управления, вовсе не платят "живых" денег.

С 1978 года я занимаюсь теорией неформальных форм проведения свободного времени и потребительского поведения. В основном мои работы были затребованы мультинациональными корпорациями ("АДИДАС", "Мертингер-Зотт", "Марс", "Кока-Кола"), а также крупными крымскими фирмами (Корпорация "ВЕСТ").

В органах управления отдыху без путевок не уделяется должного внимания, но нельзя сказать, что собственно туристическая сфера остается глуха к моим работам. Множество публикаций в профессиональной газете "Терра Таврика" и в Интернет со временем дают свои плоды в виде новых программ и туров. Ведь неформальные движения всегда становятся новыми сферами бизнеса. Так уже произошло в Крыму с конным туризмом, дайвингом, легкой авиацией, историческим фехтованием, любительской археологией. Сейчас становятся на клубно-коммерческую основу горный велотуризм, зимний спорт, эзотерика.

Уже сложилась своеобразная "дикая" инфраструктура: "карпалы" (частные такси), "разводящие" (квартирные маклеры), хозяева частных пансионатов, организаторы экскурсий и гиды. Большинство из них работает без лицензий, часто без образования и в налоговой "тени".

Сотни тысяч (а может и больше) приезжих размещаются на летнем отдыхе у своих родственников в Степном Крыму, ежедневно выезжая на пляжи на электричках, автобусах или частных автомобилях. Их никто не считает, но и они тратят какие-то деньги.

Сама по себе мощь (4-5 млн человек в год) отдыха без путевок требует к нему пристального исследовательского внимания. А методы планирования и управления здесь должны иметь характер информационного воздействия. В том числе художественного, ведь многие советские движения в отдыхе имеют свои культовые фильмы: автотуризм - "3 +2", дайвинг - "Акваланги на дне". Нередко культовые фильмы имеют международное значение, например, "Достигая невозможного" для скейтеров или "Сладость греха" для натуристов. Неформальные течения в туризме существуют везде в мире, но на Западе они моментально становятся новыми сферами приложения капитала. Естественно (и несколько раньше) они становятся и областями принятия управленческих решений.

Необходимо разобраться, какие из старых теоретических решений приемлемы в условиях свободного рынка и частной инициативы. А также вспомнить, каким образом и благодаря каким идеям добились успеха в сфере рекреации разные страны. Успех в туризме никогда не был случайным и всегда опирался с одной стороны на общемировые теории, с другой - на оригинальные неожиданные решения. Ведь "вначале было слово". И это слово было сказано начальством. А подсказано учеными.

Можно привести в пример такие крайности, как свободное распространение наркотиков в Камбодже или малолетняя проституция в Таиланде. Из последних "агрессивных" решений - в январе 2005 года Венгрия предложили французам авиачартер Париж - Будапешт за 0,20 евро.

Но мы разберем подробнее опыт Хорватии, Германии и Кубы - поскольку в государственных программах этих стран четко выражена социальная направленность и разумное сочетание выгод внешнего туризма и роли туризма в улучшении жизни граждан своей страны.

Цель. В складывающемся прямо сейчас международном имидже Украины Крым, наряду с Карпатами, должен играть роль парадной гостиной. Не мастерской (как Донбасс или Криворожье) и не кабинета, как Киев, а именно края, где все заранее приготовлено к приему зарубежных гостей и где хозяева - граждане Украины из того же Донбасса или Киева общаются с ними на равных. Наслаждаясь крымской природой, ее целебными дарами (курортное лечение) и ее испытаниями (активный туризм). Познавая драматическую историю края и культурные достижения его народов, а также уникальную для всего мира веротерпимость и толерантность. Если говорить терминами международного туризма, то позиционирование Крыма должно идти в стиле "Ланд унд Лёйте" (Страна и Люди). Этот стиль не потребует от Крыма изображать из себя райские острова, шокирующую дикость или бесконтрольную распущенность. Военная мощь и космическая техника, колхозы и олимпийские базы, знаменитости и простые люди с их повседневными проблемами, а вовсе не аквапарки с искусственными скалами позволят нам занять место в мировом туризме.

Механизмы и приоритеты. Нет особого смысла выделять блок "Задачи", поскольку они напрямую вытекают из блока "Проблемы", причем часть проблем в условиях открытости социально-политических процессов и свободного рынка должны решаться за пределами курортно-туристической сферы.

Крым, Одесса, Карпаты и Киев (который сейчас далеко обогнал Крым в развитии туризма и экскурсий, особенно для школьников и молодежи) должны выступать не как конкуренты, а как взаимодополняющие компоненты. Причем, для граждан многонациональной и поликонфессиональной Украины для понимания, в какой стране они живут, периодический отдых в каждом из этих регионах должен рассматриваться как важнейшая часть образования.

Общая концепция развития и управления может строиться на таких важных исходных положениях:

Крым является частью Украины; решение в ней социальных проблем населения обеспечивает достаточную и стабильную нагрузку всех учреждений отдыха, туризма и курортного лечения. При этом Крым сохраняет роль летней политической и культурной "столицы" всех стран постсоветского пространства. Он остается и важнейшим центром классической и модернисткой русской культуры. Его особую уникальность должны определять древние культуры коренных народов - крымских татар, караимов, крымчаков, крымских греков и армян, а также своеобразные культурные достижения европейских колонистов разных национальностей.

Огромный рост интереса к Украине в Европе и мире, а также неблагоприятные тенденции для туризма в странах Азии создают отличные предпосылки для прорыва в лидеры международного туризма.

Часть ресурсов Крыма - пляжи и парки терпят серьезную перегрузку в высокий сезон. Отдельные категории отдыхающих конкурируют между собой, но проблема может быть решена их распределением по времени, по месяцам года.

Старение населения (увеличение доли пожилых людей) в развитых странах Европы позволяет при захвате западных рынков ориентироваться на отдых пенсионеров весной и осенью. Общенациональная программа отдыха и курортного лечения пожилых людей Украины позволила бы целые курортные комплексы проектировать с учетом ограничений в подвижности отдыхающих и повышенных требований к тишине и покою.

Украина как страна с рыночной экономикой должна создать политические, правовые и экономические механизмы саморегулирования. А местное руководство Крыма, вплоть до поселковых советов - не администрировать туристический бизнес, а создавать для его владельцев ясную систему приоритетов и ограничений, о которой будет знать и все местное население, и отдыхающие.

Важнейшей чертой Крыма является преобладание неорганизованных форм массового отдыха и личных решений отдыхающих, а не жестких туристических программ. Главным в управлении туристической сферы может быть только мощное долговременное информационное воздействие.

Свободный рынок и свободная информация позволят направлять частную инициативу тех, кто зарабатывает на туристах и личные решения туристов на пользу всему обществу, укрепление государства, повышение международного престижа Украины.

Открытые тендеры, логичная система льгот для инвесторов, распространение информации об этом в Интернет, реализм, толерантность и умение искать компромиссы - это уже зависит от государства. Простой пример - нелегальная археология. Поиск кладов в США - одна из отраслей туризма. В Крыму в литературе можно найти описание 5 тысяч археологических памятников, а работают (в июле-августе) около 30 экспедиций - охранять все остальные просто невозможно, а "черные" археологи умудряются копать даже в Херсонесе Таврическом. Продажа лицензий на раскопки обеспечила бы охрану памятников силами владельцев этих лицензий, а оценка и легализация находок государственными органами позволит легко отделять среди находок вещи музейного значения и выкупать их за счет средств, вырученных от продажи экспонатов для частных коллекций. Опять же на открытых аукционах, которые могут проводиться в межсезонье и привлекать в Крым состоятельных коллекционеров со всего мира.

Открытая конкурсная сдача в аренду на 10-20 лет природных достопримечательностей и памятников культуры обеспечит их эффективную охрану и экономическую отдачу безо всяких бюджетных дотаций.

Сами по себе инвестиции ничего не дают без постоянного потока отдыхающих и туристов. Не раз в истории Крыма курортные комплексы с многомиллионными вложениями становились банкротами. Так было, например, с детищем предпринимателя Петра Губонина в Гурзуфе (сейчас санаторий "Гурзуфский") - а ведь там не самый короткий в Крыму сезон. Десятки здравниц-гигантов, созданных в советские времена, сейчас не платят налогов, но объявить их банкротами не возможно. Да это и незачем, нужна загрузка.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.