на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Психологическая подготовка боксеров-юношей

Психологическая подготовка боксеров-юношей

1

Содержание

Введение 2

Глава 1. Психологическая и волевая подготовка боксеров юношеского возраста 5

1.1 Роль личности психолога в подготовительном процессе боксеров юношеского возраста 5

1.2 Психологическое обеспечение подготовки, тренировки и соревнований спортсменов 12

1.3 Психолого-волевые аспекты в подготовке юношей-боксеров 22

Глава 2. Диагностика состояния и методы восстановления психологической активности спортсменов 28

2.1 Диагностика состояния психической готовности боксеров 28

2.2 Методы восстановления и психорегуляции (гетерорегуляция, ауторегуляция, фрустрация, психогигиена) 32

2.3 Методы повышения уровня психологической подготовки боксеров 47

Глава 3. Практический анализ оценки психологических показателей боксеров юношеского возраста 59

3.1 Анализ работы психолога с боксером юношеского возраста в период подготовки, тренировки, соревнований 59

3.2 Оценка характеристик психологической готовности боксеров 70

Заключение 78

Библиографический список 83

Приложение 1. Методика «САН» 88

Приложение 2. Методика «градусник» Ю.Я. Киселева 90

Введение

В настоящее время бокс становится все более популярным видом спорта в мире. О его популярности и значимости говорит и вхождение в список олимпийских соревнований в серию летних игр. Молодые люди идут в бокс с целью развить как свою физическую силу, так и укрепить свое психологическое состояние.

Психология спорта в целом и бокса в частности очень важна и достаточно мало изучена в настоящее время. В основном психологическая поддержка боксеров ложиться на плечи тренеров. Однако не каждый тренер в состоянии обеспечить полноценное психологическое развитие боксера с точки зрения его подготовки к соревнованиям и после их окончания. Профессиональный психолог, особенно имеющий опыт работы в сфере спорта, сможет реализовать полноценную подготовку боксера к физическим нагрузкам, которые будут постоянно увеличиваться, поможет в сложных ситуациях, которые возникают как во время тренировок, так и во время соревнований, а также поможет спортсмену получить самое главное - психологическую устойчивость во время боя и после его окончания.

Объект исследования: психологическое становление и развитие боксеров-юношей в процессе подготовки, тренировки и соревнований.

Предмет исследования: психологические аспекты, влияющие на становление воли боксеров и уверенной работы на ринге и в процессе тренировок, а также методики оценки данных показателей.

Цель данного исследования заключатся в рассмотрении основ психологической работы с боксерами юношеского возраста (17-18 лет). Специфика данной работы обусловлена в большей мере сложностью возрастной группы. 17-18 лет - это возраст самоутверждения, первой влюбленности и зачастую крайнего максимализма. Все эти критерии складываются в одну большую психологическую трудность в становлении таких спортсменов.

Задачи, поставленные для реализации цели исследования следующие:

- рассмотреть основы психологической и волевой подготовки боксеров юношеского возраста

- рассмотреть роль психолога в подготовительном процессе боксеров юношеского возраста

- рассмотреть основы психологической подготовки боксеров в ходе тренировок и соревнований

- рассмотреть психолого-волевые аспекты в подготовке юношей-боксеров

- рассмотреть методы диагностики состояния психической готовности боксеров юношеского возраста

- рассмотреть методы восстановления боксеров после соревнований, а также методики психорегуляции. Среди последних отдельно рассматриваются гетерорегуляция, ауторегуляция, фрустрация и методы борьбы с ней, психогигиена.

- рассмотреть методы повышения уровня психологической активности

- дать анализ работы психолога на каждом этапе работы с боксером-юношей (в период подготовки, тренировки и соревнований)

- дать оценку характеристик психологической готовности боксеров-юношей.

Для работы были использованы многочисленные источники литературы и электронные источники в качестве дополнительного материала.

Из литературных источников можно выделить следующие:

- работа Бабушкина Г.Д. и Смоленцевой В.Н. «Аутовоздействие и гетеровоздействие при развитии самообладания у спортсменов». Данное исследование раскрывает базис основных понятий в психорегуляции: ауторегуляции и гетерорегуляции - в становлении психологии спортсменов.

- Работа Гогунова Е.Н. и Мартьянова Б.И. «Психология физического воспитания и спорта» дает четкое представление о психологическом развитии спортсменов, а также описывает, с какими трудностями может встретиться спортсмен в период подготовки, тренировок и соревнований, а также как с этими трудностями бороться.

- Три работы Ильина Е.П. («Психология физического воспитания» в обоих изданиях, а также «Психология спорта») раскрывают тонкости работы психолога со спортсменами.

- Кадочников А.А. в своем труде «Психологическая подготовка к рукопашному бою» дает описание тонкостей психологии спортсменов в рукопашном бою в целом, и в боксе в частности.

- Никифоров Ю.Б. и Викторов И.Б. в работе «Построение и планирование тренировки в боксе» дают рекомендации для грамотного распределения всех составляющих подготовки, тренировки и соревнований боксеров.

- Пуни А.Ц. в своих трудах «Некоторые вопросы теории и воли и волевая подготовка в спорте» и «Особенности процесса психологической подготовки к соревнованию» делает акцент на тонкости работы психолога со спортсменами с целью их стимулированию для дальнейшей полноценной работы.

- Особенно стоит выделить труд Романенко М.И. «Молодому боксеру», который раскрывает основы работы именно с молодым поколением боксеров, стоящих на пороге спортивной карьеры.

Глава 1. Психологическая и волевая подготовка боксеров юношеского возраста

1.1 Роль личности психолога в подготовительном процессе боксеров юношеского возраста

Психология спорта изучает психологические особенности спортивной деятельности. При современных напряжениях на тренировках и соревнованиях вопросы изучения психики и методы психологической подготовки являются очень важным звеном в подготовке спортсменов высокого класса.

Без ясного понимания всей психологическом сложности спортивной деятельности, многообразия обусловливающих се связей невозможно создать рациональную методику тренировки, отвечающую современным научным и педагогическим требованиям.

Особенностью психологической подготовки в боксе являются[20, c. 59-63]:

ответственность перед коллективом за личные действия;

большое количество сильных сбивающих факторов во время соревнований;

сильно выраженные компоненты спортивного мастерства и их взаимодействия для достижения цели (техника, тактика, физическая и психологическая подготовки);

сложности турниров (перерывы между боями не дают возможности полностью восстановить организм, большое количество турниров, контроль над массой тела, профилактика травм и др.).

Бокс как вид спорта предъявляет исключительно высокие требования к психике спортсмена. Значительно легче достичь определенного уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, чем готовности психической. Не о всяком боксере можно сказать что он «боец», даже если он обладает высокой техникой, тактикой и физической подготовкой.

Как известно, предметом психологии являются[21, c.98-100]:

а) психические процессы;

б) психологические черты личности;

в) психологические особенности человеческой деятельности.

К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, воображение, мышление, память, внимание, эмоции, желания и т. д.

К психологическим чертам личности -- направленность личности, темперамент, характер, интересы и способности человека.

К психологическим особенностям деятельности -- особенности восприятий, мышления, соображения и других психических процессов, связанные с определенным родом работы (например, творчества).

Психические процессы и психологические особенности личности и деятельности человека в их совокупности называются сознанием или, в более широком смысле, психикой.

Психологические особенности, психические процессы и черты личности наиболее полно проявляются при сильных умственных и физических напряжениях, при постоянно меняющихся условиях окружающей среды, что наблюдается в спорте, в частности в единоборстве.

Состояние психологической подготовленности играет особую роль, зачастую является решающим в схватке. Спортсмен, не умеющий совладать с чрезмерным возбуждением накануне выхода на ринг, неуверенный в своих силах, вовремя боя не сможет быстро мобилизоваться и разумно действовать. Наоборот, если боксер хорошо психологически подготовлен, спокоен, уверен в себе, легко управляет своим настроением и действиями в бою, он и при сильно действующих факторах (пропуске сильного удара, неудачах в атаках и т. п.) сумеет мобилизоваться, правильно оценить обстановку, учесть возможности свои и противника и успешно решить тактические и технические задачи. Не надо забывать, что боксер, участвуя в турнире, который длится до 12 дней, имеет три-четыре боя и должен быть психологически готов к каждому из них.

При психологической подготовке боксера на первый план выдвигаются его индивидуальные качества; поэтому психолог должен быть достаточно эрудирован в области педагогики, физиологии и врачебного контроля с тем, чтобы досконально изучить своего подопечного и наиболее индивидуализировать подготовку с учетом его способностей и условий их развития.

Специалисты вполне обоснованно выделяют в психологической подготовке общую подготовку к тренировочно - соревновательной деятельности и специальную - к определённому соревнованию.

Психологическая подготовка боксёров к соревнованиям включает в себя[27, c. 254-255]:

- раннюю психологическую подготовку, начинающуюся за две-три недели до соревнований;

-непосредственную подготовку к выступлениям (в день соревнований);

- психологическую подготовку в ходе турнира;

- психологическую подготовку между раундами;

-психологическое воздействие после окончания выступлений на ринге.

В основу психологической подготовки положено формирование личности боксёра, способного проявлять бойцовские качества, обладающего значительным психофизическим потенциалом, умеющего творчески и с желанием вести работу для выхода на более высокий уровень мастерства, а в итоге - для достижения намеченной цели.

Общая психологическая подготовка решает задачи психического воздействия на спортсмена, направленные на формирование и развитие спортивно важных психических качеств, а также способствует обучению специальным приёмам психической саморегуляции для адаптации к экстремальным условиям. Она служит целям совершенствования умения управлять собой, повышению соревновательной надёжности, а значит и достижению стабильных, высоких результатов[16, c. 54-59].

Специальная психологическая подготовка направлена на формирование и совершенствование целостной готовности боксёра для участия в каждом соревновании. Её основные задачи:

- совершенствование психических качеств и свойств, необходимых для успешного формирования различных компонентов подготовки боксёра;

- формирование, совершенствование и коррекция индивидуальной манеры боксирования с учётом личностных особенностей конкретных противников, уровня их технической подготовленности[16, c. 54-59].

Использование в учебно-тренировочном процессе различных снарядов, упражнений «школы бокса» в зале перед зеркалом и «работы на дороге» в сосновом бору или берёзовой роще во все времена года, при любой погоде способствуют повышению заинтересованности юношей боксом, преодолению ими нерешительности и слабоволия, развитию у них настойчивости, упорства, смелости и целеустремленности - именно тех волевых качеств, которые определяют в конечном итоге, наряду с физической и технической подготовленностью, эффективность соревновательной деятельности боксёров.

В боксе, как в любом виде деятельности, без психического напряжения нет продуктивной работы. В напряжённые периоды спортивной работы повышается чувствительность спортсмена к различным стимулам, уровень беспокойства и неопределённости, растёт число причин, приводящих к возникновению у боксёра конфликтных и кризисных ситуаций. Эти состояния - следствие многих противоречий деятельности, с которыми сталкивается спортсмен.

Очень важно объяснить юношам, что такие критические ситуации являются необходимыми компонентами их спортивного развития. Психологическая подготовка должна включать в себя методики социально-психологического тренинга, построенные на обсуждении разного рода критических ситуаций, обучение технике их анализа. Моделирование коммуникативной критики, отрицательных переживаний, конфликтов и кризисов должно составлять необходимую часть психологической подготовки спортсмена. Он должен научиться быть независимым от критики, должен уметь эффективно переживать негативные чувства, использовать стрессы и конфликты для собственного развития[46, c. 36-38].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.