на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие координационных способностей у юных борцов вольного стиля

Развитие координационных способностей у юных борцов вольного стиля

3

Развитие координационных способностей у юных борцов вольного стиля

Содержание

Введение 4

1. Теоретическое обоснование исследованной проблемы 8

1.1 Спортивная борьба, как средство всестороннего развития физических качеств и двигательных умений 8

1.1.1 Особенности спортивной борьбы и виды подготовки в ней 11

1.2 Теоретико-методические основы обучения двигательных действий 13

1.3 Аспекты этапа начальной спортивной подготовки борцов вольного стиля 16

1.4 Характеристика и критерии оценки координационных способностей спортивных действий 19

1.4.1 Значение координационных способностей в процессе обучения 24

1.5 Заключение по первой главе 27

2. Методы и организация исследования 28

2.1 Методы исследования 28

2.1.1 Теоретический анализ и обобщение данных специализированной, научно-методической литературы 28

2.1.2 Анализ учебно-тренировочного процесса, документации 29

2.1.3 Педагогические наблюдения 29

2.1.4 Социологический опрос 29

2.1.5 Метод математической обработки и интерпретации статистических данных 30

2.2 Организация исследования 31

3. Роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе юных борцов на начальном этапе спортивной подготовки 32

3.1 Изучение организации и состояния координационного воспитания юных борцов методом социологического опроса 32

3.2 Воспитание координационных способностей средствами музыки 37

Выводы 43

Практико-методические рекомендации 44

Библиография 45

Приложение 1 54

Введение

На современном этапе развития борьбы значительно увеличился объем двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности (В.К. Бальсевич, 1996; Н.А. Бернштейн, 1947, 1990, 1991; М.М. Боген, 1985; С.В. Дмитриев, 1995;Д.Д.Донской, 1977, 1975, 1968, 1979). Все эти характеристики специалисты (С.В. Бибиков, 2008; С. Бойченко и др. 2002; А.Г. Карпеев, 1998; В.И. Лях, В.А. Соколкина, 1997) связывают с понятием координационных способностей.

Наиболее успешно в соревновательной деятельности выступают спортсмены, обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей, что проявляется в совершенствовании таких специализированных восприятий, как «чувство дистанции» «чувство ковра», «чувство соперника», «чувство равновесия», «чувство ритма» «чувство темпа» и т.д.( В.П.Озеров, 1983, 2002; Е.П. Ильин, 2003).

Есть все основания полагать, что методика подготовки юных борцов направленная, прежде всего на тщательную отработку определенных технических навыков и тактических умений, концентрированное развитие специальных физических способностей, вместе с тем не создает нужных условий для совершенствования психомоторных способностей, лежащих в основе формирования координационных способностей в специфической двигательной деятельности.

Процесс совершенствования координационных способностей у борцов органически связан с решением задач технико-тактической подготовки, с развитием скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости в условиях тренировочной и соревновательной деятельности (А.Г. Карпеев, 1990; В.И. Лях, 2000, 2002).

Многие исследователи (В.М. Панов, 1996; Н.Г. Сучилин, 1974 и др.) считают, что наиболее эффективно развиваются координационные способности в условиях отсутствия утомления. Вместе с тем, соревновательная деятельность юных борцов предусматривает выполнение специализированных двигательных действий высокой координационной сложности в самых различных функциональных состояниях (от устойчивого до тяжелых проявлений утомления) и при различных условиях внешней среды (от комфортных до исключительно сложных).

В современной теории спортивной тренировки методика развития координационных способностей остается наименее разработанной. Отсутствует четкое понимание природы координационных способностей, разноречивы данные о их структуре и возрастных особенностях проявлений, не разработаны критерии оценки уровней развития координационных способностей, не выявлены особенности технологий развития данного физического качества применительно к борьбе.

Противоречивость и нерешенность многих вопросов развития координационных способностей у юных борцов обуславливают актуальность данной работы и требуют дальнейших научных исследований.

Наша задача выяснить, какую роль играет координационные способности в тренировочном процессе борцов.

Проблема состоит в создании современных педагогических технологий, позволяющих осуществлять параллельное совершенствование координационных способностей и психических функций у борцов на этапе начальной спортивной подготовки.

В поисках решения поставленной задачи, была сформулирована проблема исследования: каковы основные направления повышения эффективности начальной подготовки юных борцов.

Представленная позиция и определила гипотезу нашего исследования. Предполагается, что специально разработанная анкета, освещающая роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе юных борцов и проведение социологического исследования, позволит определить факторы, способствующие повышению уровня психомоторных способностей юных борцов вольного стиля.

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных борцов вольного стиля.

Субъект исследования - средства, методы и организационные формы развития координационных способностей у юных борцов на этапе начальной спортивной подготовке.

Цель исследования - определить и экспериментально обосновать роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.

В соответствии с проблемой, целью, субъектом исследования и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

Изучение проблем двигательной деятельности борцов.

Разработка и проведение социологического исследования.

Определить значимость координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.

Выявить более рациональное условие для воспитания координационных способностей.

Теоретико-методологической основой настоящей работы явились концептуальные и фундаментальные научные положения ведущих отечественных и зарубежных ученых по: теории и методике физического воспитания (Л.П. Матвеева, 1976, 1991, 1999, 2001; Т.Ю. Круцевич, 2003 и др.); биомеханическим основам и теории построения действий (Н.А. Бернштейн, 1990, 1997; Д.Д.Донской, 1971, 1977,1979; В.Б. Коренберг, 2005 и др.), теории спортивной тренировки (В.Н. Платонов, 1984, 1987; г.С. Туманян, 1997, 1998), психомоторной основе воспитания двигательной деятельности (Г.Д. Горбунов, 2007; Е.П. Ильин, 2003; В.П. Озеров, 2002; Е.Н. Сурков, 1984; И.Д. Свищев, 2008 и др.), особенности проявления координационных способностей (С. Бойченко, 2002; Е.П. Ильин, 2003; В.И. Лях, 1997; 2002; Л.Д. Назаренко, 2003и др.), теория музыкальных способностей (Ю.Г. Коджаспиров, 1987; Б.М. Теплов, 1947, 2003 и др.).

Научная новизна представленной работы заключается в попытке исследовать более рациональное условие для воспитания координационных способностей в спортивной борьбе.

Теоретическая значимость работы состоит в дополнении теории и методики спортивной тренировки юных борцов положениями, в которых:

- уточнено определение понятия «координационные способности юных борцов» как компонента структуры их физической подготовленности;

- детализированы основные требования к качественным параметрам двигательной деятельности юных борцов, отражающие специфику их сенсорного и моторного компонентов;

- дано объяснение специфике воспитания координационных способностей средствами музыки.

Практическая значимость работы заключается в разработке практико-методических рекомендаций для специалистов в области борьбы, которые помогут правильно организовать и провести учебно-тренировочный процесс, с учетом индивидуального подхода к каждому занимающемуся, а также различных психомоторных и физиологических факторов, оказывающих положительное влияние на рост спортивного мастерства. Представленные в работе рекомендации могут быть использованы в системе профессиональной подготовки, в процессе повышения квалификации педагогических кадров.

Структура и объем лицензионной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и списка литературы.

1. Теоретическое обоснование исследованной проблемы

1.1 Спортивная борьба, как средство всестороннего развития физических качеств и двигательных умений

Физическая культура охватывает огромную область двигательных и умственных упражнений, призванных совершенствовать биологические функции человека. Роль физической культуры возрастает в связи с ростом технического прогресса, снижающего двигательные энергозатраты в деятельности человека.

Если учитывать все виды нагрузок, предъявляемых всем системам организма в процессе выполнения соревновательных упражнений, то из всех видов спортивных упражнений наиболее сложными являются единоборства, поскольку они предъявляют высокие требования: к энергетике (А.А. Виру и др., 1988;. Г.С. Туманян, Коблев Я.К 1973 и др.), скоростно-силовым качествам (Е.Б. Под-скоцкий, 1983 и др.), сенсомоторике (Н.А. Бернштейн, 1991;), психике, в плане её помехоустойчивости (Т.Т. Джамгаров, 1979; Л.А.Китаев-Смык, 1983; А.В. Ивойлов, 1986 и др).

Путь к мастерству, лежит только через массовость (Н.Н. Пархоменко, А.А. Новиков, 1983), а массовость можно обеспечить только насыщением учебно-тренировочного процесса образовательным компонентом. В то же время тренеры по спортивной борьбе, богатой разнообразными сложно-координационными приёмами, увлекаются общефизическими упражнениями, подменяя обучение массированными объёмами тренировочных нагрузок, в ущерб образовательному компоненту (Л.П. Матвеев, 1969), перенося задания, рассчитанные на взрослых, на плечи маленьких детей, неготовых по многим объективным причинам усвоить и осилить координационную или энергетическую нагрузку (Б.А. Никитюк, 1994).

Результаты опроса проведенные А.С. Кузнецовым (2009) показали, что учащихся ДЮСШ по видам спортивной борьбы свидетельствуют о том, что из секций борьбы, в основном, уходят по причинам:

- слишком сложные упражнения- 27 %:

- боязнь соревновательных схваток - 42%;

- тяжелые физические нагрузки - 98 %.

- не присваивают разрядов - 53%

- мало борьбы - 61 %

- мало приемов единоборств - 72%

- слишком много упражнении, не относящихся к единоборствам - 74%

Эти цифры свидетельствуют о том, что значительная часть детей идет в секции за образовательным компонентом, а не за физическим развитием, которое происходит само собой, в то время, как основная часть тренеров ориентируется на интенсивные физические нагрузки.

Чрезмерные физические нагрузки, разрушающие детский организм, особенно в ранний период, обусловлены общей тенденцией спорта - конкуренцией. «Огромная конкуренция в спорте...стимулирует рост спортивных результатов, большинство из которых приближается к пределу возможностей человека» (А.А. Новиков, А.И. Колесов, 1972).

Увлечение многих тренеров общефизическими нагрузками не может быть оправдано, поскольку на соревнованиях, в конечном итоге, оцениваются не общефизические качества, а специфические действия (А.Н. Ленц, 1972; Г.И. Торопин, 1984). «Спортивная борьба является одним из сложнейших видов, имеющим большой набор технических действий и большую степень неопределенности предстоящих действий. Наша страна богата одаренными людьми, что позволяет в ряде случаев добиваться больших спортивных достижений за счет природных качеств. Но достижение их требует полной отдачи сил на ковре. Намного легче и долговечнее был бы спортивный путь борцов, если бы они приобрели в юношеские годы навыки основ техники борьбы» (А.А. Колмановский, 1963).

Согласно программы для ДЮСШ (Борьба самбо, 1975) задачей этапа начальной подготовки в процессе двух лет занятий является: «Укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка, изучение специальных физических упражнений, простых форм борьбы, выполнение норм 1-й ступени комплекса нормативов».

Выходит, что ребенок, придя в секцию борьбы, вынужден 2 года заниматься не тем, ради чего он пришел и, самое главное, он не может получить обратной связи, поскольку в течение 2-х лет отсутствует контроль и оценка усвоения специализированных действий. Неудивительны поэтому вышеприведенные результаты опроса учащихся ДЮСШ.

Способом сохранения контингента обучаемых без ущерба качеству подготовки может стать акцент на техническую подготовку без форсирования спортивных результатов.

По данным ряда источников специальной литературы (А.Ш. Алахвердиев, Р.А. Пилоян, 1982 и др.) в возрасте с 11 до 18 лет мотивацией к занятиям в секциях спортивной борьбы являются факторы познавательной деятельности и потребности к самоутверждению. Поэтому в учебных программах на первом плане должны стоять требования к содержательному технико-тактическому компоненту, как об этом уже говорилось выше и создаваться условия к формированию щадящего и стимулирующего режима квалификационных требований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.