на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Субъективные факторы, сохраняющие и улучшающие здоровье человека

Субъективные факторы, сохраняющие и улучшающие здоровье человека

2

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра ПВБ

Контрольно-курсовая работа

по валеологии

«Субъективные факторы, сохраняющие и улучшающие здоровье человека»

Тула

2008

Содержание:

1) Введение

2) Психологические факторы

3) Режим труда и отдыха

4) Сон

5) Физическая культура

6) Закаливающие процедуры

7) Питание и витамины

8) Заключение

9) Список литературы

Введение

Каждый день в СМИ мы слышим про то, что вредит нашему здоровью: сигареты, алкоголь, наркотики. Каждый день нам говорят, что и как делать, чтобы улучшить своё здоровье. Ведь здоровье среди жизненных ценностей человека, несомненно, представляет важную составляющую счастья.

Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека, которые, как правило, содержат пять критериев:

-отсутствие болезни;

-нормальное функционирование организма в системе «человек - окружающая среда»;

-полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

-умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

-способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье - это «состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Каждый из нас должен быть здоровым человеком и, безусловно, знать, какими методами, секретами можно продлить своё физическое и психическое благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни.

Да, именно «вести», а не «катиться», как снежный ком. Или, как порой принято говорить, «как все, так и я». Необходимо выработать свои, индивидуальные правила - стиль жизни, который подходит вам, вашей семье, и вызывает психологическое удовлетворение, положительные эмоции, радость в общении с людьми, животными, природой. Такое состояние связано с правильной мотивацией на долголетие и двигательную активность, т.е. у вас должна быть активная жизненная позиция, направленная на сохранение и улучшение своего здоровья. Нормальная полноценная жизнь человека немыслима без достаточно хорошего здоровья.

Факторы, сохраняющие и улучшающие здоровье человека, делятся на объективные и субъективные. Мы рассмотрим субъективные факторы.

Психологические факторы.

Вы можете скептически отнестись к тому, что нечто столь неосязаемое, как мысль, может влиять на такую плотную материю, как тело? Однако именно из этого исходит психосоматическая медицина. Конечно, не все болезни имеют психологическое происхождение. Болезнь может настичь вас вне зависимости от того, как вы думаете, ощущаете и действуете. Тем не менее способ вашего мышления может существенно влиять на здоровье двумя вполне доказанными способами.

Во-первых, мышление влияет на количество переживаемых стрессов, и во-вторых, оно определяет поведение, относящееся к поддержанию здоровья.

Как мысли влияют на ваше тело?

Почему сердце бьется быстрее, когда приходится выступать на людях? Почему мы краснеем, когда испытываем смущение? Почему наши мышцы напрягаются, когда нас просят сделать что-то, что нам не нравится? Почему кот выгибает спину, оскаливает зубы и шипит, когда ему угрожает опасность?

Эмоции включают психологическую реакцию как подготовку к определенным действиям. Когда вы напуганы, ваше тело мобилизуется для бегства; когда вы сердиты, ваше тело мобилизуется для нападения; когда вы находитесь в состоянии депрессии, ваше тело мобилизуется (или демобилизуется) для уклонения от активных действий; и когда вы счастливы, оно мобилизуется для повышенной активности.

Если бы вы могли оценить состояние вашего организма в моменты сильного возбуждения, то отметили бы происходящие одновременно изменения: напряжение мышц, учащенное сердцебиение, уменьшение слюноотделения, выброс сахара и адреналина в кровь, увеличение свертываемости крови, отток крови от кожных покровов, в особенности на руках и ногах. Последнее объясняет, почему страшащиеся спуска лыжники мерзнут больше, чем уверенные в себе.

Каким образом конструктивное мышление улучшает здоровье?

Исследования дают более детальное представление о том, каким образом мышление влияет на здоровье.

Как правило, обладатели конструктивного мышления сообщают о меньшем количестве обычных болезненных симптомов, чем представители деструктивного типа. Они реже страдают от респираторных инфекций, кожных болезней, диареи, болей в желудке, головных болей, запоров и болей в спине. Те студенты, которые отличались хорошим конструктивным мышлением, гораздо реже обращались за помощью в студенческую поликлинику. К тому же они были более удовлетворены своим здоровьем, реже попадали в опасные ситуации, пропускали занятия по болезни и имели меньше проблем, связанных с перееданием и приемом наркотиков и алкоголя, -- свидетельство того, что они вели более здоровый образ жизни.

Не удивительно, что среди компонентов конструктивного мышления управление эмоциями более тесно ассоциируется с восприимчивостью к распространенным болезненным симптомам. Те, кто плохо справляется со своими эмоциями, сообщают о гораздо большем количестве симптомов, чем люди эмоционально уравновешенные.

Личностные суеверия также оказывают большое влияние на проблемы здоровья. Вероятно, это объясняется тем, что личностные суеверия тесно связаны с депрессией. Эти факты подтверждают мое убеждение в том, что основное связующее звено между деструктивным мышлением и физическими болезнями -- негативные эмоции.

Мышление воздействует на здоровье еще и другим образом -- посредством своего влияния на стиль жизни и отношение к здоровью. Хорошо организованные люди также меньше страдают от болезненных симптомов, хотя и несколько уступают эмоционально уравновешенным. Тем не менее они даже лучше контролируют такое деструктивное поведение, как переедание. Дезорганизованные люди часто не могут справиться с привычкой к обжорству из-за плохой самодисциплины.

Это отношение между деструктивным мышлением и нездоровым образом жизни вполне понятно. Люди, имеющие низкую самооценку, убежденные в том, что они никак не в состоянии повлиять на свою жизнь, или лишенные стремления к перспективной цели (примеры деструктивного мышления), не склонны заботиться о себе. К чему эти хлопоты, если я все равно никуда не годный человек и мои действия ничего не могут изменить?

Люди, думающие деструктивно, могут годами не идти к зубному врачу, не заботиться о полноценном питании, недосыпать и не заниматься физкультурой. Они склонны искать кратковременные удовольствия и игнорируют длительные последствия, что приводит к пьянству, курению, наркомании, беспорядочному питанию и неразумному риску, такому как пренебрежение защитными средствами при сексуальных контактах. И когда такое поведение приводит к болезни, они могут оказаться не в состоянии предпринять конструктивные действия, чтобы увеличить шансы на выздоровление

Как конструктивное мышление влияет на болезни сердца и рак?

Самые драматичные доказательства влияния деструктивности мышления на здоровье связаны с «болезнями-убийцами» -- сердечными и онкологическими заболеваниями. Здесь мы опять замечаем, как определенные формы деструктивного мышления, вызывая соответствующие эмоциональные состояния, способствуют возникновению определенных болезней. Сильный и длительный гнев может повысить риск заболевания сердечно-сосудистой системы. Беспомощность и депрессия, с другой стороны, могут ослабить иммунную систему, сделав человека более подверженным инфекционным заболеваниям и, возможно, раку. В обоих случаях постоянно накапливаются все новые доказательства того, что конструктивное мышление не только может помочь предотвратить риск заболевания, но и является эффективным вспомогательным средством при его излечении.

Режим труда и отдыха.

Строгий, ритмичный режим труда и отдыха - одно из важнейших условий высокой работоспособности человека. При этом следует учитывать различия условий жизни и труда отдельных категорий людей, чей труд связан с различными видами деятельности.

Например, педагоги и преподаватели работают по расписанию в определенные часы и дни неравномерно, рабочие связаны с работой по сменам. Труд и отдых работающих в условиях экстремальности и вредности отличаются от режима труда рабочих и служащих, которые выдерживают в основном график 30-40-часовой недели. И совсем неординарен труд вахтовиков, работающих по 12 часов через 12 дней, по 15 дней или по 30-45 с таким же промежутком отдыха.

Основные положения режима труда и отдыха должны соблюдаться всеми, независимо от специфики деятельности, обязательно.

При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности.

Например, если вы ежедневно занимаетесь умственным или физическим трудом, который имеет место в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности, т.е. способности «собраться». То же самое происходит при регулярном режиме питания. К «запрограммированному» времени происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что способствует и обеспечивает эффективное пищеварение.

Необходимо помнить, что существующие ритмы организма не являются самостоятельными и независимыми, а связаны с колебаниями внешней среды, определяющимися, главным образом, сменой дня и ночи, а также колебаниями циклов, соответствующих месяцу, сезону года и т.п.

Ночью снижаются показатели обменных процессов, работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем, температура тела. Пульс, частота и глубина дыхания уменьшаются. Головной мозг не получает информации, нет нагрузки ни физической, ни умственной. Организм отдыхает, восстанавливается.

Днем интенсивность двигательной активности возрастает, что в значительной степени интенсифицирует работу кардиореспираторной системы, обменных процессов. Повышаются все функции центральной нервной системы и высшей нервной деятельности.

Работоспособность человека в утренние часы постепенно повышается и достигает к 10-13 часам наивысшего пика. После 14 часов происходит снижение работоспособности, а к 16-17 часам идет волна нового повышения всех функций. Спад функциональных возможностей наблюдается, как правило, после 20 часов.

К индивидуальным особенностям организма и социальным факторам, влияющим на режим труда и отдыха, относятся:

- выполнение различных видов деятельности в строго определенное время;

- рациональное чередование работы и отдыха;

- регулярное и полноценное питание, не менее трех раз в день, в одни и те же часы;

- целенаправленная двигательная (физическая) нагрузка, не менее 6 часов в неделю;

- пребывание на свежем воздухе, не менее 2-3 часов в день;

- строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно - ночной сон в одно и то же время. (Более подробно речь пойдет ниже)

Эти простые условия способствуют укреплению здоровья, повышают жизненный стимул, продлевают функционирование всех систем на долгие годы.

СОН

Даже если выполнять все требования, указанные выше, здорового человека трудно представить без здорового отдыха, а лучшим отдыхом, как известно, является полноценный сон.

Сон - эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Недаром ослабленный, больной человек или находящийся длительное время в экстремальных ситуациях способен спать длительное время. Это - физиологическая защита организма, потребность, как лечение, обусловлена сложными психофизиологическими процессами.

Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку (переутомление или болезненные изменения). Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма.

Как выполняют эти требования студенты? По наблюдениям за 655 студентами, проживающими в общежитии, установлено, что до 22 часов ко сну отходит 19,3%, до 1 часа ночи - 81%, до 2 часов ночи - 46%, а после 2 часов - 16,2%. По причине недосыпания до 43% студентов прибегают к дневному сну. Значит, они, полусонные, заторможенные к восприятию и запоминанию информации, которую дают на лекциях, практически не осмысливают ее. Естественно, у них снижается работоспособность как умственная, так и физическая.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.