на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Характерные особенности урока физического воспитания

Характерные особенности урока физического воспитания

2

Министерство образования и науки Украины

Запорожский государственный университет

Факультет физического воспитания

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По методике и теории физического воспитания

Студентки 3-го курса

группы 1212/6

Цветковой Ю.А.

Запорожье

Содержание

  • 1. Характерные особенности урока физического воспитания. организация деятельности учащихся на уроке 3
    • 1.1 Характерные особенности урока физического воспитания 3
    • 1.2 Задачи урока 3
    • 1.3 Некоторые особенности структуры урока 4
    • 1.4 Организационное обеспечение школьных уроков 5
    • 1.5 Активизация деятельности учащихся 8
    • 1.6 Типы школьных уроков 12
    • 1.7 Домашние задания 15
    • 1.8 Организация деятельности учащихся на уроке 17
    • 2. Комплекс физических упражнений для развития гибкости у учащихся по методу круговой тренировки 21
    • 3. Педагогический анализ урока по физическому воспитанию в 8-м классе 24
    • 3.1 Примерный план-конспект смешанного урока в VIII классе 24
    • 3.2 Итоги урока были подведены вовремя 25
    • Список использованной литературы 26
1. Характерные особенности урока физического воспитания. организация деятельности учащихся на уроке

1.1 Характерные особенности урока физического воспитания

Урок - основная форма учебных занятий по предмету "Физическая культура". Он строится в соответствии с общими положениями об уроке. Однако специфика задач и содержания, предусмотренных программой, обусловливает некоторые особенности школьного урока с учетом разных возрастных групп занимающихся.

1.2 Задачи урока

При единстве образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности ведущими в школьном уроке являются задачи обучения, последовательная конкретизация образовательных задач на год и на каждый семестр. Степень детализации должна быть такова, чтобы можно было судить о приращениях в знаниях, умениях и навыках учащихся, полученных именно в результате данного урока. Практика показывает, что на одном уроке целесообразно решать 2-3 задачи, связанные с усвоением или совершенствованием учебного материала и с развитием необходимых двигательных качеств. Задачи могут быть поставлены для всего класса или раздельно (полностью или частично) для мальчиков и девочек.

Не меньшее значение имеют оздоровительные и воспитательные задачи, которые должны соответствовать физической подготовленности детей, степени сформированности коллектива (его организованности, дисциплинированности, специфическим особенностям отдельных групп мальчиков и девочек - их взаимоотношениям, интересам, наличию лидеров). Оздоровительные и воспитательные задачи с большим трудом поддаются конкретизации. Тем не менее в меру возможного и с учетом характера учебного материала они должны планироваться по годам и семестрам обучения. При подготовке к отдельному уроку их следует конкретизировать и дополнять теми, которые нельзя предусмотреть заранее.

Тщательная разработка задач урока определяет его содержание и структуру в виде логически взаимосвязанной последовательности средств и методов. Сложность проведения школьного урока определяется составом занимающихся: это примерно 35-40 мальчиков (юношей) и девочек (девушек), обладающих типичными возрастными особенностями, но с весьма различными индивидуальными их проявлениями. В этих условиях решить многообразные задачи урока можно только при максимально эффективном использовании каждой минуты. Недоработка в одном уроке вызывает накопление нерешенных задач в цепи уроков и нарушение планов. Планы же весьма насыщены, ибо программный материал очень объемный и рассчитан на рациональное использование каждого урока.

Учитель должен отыскивать наиболее экономные пути решения задач, отбрасывая все малозначимое, полезное вообще, но необязательное для данного урока. При этом учитывается анализ предыдущих уроков, используется опыт ведущих учителей, методическая литература. Таким образом, процесс подготовки к уроку превращается в своеобразное исследование, где на базе получения максимальной информации учитель делает самостоятельные выводы.

1.3 Некоторые особенности структуры урока

На фоне общей трехчастной структуры выделяют характерные варианты построения, отражающие возрастные особенности учащихся.

Чем младше класс, тем большее внимание уделяется укреплению организма и формированию осанки; акцент делается на обучении движениям и действиям; учитывается неспособность учащихся долго проявлять высокий уровень работоспособности. В связи с этим типичные задачи каждой из трех частей урока проникают в другую часть: так, одновременно с введением организма в работу решаются задачи обучения новому материалу (построениям, общеразвивающим упражнениям и т.п.), в основной части даются упражнения для поддержания внимания. Первая часть урока может содержать материал собственно вводной части (так называемый организационный момент) и общеподготовительный, посвященный не столько подготовке к данному уроку, сколько общему укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки. В целом в процессе урока происходит более частая смена видов деятельности, что определяет наличие в каждой части более мелких структурных элементов.

Чем старше класс, тем больше отличия в содержании работы с группами разного пола. Это сказывается и на структуре урока - раздельная работа может касаться частей урока, а также отдельных заданий. В IX и X классах могут проводиться полностью раздельные уроки для юношей и девушек, каждый со своей структурой.

Основные показатели качества школьного урока - это четкое организационное обеспечение урока; всемерная активизация деятельности учащихся с обеспечением дифференцированного подхода к ним; постоянное руководство и контроль учителя.

1.4 Организационное обеспечение школьных уроков

Организационные мероприятия, являясь на уроке вспомогательными, оказывают существенное воспитательное влияние на школьников. Четко организованная работа с высокой плотностью урока дисциплинирует и мобилизует учеников.

Урок физической культуры начинается для класса еще на перемене. Необходимо установить такой порядок переодевания и перехода к месту занятий, который позволит начать учебный процесс с первой минуты урока. Особенно ответственным это является для младших классов, где устанавливаются определенные традиции. Здесь применяется обучение правилам переодевания, соревнование звеньев ("у кого порядок лучше? "), вводятся постоянные обязанности для дежурных. Подростков надо тактично, без излишней опеки приучать к самостоятельному поддержанию порядка в раздевалках.

Обеспечение материально-технических условий проведения урока осуществляется учителем заблаговременно. Приучая учеников к труду по самообслуживанию, необходимо давать дежурным поручения по подготовке мест занятий, инвентаря, средств наглядного обучения. Для того чтобы они были выполнены своевременно и аккуратно, нужно давать посильные поручения. Например, в младших классах назначать двух дежурных, один из которых следит за порядком в местах переодевания и готовит рапорт, а другой раскладывает мелкий инвентарь-мячи, скакалки. Подростки могут готовить протоколы для внесения в них результатов, накачивать мячи, делать разметку площадки и многое другое, а старшие дополнительно к этому - приводить в рабочее состояние нужную аппаратуру. Требования к уровню самостоятельности выполнения поручений постепенно возрастают: вначале точно указывают, кем, где, что и в каком порядке должно быть подготовлено, в дальнейшем задание дается группе с ответственностью групповода за организацию работы.

Наглядная информация позволяет экономить время на организационные вопросы: это изображенные на доске, плакатах или карточках схема расстановки снарядов, план работы на станциях при круговом способе организации обучения и т.п.

С наибольшей ответственностью, не поручая никому, проверяет учитель условия безопасного выполнения упражнений.

Размещение учащихся, расстановку и уборку снарядов надо сочетать с выполнением физических упражнений, например проводить раздачу предметов разными способами, развивая ловкость, сноровку; устанавливать снаряды, выполняя задание по коллективной переноске предметов, соревнуясь при этом в быстроте, точности.

Расположение учащихся должно быть удобным для работы. В одних случаях создаются условия для наблюдения учащихся друг за другом, в других - группы располагаются так, чтобы не отвлекаться. Особенно важно это для младших школьников и подростков, внимание которых еще неустойчиво.

При выборе способа организации обучения (фронтально: одновременно, попеременно, поточно и посменно; по группам, по кругу, индивидуально) следует учитывать возраст и подготовленность учеников. В младших классах лучше управлять однородной деятельностью учащихся и, следовательно, применять разные способы фронтальной работы. Для перехода к групповому способу организации должен быть обеспечен достаточно высокий уровень дисциплинированности класса и подготовлен актив для выполнения функций помощников - групповодов. Эти предпосылки могут быть созданы уже в начальной школе, но нельзя форсировать применение групповой формы с неподготовленным классом.

К круговому способу переходят постепенно. В IV и V классах приучают к мелкогрупповой форме организации с относительно большим числом мест занятий - станций (5-10). На каждой станции выполняют уже освоенные упражнения в индивидуальном темпе, но все одновременно. С VII класса, и особенно в старших классах, интенсивность работы на каждой станции повышается за счет увеличения количества повторений в заданное время или за счет сокращения времени на прохождение всего круга. У каждого ученика на специальной прикидке выявляется максимально доступное в данный промежуток времени количество повторений, чтобы назначить дозировку, исходя из индивидуальных возможностей (например, выполнить половинную дозу от максимума). Подбор упражнений на станциях с воздействием на разные группы мышц, индивидуализированная дозировка, регулирование времени отдыха между станциями и между прохождением кругов - все это позволяет эффективно развивать двигательные качества.

Индивидуальная форма организации урока также применяется с последовательным усложнением: от кратковременных свободных игр (например, прыжков через скакалку, в младших классах) к дополнительным заданиям отдельным учащимся при фронтальной или групповой работе класса, а от них - к самостоятельной работе по выполнению индивидуальных заданий (преимущественно в старших классах).

Очень важна в школьном уроке организация учащихся, освобожденных от практических занятий. Они должны выполнять по ходу урока различные задания, связанные с наблюдением, анализом действий, усвоением теоретических сведений, участвовать в опросе, судействе, а иногда и осваивать несложные двигательные действия. Задания освобожденным предусматриваются заранее и фиксируются в конспекте урока.

Успех организационной деятельности учителя зависит от того, как он отдает распоряжения. Они должны быть краткими, понятными, вызывающими желание лучше выполнить задание, не допускающими неподчинения.

1.5 Активизация деятельности учащихся

Активность учащихся на уроке проявляется в глубоком осознании поставленных задач и в стремлении решить их как можно лучше: больше узнать, понять сущность предлагаемых действий, добиваться улучшения результатов двигательной деятельности, проявляя инициативу и самостоятельность.

Стимулируя познавательную активность, учитель должен создавать условия для сравнения, сопоставления, анализа как усваиваемых понятий, так и практических действий. Чтобы мыслительная активность сопровождалась соответствующей двигательной деятельностью, необходимо обеспечить для каждого ученика возможность работать непрерывно на протяжении урока, получая отдых в смене вида деятельности и ее интенсивности.

Активизации деятельности учащихся способствует применение следующих методических приемов.

Постановка учителем задач урока таким образом, чтобы вызвать познавательный интерес. Сообщение задачи может носить характер четкой конкретной информации, но может иметь и поисковый характер. В последнем случае перед учениками ставится вопрос, ответ на который они должны найти сами. Так, в V классе при изучении низкого старта учитель рассказывает, какое удивление зрителей вызвало первое применение этого старта. Выясняются вопросы: быстрее ли бежит человек, опустившись предварительно на одно колено? За счет чего возрастает скорость при низком старте? В результате учащиеся сами определяют задачи предстоящей работы.

Интерес к решению задачи повышается при эмоциональном изложении, сопровождаемом иллюстрацией.

Обеспечение межпредметных связей в преподнесении учебного материала. Это ведет к созданию у школьников более стройной системы знаний, расширяет кругозор, позволяет освещать известные явления с новой стороны. Для обоснования техники двигательных действий наиболее широко используются знания физики, математики; при определении влияния упражнений на организм - знания анатомии и физиологии.

Развитие аналитического мышления при наблюдении или выполнении действий: почему движение следует выполнять так, а не иначе, каковы ошибки и способы их исправления. В младших классах сопоставляются конкретно воспринимаемые факты (например, чем отличаются действия двух учеников); наблюдения организуются вначале при выполнении статических (например, исходных) положений или повторяющихся, в том числе циклических, действий. Подростки успешно определяют сравнительную выгоду различных способов действий, выявляют характерные ошибки. Большую помощь оказывают учебные карточки, на которых изображены фазы движений, указаны типичные ошибки, дан критерий оценки. Результатом такой работы может быть обоснованное выставление оценки товарищам.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.