на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Коммуникации в организации. Особенности человеко-машинной коммуникации

Реферат: Коммуникации в организации. Особенности человеко-машинной коммуникации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Тихоокеанского государственного экономического университета

в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области

ДИСЦИПЛИНА:

Теория организации

РЕФЕРАТ

ТЕМА: Коммуникации в организации. Особенности человеко-машинной коммуникации

Выполнена студентом

2 курса, группа 521-Моу

специальности 080507

заочного факультета

ускоренной образовательной программы

Стребковой Ольгой

Алексеевной

г. Южно-Сахалинск

2005

Содержание:

Глава 1. Коммуникации: сущность, группы.. 3

1.1 Виды коммуникаций. 3

1.2 Способы коммуникации. 6

Глава 2. Элементы и этапы коммуникационного процесса. 10

Глава 3. Проблема взаимоотношения человека и машины. 12

Список литературы: 18

Глава 1. Коммуникации: сущность, группы

Коммуникации — это обмен информацией, на основе которого руководитель

получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит

принятые решения до работников организации.

Основные функции коммуникации:

1. информативная - передача истинных или ложных све­дений;

2. интерактивная (побудительная) - организация взаимо­действия между

людьми, (распределение функций, влияние на настроения, поведение собеседника

путем использова­ния различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба);

3. перцептивная функция - восприятие друг друга парт­нерами по общению и

установление на этой основе взаимопонимания;

4. экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных

переживаний.

1.1 Виды коммуникаций

Организационная диаграмма

Реферат: Коммуникации в организации. Особенности человеко-машинной коммуникации

Организационные коммуникации – это совокупность коммуникаций, строящихся на

основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и

задачах.

Межличностные коммуникации – устное общение людей в одном из перечисленных

видов. При­рода межличностных отношений существенно отличается от природы

общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта –

эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как

фактор психологического климата группы. Эмоцио­нальная основа межличностных

отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных

чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Внешние коммуникации – это коммуникации между организацией и средой. От

факторов внешней среды зависят коммуникационные потребности организации. Если

нужно было бы проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в

действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы

сосредоточить на каких-то вопросах, которые были бы связаны с потребностями

информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет

влиять на организацию.

Внутренние коммуникации – это коммуникации внутри организации между

различными уровнями и подразделениями.

Формальные коммуникации – это коммуникации, которые определяются

организационной структу­рой предприятия, взаимосвязью уровней управления и

функциональных отделов. Чем больше уровней управ­ления, тем выше вероятность

искажения информации, т.к. каждый уровень управления может корректиро­вать и

отфильтровывать сообщения.

Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов.

Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по

каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для

запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений

типа «только между нами».

Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до

сегодняшнего дня. Тем не менее исследования показывают, что информация,

передаваемая по каналам неформального сообщения, т. е. слухи, чаще

оказывается точной, а не искаженной. Согласно исследованию 80—99% слухов

точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании. Уровень

точности не может быть таким же высоким, когда речь идет о личной или о

сильно эмоционально окрашенной информации. Кроме того, независимо от точности

все свидетельствует в пользу влиятельности слухов, будь их воздействие

положительным или отрицательным.

Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках

вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с

высших уровней на низшие. Таким образом, подчиненным уровням управления

сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях,

рекомендуемых процедурах и т.п. Например, вице-президент по производству

может сообщать управляющему заводом (руководителю среднего уровня) о

предстоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, управляющий

заводом должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях

готовящихся изменений.

Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по

восходящей. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно

влиять на производительность. Коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх,

также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших

уровнях. Таким образом, руководство узнает о текущих или назревающих

проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел.

Последняя управленческая инновация в коммуникациях по восходящей — это

создание групп из рабочих, которые регулярно, обычно на один раз неделю,

собираются для обсуждения и решения проблем в производстве или обслуживании

потребителей. Эти группы, получили название «кружков качества». Обмен

информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и

объяснительных записок.

Наиболее очевидным компонентом вертикальных коммуникаций в организации

являются отношения между руководителем и подчиненным. Они составляют основную

часть коммуникативной деятельности руководителя. Исследования показали, что

2/3 этой деятельности реализуется между управляющими и управляемыми.

Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией между

руководителем и подчиненным связаны с прояснением задач, приоритетов и

ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела;

обсуждением проблем эффективности работы; достижением признания и

вознаграждением с целью мотивации; совершенствованием и развитием

способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально

существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении, а также

получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.

В дополнение к обмену информацией между руководителем и подчиненным имеет

место обмен между руководителем и его рабочей группой. Коммуникации с рабочей

группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий

группы.

Горизонтальные коммуникации – это коммуникации между различными отделами

организации. В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей

организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из

множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для

координации задач и действий. Поскольку организация — это система

взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы

специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в

нужном направлении.

В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные

группы, в которых формируются равноправные отношения, являющиеся важной

составляющей удовлетворенности работников организации.

1.2 Способы коммуникации

- разговорный (устный, вербальный);

- письменный (письма, распоряжения, статьи, объявления);

- невербальный (тон речи, пауза, акцентирование внимания,

телодвижения) [5, с. 354]

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую

речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков,

включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым

универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при

помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна

сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками

коммуникативного процесса.

Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством

других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства

невербальной коммуникации.

В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых

систем, используемых в невербальной коммуникации. Основные из них следующие:

1. оптико-кинетическая;

2. пара- и экстралингвистическая;

3. организация пространства и времени коммуникативного процесса;

4. визуальный контакт.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение

речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по

коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику,

пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или

менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела

(рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и

тогда мы имеем пантомимику).

Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков (иногда

обозначаемая как просодика) представляет собой также «добавку» к вербальной

коммуникации.

Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его

диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению

эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы

и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, - спадом силы, высоты,

звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности

(энергичности, решительности либо неуверенности). Тембр голоса часто

ассоциируется с симпатичностью, образованностью человека.

Экстралингвистика – включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания,

плача, смеха, сам темп речи, паузы). Все эти проявления увеличивают

семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых

включений, а «околоречевыми» приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также

особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент

коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к

другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к

говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное

значение отрицательного порядка. [8, с. 412]

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и

временной организации общения, располагает в настоящее время большим

экспериментальным материалом. В настоящее время проблемы проксемики включены

в особую область психологии, получившую название «экологическая психология»

или «психология среды». Среди прочих проблем здесь изучаются нормы

оптимального расположения партнеров по коммуникации, приближения к

собеседнику, особенности «персонального пространства» и др. [7, с. 580]

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном

процессе, - это «контакт глаз», или визуальное общение. Исследования в этой

области тесно связаны с общепсихологическим феноменом в области зрительного

восприятия – движением глаз. В социально-психологических исследованиях

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.