Реферат: Стратегическое планирование
I. ВВЕДЕНИЕ
При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на
рынке, необходимо помнить, что покупатель - хозяин положения. Такое
отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас
покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя
хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых
рыночных отношений в системе экономических отношений в России.
Продавец находится в конкуренции не только со своими прямыми “коллегами”,
изготовителями идентичного товара, но и с производителями разнообразных
его заменителей. Помимо этого, предприятие должно быть в состоянии
поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять
услуги лучшие, чем у конкурентов. Менеджмент позволяет предприятию быть нечто
большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников.
Задача предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки,
удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она является и задачей
руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприятия - это в первую
очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо,
нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство. Итак,
менеджмент означает организацию работы коллектива. Работу на предприятии
следует организовывать с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени
соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их
работу и повысить ее эффективность. Принимая любые решения, менеджеры
должны постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность фирмы, но
и проблемы существования своих сотрудников, а также потребителей, ради
которых фирма существует и удовлетворение потребностей которых реально
обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров.
Любое принимаемое решение должно в длительной перспективе
свидетельствовать об экономической пользе предприятия. Ну, а то, что дает
хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее, а
в отдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует
расценивать как ошибочное. Т.о. обеспечение существования фирмы на рынке
можно считать главной задачей менеджмента. В связи с этим стратегическому
управлению в его работе придается большое значение.
II. МЕНЕДЖМЕНТ. ВИДЫ ЦЕЛЕЙ
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой
деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной
деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных
намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых
ресурсов. Здесь фирма ориентируется на спрос и потребности рынка; постоянно
стремится к повышению эффективности производства, т.е. к получению
оптимальных результатов с меньшими затратами, стремится к хозяйственной
самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений тем, кто несет
ответственность за конечный результат деятельности фирмы.
В понятие менеджмента так же входит постоянная корректировка целей и
программ в зависимости от состояния рынка ( а результаты этой деятельности
проявляются уже на рынке в процессе обмена ) и необходимость
использования современной информационной системы с компьютерной техникой.
Менеджмент - как самостоятельный вид профессиональной деятельности
предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в
которой он работает. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий
в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем
специализации работников, обеспечивающих связь и единство всего
производственного процесса.
Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для
менеджера и требует от него принятия решений и, в частности, в отношении
изменения целей и программы действий. Это касается как внутрифирменного
производства, так и управления производством и управление персоналом.
Всякое управленческое решение является результатом обратной связи с
рынком и другими элементами внешней среды.
Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и
обрабатываемой в процессе подготовки решений. Управленческое решение подлежит
реализации и контролю за его исполнением. Менеджер должен не только выбирать
меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в
отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.
Процесс функционирования системы управления включает работу по ее
совершенствованию и рационализации, поскольку современный менеджмент
основан на рациональных способах принятия решений.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся:
· определение конкретных целей развития фирмы;
· выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности
решения; т.е. разработка стратегии развития фирмы: хозяйственных задач и
путей их решения;
· выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на
различные временные периоды; определение необходимых ресурсов и источников
их обеспечения;
· установление контроля за выполнением задач.
Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно
разделить на 3 стадии:
· стратегическое управление (включает в себя выработку цели
менеджмента, прогнозирование как предвидение результатов развития,
перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления
отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели);
· оперативное управление (деятельность по реализации вышеуказанных мер);
· контроль (включает анализ достигнутых результатов - обратная связь - и
выступает как исходный пункт нового цикла управления).
Разработка экономической политики фирмы предполагает определение целей
деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближайшую и дальнюю
перспективу, исходя из потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее
соответствующими ресурсами. При разработке стратегических позиций фирмы
обычно пользуются определенными показателями, как качественными - ориентиры -
более отдаленная цель, так и количественными - задания.
Между этими показателями существует взаимосвязь: стратегия, вырабатываемая
на высшем уровне, становится целью и ориентиром в низовых звеньях
управления. В связи с этим следует различать:
ЦЕЛИ ОБЩИЕ. Отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на
длительную перспективу и определяют основные направления программы
развития фирмы. Здесь происходит ранжирование по принципу приоритетности по
следующей схеме: а) Обеспечение максимальной рентабельности при имеющемся
наборе видов деятельности, определяемом следующими показателями: объем
продаж, уровень и норма прибыли, темпы ежегодного прироста объема продаж и
прибыли, доход на одну акцию, доля на рынке, структура капитала, уровень
дивиденда, сумма выплаченной зарплаты, уровень качества продукции; б)
обеспечение устойчивости положения фирмы как цели глобальной политики по
следующим направлениям: расходы на исследование и разработку новых
продуктов; потенциал конкурентноспособности; инвестиционная политика;
кадровая политика; решение социальных вопросов; в) Разработка новых
направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает
разработку структурной политики, включая диверсификацию продукции,
вертикальную интеграцию, приобретения и слияния; развитие информационных
систем; определение конкретных фирм, акции которых подлежат покупке;
разработку новых видов продуктов.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ. Разрабатываются в рамках общих целей по основным
видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут
выражаться в количественных и качественных показателях: а) Определение
рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром
прибыли. Уровень прибыли может устанавливаться в абсолютных показателях
(обычно в валюте страны базирования) и в виде плановых заданий на каждый
год или на конец планового периода. Первостепенное значение придается норме
прибыли. При расчете этого показателя на инвестированный капитал последний
определяется по-разному: 1) собственный капитал за вычетом обязательств; 2)
собственные средства плюс долгосрочных долг; 3) основные средства за вычетом
амортизации. В сопоставлении с данными прошлых лет этот показатель выступает
важнейшим не только в планировании, но и в контроле, и играет решающую роль
как в определении целей, так и в оценке результатов и эффективности
деятельности фирмы. Рентабельность может устанавливаться как на уровне
высшего звена, так и на нижнем уровне управления; б) Другие специфические
цели. Носят характер подцелей и обычно устанавливаются не только в
абсолютных плановых показателях, но и путем определения направлений развития
в функциональных областях (по маркетингу, в области научных исследований и
разработок, по производству, в области финансов; в) Цели филиалов и дочерних
компаний, формируемые обычно материнской компанией, сводятся к следующим:
увеличение продаж и темпов роста компании; повышение доли компании на
рынке; рост прибыли; “вживание” филиала и его вклад в развитие экономики
принимающей страны (рост экспорта, рост доли местного рынка в снабжении
филиала сырьем и полуфабрикатами).
На современном этапе развития возрастающее значение приобретает
совершенствование экономических методов управления. В связи с этим все
большее значение придается разработке глобальной стратегии фирмы,
основанной на долговременной и стабильной ориентации производства конкретных
видов продукции на определенные рынки, т. е. стратегическому планированию.
III. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
В понятие “планирование” входит определение целей и путей их достижения. На
Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным
направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом,
конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
· разработка общих целей;
· определение конкретных, детализированных целей на заданный,
сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);
· определение путей и средств их достижения;
· контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления
плановых показателей с фактическими.
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится
определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому
надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских
расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных
данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального
уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться
так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы
взаимоувязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе
так называемые резервы, иначе именуемые “надбавками безопасности”, однако
слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой
частые изменения плана. В основу составления плана по конкретным
направлениям производственных участков предприятия кладутся отдельные задачи,
которые определяются как в денежных, так и в количественных показателях. При
этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в
последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений,
предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических
стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих
целей. Процесс стратегического планирования является инструментом,
помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача
состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в
организации предприятия. Так, выделяют четыре основных вида управленческой
деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
· распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды,
управленческие таланты, технологический опыт;
· адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера,
которые улучшают отношения компании с ее окружением. Здесь необходимо
выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии
к окружающим условиям. Такая деятельность может проходить по линии
совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и
обществом в целом и т.д.);
· внутренняя координация (координация стратегической деятельности для
Страницы: 1, 2
|