на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Научные и общетехнические революции

Научные и общетехнические революции

Министерство общего и профессионального образования

Димитровградский институт Технологии Управления и Дизайна

Реферат на тему:

НАУЧНЫЕ И ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЕ

РЕВОЛЮЦИИ

Выполнил: студент гр. М-12

Ипполитов Николай

Димитровград 1999

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 3

2. НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 5

3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

ЛИТЕРАТУРА 12

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее и будущее экономики любой страны зависит во многом от того,

как новейшие достижения науки и техники внедряются во все сферы жизни.

Поэтому важно выяснить, каковы а) сущность, б) этапы и в) перспективы

НТР.

Научно-техническая революция (НТР) - коренное качественное

преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий

фактор производства.

Общепризнано, что эпоха НТР наступила в 40 - 50-е годы. Именно тогда

зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация

производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и

применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-

космической техники началось освоение людьми околоземного космического

пространства.

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное

сочетание их, революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за

два - три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных,

постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования

факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия

и, изобретения 70 - 80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для

него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная

автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых

материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в

конце ХХ-начале ХХI вв.

1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Термин технология имеет ряд смысловых нагрузок: он применяется в

промышленности, науке, искусстве и других областях человеческой

деятельности. Очевидно, что технология означает интеллектуальную

переработку технически значимых качеств и способностей. В сущности, это

культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека. Оно

определяет место человека в природе, рамки его возможного вмешательства в

природные процессы.

Технологическая культура - четвертая универсальная культура. Она

определяет мировоззрение и самопонимание современного человека. При этом

под универсальными культурами мы понимаем системы эпистемических принципов,

характерных для определенной эпохи и определенных уровней развития научных

знаний и технических средств.

Первой универсальной культурой, отдельные черты которой

восстановлены в ходе изучения археологических находок и письменных

свидетельств, была культура мифологическая. Она присуща всем природным

цивилизациям древности. Люди этой культуры объясняли явления природы,

опираясь на данные непосредственных наблюдений. В своей жизни они

пользовались функционально приспособленными натуральными продуктами и

материалами. Эпистема такой культуры сводилась к представлению о неких

скрытых “тайных” силах, свойственных всем объектам окружающего мира и

определяющих их существование. Эти силы, по представлениям древних,

определяли последовательность всего происходящего; они наделяли смыслом все

сущее в мире - космосе. Само существование при таком подходе и есть Судьба.

Люди же, подобно всему остальному, оказываются лишь элементами

всеобъемлющей гармонии.

Вторая универсальная культура - космологическая - расцвела в период

средней природной цивилизации. Ее эпистема сводилась к тому, что во всяком

явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им

закономерностями. Отдельные элементы, компоненты существа образуют

естественные организмы, множества же естественных организмов, в свою

очередь, образуют равновесие природного порядка, ту же “гармонию”

мифологической культуры.

Эпистема третьей антропологической культуры характерна для развитой

природной цивилизации. Согласно этой культуре, все явления и закономерности

окружающего мира доступны человеческому пониманию. Опыт позволяет раскрыть

системную сущность разрозненных фактов и явлении. Качества таких систем

соответствуют качествам составляющих их элементов. Плановая организация

жизни оказывается вполне возможной, ее цель - то же механическое

равновесие, которое в других культурах выступало как “гармония”, или

“порядок вещей”.

Человек - исследователь, систематизатор и создатель нового - черпал

силы из своих же сил и уверенности. Мир человека постепенно становился

центром его внимания, сферой его достижений. Возникали новые представления

об отношении к природе, новые средства познания, которые уже переставали

быть просто посредниками между мыслью и природой. Начиналось активное

вмешательство человека в естественные процессы. Так шло развитие четвертой

универсальной культуры.

Здесь стоит учесть два момента. Первый - вмешательство человека в ход

естественных процессов принимает небывало широкие масштабы, становится

постоянным и, если иметь в виду результаты, необратимым. Второй - среда

обитания человечества - Земля перестает быть неиссякаемым источником

разнообразных ресурсов, неким “рогом изобилия”; укоренившееся в сознании

“царя природы” потребительское отношение к миру все чаще становится

причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к

окончательному его нарушению.

2. НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

На современном этапе НТР переросла в технологическую революцию.

Вместо традиционного для машинной индустрии создается качественно новый

технологический способ производства - принципиально иная совокупность

методов изготовления полезных вещей. Иначе говоря, НТР порождает “высокие

технологии”, которые обеспечивают гораздо возросший уровень эффективности.

Современные технологии и их объекты очень сложны, что определяет их

высокую научную и информационную емкость, невозможность их формирования и

развития без основательной научной базы, без научно-информационного поиска.

Эти технологии обычно базируются на новейших достижениях фундаментальных

наук и взаимодействуют с ними. Часто они ставят перед наукой сложные

задачи, которые могут быть решены лишь на базе интеграции ряда

естественных, математических, технических и общественных наук. При их

формировании устанавливаются новые связи между науками и технологией. И

если раньше взаимодействовали науки, смежные по иерархическому ряду, то

теперь начали взаимодействовать и науки далекостоящие друг от друга. По

существу, впервые в серьезные взаимоотношения с технологией вступили

гуманитарные науки (психология, социология). При этом не происходит

механического переноса понятий из одних наук в другие, а происходит

усиление взаимопроникновения научных дисциплин и формирование

междисциплинарных наук, в том числе технологического цикла, объединяющим

фактором в которых являются как единые подходы к решению различных проблем,

так и единые проблемы, к решению которых привлекаются различные подходы и

методы наук.

Впервые создается безмашинная технология - принципиально новые

способы обработки изделий и получения готовых продуктов: электронно -

лучевые, плазменные, импульсные, радиационные, мембранные, химические и др.

Безмашинная технология многократно повышает производительность труда,

поднимает эффективность использования ресурсов, снижает затраты энергии и

материалов на изготовление продукции.

Другим важным направлением совершенствования технологии является

ресурсосбережение. В этих целях используются экономичные виды

металлопродукции, синтетические и другие прогрессивные материалы,

улучшаются технико-экономические и повышаются прочностные характеристики

конструкционных материалов. Более полное и комплексное использование

сырьевых ресурсов и технологических отходов позволяет создавать

малоотходное и безотходное производство.

Вот какова эффективность ресурсосберегающих технологий: 1 кг

конструкционных пластмасс заменяет не менее 4-5 кг металлопроката; на

производство 1 кг пластмасс требуется в 2-3 раза меньше энергетических

затрат. Применение в металлообработке деталей, изготовленных из

металлических порошков, экономит на каждую тонну 2 т проката, высвобождает

60 металлообрабатывающих станков.

Основанная на достижениях электроники и автоматизации обработка

изделий способна надежно обеспечить их высокое качество.

В отличие от традиционной технологии, для которой характерно

загрязнение окружающей среды, “высокие технологии”, как правило, являются

экологически чистыми. В этом случае применяются закрытые системы

водопотребления, замкнутые циклы производства, широко используется

вторичное сырье и производственные отходы, улучшается природопользование.

Это обеспечивает рост не только экономической, но и социальной

эффективности хозяйственной деятельности.

3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Система “ технология - материалы - машины “ (ТММ) является, по

существу технологическим отображением процесса постоянного воспроизводства

техники, в том числе ее модернизации и создания новых технических средств.

Исходным продуктом процесса воспроизводства техники всегда являются

материалы, а конечным продуктом - готовые изделия, в числе которых новые

материалы и машины. Схема превращения исходного продукта определяется

технологией, а основным средством, с помощью которого осуществляется

преобразование исходного продукта в конечный, выступает машина. Таким

образом, система ТММ является динамической.

Поскольку процесс воспроизводства техники, в том числе создания новой

техники, является сердцевиной научно-технического прогресса (НТП),

тенденции и закономерности НТП либо совпадают с тенденциями и

закономерностями функционирования системы ТММ, либо соотносятся с ними по

принципу “ общее - частное “. Ниже рассмотрены некоторые особенности,

тенденции и закономерности НТП, равным образом характеризующие систему ТММ

и ее отдельные компоненты.

Общую схему циклов, характеризующих НТП в целом, можно представить в

виде четырехуровневой системы.

1. Первый, высший уровень составляют всеобщие (глобальные) технические

(научно-технические) революции, каждая из которых коренным образом

преобразует общество во всех его элементах: и в производительных силах, и

в политических формах, и в идеологии. Каждая из всеобщих революций

значительно ускоряет темпы НТП. К таким революциям могут быть отнесены:

1) технический переворот, связанный с переходом к “железному веку” в 1

тысячелетии до н.э. и заключающийся в использовании стальных орудий в

сельском хозяйстве и ремесле и стального оружия;

2) промышленная революция конца 18-19 вв., связанная с широким применением

в различных областях универсального парового двигателя, распространением

рабочих машин и формированием машиностроения (начиная с изобретения

суппорта);

3) научно-техническая революция (середина 20 в.), связанная в первую

очередь с распространением устройств и систем управления и обработки

информации на базе ЭВМ (компьютеризация) и других средств электроники

(электронизация) в том числе устройств управления робототехническими

системами (роботизация). Этим трем революциям предшествовала еще более

значительная, имевшая уникальные последствия для судеб жизни на земле,

революция, связанная с созданием каменных орудий и освоением огня. Эта

революция определила четкую грань между человечеством и животным миром и с

нее начинается отсчет развития человеческого общества и последующих

технических и научно-технических революций.

2. Циклы второго уровня представлены длинными волнами нововведений.

Фаза подъема каждой волны связана с техническими (научно-техническими)

революциями меньших масштабов по сравнению с глобальными, приводящими к

структурным изменениям в экономике в целом и качественным сдвигам в

квалификации рабочей силы.

Не исчерпывая перечня таких революций, можно указать на неолитическую

революцию, переход от неолита к “бронзовому веку”, развитие ремесла на базе

цеховой формы его организации, развитие производства на основе

мануфактурной формы его организации, техническую революцию конца 19 -

начала 20 в. (на базе электрификации), микропроцессорную революцию 70-х

годов.

3. Третий уровень циклов образуют классические циклы

капиталистического производства - среднесрочные циклы (7-11 лет),

характеризующиеся массовым обновлением производственных фондов и временными

рамками, связанными со средним сроком жизни оборудования. В 20 в. форма

циклов постепенно меняется в связи с созданием (после кризиса 1929 г.)

системы государственного регулирования экономикой. Циклы приобретают менее

выраженный характер, в основном в результате попыток государства полностью

элиминировать фазу спада и регулировать подъем (стимулировать его лишь до

известных пределов и не допуская “перегрева” экономики). Однако изменение

формы циклов не отменяет закономерности их смены.

4. Малые циклы НТП, связанные с колебаниями в инновационной

деятельности. Здесь может помочь обращение к статистике публикаций в научно-

технической сфере, которая, хотя и может служить лишь косвенным

доказательством, но зато значительно легче поддается формированию и

обработке чем статистика инноваций. Статистика публикаций показывает

наличие в различных областях науки и техники не только крупных по масштабам

и длительности волн интереса к тем или иным проблемам, но и краткосрочных

колебаний в рамках этих волн, отражающих циклические колебания в появлении

инноваций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характерная черта современных технологий то, что в них большой

удельный вес приходится на научные исследования, в том числе

фундаментальные, и эти исследования все быстрее и более короткими путями

включаются в практику.

В мировом сообществе происходит кардинальный пересмотр стратегии

научно-технического развития. Там возобладало отношение к технологии как к

началу начал современной научно-технической революции. Оно еще более

окрепло в период энергетического кризиса, когда на первый план вышла

стратегическая задача создания и широкого применения ресурсосберегающих

технологий. Преимущество технологического подхода к научно-техническому

развитию производства и социальной сферы, как свидетельствует практика

развитых стран, характеризуется комплексностью и ориентацией на конечный

результат. Такой подход существенно меняет организацию производства и сферы

обслуживания.

В условиях насыщенности западного рынка товарами высокоразвитые

страны меняют ориентиры с производства массовой продукции на производство

мелких серий большого набора товаров. Реальностью становится уменьшение

потребности в стандартных видах продукции, растет разнообразие товаров,

что, в свою очередь, обусловливает фундаментальные изменения как в

управлении, так и в структуре производства и его технологиях. Возникает

потребность в небольших предприятиях, способных лучше адаптироваться к

запросам покупателей. В результате создается примат потребителя над

производителем, повышаются требования к товарам, их качеству,

своевременности поставок, разнообразию товаров и услуг, приспособленных к

запросам конкретного потребителя. Такой подход привел не только к новым

типам технологий, но и к ускорению их обновляемости. Очевидно, что этого

пути развития технологий не миновать и нашей стране.

Научные исследования требуют высоких затрат, и стоимость этих затрат

входит в цену конечного продукта. За рубежом многие фундаментальные

исследования субсидируются коммерческими структурами, занимающимися

новейшими технологиями, и направление исследований, их задачи определяются

требованиями технологий. Это пугает ряд ученых, так как наряду с

положительным эффектом - увеличением ассигнований на науку - может быть и

отрицательный - перекосы в развитии науки, нарушение внутренней логики ее

развития. Погоня за близким эффектом в перспективе может привести к

стагнации науки и поскольку разработка новейших технологий требует больших

ассигнований, они часто будут недоступны странам, не способным

финансировать исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барцель А. Значение технологической культуры и технологической культуры

и техноэтики / Ж.: “Вестник высшей школы”, 1991 г., №12, 54-58с.

2. Блауберг И.В., Пантин И.К. Краткий словарь по философии / М.: Наука,

1982 г. 40с.

3. Ламан Н.К., Корягин Н.И., Васильев В.И. и др. Технология - материалы -

машины (история, современность, перспективы). М., 1994.



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.