Организация конструкторской подготовки производства
Организация конструкторской подготовки производства
Основные задачи, стадии и этапы проектно-конструкторской подготовки
Основной задачей проектно-конструкторской подготовки производства
является создание комплекта чертежной документации для изготовления и
испытания макетов, опытных образцов (опытной партии), установочной серии и
документации для установившегося серийного или массового производства новых
изделий в соответствии с требованиями технического задания.
Содержание и порядок выполнения работ на этой стадии системы СОНТ
регламентируются ГОСТами в единой системе конструкторской документации
(ЕСКД). ГОСТ определяет следующие стадии конструкторской подготовки
производства (КПП): техническое задание, техническое предложение, эскизный
проект, технический проект и рабочий проект.
Техническое задание является исходным документом, на основе которого
осуществляется вся работа по проектированию нового изделия. Оно
разрабатывается на проектирование нового изделия либо предприятием-
изготовителем продукции и согласуется с заказчиком (основным потребителем),
либо заказчиком. Утверждается ведущим министерством (к профилю которого
относится разрабатываемое изделие).
В техническом задании определяется назначение будущего изделия,
тщательно обосновываются его технические и эксплуатационные параметры и
характеристики: производительность, габариты, скорость, надежность,
долговечность и другие показатели, обусловленные характером работы будущего
изделия. В нем также содержатся сведения о характере производства, условиях
транспортировки, хранения и ремонта; рекомендации по выполнению необходимых
стадий разработки конструкторской документации и ее составу; технико-
экономическое обоснование и другие требования.
Разработка технического задания базируется на основе выполненных
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результатов
изучения патентной информации маркетинговых исследований, анализа
существующих аналогичных моделей и условий их эксплуатации.
Техническое предложение разрабатывается в том случае, если техническое
задание разработчику нового изделия выдано заказчиком. Второе содержит
тщательный анализ первого и технико-экономическое обоснование возможных
технических решений при проектировании изделия, сравнительную оценку с
учетом эксплуатационных особенностей проектируемого и существующего изделия
подобного типа, а также анализ патентных материалов.
Порядок согласования и утверждения технического предложения такой же,
как и технического задания. После согласования и утверждения техническое
предложение является основанием для разработки эскизного проекта. Последний
разрабатывается в том случае, если это предусмотрено техническим заданием
или техническим предложением, там же определяются объем и состав работ.
Эскизный проект состоит из графической части и пояснительной записки.
Первая часть содержит принципиальные конструктивные решения, дающие
представление об изделии и принципе его работы, а также данные,
определяющие назначение, основные параметры и габаритные размеры. Таким
образом, она дает конструктивное оформление будущей конструкции изделия,
включая чертежи общего вида, функциональные блоки, входные и выходные
электрические данные всех узлов (блоков), составляющих общую блок-схему. На
этой стадии разрабатывается документация для изготовления макетов,
осуществляется их изготовление и испытания, после чего корректируется
конструкторская документация.
Вторая часть эскизного проекта содержит расчет основных параметров
конструкции, описание эксплуатационных особенностей и примерный график
работ по технической подготовке производства.
В состав задач эскизного проекта входит и разработка различных
руководящих указаний по обеспечению на последующих стадиях технологичности,
надежности, стандартизации и унификации, а также составление ведомости
спецификаций материалов и комплектующих изделий на опытные образцы для
последующей передачи их в службу материально-технического обеспечения.
Макет изделия позволяет добиться удачной компоновки отдельных частей, найти
более правильные эстетические и эргономические решения и тем самым ускорить
разработку конструкторской документации на последующих стадиях системы
СОНТ.
Эскизный проект проходит те же стадии согласования и утверждения, что
и техническое задание.
Технический проект разрабатывается на основе утвержденного эскизного
проекта и предусматривает выполнение графической и расчетной частей, а
также уточнения технико-экономических показателей создаваемого изделия. Он
состоит из совокупности конструкторских документов, содержащих
окончательные технические решения, которые дают полное представление об
устройстве разрабатываемого изделия и исходные данные для разработки
рабочей документации.
В графической части технического проекта приводятся чертежи общего
вида проектируемого изделия, узлов в сборке и основных деталей. Чертежи
обязательно согласовываются с технологами.
В пояснительной записке содержатся описание и расчет параметров
основных сборочных единиц и базовых деталей изделия, описание принципов его
работы, обоснование выбора материалов и видов защитных покрытий, описание
всех схем и окончательные технико-экономические расчеты. На этой стадии при
разработке вариантов изделий изготавливается и испытывается опытный
образец.
Технический проект проходит те же стадии согласования и утверждения,
что и техническое задание.
Рабочий проект является дальнейшим развитием и конкретизацией
технического проекта. Эта стадия КПП разбивается на три уровня:
а) разработка рабочей документации опытной партии (опытного образца);
б) разработка рабочей документации установочной серии;
в) разработка рабочей документации установившегося серийного или
массового производства. Первый уровень рабочего проектирования выполняется
в три, а иногда и в пять этапов.
На первом этапе разрабатывают конструкторскую документацию для
изготовления опытной партии. Одновременно определяют возможность получения
от поставщиков некоторых деталей, узлов, блоков (комплектующих). Всю
документацию передают в экспериментальный цех для изготовления по ней
опытной партии (опытного образца).
На втором этапе осуществляют изготовление и заводские испытания
опытной партии. Как правило, проводят заводские механические,
электрические, климатические и другие испытания.
Третий этап заключается в корректировке технической документации по
результатам заводских испытаний опытных образцов.
Если изделие проходит государственные испытания (четвертый этап), то в
процессе этих испытаний уточняются параметры и показатели изделия в
реальных условиях эксплуатации, выявляются все недостатки, которые
впоследствии устраняются.
Пятый этап состоит в корректировке документации по результатам
государственных испытаний и согласовании с технологами вопросов, касающихся
классов шероховатости, точности, допусков и посадок.
Второй уровень рабочего проектирования выполняется в два этапа.
На первом этапе в основных цехах завода изготавливают установочную
серию изделий, которая затем проходит длительные испытания в реальных
условиях эксплуатации, где уточняют стойкость, долговечность отдельных
деталей и узлов изделия, намечают пути их повышения. Запуску установочных
серий предшествует, как правило, технологическая подготовка производства.
На втором этапе производят корректировку конструкторской документации
по результатам изготовления, испытания и оснащения технологических
процессов изготовления изделий специальной оснасткой. Одновременно с этим
корректируют и технологическую документацию. Третий уровень рабочего
проектирования выполняется в два этапа.
На первом этапе осуществляют изготовление и испытание головной или
контрольной серии изделий, на основе которой производят окончательную
отработку и выверку технологических процессов и технологического оснащения,
корректировку технологической документации, чертежей приспособлений,
штампов и т. д., а также нормативов расхода материалов и рабочего времени.
На втором этапе окончательно корректируют конструкторскую
документацию.
Такой, на первый взгляд громоздкий, порядок осуществления
конструкторской подготовки производства в массовом или крупносерийном
производстве дает большой экономический эффект. За счет тщательной
отработки конструкции изделия и его отдельных частей обеспечиваются
максимальная технологичность в производстве, надежность и
ремонтопригодность в эксплуатации.
Круг работ, выполняемых на стадиях, может отличаться oт рассмотренного
выше в зависимости от типа производств сложности изделия, степени
унификации, уровня кооперирования и ряда других факторов.
Стандартизация и унификация в конструкторской подготовке производства
Важнейшей особенностью современной организации конструкторской
подготовки производства является широкое использование стандартизации,
которая позволяет избежать необоснованного многообразия в качестве, типах и
конструкциях изделий, в формах и размерах деталей и заготовок, в профилях и
марках материалов, в технологических процессах и организационных методах.
Стандартизация является одним из эффективных средств ускорения научно-
технического прогресса, повышения эффективности производства и роста
производительности труда конструкторов, сокращения цикла СОНТ.
Конструкторская унификация - это комплекс мероприятий, обеспечивающих
устранение необоснованного многообразия изделий одного назначения и
разнотипности их составных частей и деталей, приведение к возможному
единообразию способов их изготовления, сборки и испытания. Унификация
является базой агрегатирования, т. е. создания изделий путем их компоновки
из ограниченного числа унифицированных элементов, и конструкционной
преемственности. Унификация дополняет стандартизацию, это своего рода
конструкторская стандартизация.
Государственная система стандартизации, установив основные положения в
этой области, предусматривает следующие категории стандартов:
государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты
предприятий (СТП).
ГОСТ - одна из основных категорий стандартов, установленных
государственной системой стандартизации.
ОСТы устанавливаются на продукцию, не относящуюся к объектам
государственной стандартизации, например на технологическую оснастку,
инструмент, специфические для данной отрасли технологические процессы, а
также на нормы, правила, требования, термины и обозначения, регламентация
которых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-
технической деятельности предприятий и организаций отрасли. ОСТы
обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли.
Стандарты предприятий устанавливаются на продукцию одного или
нескольких предприятий (заводов).
Основной задачей заводской стандартизации является создание
максимального числа сходных, геометрически подобных либо аналогичных
элементов в изделиях не только одного, но и различного назначения.
Заводская стандартизация значительно упрощает, удешевляет и ускоряет
технологическую подготовку и является важной предпосылкой стандартизации
технологической оснастки.
Стандарт - это устойчивый образец, он закрепляет достижения в области
технического прогресса и новой техники, которые разработаны, проверены и
могут быть применены в широком масштабе в промышленности, на транспорте, в
сельском хозяйстве. Он является строго обязательным. При проектировании
новых машин в первую очередь должны быть применены изделия и нормы из
государственных стандартов.
В процессе проектирования конструктор обязан широко использовать все
стандарты, относящиеся к проектируемому объекту. Особенно эффективно
Страницы: 1, 2, 3
|