Атомные многоцелевые подводные лодки
АТОМНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
Современные подводные лодки капиталистических государств по характеру
решаемых задач, составу вооружения и типу энергетической установки
подразделяются на ПЛАРБ - атом-ные подводные лодки с баллистическими
ракетами, ПЛА - атомные многоцелевые и дизельные. В данной статье
рассматриваются атомные многоцелевые подводные лодки ВМС стран НАТО
(общее количество - около 120 ПЛА), их состояние и перспективы развития.
По взглядам командования ВМС НАТО, на современные ПЛА может быть
возложен широкий круг задач - поиск и уничтожение ПЛ противника, прежде
всего ПЛАРБ, в районах боевого патрулирования и на переходах; уничтожение
надводных кораблей и транспортов; борь-ба (совместно с надводными силами и
авиацией) за завоевание господства на море; организация рубежей в узкостях
с целью воспрепятствования выходу кораблей противника в открытый океан;
участие в блокадный действиях; охранение авианосных групп и соединений;
защита морских коммуникаций; нанесение ударов КР по наземным объектам;
скрытая постановка мин, ведение разведки, высадка разведывательно-
диверсионных групп.
На современных атомных подводных лодках запас ядерного топлива
рассчитан на дальность плавания около 400 000 миль, что соответствует 10-13
годам службы без перезарядки реактора. Большая мощность ядерной
энергетической установки (ЯЭУ) позволяет обеспечить не только движение ПЛА,
но и действие разнообразных систем оружия, бортового оборудования, средств
жизнеобеспечения и обнаружения, а также электронных приборов.
В иностранной печати подчеркивается, что ПЛА обладают стратегической
мобильнос-тью и способны быстро осуществить переразвертывание в любую точку
Мирового океана. При этом трудно определить, сколько лодок развернуто в том
или ином районе, поскольку их основ-ное тактическое свойство - скрытность.
Это качество является одним из основных преимуществ стороны, обладающей
атомными подводными лодками. Например, появление английских ПЛА в Южной
Атлантике в период англо-аргентинского военного конфликта в 1982 году и
последую-щее торпедирование крейсера «Генерал Бельграно» ВМС Аргентины
фактически сковало их надводные силы, и борьба с английской эскадрой
продолжалась в основном самолетами берего-вого базирования. Особое значение
стратегическая мобильность ПЛА приобретает для америка-нских ВМС, которые в
соответствии с положениями наступательной «морской стратегии» (под-робнее
об этом см.: Зарубежное военное обозрение. - 1986.- №11.- С. 49-53 )
намерены исполь-зовать их в районах, находящихся на значительном удалении
от своих баз и непосредст-венно примыкающих к территории Советского Союза.
Ядерная энергетика позволила подводным лодкам при любых погодных
условиях ос-воить новые районы, где противник имеет преимущество в
надводных и воздушных силах и где не могут быть развернуты обеспечивающие
корабли и суда (в частности в Баренцевом, Карском и Охотском морях), в том
числе подо льдом. Благодаря новым возможностям ПЛА меняются взгляды на их
роль и место в составе оперативных формирований.
В зарубежной прессе отмечается ,что ПЛА присущи следующие качества:
скрытность действий, позволяющая выбирать время, место и способ атаки при
сохранении инициативы в от-ношении объекта удара; большая автономность, или
способность выполнять боевые задачи без пополнения запасов и смены личного
состава в течение 60-90 сут. при сохранении высокой бое-готовности;
значительные ударные возможности по уничтожению не только морских целей, но
и береговых объектов.
США. Строительство американских атомных подводных лодок началось в
1952 году с закладки ПЛА «Наутилус». Ее первый выход в море с
использованием ядерной энергетической установки состоялся в начале 1955
года. За 35 лет в США построено около 120 ПАЛ. Из низ две («Скорпион» и
«Трешер») погибли, десять выведены из состава флота, пять переданы в
резерв. Подкласс многоцелевых лодок пополнился двумя переоборудованными
ПЛАРБ типа «Этен Ал-лен», которые используются в интересах сил специальных
операций. Сейчас в боевом составе флота насчитывается 99 ПЛА.
Основу сегодняшних подводных сил общего назначения американских ВМС
составля-ют ПЛА типов «Стерджен» (37 единиц, построены в 1967-1975 годах) и
«Лос-Анджелес» (46 единиц). Последние являются наиболее современными, их
поступление в состав флота, начавше-еся во второй половине 70-х годов,
продолжается и в настоящее время со средним темпом три-четыре лодки в год.
Головной корабль («Лос-Анджелес») строился около пяти лет и вступил в строй
в конце 1976 года (к середине 1990 года построено еще 45 единиц). В
различных стадиях строительства находится еще 16 ПЛА этого типа. Стоимость
одной ПЛА около 700 млн. долла-ров (в ценах финансового 1987 года).
В соответствии с принятыми нормативами американские ПЛА до шести
месяцев в го-ду проводят вне пунктов постоянного базирования - на боевой
подготовке, на переходах и в сос-таве передовых группировок. В это же время
они могут совершить один-два длительных автоно-мных похода
продолжительностью до двух месяцев каждый. Для поддержания высокого уровня
боеготовности командование ВМС стремится повысить коэффициент оперативного
использова-ния ПЛА при снижении расходов на их содержание и сохранении
уровня безопасности эксплуа-тации. Так, еще в 1973 году принята программа
SEOC, согласно которой оперативный цикл (пе-риод между капитальными
ремонтами) для ПЛА типов «Пермит» и последующих был увеличен с 43 до 70
месяцев. Позднее (1981) этот период для кораблей типов «Стерджен» и «Лос-
Андже-лес» достиг 84 месяцев. В результате в течение всего жизненного цикла
на 17-19 % сокращается время нахождения ПЛА в ремонте и соответственно
увеличивается время пребывания в боегото-вом состоянии. Для второй
подгруппы лодок типа «Лос-Анджелес» (SSN700-718) предполагает-ся вместо
ранее запланированного 16-месячного капитального ремонта (без замены
активной зо-ны ядерного реактора) провести модернизационные работы.
В связи с увеличением межремонтных сроков на ПЛА осуществляется
аналитический контроль за техническим состоянием основных систем, а
выявленные неполадки устраняются в ходе ограниченных ремонтов.
При модернизации атомных подводных лодок командование американских
ВМС исхо-дит из того, что они будут, как правило, действовать одиночно в
водах, контролируемых против-ником. Поэтому ПЛА должны быть способны
противостоять любому виду угрозы. Планируется провести модернизацию 37
кораблей типа «Стерджен», в ходе которой намечается повысить их боевые
возможности, а затем постепенно начать выводить их из боевого состава (в
период 1997-2005 годов). Большую часть работ по модернизации
предусматривается провести в ходе плано-вых ремонтов; устанавливать
гидроакустический комплекс (ГАК) AN/BQQ-5, систему управле-ния стрельбой
Мк117, новую навигационную аппаратуру, использовать последние достижения в
области снижения шумности, повышения безопасности плавания,
ремонтопригодности аппара-туры. Все лодки типа «Стерджен» будут оснащаться
КР «Томагавк» и модернизированными торпедами Мк48 мод.5 ADCAP.
Основные направления модернизации ПЛА типа «Лос-Анджелес» (как
существующих ,так и строящихся) сводятся к следующему: оснащение начиная с
32-го корабля - SSN719 «Про-виденс» - установкой вертикального пуска (УВП)
Мк45 для 12 крылатых ракет «Томагавк» мон-таж бортовой автоматизированной
системы боевого управления (АБСУ) AN/BSY-1 начиная с 40-го корабля - SSN751
«Сан Хуан»; дооборудование для подледного плавания Арктике, в том числе
усиление ограждения выдвижных устройств, применение носовых заваливающихся
гори-зонтальных рулей (с SSN751), установка дополнительных
гидроакустических средств, устройств для постановки мин; снижение шумности
ядерной энергетической установки; применение проти-вогидроакустических
покрытий и ГАС с протяженными антеннами. Кроме того, повышение бое-вых
возможностей ПЛА связывается с оснащением крылатыми ракетами «Томагавк» и
ПКР «Гарпун» новых модификаций, торпедами Мк48 мод.5 АDCAP, а также новыми
или модернизи-рованными ПЛУР.
С 1978 года по программе ASWSOW велась разработка новой ПЛУР «Си
Ланс» (под-робнее см.: ЗВО.- 1989.- №7.- С.56-58). Однако при обсуждении
бюджета на 1991 финансовый год министерство обороны США объявило о
замораживании работ по этой программе, посколь-ку устранение вскрытых на
испытаниях опытных образцов технических проблем требует допол-нительно
около 1 млрд. долларов. В связи с этим в американской печати отмечается,
что ВМС в настоящее время прорабатывают несколько вариантов замены ПЛУР «Си
Ланс». В частности, ожидается, что можно использовать технологические
новшества, применяемые в ракете АСРОК с вертикальным пуском (VL-ASROC или
VLA) для модернизации ПЛУР САБРОК.
Наряду с реализацией намеченных мероприятий по совершенствованию
кораблей типа «Лос-Анджелес» развертывается программа строительства ПЛА
нового поколения «Сивулф». В 1988 году было выделено 213 млн. долларов на
завершение исследований по корпусу и борто-вым системам вооружения новой
ПЛА, а также 258 млн. долларов на закупку компонентов дли-тельного
изготовления. В 1989 году заключен контракт на строительство головного
корабля SSN21 «Сивулф», ввод его в боевой состав намечен на 1995 год.
Постройку второй и третьей ло-док предполагается финансировать в 1991 году,
а в дальнейшем ежегодно выделять средства на три ПЛА. Ориентировочная
стоимость строительства серии из 29 единиц составляет 32 млрд. долларов.
При разработке проекта лодок типа «Сивулф» ставилась задача добиться
качественно-го скачка - резкого повышения характеристик лодок. Во-первых,
это относится к уровню первич-ного и вторичного акустических полей, ходовым
и маневренным качествам и глубине погруже-ния. Кроме того, новая ПЛА будет
приспособлена к плаванию подо льдом, значительно увеличи-вается боекомплект
(50 единиц оружия, включая ракеты, торпеды и мины). Подводное водоиз-
мещение составит 9150 т, длина 99,4 м, диаметр корпуса 12,9 м, осадка 10,9
м. Как сообщается в зарубежной печати, перечисленные выше и другие
характеристики корабля, опубликованные во время работы над проектом, не
являются окончательными и по ходу строительства могут из-меняться.
Корпус лодок типа «Сивулф» будет короче и шире, чем у кораблей типа
«Лос-Андже-лес». Отношение его длины к ширине (7,7:1) близко к оптимальной
величине (7:1). В результате снижается гидродинамическое сопротивление, что
способствует увеличению скорости хода при заданных водоизмещении и мощности
ЯЭУ и сокращению эффективной поверхности рассеяния при отражении
гидролокационных сигналов. Кроме того, улучшается компоновка внутренних
помещений, уменьшается радиус циркуляции и повышается маневренность. При
выборе диамет-ра корпуса учитывались ограничения, связанные с
необходимостью выполнения доковых работ, а также с глубинами в акваториях
военно-морских баз и пунктов базирования лодок.
Прочный корпус и забортные системы первых лодок в серии планируется
изготавли-вать из стали марки HY-100, а в дальнейшем предполагается перейти
на новую марку HY-130. Предусматриваются также установка обтекателя
(волнореза) в нижней части ограждения выдви-жных устройств и новая форма
кормового оперения, которое включает шесть, а не четыре эле-мента.
Увеличение более чем на 2 тыс. т водоизмещения данных кораблей по сравнению
с суще-ствующими лодками типа «Лос-Анджелес» позволит внедрить результаты
НИОКР по созданию перспективных гидроакустических средств, объединению
всего электронного оборудования в единую АСБУ AN/BSY-2 (программа SubACS
[подробнее см.: ЗВО.- 1988.- №9.- С.55]), приме-нению дополнительных мер по
обесшумливанию лодки и повышению ударостойкости ее обору-дования. Глубину
погружения предполагается увеличить до 600 м, а скорость хода - до 35 уз.
Основное вооружение составят КР «томагавк», ПКР «Гарпун», торпеды Мк48
мод.5, новые или модернизированные ПЛУР.
В результате рассмотрения некоторых вариантов проекта ПЛА
Страницы: 1, 2
|