Роль, место и задачи по координации действий территориальных и функциональных органов ГО и ЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций
Содержание
I. Введение 3
II Основная часть 12
1. Задачи МЧС 12
2. Структура министерства 14
2.1. Центральный аппарат 14
2.2 Задачи и функции сил и средств МЧС 21
III. Заключение 27
Список литературы 28
Приложение 29
График 1 29
График 2 29
Таблица 1 30
Таблица 2 30
I. Введение
Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Российской
Федерации в 1998 году, показал, что их количество, несмотря на некоторое
снижение по сравнению с 1997 годом, по-прежнему, остается на высоком
уровне. Количественные показатели и динамика чрезвычайных ситуаций на
территории Российской Федерации за период 1993 - 1998 годы приведены в
приложении (графики 1 и 2).
Общее количество техногенных ЧС по сравнению с 1997 годом несколько
снизилось, что обусловлено в некоторой степени сокращением промышленного
производства, закрытием или ликвидацией целого ряда промышленных
предприятий, а также сокращением объемов перевозок. Вместе с тем, учитывая
ежегодно прогрессирующий износ основных производственных фондов, дальнейшее
падение производственной дисциплины, снижение квалификации обслуживающего
персонала, неподконтрольность некоторых предприятий и организаций надзорным
органам, вряд ли можно ожидать в ближайшие годы дальнейшего заметного
снижения количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Необходимо также подчеркнуть, что чрезвычайные ситуации техногенного
характера зачастую возникают под влиянием целого ряда природных процессов и
явлений, которые и определяют степень потенциальной опасности возникновения
чрезвычайных ситуаций. При этом, в последние годы нагрузки на инженерные
сооружения, оборудование, инженерные сети и коммуникации от природных
воздействий в ряде случаев стали значительно превышать предельно допустимые
значения, заложенные в нормативные документы, что заставляет обратить
внимание соответствующих министерств, ведомств и организаций на
необходимость пересмотра соответствующих нормативных документов.
Таким образом, без принятия действенных мер и при условии сохранения
сложной экономической и социальной ситуаций в стране, а также при условии
ввода в эксплуатацию изношенных производственных фондов наиболее вероятными
являются постепенное выравнивание динамики роста количества чрезвычайных
ситуаций и дальнейшее проявление тенденции к его увеличению.
Результаты анализа природных чрезвычайных ситуаций, имевших место на
территории Российской Федерации в 1998 году, подтвердили наличие устойчивой
тенденции увеличения их количества.
Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного
характера в 1998 году являлись:
1. увеличение антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
2. аномальные изменения некоторых параметров биосферы, атмосферы,
гидросферы и литосферы;
3. повышенная урбанизация территорий, размещение объектов хозяйственной
деятельности и населенных пунктов в зонах потенциальной природной
опасности;
4. отсутствие или неудовлетворительное состояние сооружений инженерной
защиты территорий;
5. недостаточные объемы сейсмостойкого строительства и сейсмоукрепления
ранее построенных зданий и сооружений;
6. свертывание мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение
опасных природных явлений (предупреждение градобитий, предупредительный
спуск лавин, срабатывание селевых озер, сворачивание и ликвидация
станций наблюдения и контроля за опасными природными явлениями и
процессами).
Среди чрезвычайных ситуаций природного характера наибольший прирост по
сравнению с 1997 годом имеют крупные природные пожары (более, чем в 2
раза).
Научные исследования, проведенные по заказу МЧС России, показали, что
тенденция увеличения риска чрезвычайных ситуаций природного характера на
территории Российской Федерации в ближайшее десятилетие сохранится. Помимо
общемировых причин (освоение новых территорий, повышающее подверженность
населения и хозяйства опасным природным явлениям; усложнение технологий,
повышающее их чувствительность к опасным воздействиям) это вызвано
социальными и экономическими процессами, происходящими в России в последние
годы и приведшими в конечном итоге к снижению уровня адекватной защиты и
противодействия природным опасностям.
Предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций при таких
условиях будут создаваться не столько годовым ходом развития природных
процессов, сколько реальной возможностью регионов обеспечить устойчивость
территориально-хозяйственных комплексов в целом и объектов экономики в
частности к экстремальным проявлениям природных процессов.
Опасные природные процессы, как источник чрезвычайных ситуаций, могут
прогнозироваться с очень небольшой, с точки зрения возможности проведения
превентивных мероприятий, заблаговременностью. Тем не менее можно говорить
об общих особенностях природного фона 1999 года, на котором будут
развиваться события.
В последние годы, в связи с общими тенденциями изменения климата,
отмечается потепление почти на всей территории России, за исключением
Северного Кавказа и побережья Черного моря, где наблюдается тенденция к
похолоданию. При этом наблюдается уменьшение количества осадков, особенно
существенное в теплые сезоны. Наиболее четко этот тренд прослеживается в
азиатском секторе России, где повышается опасность засух и пожаров в лесных
массивах.
В 1999 году на климатический фон будет продолжать оказывать влияние
Эль-Ниньо - глобальное циклическое явление, особенно масштабно проявившееся
в 1998 году, в связи с чем ожидается увеличение частоты неблагоприятных
краткосрочных природных явлений (периодов аномально теплой погоды и
заморозков, сильных ветров и снегопадов и т.п.). Ожидается уменьшение
повторяемости особо опасных ливневых и длительных дождей, и других особо
опасных явлений, связанных с увлажнением. Возможно увеличение, по сравнению
с 1998 годом, количества летних осадков в Северо-Западном и Центральном
районах России, Поволжье и на Урале. Уменьшение периода изменений погоды -
3-4 дня против обычных 6-7 дней - вызовет определенные трудности в
прогнозировании стихийных гидрометеорологических явлений, что скажется на
степени оперативности оповещения о них и в большой степени на возможность
прогнозирования их последствий.
Особенно актуальным становится вопрос изменений локального климата и
локальных погодных условий применительно к городским поселениям, в
особенности к крупным городским агломерациям, где независимые от
естественных погодных условий факторы трансформируют метеорологические
процессы до трудно предсказуемых проявлений. Наиболее яркий пример - ураган
в июне 1998 года в Москве. Вероятность аналогичных событий в 1999 году
увеличивается.
В целом, исходя из интегральной оценки реакции регионов на стихийные
бедствия, наиболее высокий потенциал развития чрезвычайных ситуаций
природного характера будет сохраняться в Республике Саха (Якутия),
Чукотском автономном округе, Республиках Калмыкия, Северная Осетия, Адыгея,
Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Чечня, Дагестан, в Приморском крае,
Камчатской, Амурской, Сахалинской и Мурманской областях.
Сохраняется повышенная вероятность возникновения сильных
землетрясений в некоторых районах России: на юго-восточном окончании
Камчатки и Северных Курилах с магнитудой 7,5 ± 0,5 в течение всего 1999
года; на Южных Курилах с магнитудой 7,0± 0,5 в течение конца 1998 и первой
половины 1999 года; на Восточном Кавказе и в акватории Каспийского моря в
районе г. Дербента с магнитудой 6,0± 0,5 в течение 1999 года.
В последнее время в печати появилась информация о якобы готовящемся
российскими специалистами искусственно инициированном сильном землетрясении
на Кавказе, которая не соответствует действительности и появилась,
очевидно, под влиянием прогноза о возможном сильном землетрясении на
Северном Кавказе и оценки сейсмической опасности 9 июля 1999 года, данным
Российским экспертным советом по прогнозу землетрясений.
Понятно, что в настоящее время наука не располагает такими
технологиями, которые бы позволили заранее максимально точно знать место
эпицентра сильного землетрясения и незаметно для окружающих средств
контроля разместить и запустить достаточно мощный взрывной или вибрационный
источник возбуждения очага землетрясения.
Вулканическая активность на территории Российской Федерации
предположительно останется на прежнем уровне.
Непрогнозируемые извержения возможны в случае сильных землетрясений
(М>= 7) с эпицентрами менее 150 км от вулканов.
Весеннее половодье 1998 года на территории Российской Федерации
началось в середине февраля с повышением уровня воды на реках
Калининградской области и наводнением в Краснодарском крае и Ростовской
области, а закончилось в начале июля спадом высоких уровней воды на реках
Дальневосточного региона: Чукотки и Камчатки, на реках Бурея и Амур в
пределах Амурской области и Еврейской автономной области.
В 1999 году наибольший ущерб от наводнений предположительно возможен в
Приморском крае, Сахалинской и Амурской областях, Республиках Бурятия,
Дагестан и Кабардино-Балкария, Краснодарском и Ставропольском краях,
Астраханской и Волгоградской областях.
Максимально точный прогноз гидрологического режима рек Российской
Федерации в конце года дать затруднительно, так как неизвестны основные
параметры водного баланса - запасы воды в снежном покрове, характеристика
осадков в период снеготаяния и в период от схода снега и до окончания
весеннего половодья. Поэтому прогноз весеннего половодья выполняется
Росгидрометом в конце зимы на основании сформировавшихся запасов снега. Тем
не менее, по долгосрочному прогнозу в 1999 году на европейской части
территории России в отопительный период ожидается более холодная погода (на
10С ниже) относительно многолетней нормы, а в Сибири наоборот ожидается
более теплая погода относительно нормы.
Прогнозируемые погодные условия на территории России, позволяют
сделать вывод, что ледяной покров на реках европейской части России и
Дальнего Востока будет мощнее обычного. Поэтому в случае нормальных величин
запасов воды в снежном покрове (или близких к нормальным) и при дружном
развитии весенних процессов велика вероятность формирования заторов и
интенсивных подъемов уровней воды на ряде рек этих регионов.
Опасные затопления от паводков заторного происхождения в феврале-марте
1999 года наиболее вероятны на европейской территории России: в
Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Ленинградской,
Липецкой, Московской, Новгородской, Орловской, Псковской, Ростовской,
Тверской, Тульской областях, Ставропольском крае и Республике Башкортостан,
а также на юге Сибири в Кемеровской области.
Прогноз сильных ветров и интенсивных дождей имеет кратковременную
заблаговременность (от нескольких суток до несколько часов). Сильные ветры
со скоростью свыше 20 м/сек и ливневые осадки могут наблюдаться на
территории практически всех субъектов Российской Федерации.
По сохраняющейся тенденции наибольшее количество сильных ветров
следует ожидать в период с мая по август. В 1999 году ожидается уменьшение
количества сильных ветров на северном побережье России, а на побережье
Дальнего Востока - увеличение.
В последние годы наблюдается уменьшение числа смерчей, хотя
сохраняется вероятность их возникновения на морском побережье Кавказа, в
южных и центральных районах европейской части России.
В 1999 году ожидается уменьшение количества опасных ливневых и
длительных дождей в целом по России.
В связи с возрастанием повторяемости суровых зим, имеется опасность
учащения периодов с особо опасными низкими температурами воздуха - ниже
-300 С, что повлечет за собой значительное увеличение нагрузки на
отопительные системы, а на железнодорожном транспорте могут происходить
катастрофы в результате разрушения полотна.
Исходя из ожидаемых климатических условий, с достаточной степенью
уверенности можно предположить, что в среднем по России показатели
горимости в 1999 году не превысят среднемноголетних показателей.
Однако, есть традиционно опасные регионы, пожароопасный сезон в
которых каждый год бывает напряженным.
Летнюю волну пожарной активности следует ожидать в июне и июле на Дальнем
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|