на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Подгруппа углерода

Подгруппа углерода

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

ТЕМА: ”ПОДГРУППА УГЛЕРОДА”

Опыт № 1. Получение углерода термическим разложением древесины

Оборудование и реактивы: Штатив с лапкой, спиртовка, спички, резиновые прокладки, сосуд Ландольта, пробка со вставленной в нее стеклянной трубкой, синий лакмус, химический стакан, стружки сухого дерева.

Ход работы: Одно колено сосуда Ландольта заполняют плотно сухими стружками. Закрепляют прибор в штативе. Другое колено опускают в стакан с холодной водой. Равномерно прогрев весь сосуд, сильно нагревают стружки. Из стеклянной трубки выходит белый дым, его поджигают. Во втором колене собирается желтоватая смесь, состоящая из воды и жидких органических веществ. Нагревают до тех пор стружки, пока они не обуглятся и не прекратится выделение газов. Затем дают сосуду остыть, открывают пробку и высыпают уголь. Жидкостью из второго колена сосуда Ландольта пропитывают синюю лакмусовую бумагу. Покраснение лакмусовой бумаги свидетельствует о наличии в смеси кислоты.

Рис. 22. Термическое разложение древесины.

Техника безопасности: Перед нагреванием стружек равномерно прогреть сосуд Ландольта.

Утилизация: Жидкие продукты разложения древесины поместить в нейтрализатор.

Опыт № 2. Поглощение углем растворенных веществ и газов

а) Поглощение углем газов.

Рис.23. Поглощение углем газов.

Оборудование и реактивы: Штатив с лапкой, резиновые прокладки, U-образная трубка, стеклянная банка, пробка со вставленной в нее стеклянной трубкой, резиновая трубка, раствор перманганата калия, активированный уголь, соляная кислота (конц.), перманганат калия (кристал.), шпатель.

Ход работы: В U-образную трубку наливают воду, подкрашенную раствором перманганата калия, затем закрепляют ее в лапке штатива. Стеклянную банку заполняют хлором или оксидом азота (IV). U-образную трубку соединяют газоотводными трубками герметично с банкой и окрашенными газами. Открыв пробку в банке, быстро помещают активированный уголь и вновь герметично закрывают. Склянку с углем и газом сильно встряхивают. Подкрашенная вода в одном колене U-образной трубки поднимается. Объяснить наблюдаемые явления.

Техника безопасности: 1. Проводить опыт получения токсичных окрашенных газов в вытяжном шкафу. 2. Не допускать попадание газа (Cl2, NO2) в атмосферу класса.

3. Прокалить активированный уголь в вытяжном шкафу и использовать вновь.

Утилизация: Продукты реакции после получения хлора утилизировать по схеме в теме “Галогены”. Продукты реакции после получения оксида азота (IV) утилизировать по схеме в теме “Азот” (взаимодействие меди с азотной кислотой).

б) Поглощение углем растворенных веществ.

Оборудование и реактивы: Штатив с лапкой, резиновые прокладки, хлоркальциевая трубка, химический стакан, вата, слабый раствор перманганата калия или фуксина, активированный уголь.

Рис. 24. Поглощение углем растворенных веществ.

Ход работы: Хлоркальциевую трубку заполняют последовательно слоем ваты, слоем активированного угля и слоем ваты. Хлоркальциевую трубку закрепляют в штативе и наливают в нее воду, подкрашенную раствором перманганата калия (очень слабый раствор). В подставленный химический стакан стекает чистая прозрачная вода.

Опыт № 3. Взаимодействие углекислого газа со щелочью

Оборудование и реактивы: Аппарат Киппа, цилиндр, лучинка, спички, раствор соляной кислоты (1:2), мрамор, раствор гидроксида натрия (конц.), шпатель.

Ход работы: Заряжают аппарат Киппа на получение углекислого газа. В цилиндр без носика наливают 15-20 мл концентрированного раствора гидроксида натрия и опускают газоотводную стеклянную трубку от аппарата Киппа до поверхности раствора, но не в раствор. Открывают зажим и дают сильный ток углекислого газа, чтобы быстро вытеснить весь воздух. Затем вынимают трубку из цилиндра и перекрывают ток углекислого газа. Цилиндр быстро закрывают ладонью и слегка покачивают. Углекислый газ реагирует с гидроксидом натрия. В цилиндре возникает разрежение, давление падает, ладонь плотно прижимается к отверстию цилиндра. Демонстрируют подъем цилиндра открытой ладонью руки.

Протекает химический процесс: CO2 + 2NaOH Na 2CO3 + H2O

Чтобы убедиться в образовании карбонатов, в цилиндр по стенке осторожно приливают раствор соляной кислоты. Происходит вспенивание - активное выделение углекислого газа.

Техника безопасности: 1. Не допускать попадания газа в атмосферу класса.

2. Концентрированную щелочь приливать в цилиндр под тягой. 3. Соблюдать технику безопасности при зарядке аппарата Киппа.

Рис. 25. Взаимодействие CO2 с концентрированным раствором едкого натра.

Утилизация: Отработанную соляную кислоту в аппарате Киппа утилизировать по схеме, описанной в теме: “Вода. Растворы. Основания,” VIII класс, опыт № 8. Раствор щелочи с примесью карбоната натрия использовать многократно. При значительном насыщении раствора карбонатом натрия, содержимое перенести в емкость-нейтрализатор.

Опыт № 4. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств

Оборудование и реактивы: Две пробирки, пробка со вставленной в нее газоотводной трубкой, мрамор, соляная кислота (1:5), известковая вода, разбавленный раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, лакмус, шпатель.

Ход работы: В пробирку поместить несколько кусочков мела или мрамора и прилить разбавленный раствор соляной кислоты. Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Пропустить выделившийся углекислый газ в пробирки:

а) с водой, подкрашенной раствором лакмуса;

б) с известковой водой: CO2 + Ca (OH)2 CaCO3 + H2O

в) с раствором щелочи и несколькими каплями фенолфталеина:

2NaOH + CO2 Na2CO3 + H2O

Объяснить наблюдаемые явления.

Утилизация. Перенести содержимое щелочных растворов в емкость- нейтрализатор. Содержимое пробирки-реактора утилизировать по схеме, описанной в теме: “Вода. Растворы. Основания”, VIII класс, опыт № 8.

Опыт № 5. Распознавание карбонатов

Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками, разбавленные растворы углекислого натрия, хлорида бария, нитрата серебра, азотной кислоты, соляной кислоты, мрамор, шпатель.

Ход работы: 1. В пробирку налить раствор углекислого натрия объемом 1 мл и прилить раствор хлорида бария такого же объема. Образуется белый осадок карбоната бария BaCO3.

Na2CO3 + BaCl2 BaCO3v + 2NaCl

К осадку прилить раствор соляной кислоты. Осадок растворится.

2. В пробирку налить раствор углекислого натрия объемом 1 мл и прилить несколько капель раствора нитрата серебра. Образуется осадок: Na2CO3 + 2AgNO3 = 2NaNO3 + Ag2CO3v. К осадку прилить разбавленный раствор азотной кислоты малыми порциями до полного его растворения.

Ag2CO3v + 2HNO3 2AgNO3 + H2O + CO2

3. К кусочку мела или мрамора прилить несколько капель соляной кислоты. Объяснить наблюдаемые явления и написать уравнения реакций.

Утилизация. Содержимое пробирки с соединениями бария перенести в нейтрализатор. К содержимому пробирки с соединениями серебра поднести универсальную индикаторную бумагу. Если среда сильнокислая, то раствор можно использовать повторно для обнаружения хлорид-ионов. Если среда слабокислая - использовать повторно в этом же опыте.

Опыт № 6. Ознакомление со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов

Оборудование и реактивы: Штатив с лапкой, резиновые прокладки, спиртовка, спички, пробирки, пробка со вставленной в нее газоотводной трубкой, гидрокарбонат натрия (порошок), известковая вода, шпатель.

Ход работы: Собрать прибор согласно рис. 26. Насыпать в пробирку (1/3 ее объема) гидрокарбоната натрия и закрыть пробкой с газоотводной трубкой. Закрепить пробирку в лапке штатива так, чтобы дно было выше отверстия. Опустить газоотводную трубку в пробирку с известковой водой заполненной на ј ее объема. Нагреть всю пробирку, а затем то место, где находится порошок гидрокарбоната натрия. После помутнения известковой воды продолжайте пропускать углекислый газ до растворения осадка. Пробирку с прозрачным раствором прокипятите. Выразите процессы уравнениями реакций.

Рис.26. Разложение гидрокарбоната натрия.

Техника безопасности: 1. Пробирку с гидрокарбонатом натрия закрепить так, чтобы дно было выше отверстия, т. к. в ходе реакции образуется вода. Это предотвратит ее стекание в раскаленную реакционную смесь и растрескивание пробирки. 2. Заканчивать опыт необходимо в следующем порядке:

а) удалить газоотводную трубку из пробирки с известковой водой;

б) прекратить нагревание.

Утилизация. Все растворы и остатки разложения гидрокарбоната натрия поместить в емкость-нейтрализатор.

Опыт № 7. Испытания растворов карбонатов и силикатов индикаторами

Оборудование и реактивы: Пробирки, стеклянные палочки, красный лакмус, разбавленные растворы углекислого натрия и силиката натрия.

Ход работы: В одну пробирку налить раствор углекислого натрия, в другую раствор силиката натрия объемом 1 мл. Промыть стеклянную палочку дистиллированной водой и с ее помощью перенести одну - две капли каждого раствора на красную лакмусовую бумагу. В какой цвет окрашивается лакмус? Сделайте вывод о степени гидролиза углекислого натрия и силиката натрия. Написать уравнения гидролиза указанных солей в сокращенной ионной, полной ионной и молекулярной форме.

Утилизация. Растворы солей поместить в нейтрализатор.

Опыт № 8. Получение кремневой кислоты

Оборудование и реактивы: Пробирка, стеклянная палочка, химический стакан, раствор силиката натрия, раствор соляной кислоты.

Ход работы: В пробирку к 1 мл раствора силиката натрия (разбавляют конторский клей в соотношении 1:1) приливают 0,5 мл раствора соляной кислоты (1:1). Содержимое пробирки перемешивают стеклянной палочкой. Получают гель кремневой кислоты. Надо избегать избытка соляной кислоты. При иных соотношениях растворов кислоты и соли получается золь кремневой кислоты.

Техника безопасности: Быстро вымыть пробирку с гелем кремневой кислоты, чем предотвратим ее затвердевание.

Опыт № 9. Выделение кремневой кислоты из силикатов угольной кислотой

Оборудование и реактивы: Аппарат Киппа, пробирка, химический стакан, мрамор, соляная кислота (1:2), 10 % раствор силиката натрия, шпатель.

Ход работы: Зарядить аппарат Киппа на получение углекислого газа (рис. 27). В пробирку налить раствор силиката натрия и пропустить ток углекислого газа из аппарата Киппа. Через 3-5 мин. в пробирке выпадает гель кремневой кислоты. Кремневая кислота вытесняется из раствора ее соли слабой угольной кислотой. Объясните явления и запишите уравнения реакций.

Рис. 27. Получение кремневой кислоты.

Техника безопасности: Быстро вымыть пробирку с гелем кремневой кислоты во избежание его затвердевания.

Утилизация. Содержимое пробирок в опыте № 8 и 9 сливают в раковину, в них отсутствуют токсичные вещества. Отработанную соляную кислоту в аппарате Киппа утилизируют по схеме в теме: “ Вода. Растворы. Основания.”, VIII класс, опыт № 8.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

ТЕМА: ”МЕТАЛЛЫ”

Опыт № 1. Электролиз раствора хлорида меди CuCI2

Оборудование и реактивы: Штатив с лапкой, резиновые прокладки, U-образная трубка, выпрямитель, угольные электроды, 5 % раствор хлорида меди, раствор крахмального клейстера, 5% раствор KI.

Ход работы: Опыт проводят в U-образной трубке с угольными электродами (рис. 28). В U-образную трубку наливают раствор хлорида меди, в каждое колено трубки помещают угольный электрод и герметично закрывают. Включают ток от аккумулятора или от сети через выпрямитель (U=10В). Через 2-3 мин. на катоде появляется налет меди. Пипеткой взять жидкость из анодной части U-образной трубки и добавить к ней несколько капель раствора KI и крахмала (предварительно отключить прибор от электропитания).

Рис. 28. Электролиз раствора хлорида меди.

Наблюдается изменение окраски на синий цвет. Написать уравнения процессов, объяснить наблюдаемые явления.

Техника безопасности: 1. Не допускать попадания хлора в атмосферу класса.

2. Разбирать прибор под тягой при получении больших количеств хлора.

3. С электроприбором работать, не касаясь оголенных проводов.

Утилизация. При описанной методике выполнения опыта раствор хлорида меди можно использовать многократно.

Опыт № 2. Электролиз раствора йодида калия

Оборудование и реактивы: Штатив с лапкой, резиновые прокладки, U-образная трубка, выпрямитель, угольные электроды, 5 % раствор йодида калия, крахмал, фенолфталеин.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.